Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Цырен-Дулмы Дондокова

18 февраля 2012
Цырен-Дулмы Дондокова
Цырен-Дулмы Дондокова

Интересен и насыщен жизненный и творческий путь первой бурятской поэтессы Цырен-Дулмы Дондоковой.

 

Уроженка улуса Байсын-Эбыр, что в 3 км. от с. Додо-Онинское, комсомолка 20-х годов, после окончания педтехникума едет учительствовать в Читинскую область. За хорошую общественную и педагогическую работу была удостоена премии ЦК ВЦСПС и наркомпроса  СССР. Н.К.

 

Крупская персонально поздравила сельскую учительницу. В историю бурятской литературы Ц.-Д. Дондокова вошла как поэт лирического плана.

 

В 1933 г. публикуется её первое стихотворение. С 1940 по 1948 работает редактором учебной литературы в Бурятском книжном издательстве. В 1946 г. выпускает сборник  лирических стихов "Две любви".

В последующие годы выходят сборники стихов "Веление сердца" (1959), "Девушка с Байкала" (1963), "Коралловый браслет" (1975).

 

Ц.-Д. Дондокова - автор многих поэтических сборников, вышедших в Улан-Удэ и в Москве. Её пьесы (в соавторстве с Ф. Сахировым) были поставлены на сцене Бурятского театра драмы. Ц.-Д. Дондокова перевела на бурятский язык много произведений русской и советской классики, принимала деятельное участие в составлении учебников по родной литературе.

 

О тяжелой доле бурятки в прошлом пишет поэтесса в своей поэме "Шулуунууд дуулана" ("Камни поют"). Большая поэма из 4 глав построена на историческом и биографическом материалах. Основой  I главы послужили исторические песни о семи каменных курганах в Хоринских степях, построенных по велению деспотичного хоринского тайши Дамба-Дугара Иринцеева 200 лет назад.

 

Курганы были сложены из камней силами женщин, согнанных со всех концов хоринского ведомства. Немые каменные памятники повествуют о великих мучениях, страданиях и гибели подневольных рабынь-строителей.

 

Шулуунууд дуулана,

Шулуунууд шуухираа

Эжынэрэй шэнгээhэн

Долоон хохир шулуунууд

Домог дуулана гашунууд…


Приезжая на родину, подходя к этим местам, поэтесса как бы слышит стоны и плач этих женщин, когда ветер свистит в расщелинах камней. Желание правдиво рассказать о судьбе бурятской женщины привело её к замыслу поэмы "Наша девушка" (1972г.).

 

Судьба подарила ей встречу с женщиной-землячкой из хоринской степи чабанкой Зоей Жамсарановой, которая была депутатом Верховного Совета СССР. Сейчас она живет в родном селе, находится на заслуженном отдыхе. Поэма интересна тем, что написана в стихах и прозе.

 

Начинается поэма с описания родных мест, с красивого описания зимы.

 

"Я родом из Хоринска. Люблю свою родину, особенно её зимы. Зима у нас ровная, пышная, белая. А морозы - бородатые, колючие, розоволицые. Вьюга бежит,  бежит по степи, и вдруг раскинет руки и взовьется в небеса… Хороша  у нас зима! Весел и затейлив наш мороз! Зимой… один ключ Хаара Усан - Черная вода - не засыпает. Черная вода в нем, а какая ясная, чистая, наверно, потому, что родная она…!".


Далее поэтесса пишет о том, как они приближаются к третьему отделению совхоза "Анинский". Приехали познакомиться с  Зоей Жамсарановой. Чабанка взяла обязательство получать сто ягнят от ста овцематок.

 

Дается портрет Зои:

Как смелы крылья бровей!

Коса, лоснясь и чернея,

Кипит как горный ручей,

И лезвий кинжальных острее

Взгляд узких степных очей.


Зоя скромна, не многословна, незаметна. "Комсомолка Жамсаранова в свои 28 лет хорошо знает жизнь тружеников села, она участница юбилейного пленума ЦК ВЛКСМ" - так писали о ней в районной газете "Удинская новь".

 

"Долгая дорога, словно длинный кнутик, подстегивает ленивую память". И вспоминаются поэтессе родные места. "Позади осталась Красная Ганга, позади - священная гора хоринских бурят. А вот и гора Анастасьин-толгой.

А солнце идет, растёт,

Стоит над седой Настасьей, И та юнеет, цветет,

Пьянея от синего счастья".


Есть в поэме "Наша девушка" описание приготовления национального кушанья бурят - бууз (поз).

 

"Зоя начинает щипать тесто для поз. А её подруга начинает тонкими ломтями строгать мясо: старинный обычай требует, чтобы начинка приготовлялась не на мясорубке, а ножом и руками, тогда мясо сохраняет свою сочность, свой аромат.


Не долго блаженствовать  им - вынесут девушки позы в холодные сени, окаменеют они на холоде, сожмутся и затвердеют, словно степные воробьи, убитые жестоким морозом… Но явится гость - и внесут их опять в тепло, и посадят их в горячий пар - опять станут они пышными, нежными! Не зря ведь вложили в них девушки тепло своих быстрых пальцев и свое жаркое дыхание, и радостный смех ожидания…".


Какое подробное, красочное описание, прекрасное знание бурятской кухни! Сама поэтесса в детстве пасла чужих овец, чтобы заработать себе на новое платье. Много общего в судьбе этих двух женщин. Цырен-Дулму Дондокову с полным правом можно считать певцом счастливой жизни современной бурятки.

 

Цырен-Дулма Дондокова прожила долгую жизнь, умерла она в 2001 г. в возрасте 90 лет. Она была членом Союза писателей СССР, народная поэтесса, лауреат Государственной премии Бурятии, Заслуженный работник культуры Бурятии и России, кавалер ордена "Знак Почета". Её имя навечно вписано золотыми буквами в летопиь Хоринского района и Бурятии.

 

 

Автор: Гармаева Т.Ф.

Автор: Moderator
Просмотров: 10729

Дополнения

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -