Самым знаменитым улигершином Хурамши был Будажапов Чимит Убшаевич (1885-1968). Он родился в 1885 году в местности Хамнай. В то далекое время Чимит не учился грамоте , но сам научился рассказывать легенды, сказки.Много талантов было у этого человека: в селах своей долины выполнял отделочные строительные работы, необычайной красотой и прочностью отличаются выполненные им музыкальные инструменты, посуда, шахматы. Чимит Убшаевич прекрасно исполнял бурятские народные песни, был художником, играл в шахматы. Продолжая традиции своих земляков-олзонцев в возведении буддийских дацанов, и будучи искусным дарханом , Чимит Убшаевич Будажапов принимал активное участие в строительстве Чойра дугана и Деважин дугана в Янгажинском дацане в 1904-1905 годах, а также в строительстве нового Деважин дугана в 1911 году.
Был лично знаком с XII Пандито хамбо ламой Даша Доржо Итигэловым, драгоценное тело которого покоилось на земле наших предков. Великий Учитель смог через 75 лет явить свое нетленное тело взору своих последователей . чтобы напомнить о нашей бренности, непостоянстве и смерти, о великой силе Учения Будды. В 1944 году Чимит Убшаевич стал участником республиканского слета сказателей, где удостоился первого места за исполнение улигера « Алтан шагай Мэргэн». Ему был вручен ценный по тем временам подарок – медный чайник. Сразу после слета фольклорист Аполлон Шадаев перенес на бумагу сказание Чимита Убшаевича «Алтан шагай Мэргэн». В 1945 году собиратель С.П.Балдаев со слов нашего улигершина записал сказание «Баян Боролзой Баатар» и включил его в свою книгу «Буряад арадай аман зохёлой туубэри», выпущенную в 1960 году. Талант сказателя передался внуку – Ивану Лубсанцыреновичу Дабаеву. Всю свою жизнь он проработал в родном совхозе трактористом, воспитал и вырастил пятерых детей.
Иван Лубсанцыренович – единственный из внуков, кто исполняет сказки, песни знаменитого дедушки под собственный аккомпанемент народного инструмента – хуур. Он один из немногих, кто сейчас знает и исполняет отрывки из «Гэсэра», сказки, поет «Прославление коня - победителя», «Прславление борца- победителя», «Прославление победителя - лучника». Его исполнительским мастерством восхищались не только земляки, но и гости из Италии, Америки, Финляндии, Монголии, которые посетили нашу Хурамшу. В июле 1995 года Иван Лубсанцыренович принял приглашение для участия в международном фольклорном фестивале празднования 1000-летия бурятского народного улигера-эпоса «Абай Гэсэр» и занял 3 место в конкурсе улигершинов – сказителей.
В 1997 году стал участником открытого республиканского праздника – конкурса улигершинов, посвященного 120-летию выдающегося сказителя-гэсэрчина Папы Тушемилова. Профессор–фольклорист Даши–Нима Дугаров в своем благодарственном письме писал: « Ваше высокое исполнительское мастерство, глубокое знание устного поэтического наследия покоряют и вызывают искреннее уважениеи восхищение. Пусть ваш неиссякаемый талант и мастерство долго служат народу, поднимаясь на новые ступени совершенства ». Дабаев Иван Лубсанцыренович был удостоен диплома 1 степени за вклад в развитии исполнительского мастерства этнических традиций бурятского этноса и в связи с 105-летием сказителя А.Тороева, 115-летием гэсэршина П.Дмитриева. «hайн хунай хэрэг мунхэрдэг» - гэжэ буряад зоной сэсэн угэ холуур ошоогуй. Чимит баабайн ульгэрнуууд уеын уедэ зоной дунда мунхэ наhа наhaлхал! Арадай Баатар Боролзой тухай ульгэр шагнаяа!
Эртын урда сагта
Сун ехэ далайн
Шалбааг байха сагта,
Сумбэр ехэ уулын
Болдог байха сагта,
Далай ехэ ламын
Балшар байха сагта,
Захын загзагар модоной
Сагдуул байха сагта,
Загал улаан гуроосэнэй
Инзаган байха сагта,
Баруун баруун хойно, зуун зуун хойно
Газар эзэлэн турэсэн
Баян Боролзой гэжэ
Баатар хубуун турэсэн юм гэнаа…
Иэмдэгын хадаа:
…Далан юсэн тобшотой,
Дандаа ясан хуягтай.
Хужэ тумэр гутал хуулдоо умдэсэн
Хубуун турэсэн юм гэнаа...
Учеником Чимита Убшаевича Будажапова был и Даши Шагжиевич Доржиев (1905-1993). На всех общественных мероприятиях и праздниках в школе, в селе, в районе сказитель был почетным гостем и не раз исполнял «Прославление коня-победителя». Хорошо он знал бурятские свадебные обряды, благопожелания. Клавдия Даржиевна Басаева, этнограф, кандидат исторических наук записала со слов Даши Шагжиевича о современных свадебных обрядах селенгинских бурят и включила в свою книгу «Семья и брак у бурят». Традиция в торжественных случаях обращаться к поэтическим формам народной речи, потребность выражать свои чувства особым, то есть стихотворным размером как наиболее звучным, красочным, поэтическим, необычайно сильна и в современном быту, и особенно ярко проявляется в свадебных и других семейных празднествах. Даши Шагжиевич был тем человеком, который мог с достоинством выдержать эти требования традиции, как народный поэт, как знаток народной стихотворной культуры гостям и односельчанам увлекательно рассказывал о родной земле:
Наша прекрасная родина,
Место, где мы родились,
Расположено у изгибов горы Ноен,
У подножия горы Хатан.
На правом берегу Баян гол,
У острогов богатого Хангая.
Глубокий, вытянутый на юг
Байкал – наш хозяин,
Улус наш – отец Хурамша.
Yндэр тэнгэриин заяагаар
Yлгэн дэлхэйн ургэмжѳѳр
Хурьhэтэ алтан дэлхэйе
Хундэлэн урдаhан
Баян сагаан Сэлэнгын хойморто
Табан амтата аршаанаар суршэгдэhэн
Оронгын зуун табсан дээрэ
Чингис Богдын обоо тушэлгэтэй
Шэнэhэтэ Баабай ургэлтэй
Этигэлэй хамбаhаа уршоолтэй
Хатан уулын хаяагаар
Ноён уулын нугархайгаар
Баруун урагшаа урдаhан
Бардам урасхалта Баян-Голой
Баруун зуун эрьеэр
Бадма Ленхобо сэсэгээр бурхоогдэhэн
Бадаран тобойжо ургаhан
Баабай Хурамша нютагайнгаа
Бата соло дуудаял.
Средь лесистых отрогов Хамар – Дабана, в долинах рек Баян гол и Оронгой расположилась живописная местность – Гильбира. Главное богатство – это наши люди. Говорят, что человек без прошлого, что дерево без корней. Уходят в мир иной носители самых ценных знаний о прошедших событиях, часто не оставляя после себя мемуаров, воспоминаний. И долг каждого из нас – узнать об улигершинах от близких и родственников, записать произведения, которые они исполняли, собрать и сохранить для извлечения всего ценного для будущих поколений.
Комментарии