Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Бато Дашицыренов

6 февраля 2012
Бато Дашицыренов
Бато Дашицыренов

Я всегда интересуюсь историей своего рода, своей семьи. У нас дома хранится родословное древо по линии моей матери. Я сама составила два древа «Моя родословная по линии отца» и «Моя родословная по линии матери», где есть имена моих двоюродных братьев и сестёр, тёть, дядь, бабушек, дедушек.

 

Я лучше всех в семье знаю год рождения по восточному календарю своих родственников. Все мои родственники – интересные, образованные люди. Есть учителя, бухгалтер, предприниматели, строители. Многие работали в культуре.

 

В Хурамше директорами клуба работали мой дедушка Цыретор и дядя Даба. Тётя Мэдэгма – библиотекарь, Таня – музеевед, Артур – социальный работник, тётя Сурена – певица.

 Самая интересная профессия у дяди Бато.

 

Он театральный художник. Дядя давно живёт в Санкт-Петербурге. Приезжает редко. Беседовала я с ним мало. Знаю о нём совсем немного, но хочу знать больше.

 

Работы дяди Бато всем интересны, потому что помогают лучше узнать о жизни бурятского народа.

 

В музее нашей школы есть выставка, там фотографии работ дяди, газеты о нём. Также хранится документальный фильм «Буряты. Год 2001». В нём говорится о дяде и других бурятах, которые живут в Москве и Петербурге.

 

Наши предки из Хурамши и Оронгоя славились в Бурятии. Почти всё население занималось различными ремёслами: строили, писали иконы. Они были настоящими мастерами, построили больше половины всех дацанов в Бурятии.

 

Был известным художником, который писал иконы Дашинима Бадмажапов (по прозвищу Бумбу)4. Это родной брат прабабушки (мать Бато – Сэндэ, отец Сэндэ – Бато, мать Бато – Лёнхобо, её брат Бумбуу). Дяде Бато передался дар рисовать.

В школе дядя был лучшим учеником-художником. Он рисовал для классной и школьной газеты. Также оформлял кабинеты.

 

А почему он выбрал профессию, близкую к театру?

После школы дядя жил в Новосибирске. Там тётя Сурена Дашицыренова училась в консерватории, её муж дядя Баир работал в театре осветителем. Дядя Бато помогал брату в театре. С тех пор решил стать театральным художником.

 

Дядя Бато Дашицыренов родился в 1961 году в селе Хурамша Иволгинского района Бурятии. Мать Цындэ Батуевна Дашицыренова работала в колхозе, подростком работала в тылу во время Великой Отечественной войны, умерла в 81 год.

 

Отец Цыретор Бальжирович Дашицыренов работал в клубе киномехаником, затем директором, награждён почётным знаком «Отличник клубной работы», ветеран Великой Отечественной войны. Они были очень интеллигентными, умными, трудолюбивыми, воспитали семерых детей.

 

Дядя Бато рос в большой семье четвёртым ребёнком. Среди трёх братьев самый младший. У него четыре сестры. Моя мама – младшая сестра. Дома отец много делал для воспитания детей. Он покупал книги, музыкальные инструменты: баян, гитару, аккордеон. Водил на работу, возил в город.

 

Учился в Гильбиринской средней школе. Отличался многими талантами. Увлекался туризмом, различными видами спорта: вольной борьбой, волейболом, баскетболом, бегом, тяжёлой атлетикой. В художественной самодеятельности танцевал, пел, играл на гитаре в ансамбле. Два года отслужил в армии и поступил на художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища. Он не закончил первый курс, в 1983 году уехал в Ленинград поступать в институт. Шесть лет каждое лето сдавал вступительные экзамены.

 

Наконец в 1989 году сбылась его мечта. 

