МНОГИМИ ТАЛАНТАМИ ОДАРЕН ЧЕЛОВЕК
Гильбиринская долина находится в прекрасном уголке Бурятии. Мы полагаем, что благодаря своему местонахождению, которое богато многими природными достопримечательностями, в нашем краю велика тяга его жителей к прекрасному, к искусству. Здесь рождаются талантливые люди. Наши предки «олзоной дархашуул» («олзонские умельцы»): мастера, чеканщики, кузнецы - славились на всю республику, их приглашали строить и украшать дацаны и дома.
На этой земле родились первый театровед Бурятии Доржи Ленхобоев, мастер народно-прикладного искусства, член Союза художников СССР, поэт Галдан Ленхобоев, народный поэт Бурятии Алексей Бадаев, заслуженный художник России Доржи Пурбуев, заслуженная артистка России Сурена Дашицыренова, драматург Бимба Галсанов, поэт Любовь Намжилон, художник Мариинского театра Бато Дашицыренов.... Многогранна творческая деятельность и Владимира Запханова, режиссёра, актёра, драматурга, автора песен, продюсера, музыканта, поэта, фольклориста, краеведа, создателя Гильбиринского народного театра.
Владимир Самажапович является моим дедушкой, с самого своего рождения я проживаю вместе с ним и бабушкой. Сама с 5 лет участвую в спектаклях народного театра, вечерах, гастролях по Иволгинскому, Мухоршибирскому и другим районам. Продолжая дело деда, я участвовала в съёмках клипа Лудупа Очирова «Эгэшэмни» в 2008 году. В будущем я мечтаю работать актрисой театра и кино.
Владимир Запханов родился в селе Гильбира в местности Хал в 1947 году, что находится недалёко от села Хурамша. Его род берёт начало от старинного казачьего сословия. Дед, станичник Янгажинского прихода, участник русско-японской войны, служил на границе с Монголией. Владимира воспитывала бабушка. Она очень любила рассказывать старинные сказания, улигеры. Неудивительно, что внук стал настоящим любителем и знатоком языка, фольклора, обычаев и традиций народа. В трудные послевоенные годы его детство было таким же, как у всех его сверстников.
В 1954 году он пошёл в школу в Хурамше. Будучи школьником, играл в духовом оркестре под руководством Ивана Михайловича Фенева. В 1963 году ученик 9 класса Владимир Запханов стал руководителем оркестра в связи с отъездом Ивана Михайловича. С 9 класса вёл драматический кружок.
После окончания Оронгойской средней школы он был принят в Государственный бурятский театр драмы в качестве артиста вспомогательного состава, где азы актёрского мастерства и режиссуры проходил под руководством главного режиссёра театра Фёдора Семёновича Сахирова, народного артиста России. Его наставниками были мастера бурятской театральной школы старшего поколения: народная артистка СССР Марина Николаевна Степанова, Буянто Григорьевич Аюшин, Сундэп Бимбаевич Рапсалов, Санжи Ринчинович Аранжуров и другие артисты. Вместе с ним обучалась будущая звезда театра Марта Цыреновна Зориктуева.
В 1967 году по семейным обстоятельствам Владимир Самажапович вынужден был оставить театр и устроиться в Гильбиринский дом культуры заведующим. С перерывами много лет он проработал директором клуба, учителем музыки в родной школе, режиссёром народного театра. Он щедро делится с земляками своими обширными знаниями и богатым опытом. Позже он заочно окончил Бурятское культурно-просветительское училище и Восточно-Сибирский Государственный институт культуры.
Когда Владимир Запханов начал работать в клубе, сразу вместе со старшеклассниками и молодыми учителями организовал драматический кружок. Четверо молодых людей – Владимир Запханов, Бимба Галсанов, Роза Гончикова, Бимба Жамбалов - составили ядро любительского театра. Коллектив основан не на пустом месте: и раньше в 20-30-е годы молодёжью села ставились одноактные пьесы, а также крупные постановки, как «Тубжѳѳн хубуун» А.Шадаева. В 50-е годы на селе была очень развита художественная самодеятельность, в частности, драматическое искусство. Каждый сельский праздник проходил с постановкой коротких спектаклей на бурятском и русском языках.
В 1967 году коллектив впервые заявил о себе, став участником республиканского смотра народных театров со спектаклем «Будамшуу» по пьесе Ц.Шагжина. В Запханов исполнял роль Будамшуу. Это одна из его самых любимых ролей.
