Галдан Ленхобоевич Ленхобоев
Рецепты долголетия по Галдану Ленхобоеву
Ярким примером синтеза бурятской народной и тибетской медицины является творческое наследие лекаря Галдана Ленхобоева, сотрудника Бурятского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР. На протяжении всей своей жизни он проповедовал идею духовного и физического развития человека в гармонии с окружающим миром.
Галдан Ленхобоевич родился в 1907 году в бурятской деревне Олзон. Его пристроили помощником к эмчи–ламе в дацан, а затем пригласили учиться в дацанскую школу.
По воспоминаниям самого Г. Ленхобоева (Хван Д. Г., 2003), записывать лекции, делать какие–нибудь пометки не разрешалось – всё надо было только запоминать. Будущие эмчи–ламы собирали и учились различать огромное количество видов животного сырья (желчь, сало, кожу, рога и тому подобное), минералов и растений. О каждом растении нужно было помнить всё: в какой месяц, в какой день, по росе или после захода солнца нужно его срезать или срывать, не путая целебные свойства корня, стебля, листьев, цветов и плодов.
Вскоре Галдан был отобран для обучения самому редкому искусству – пульсовой диагностике. Считалось, что этим искусством способны овладеть только художественно одарённые дети.
Используя свои знания, практический опыт, Г.Ленхобоев написал несколько брошюр о тибетской медицине.
Интересна трактовка Г.Ленхобоевым некоторых основополагающих терминов тибетской медицины: ветра ( рлунг – по-тибетски), желчи (мкхрис), слизи (бад–ган). Названия рлунг и мкхрис Г. Ленхобоев даёт в переводе на бурятский язык. По его мнению, рлунг – это « хии» (в переводе «газ»), мхкрис – « шара» (желчь). Термин «бад–ган» он пишет в бурятской транскрипции – « бадаган».
«Хии», «шара», «бадаган» находятся между собой в сложных отношениях: расстройства «шара» или «бадаган» вызывает расстройство «хии», а расстройство «хии» порождает болезни как «шара», так и «бадаган». Если ни один из них не расстроен или расстройство одного не вызывает расстройства другого, то нет никаких оснований для лечебных вмешательств, поскольку организм по существу здоров. Заболевание имеет место только тогда, когда «хии», «шара», «бадаган» совмещены друг с другом: «хии» с «шара», «шара» с «бадаган», «хии» с «бадаган» или все три вместе. Далее, «хии», «шара» и «бадаган» подразделяются на «холодные» и «тёплые» виды.
Наличие «холодных» элементов в организме, прежде всего в крови, указывает на начало какого–то заболевания человека, так как при рождении здоровый организм содержит в себе только «тёплые» элементы. В наше время у большинства людей организм «охлаждён». Основной причиной такого явления, считает Галдан Ленхобоев, является однообразный, стандартный подход к пище, одежде, лекарству, без учёта географических, климатических условий проживания человека, его возрастных, национальных особенностей.
Сбором лекарственных трав Ленхобоев занимался постоянно. Лекарства, составленные им, представляли собой многосоставную смесь продуктов самого различного происхождения, количество компонентов насчитывалось более 1000 . Им собраны и переданы для исследования около двухсот образцов лекарственного сырья Сибири. Сырьё делилось на ТАН (заваривают) и ТАЛХАН ЭМ (запивают). Например, по сведениям информаторов, для лечения почечного ХИИ он рекомендовал талхан эм № 24,тан № 28, для лечения остеохондроза, ревматизма - №27. Для лечения артрита и артроза предлагал принимать ванны 5 аршанов, используя 5 видов трав (можжевельника, зэргэнэ и т.д.). Диагноз врачей и данные его пульсовой диагностики практически всегда совпадали.
Большое значение в бурятской народной медицине придавалось лечебному питанию. Г.Ленхобоев в препринте 220 так кратко классифицировал продукты питания по содержанию «холодных», «тёплых», и «средних» элементов:
- вода содержит «холодные» элементы;
- пища минерального содержания (поваренная соль, красная соль (царская), солонцы) содержит «тёплые» элементы;
- пища растительного происхождения (пшеница, овёс, чёрный ячмень, красный и чёрный перец, мак, кориандр, горчица, имбирь, бадьян, укроп, чеснок, лук репчатый и зелёный, корица, редька) содержат «тёплые элементы»;
-голубая ярица, горох, картофель, морковь, помидоры, огурцы, арбуз, тыква, редиска содержат «средние» элементы.