Дядя стал студентом Санкт-Петербургской Академии Художеств имени И.Е.Репина, отделение театральной живописи. Его учителем был Эдуард Кочергин. Занимались с утра до позднего вечера. После лекций долго шли практические занятия. Много дядя занимался в библиотеке. Так учился целых шесть лет. Дипломная работа была посвящена национальному балету Л.Книппера и Б.Ямпилова «Красавица Ангара».

 

С 1995 по 1999 годы он  главный художник Бурятского Государственного Академического театра оперы и балета (г.Улан-Удэ). В эти годы им были созданы декорации к балетным спектаклям «Дама с камелиями» А.Дюма и «Жар-птица» И.Стравинского (режиссёр-постановщик А.Голышев).

 

В Русском драматическом театре им.Н.Бестужева он оформил спектакль Н.Матхановой «Шаманские сновидения» по мотивам бурятских преданий. Спектакль был тепло встречен зрителями не только в Бурятии, но и в США. В этой пьесе художник сумел прочувствовать хрупкое соединение достоверного и вымышленного, обыденного и символического, земного и духовного.

 

С 1998 года он преподаёт по совместительству во ВСГАКИ и работает художником в театре бурятской драмы им.Х.Намсараева, где оформил спектакль «Слуга двух господ» Гольди и спектакль по пьесе Б.Эрдынеева «Где ты, сын вечно синего неба?» (режиссёр С.Хажитов).

 

В пьесе Эрдынеева художник становится заинтересованным участником и знатоком быта и нравов своего народа.

В 1999 году подготовил иллюстрации к книге сказок «Шаалай Шаанай хоёр» Бавасана Абидуева.

 

«В 2000 – 2004 годах – он главный художник Художественно-промышленного комбината Мариинского театра (г. Санкт-Петербург), одного из самых крупных театров нашей страны. С 2004 года – художник-консультант Мариинского театра. Работал с  постановщиками мирового уровня.

 

Так вместе с крупнейшим художником Михаилом Шемякиным он заново оформил в 2002 году классический балетный спектакль П.И.Чайковского «Щелкунчик».

 

Авторы нового «Щелкунчика» возвращают персонажей спектакля в атмосферу гофмановского причудливого мира. В первую очередь, это мир костюмов и декораций, мир героев, наделённых новым смыслом, что придало классическому спектаклю совершенно новое звучание.

 

Талант и творческая воля больших и самобытных ХУДОЖНИКОВ, в самом широком смысле этого слова, творят ИСТОРИЮ», - так писала искусствовед Галина Ламуева.

 

В буддийском храме Санкт-Петербурга он создал мемориальную доску «Памяти Хамбо Итигэлова».

 

В октябре 2005г. в Союзе художников состоялась персональная выставка дяди Бато.

 

В декабре 2005 художник участвовал в Арт–Манеже (г. Москва), а в январе 2006 года - в США.

 

30 октября 2007 года состоялось открытие памятника жертвам политических репрессий. Это совместный проект знаменитого питерского архитектора Вячеслава Бухаева, скульптора Бато Дашицыренова и улан-удэнского архитектора Александра Яковлева. Эти бронзовые фигуры, женщину с ребёнком, можно увидеть недалеко от площади Д.Банзарова.

 

Я очень люблю и уважаю всю семью дяди Бато. Супруга, Вера Дашинимаевна,  окончила Бурятский пединститут. Приехала работать в нашу школу и вышла замуж за дядю. И сейчас преподаёт математику в школе Санкт-Петербурга.

 

Дочь Эржена окончила Ленинградский Государственный

Университет, имеет два высших образования, она искусствовед и юрист, она замужем, имеет сына.

 

Сын Арсалан учится на 5 курсе в той же Академии, где учился отец. Станет он архитектором.

 

У дяди Бато была собственная мастерская. Здесь можно было увидеть живописные и скульптурные работы, большую личную библиотеку.

 

Картины Б.Дашицыренова хранятся в частных коллекциях в Петербурге, Москве, Японии, Германии, Бельгии, Канаде.

 

В Бурятском театре драмы в 2007 году была премьера спектакля «Танец орла», в нём рассказывается о юноше-борце.