С первого выступления на сцене Улан-Удэ прошло 43 года, а театр по-прежнему молод, полон сил, свежих идей. Это постоянно доказывают артисты из Хурамши, выставляя на суд зрителей новые работы. Режиссёру удалось привлечь к самодеятельному актёрскому ремеслу несколько поколений односельчан. В нём играют и дошкольники, и школьники, и работающие, и пенсионеры. В 1980 году любительскому театру вполне достойно и заслуженно было присвоено почётное звание «народный».
Репертуар театра разнообразен и интересен. Коллективом поставлены многочисленные миниатюры Бимбы Галсанова, Владимира Запханова, а также такие спектакли: «Кулак и подкулачник», «Сердце Гэсэра », «Максар» Н.Балдано; «Шашлычный барашек», «Банкет», «Этигэл» Б.Галсанова; «Сэсэгма» Ж. Тумунова; «Бутоогуй турэ» («Несостоявшаяся свадьба») Ш. Цыденжапова; «Солдатская вдова» Н. Анкилова; «Нуурай эрьэдэ», «Сэсэн хуухэн», «Уусын ухэр», «Последняя встреча», «Отцовский завет», «Вкус медвежатины», «Легенда о Байкале» В.Запханова; «Хуйхэр зоной хухюун зугаа» Бимбы Галсанова и Владимира Запханова; «Восемь грешных женщин» Роберто Тома; «Святая ложь» Дугара Дылгырова; «Чёрт в сундуке», «Эй даа, Базар, Базар…», «Мэхэшэн» Ц. Шагжина; «Гурбан хубууд», «Тахуунай» Х. Намсараева и многие другие.
В разные годы В.Запхановым написано 19 пьес: «Тахил табилга», «Эрлиг хаан», «Бусахаб шамдаа, эжымни», «Абын нангин захяа», «Сэсэн хуухэн», «Бартахиин мяхан», «Нуурэй эрьедэ», «Байгалай домог» и т.д. Им переведены «Мещанин во дворянстве», «Солдатская вдова», «Выходили бабки замуж», «Наследство», сочинены десятки рассказов.
Став самостоятельным творческим коллективом, театр намного расширил гастрольный маршрут: побывал в Закаменском, Джидинском, Селенгинском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Заиграевском, Хоринском, Кижингинском, Еравнинском, Кабанском, Баргузинском, Курумканском районох Бурятии, а также в Монголии, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. В июле 1992 года на Байкале на Всероссийском экологическом фестивале и в Международном лагере инвалидов народный театр показал сатирические миниатюры Владимира Запханова .
Из многочисленных произведений В. Запханова мне особенно нравится пьеса «Последняя встреча», в которой я исполняла маленькую роль. 1941 – 1945 годы - люди не теряют надежды и ждут окончания войны, возвращения своих родных с фронта. Главный герой по имени Сэвэг-Доржо, сбежав с фронта, в тайне встречается со своей женой и дочерью. Но его мать, узнав об этом, решает допросить свою невестку. Она узнаёт, что Сэвэк-Доржо сам велел жене не рассказывать о нём никому, так как он дезертировал и за ним следят. Он считал, что матери лучше не знать правды. Но в конце они все же встречаются, и сын просит мать дождаться его. И он уходит на войну. Это была их последняя встреча.
Больше десяти лет театр участвует в республиканских фестивалях «Короли смеха»: В 1996 году награжден грамотой за исполнительское мастерство. Решением коллегии Конгресса Смеха Республики Бурятия от 1 апреля 2003 года театру эстрадных миниатюр (руководитель В.Запханов) выдан паспорт «Почётного Умориста Республики Бурятия» и диплом «за творчество и добрый юмор на Республиканском фестивале «Уморина-2003». В 2008 году театр награждён Дипломом Министерства культуры РБ, Республиканского центра народного творчества за участие в Республиканском фестивале «Уморина-2008» в номинации «Театр эстрадных миниатюр».
Владимир Запханов - не только художественный руководитель театра, но и талантливый актёр, режиссер, драматург, продюсер. В 90-е годы вместе со своим коллегой Дабой Дашицыреновым создал ряд короткометражных фильмов по мотивам рассказов бурятских писателей. Одна из республиканских газет писала: «В 1991 году на очередном республиканском фестивале любительских фильмов прошла презентация первого художественного короткометражного фильма на бурятском языке « Ури нэхэбэри » по рассказу Х. Намсараева. Сценарий написал Запханов В.С., оператор Дашицыренов Д.Ц., киноактёры - артисты народного театра. Фильм удостоен диплома в числе победителей…» Фильм снимался в местности Хаал.