К винам, содержащим «тёплые» элементы, относятся пшеничная водка, молочное вино (особенно из овечьего молока), анисовая и перцовая настойки. Эти вина и настойки успокаивают ХИИ, а водка из овечьего молока является лечебным средством от ХИИ, появившегося на почве «охлаждения» крови.
Автор рекомендует следующий способ приготовления бульона из бараньих лыток: бараньи лытки заливают водой (один стакан воды на одну пару костей) и варим в течение 5-15 минут, посолить по вкусу. Одну пару костей можно варить 3-4 раза. Стакан такого бульона снимает лёгкое головокружение, бессоницу, шум в ушах. Суп хорхог (сборный): в деревянную посуду кладут кусочки свежей баранины, по кусочку от каждой кости, от всех внутренних органов и заливают водой, подсаливают, после этого кладут в посуду с таким набором мяса 9 раскалённых докрасна маленьких камней, плотно закрывают крышкой эту посуду и доводят до кипения. Такой суп является одним из многих народных средств лечения бурятов.
Одежда должна соответствовать климату, погоде, временам года. За последние годы люди стали чаще страдать ревматизмом, воспалением почек и болезнями сердца. Одной из причин является «переохлаждение» ног и поясницы из-за короткой одежды, капроновых чулок, обуви на высоких каблуках.
Абсолютно безвредна одежда из овечьей шерсти. Шерсть передаёт организму «тёплые» элементы, впитывает влагу. Мясо, кровь, кожа, волосы, шерсть животных содержат элементы соответствующего животного и способны передавать (возбуждать) у других те же элементы. Если положить под голову шкуру из лося или из оленя, то будет болеть голова, т. к. шкура содержит «холодные» элементы.
Рецепты и полезные советы Г. Ленхобоева по поддержанию и сохранению здоровья ради долгой и счастливой жизни выдержаны в духе основных канонов тибетской медицины. Эти советы просты, продиктованы не только теоретическими знаниями, но и богатейшим опытом талантливого народного лекаря.
- Бережное отношение к своему здоровью является обязанностью каждого человека.
- Состояние здоровья человека во многом зависит от его образа жизни, от его поведения, и болезни его находятся в тесной связи с « тремя пороками»: невежеством, похотливостью и злостью. Человек, стремящийся прожить без труда, лёгкой жизнью, никогда не будет духовно и физически здоровым.
- Необходимо воспитывать в себе проворство, подвижность, приучаться к посильной физической работе. Слишком тяжёлая работа, и, наоборот, слишком лёгкая работа, чрезмерно бережливое отношение к себе, так же как и небрежное, при здоровом организме – несовместимые обстоятельства.
- Не рекомендуется спать слишком много, так как чрезмерный сон расслабляет мышцы, вызывает слабость организма. Дневной сон не приносит телу пользу.
- Полезно лазать по высоким горам, пить воду из горных ручьёв, собирать полевые цветы, дышать свежим воздухом.
- Нельзя допускать быстрого, внезапного перегревания или переохлаждения тела. Этому могут способствовать ходьба по горячей земле или песку, долгое загорание под жарким солнцем, купание в холодной воде в жаркий день, сидение на холодной влажной земле или камнях на сквозняке.
- Рекомендуется следить за погодой и одеваться в соответствии с ней. Хронические, скрытые болезни обостряются весной и осенью, но они появляются не из–за суровых морозов, а от « перегревания» организма, а затем внезапного его «охлаждения».
- Рекомендуется питаться таким образом, чтобы сохранить в организме равновесие «элементов», не допускать чрезмерного его охлаждения.
Если выработать указанные навыки в поведении, то можно прожить до глубокой старости, не испытывая недугов и болезней. Однако в современных условиях, считает Ленхобоев, люди редко доживают до глубокой старости по причине всё увеличивающегося травматизма, бытовых неурядиц, людского коварства и элементарного невежества.
Познакомившись с жизнью и творчеством по его трудам и воспоминаниям современников, не перестаём удивляться таланту, мудрости нашего земляка. Таким образом, чтобы достичь долголетия, необходимо поддерживать в организме «тёплые» элементы, правильно подбирая пищу, одежду, физически совершенствоваться, содержать в чистоте не только свой дом, окружающую среду, но и свою душу.
Комментарии