 

Художником спектакля был приглашён дядя Бато.

На первой персональной выставке в Санкт-Петербурге было представлено 17 скульптур, выполненных в разной технике (бронза и пластик), а также 12 живописных работ.

 

 «Его выставка стала подлинным открытием для весьма искушённой питерской публики, - пишет кандидат искусствоведения Татьяна Бороноева.

 

 На вернисаже собрались коллеги по театральному цеху, художники, искусствоведы, представители бурятского землячества, среди них известный архитектор В. Б. Бухаев и профессор А. О. Бороноев, председатель Бурятского культурного центра в Санкт - Петербурге.

 

Здесь художник впервые предстал как талантливый станковист. За полтора года упорной работы Бато состоялся как подлинный мастер, свободно владеющий техникой скульптуры и живописи.

 

Почти одновременно в Москве на галерее Ханхалаева представлено московским зрителям творчество Бато Дашицыренова уже в групповой выставке четырёх живописцев.

 

Как говорит сам Бато Цыреторович, в живописи он не новичок. «Мне близка манера импрессионистов. Привлекает искусство Центральной Азии, его древние истоки.

 

Нравятся «каменные бабы», петроглифы, маски, шаманские онгоны. С другой стороны, стараюсь уйти от чисто этнических моментов, к передаче состояния души»

 

Мир, в который нас погружает своим творчеством Бато Дашицыренов, с одной стороны обращен в тысячелетнюю древность Центральной Азии, с другой – это переосмысленное живописное и скульптурное пространство сквозь тонкую призму постмодернизма (как поиск идентичности).

 

Язык художника предельно декоративен и лаконичен в живописи, одновременно монументален и энергетически насыщен в скульптуре.

 

В живописи у дяди свой почерк: крупные головы, похожие на маски, как аппликации сделаны брови, усы и борода. Голова почти на весь холст. Буряты считают, что в голове источник души человека.

 

В работах он передаёт своё настроение. В серии «Музыканты» на холсте маслом и в бронзе он создаёт своё музыкальное настроение.

 

Все работы дяди Бато нравятся зрителям. Его учитель, художник театра Эдуард Кочергин, сказал так: «Бато – прекрасный пластик, очень индивидуальный и очень бурятский, а значит, и подлинный, и всеобщий.

 

Мы получили в нём, причём все, прекрасного художника, очень тонкого, простого, и, вместе с тем, современного, как сама природа. Я очень рад за него, горжусь им».

 

У дяди богатая фантазия. Красивы, интересны и живопись и скульптура.  Увидев выставку работ дяди, искусствовед Н.Благодатов сказал так: «Выставка Бато погружает зрителя в необычный мир восточных мифов и легенд.

 

Он мастер мировой культуры. Поэтому его творчество доступно для размышлений любому современному жителю нашего мира, и размышлений этот мастер вызывает очень много». 

 

Наши предки были настоящими мастерами художниками. Мой дядя Бато Дашицыренов был похож на них. Он скульптор, живописец, график.  Это трудолюбивый, талантливый, целеустремлённый художник.

 

Его работы рассказывают о бурятских народных традициях, праздниках, быте. Я узнала о тотемах бурятских родов, истории Чингисхана, о Гэсэре, Сурхарбане.

 

В работах вижу бурятское национальное блюдо бууза, бурятские народные инструменты: лимбэ, хур. Также работы говорят о матери, о детях, о семье, о музыке, о животных. На этих героев можно смотреть и смотреть.

 

Я горжусь своим дядей, буду помнить его всегда.

 

Автор: 

 

Баяна Жапова, учащаяся МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

 

 

По материалам:

 

http://www.Khankhalaev.com.//

"Бурятия" – 2005. - №191. – 14 октября. - С. 3

"Информ полис" – 2008. - №3. – 29 октября. - С. 7

Автор: Moderator
Просмотров: 4425

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -