Малярова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Загустайской СОШ
Изучая дедов,
Узнаем внуков,
Изучая предков,
Узнаем самих себя.
В.О. Ключевский
Свою работу я посвятила своим прадедам – Сукневу Константину Феофановичу и Казакову Михаилу Степановичу, выходцев из маленького села Киран Кяхтинского района. А начать ее меня натолкнула одна фотография, которую я увидела у своих родителей еще в детстве. С нее на меня смотрели два молодых улыбающихся солдата. Я спросила у мамы, кто это. И она рассказала мне историю этой фотографии. Оказывается, один солдат – это отец мамы, а значит мой дед. Другой солдат – его брат, с которым они встретились случайно в городе Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. Эта встреча двух братьев оказалась последней. Мама никогда не видела своего отца, потому что когда он уходил на фронт, она должна была только родиться.
А Казаков М.С. прошел всю войну до Берлина, был летчиком, а после войны, 21 год работал в Звездном городке в конструкторском бюро вместе с С.П. Королевым. В молодые годы он увлекался лыжным спортом и стал дважды чемпионом Советского Союза среди сельских спортсменов.
Сражался мой дед под Москвой, там ранило его в голову, лечился в Алма-Атинском госпитале. Потом вновь отправился на фронт. В Новосибирске произошла незабываемая встреча, увидел Константин Феофанович шагающего по улице сержанта с авиационными эмблемами на левом рукаве. Окликнул его:
– Миша, Миша, постой!
Не обознался! Летчиком оказался двоюродный брат Михаил Степанович Казаков.
Говорили о том, о сем. Вспоминали добрым словом своих односельчан. В память об этой встрече решили сфотографироваться, не ведая, что больше их пути-дорожки не пересекутся.
Пришла «похоронка» в Киран, в которой сообщалось: «Гвардии старшина Константин Феофанович Сукнев погиб геройской смертью, защищая Родину, 15 января 1944 года под городом Псковом». (Копия прилагается)
В 1975 году мама решила разыскать могилу своего отца. Она отправила запросы в военкоматы и получила ответ, что «Сукнев К.Ф. похоронен на территории Идрицкого района ныне Псковской области». Такой ответ пришел из Калининского военного комиссариата. Затем пришел ответ с места захоронения, в котором сказано, что Сукнев К.Ф. «похоронен в лесу в двух километрах восточнее деревни Устье, а позднее перезахоронен в деревне Старицы Себежского района Псковской области. (Копии запросов прилагаются).
«Его вела по жизни лыжня из Кяхты» – так называется брошюра автора Г.Я. Галимова, мастера спорта СССР по лыжам, кандидата педагогических наук, которая рассказывает о жизненном пути брата моего деда, Казакова Михаила Степановича. Некоторые бесценные материалы взяты из нее. В.Я. Галимов пишет:
При беседе с учителями физической культуры удалось выяснить, что они не особенно интересуются традициями некогда спортивного края, который прославил Михаил Казаков, недостаточно знают историю спорта своего района и когда я спросил: «Знаете ли вы своего земляка, первого чемпиона СССР в лыжных гонках?» – никто фамилию М. Казакова не назвал. Стало как-то обидно за наше беспамятство, и тогда я решил разыскать знаменитого кяхтинца и вернуть его на забвенья. Ведь этот пример может увлечь нынешних мальчишек и дать толчок к возрождению старых спортивных традиций в наше время.
Еще учась в школе, Михаил отличался упорным характером, за что ребятишки нередко называли его «упрямым».
Но так или иначе, он поставил перед собой задачу – научиться ходить на лыжах. Это было довольно трудное занятие уже потому, что лыж в Киране не было. Да и кто бы купил мальчику такую дорогую вещь?
Одну сломанную лыжу он нашел на чердаке своего дома. Видимо, ее подобрал как-то отец. Для изготовления второй пришлось распарить в горячей воде доску старой рассохшейся бочки, потом загибать один ее конец, предварительно обструганный острым ножом. Обувью служили пьексы, изготовленные местным сапожником. Миша сам себе сшил две обмотки длиною около метра, шириною пять-шесть сантиметров. Обмотки одним концом прикреплялись к ушку, которые имелись на подъеме каждой пьексы, затем плотно обматывались вокруг ноги, немного прикрывая голенище обуви. Эти обмотки предохраняли от снега. Пример оказался заразительным и вскоре многие киранские мальчишки смастерили себе лыжи и изготовили пьексы. Появился азарт, стихийно возникали старты и своего рода маленькие соревнования. И вот тут-то Михаил не уступал никому. Научился он не только съезжать с гор, но и скользить по равнине, энергично попеременно отталкиваясь двумя палками. Однажды даже принял участие в соревнованиях в Кяхте с взрослыми школьниками, и хотя до финиша добрался последним, но с дистанции не сошел. «Упрямый» Миша еще не раз доказал свое упорство.
23 февраля 1940 года спортивная Москва тепло встречала лыжников из Бурят-Монголии. В команде был и Михаил Казаков.
Соревнования проходили в Филях, на территории Парка культур и отдыха.
Михаил Казаков не надеялся на большой успех, так как стояла очень теплая весенняя погода, и было трудно подобрать мазь. Однако он не унывал, где-то в глубине души теплилась надежда: «Авось не ударю лицом в грязь». Эта надежда вселяла в него уверенность, бодрость духа и хорошее настроение. Но вот подошло и время старта.
И пришел его звездный час. Даже как-то не верилось, что этот мальчишка из далекого забайкальского села, проявив волю, настойчивость, раскрыв свои способности, прошел этот трудный путь от новичка до чемпиона СССР.
Михаилу Казакову вручили два жетона и грамоты Комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР. Счастливый победитель не собирался почивать на лаврах. Он готовился служить в Красной Армии и хорошо понимал, что лыжный спорт будет ему хорошим подспорьем. Он собирался более серьезно заняться лыжными гонками. Но жизнь распорядилась по-своему.
В 1940 году Михаил закончил Кяхтинский сельскохозяйственный техникум. Война застала его курсантом Иркутского военного авиационного технического училища. В 1941 году состоялся досрочный выпуск курсантов этого учебного заведения, Михаил по специальности «техник-механик по самолетам и двигателям начал службу в 19-м авиационном полку.
Позднее был переведен в Красноярск, откуда перегоняли американские самолеты в Иваново. Везде, где выпадало свободное время, занимался физическими упражнениями, и это во многом способствовало выполнению боевых заданий. Закаленный спортом организм позволял легче переносить условия фронтовой обстановки, а порой и спасал жизнь. «Мы перегоняли американский «Бостон А-20» на новое место назначения, – вспоминает Михаил Степанович. – Я находился во второй пилотской кабине. Вдруг моторы заглохли и самолет стал резко снижаться. Пилот дал команду покинуть машину. Я вылез из кабины и пригнул, но стропами парашюта зацепился за ствол пулемета. Так и болтался между небом и землей. Но когда я понял, что помощи ждать не от кого, напряг все силы и по стропам снова поднялся на одних руках в кабину. В это время летчик смог открыть кран наполненных бензобаков, и недалеко от земли снова заработали двигатели».
А в жизни было много подобных ситуаций, когда выручала физическая закалка.
Инженер-подполковник запаса М.С Казаков прошел боевой путь от Харькова до Берлина. Приходилось обслуживать самолеты: ЯК-9, ЯК-9У, АЭРОКОБРЫ-Р-39 и другие.
«Много раз, – вспоминает Михаил Степанович, – приходилось обслуживать по 7-8 вылетов в день, и всегда с поставленной задачей справлялся отлично. Часто приходилось работать под огнем противника. В Польше, помнится, был такой эпизод, когда аэродрому, где базировались самолеты полка, угрожала опасность. Танки противника вели обстрел аэродрома с расстояния три километра. Летный состав занял круговую оборону для отражения немецкой пехоты, обеспечив, таким образом, вывод техники из-под обстрела».
Самолеты, обслуживаемые М.С Казаковым, в годы войны никогда не подводили в воздухе, и летчики успешно справлялись с поставленными задачами. Несколько орденов «Красной Звезды», и много медалей, в том числе, «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги» свидетельствуют о самоотверженном труде офицера М.С Казакова в годы Великой Отечественной войны.
Горячая любовь к технике, увлечение военным делом определили его дальнейшую судьбу. Он остался в армии. Работая на должностях техника самолета, техника звена, инженера эскадрильи, начальником технической эксплуатационной части, М.С Казаков всегда находился в числе лучших офицеров.
После войны Михаил Степанович служил в Харькове, Самарканде, Баку, Архангельске. Затем 21 год проработал начальником цеха Центрального научно-исследовательского института машиностроения. В рабочей обстановке часто встречался с создателем космических кораблей С.П Королевым.
«В 1972 году я была в гостях у дяди Миши. Он так был рад моему приезду. Мы целую ночь проговорили: дядя Миша расспрашивал о далекой Родине, вспоминал односельчан, родных, и, конечно, много говорили об отце. А потом гуляли по Звездному городку. Дядя Миша говорил, что он напоминает ему Кяхту. Он очень скучал по Родине, но его непростая служба, да и возраст не позволяли бывать часто. О работе он не говорил, а я понимала, что служба его секретная». (Из воспоминаний Кожиной В.К., племянницы Казакова М.С.)
И вот я сижу в уютной квартире Михаила Степановича в Калининграде (Московской области), на улице Космонавтов, и он вспоминает годы своей юности, которые он провел в Кяхте, и весь свой жизненный путь, богатый незабываемыми событиями. (Из воспоминаний Г.Я. Галимова, мастера спорта СССР по лыжам, кандидата педагогических наук).
Заключение
Возвращаясь к фотографии, с которой началась моя работа, я подумала, что эта случайная встреча двух братьев оказалась последней. Но один из них, мой дед навсегда остался молодым. А вот фотография Казакова М.С., на которой ему 70 лет. Здесь он напоминает мне былинного богатыря, с седой окладистой бородой, только вместо кольчуги ордена и медали. Но все те же глаза, которые смотрят на меня с фотографии почти семидесятилетней давности.
Недавно я узнала о замечательной традиции. В селе Усть-Киран, на родине моих дедов, организован ежегодный лыжный пробег, посвященный памяти Казакова М.С., дважды чемпиона СССР по лыжным гонкам ДСО «Урожай».
Я горжусь тем, что мои деды вписали историю моей семьи в историю страны. Такими были мои деды…
Список использованной литературы
Галимов Г.Я. Его вела по жизни лыжня из Кяхты. Улан-Удэ, 1992 г.
Статьи из районной газеты «Ленинское знамя», г. Кяхта
Материалы Краеведческого музея имени Обручева, г. Кяхта
Комментарии