«Бато прекрасный пластик, очень собственный и очень бурятский, а значит и подлинный и всеобщий»
До своих пятидесяти лет наш земляк, талантливый художник Бато Дашицыренов не дожил всего пять месяцев. Он находился в полном расцвете жизненных и творческих сил, но, по всей видимости, перетрудился – жадно работал, было много замыслов и планов.
Он закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств им. И.Е.Репина, отделение театральной живописи. После окончания учебы в 1995 году стал главным художником Бурятского государственного академического театра оперы и балета.
В 2000 вернулся в Санкт-Петербург. Пригласить главным художником своего художественно-производственного комбината Мариинский театр мог только очень талантливого человека.
Оформлял спектакли «Дама с камелиями», «Фауст», «Жар-птица». В 2006 году стал руководителем скульптурных мастерских театра. Последние два года были плодотворными в Маринке, как художник-постановщик он работал над балетными спектаклями «Шурале», «Петрушка», «Спартак», премьера последнего состоялась в конце июня этого года.
Творческое сотрудничество продолжалось у него с Бурятским академическим театром драмы им. Х.Намсараева – два года назад он создал сценографию мюзикла «Танец орла». В этом году планировалась работа над дипломным спектаклем «Мещане» Горького в этом театре.
Его учитель, известный художник театра Эдуард Кочергин о творчестве своего ученика сказал: «Бато прекрасный пластик, очень собственный и очень бурятский, а значит и подлинный и всеобщий».
Находясь вдали от родины, он не утратил сокровенной связи с ней. Все его творчество пронизано ее духом. Он не ограничил себя узкими профессиональными рамками. Он создавал также живописные, графические и скульптурные работы. Как художнику ему удалось выработать свой очень своеобразный почерк и найти собственный неповторимый стиль.
Очень жаль, что при его жизни наш бурятский зритель не имел возможности побывать на его выставке. Хотя его небольшие персональные выставки проходили в Санкт-Петербурге и в Иркутске, свою встречу на родине Бато хотел подготовить основательно. Выставка Бато Дашицыренова планировалась в Улан-Удэ к его юбилею. Действительно, планов у художника было громадье. Галерея «Ханхалаев» не работает со случайными художниками – были задуманы совместные проекты.
Летом 2010 года в его мастерской в Санкт-Петербурге побывала директор нашего художественного музея им. Ц.Сампилова Татьяна Бороноева, которая работала с художником, изучала его творчество. «Бато был на подъеме, полон вдохновения, горел, - вспоминает она. – Он сделал очень много новых работ, предстояло отливать скульптуры, было много задумок».
О его творчестве будет напоминать памятник жертвам политических репрессий в Улан-Удэ, созданный в соавторстве с известным скульптором Вячеславом Бухаевым.. В этом же творческом тандеме столице республики для установки на площади перед гостиницей «Бурятия» была предложена скульптурная композиция «Шагай» - может, этот проект найдет свое воплощение. В 2005 году в рамках празднования Санкт-Петербургского буддийского храма им была оформлена мемориальная доска памяти Пандито Хамбо Ламы Итигэлова.
Творчество Бато Дашицыренова обращено к богатому наследию своего народа. Создаваемые им образы ассоциативно связаны с тенгрианскими и шаманскими культами предков, художественные формы его работ напоминают изваяния на ритуальных погребениях древних племен. Очень хочется надеяться, что мы все же увидим произведения художника на выставке в нашем городе.
Серафима Очирова
Комментарии