Лубсандоржиев Базыр Будаевич родился в улусе Олзон в 1930 году в семье скотовода Лубсандоржо Будын из рода Улаахан Олзон (Багдаалтан) и был ребенком от четвертого брака. Базару было 6 лет, когда в 1936 году от воспаления легких умерла его мать - Ошор-Ханда. Базар остался с братом Нима-Цыреном, бабушкой Дари и отцом в дедовском доме. Дед Лубсан-Доржо - Цырен Паарайн был кузнецом в Олзоне, от него Лубсан-Доржо унаследовал дар кузнеца и плотника, умел делать кровопускание заболевшим лошадям. У Лубсан-Доржо был миниатюрный серебряный топорик, чтобы делать кровопускание людям. Эту процедуру он делал при флюсах. У Базара родной дядя - Ханда-Доржо был казаком, в гражданскую войну 1918-1920-х гг. воевал на стороне белых в Семеновском полку.
После ранения лежал в госпитале в Даурии, был привезен братом Лубсан-Доржо и похоронен дома, в Олзоне. Двое других дядей - Дашанима и Шираб погибли в Великой Отечественной войне. Дашанима выучился на ламу в Янгажинском дацане, в 1930-е годы попал в тюрьму, был сослан в ссылку, на войну призывался, видимо с места ссылки, потому что Базар не помнил, как Дашанима абга уходил на войну. Старший брат Базара - Нима-Цырен вернулся с войны с туберкулезом и через год, в 1946 году умер. Один из дядей - Бальжинима был хувараком в Янгажинском дацане, когда начались репрессии, сбежал в Верхнеудинск, воевал на фронте, после войны до 1981 года был ламой Иволгинского дацана, прожил долгую жизнь.
Мать у Базара была единственной уцелевшей дочерью Ринчина Цэбэгэй из улуса Олзон. После смерти родителей Ошор-Ханда перевезла в дом мужа имущество своих родителей, где главной ценностью были гунгарва с буддийской утварью, сделанные руками мастера - прадеда Ошор-Ханды, буддийские танки (дэлгэмэл бурхадууд). Эти буддийские ритуальные вещи до сегодняшних дней используются односельчанами для общественных молебнов. С 1960-х годов прошлого века партийная и сельская власть села дважды требовала у семьи Базара убрать из дома бурханы. Базар не захотел расстаться с наследием своих предков, хотя ламы Иволгинского дацана согласились принять бурханы. Большое гунгарва семья хранила в летнем домике, где их видели только родные да соседи. Во времена перестройки, выйдя на пенсию, Базыр Будаевич с женой Валмой Гатаповной перевезли гунгарва в большой дом.
Будучи неполным сиротой, с престарелой бабушкой и отцом, которого не взяли на войну из-за возраста, Базар учился в школе урывками, успел закончить 6 классов, когда умерла бабушка. С тех пор Базыр работал в родном колхозе, подростком был отправлен на лесозаготовки. Высоких, здоровых подростков привлекали к лесозаготовке, потому что не хватало рабочих рук. Дети настолько уставали, что рубили топором деревья, прислонившись к соседнему дереву, иногда и спали стоя. Ровесник Базыра Будаевича - Хубисхал Тугмитович рассказывал, что зимой Базыр ходил без рукавиц, потому что у него не было матери и некому было сшить ему рукавицы или связать варежки. Базыр Будаевич в 1980-е годы рассказывал, что леса тогда были очень густыми, не то что сейчас, ведь до войны не было таких крупномасштабных рубок леса.
Три года Базыр служил в армии на Сахалине. Когда престарелый отец дождался единственного оставшегося сына с армии, говорят, суровый старик заплакал. В 1955 году Базыр женился на соседке Валме. Старик Лубсан-Доржо позвал домой молодую невестку соседей и попросил сварить в большом котле бурятскую лапшу, сказал, что сегодня вечером Базыр приведет в его дом свою невесту. Времена были небогатые, люди были скромные, празднества проводили после рабочего дня, т.к. выходных у сельчан не было.
В 1957 году Базыр закончил курсы трактористов и с тех пор работал в колхозе трактористом - механизатором. Весна - пахота, весенний сев, лето - сенокос, зима - лесозаготовка, потом опять пахота и все по новой по кругу, нескончаемый труд сельского механизатора, в жару и стужу в кабине трактора. Базыр был щепетильно аккуратным в работе, приносил домой свои плуги, бороны, сенокосилку, стогомет, ремонтировал их самолично, чтобы все работало как надо. Дома у него был сарайчик с инструментами, где каждый инструмент лежал на своем месте, и этот сарайчик в семье ласково называли "хожоонхо" папы.
В 1960-м году Базыр Будаевич построил свой дом. Помогать ему приходили олзоновцы, в те времена люди помогали друг другу бескорыстно. Олзоновцы говорили, что у них не найдется дома, который не был бы построен без помощи отца Базыра Будаевича - Лубсан-Доржо, которого все звали Багхай (Бага ахай - млаший брат). Лубсан-Доржо все свободное время отдавал плотницкому делу, утром выходил из дома, заткнув за пояс свой топор. В 1950-е годы село Хурамша стало центральной усадьбой колхоза, и всем жителям из улусов Олзон, Хаал, Гильбира пришлось перекатывать свои дома в Хурамшу, или же строить новый. Лубсан-Доржо, как пенсионер, помогал всем строиться.
С 1955 года по 1978 год у Базыра Будаевича и Валмы Гатаповны родились 7 сыновей и 5 дочерей. Большую семью надо было кормить, одевать, и отцу большого семейства пришлось работать в 2 смены. После основной работы поздно вечером Базыр вывозил навоз из животноводческой фермы, домой возвращался в 10-11 часов вечера, утром в 7 часов опять шел на работу. С годами пришли разные болезни, особенно докучали больные суставы, с 40-лет не сгибался локтевой сустав правой руки, Базыр никогда никому не жаловался, тянул свой груз до конца своих дней.
В трудовой книжке Базыра Будаевича записи о награждении его грамотами и поощрениями за ударный труд занимают целых 4 страницы: Базыра Будаевича неоднократно признавали лучшим трактористом аймака, победителем социалистического соревнования. Базыр Будаевич особенно гордился наградой - званием заслуженного механизатора Бурятской АССР, которое ему присвоили в 1967 году. Он неоднократно избирался депутатом местного сельского Совета. В 1970-м году его наградили поездкой на ВДНХ в Москву. Эта поездка отца запомнилась его детям, потому что в те скудные времена отец привез из столицы обновки своим чадам, модные, импортные и очень качественные вещи. Местная учительница, которой отец тоже привез модные кожаные туфли, благодарила Базыра Будаевича, говорила что у него врожденный вкус к хорошим вещам.
Базыр Будаевич прожил достойную жизнь, честно трудился в родном селе, воспитал 12 работящих и достойных детей. Он ушел из жизни в 68 лет после продолжительной болезни, но оставил на родной земле свой след. В его большом доме по прежнему гостеприимно распахнуты двери, по прежнему слышен детский смех, по прежнему смотрят на входящих людей бурханы его предков, которых он сберег для потомков.
Комментарии