Воодушевлённые первым успехом, студийцы начали новую работу – съёмку коротких фильмов по рассказам того же Х. Намсараева - «Бодинсы убгэн» и «Уншэдэ ухэл». Фильм снимают режиссер Владимир Запханов и оператор Иван Филиппов, занятые актёры – Бадма-Ханда Дашиева, Булат Жамсаранов, Бамба Бимбаев, Даша Доржиев и другие жители села.
А также в 2009 году был снят короткометражный фильм на бурятском языке «Тахил табилга», в котором заняты сельские актёры Намжилон Р. Б., Дабаев И. Л., Жапов П. Д., Дашиева Б-Х., Дашиева Д. Б. В фильме снимался и сам автор. Владимир Саможапович много лет занимается фольклором, руководит постановками и в Доме культуры и в школе. Он выполняет благородную миссию сохранения традиций и культуры бурятского народа. И для взрослых и для детей интересны многие театрализованные представления фольклорных ансамблей.
Наиболее интересно то, что В. Запханов сочинил несколько танцев, где есть элементы старинных бурятских танцев местных бурят: «Басагадай хатар», «Адуушанай хатар», «Залуушуулай хатар», «Ёхор».
Фольклорный ансамбль «Баянгол» часто успешно выступает на сценах разного уровня, в 2008 году награждён Дипломом за участие в конкурсе фольклорных коллективов «Один день бурята» на VIII Международном бурятском национальном фестивале «АЛТАРГАНА-2008».
Владимир Запханов неравнодушен и к песням. Музыкально одарён. Хорошо исполняет песни, аккомпанирует на баяне, сочиняет музыку и слова песен. Много лет он работал в Гильбиринской школе учителем музыки. Он является автором восьми песен: «Мунко Саридак» (сл. А. Щитова), «Талада» (сл. С-Б. Бадлуева), «Сэсэгууд» (сл. Ц-Х Хубитуевой), «Пахнет вечер гречихой несжатой…», «Хабарай шэнжэ» (сл. Г.Чимитова), «Удэшэлгын дуун» (сл. народные), «Хурамшамнай» (сл. и муз. В. Запханова), «Шэнэ жэлэй угтамжа» (сл. ЦЖ. Жимбаева). Песню «Хурамшамни» любят в Хурамше и стар и млад. В данное время в школе она исполняется вокальной группой девочек 5-6 классов, в которой половина состава русские.
В работе Владимира Саможаповича большую поддержку оказывает его супруга Бадма-Ханда Дашиевна, с которой вместе воспитали четверых детей, помогают встать на ноги десятерым внукам. В 1993 году чета Запхановых, победитель районного конкурса, участвовала в первом республиканском конкурсе «Супруги -93», где продемонстрировала свои разносторонние творческие дарования. Бадма-Ханда Дашиевна с 1975 года работала заведующей Гильбиринской сельской библиотекой. Имея специальное образование, профессионально относилась к своему делу.
Около двадцати лет работает с супругом художественным руководителем театра, несколько лет являлась директором Гильбиринского сельского клуба. Она заслуженный работник культуры РБ, награждена Грамотой Народного Хурала РБ, неоднократная обладательница приза за лучшую женскую роль как актриса народного театра. Творческий супружеский союз таких талантливых людей нашёл воплощение в ярких, незабываемых образах, делах. Самое любимое их детище - театр миниатюр.
Мастерство Владимира Запханова, его коллектива подтверждают дипломы за лучшую режиссуру, за музыкальное оформление, за лучшую мужскую, женскую роли республиканских смотров и фестивалей, диплом Союза писателей СССР за лучшую пропаганду советской драматургии.
Он награждён дипломами Министерства культуры в разные годы, Почётными грамотами Министерства культуры СССР, значком Министерства культуры СССР «За отличную работу», Почётной грамотой президиума Верховного Совета Бурятской АССР. В 1996 году Владимир Самажапович удостоен звания «Заслуженный работник культуры Бурятии». В 1997 году было широко отмечено 30-летие Гильбиринского народного театра и 35-летие творческой деятельности нашего талантливого земляка.
Дома живёт дружной семьёй вместе с младшей дочерью Даримой, её двумя дочерьми Сэлмэг и Нараной, внучкой Тунгалаг и своей верной спутницей жизни Бадма-Хандой Дашиевной. Все живут в большом новом доме. Подсобное хозяйство (скот, огород, теплица, сад) является подспорьем большому семейству.
Многими талантами одарён человек. Он делает много хорошего, чтобы сохранить лучшие образцы народной художественной культуры, познакомить детей и молодёжь с традиционным фольклором. Чтобы люди тянулись к искусству, культуре, знали традиции и обычаи своего народа. Делает мир вокруг светлее, добрее, интереснее.
Комментарии