По левому берегу реки Селенги раскинулась Иволгинская долина. Где-то на рубеже 1700 – х годов, в эту долину стали съезжаться отдельные семьи из Эхирит–Булагатского племени, впоследствии вошедшие в состав Селенгинских родов. Прошло более 100 лет как писарь Селенгинской инородческой конторы Дашинима Ендонов из рода Согол Шоно дописал летопись об этих событиях, назвав ее « История народа эхирит булагатского рода Цогол».
Это сочинение было переписано в 1926 году Будажапом Будаевым, автором нескольких сочинений истории селенгинских бурят. Известный востоковед Г.Н.Румянцев перевел его на русский язык и издал в 1949 году в «Сборнике трудов по филологии» и отдельным оттиском под названием «Летопись рода Согол селенгинских бурят – монголов».
Дашинима Ендонов имел именитых предков. У Батухая, потомка Эхирита в девятом колени было три сына: Алаг, Абугул, Найрай. Алаг и Абугул пересились на южную сторону Байкала. Младший сын Найрай был богатым многосемейным человеком. По преданиям, он выкуривал ежедневно восемьдесят котлов тарасуна, а доеное молоко выливал в яму. Когда ему было 69 лет, в его улусе случилась эпидемия тифа, унесшая жизнь родных. Оставшись в одиночестве, Найрай взял в жены восемнадцатилетнюю девицу, которая родила ему сыновей: Адага и Дариба. После смерти Найрай родственники решили усыновить детей, а вдову выдать замуж.
Не согласившись с родичами мужа, молодая вдова решила переехать к родственникам, переехавшим на южную сторону Байкала. Вот как описывает скитания своей четырежды прабабушки Дашинима Ендонов: «…Навьючив свои вещи на пеструю хайнычку, она погнала небольшое стадо свое и повела обоих сыновей Адаг и Дариба. Переправившись через море Байкал по льду, она перекочевала в долину реки Кудары и к людям кости Борсой рода Шоно, присоединила свой айл и была принята в их общество. Прожив там немного, перекочевала оттуда на реку Итанцу.
Сделавшись пастухом у богатого русского Хайдалова, честно прожила у него в течении трех лет. Скот ее увеличился, сыновья возмужали. После этого в 1722 году она перекочевала в местность Удэйин Шеренги. В этом году, говорят, Адагу исполнилось тринадцать лет, а Дариба – девять лет. Тогда именно перекочевали в местность, называемую Оер в низовье реки Гильбиры – Баян – гола. Пожив здесь немного, переселилась в местность Булаг, на северном берегу той же речки. Сыновья овладели мужскими знания. Старший сын Адаг, сделавшись кузнецом, /возвысился над всем народом. Вот такое было время.
В 1727 году восемнадцати лет от роду Адаг принимал участие в комиссии графа Саввы Владиславовича Рагузинского по установлению границы между Россией и Монголией. По всей длине границы были установлены 63 маяка в виде каменных насыпей, напоминающих бурятские Обо. За эту деятельность по указу императора Петра 1 от 4 июня 1729 года Адаг получил звание зайсана. У Адага было четыре сына: Даши, Даги, Дайбай, Данчи. В 1764 году двое старших сыновей Даши и Даги стали казаками и были приняты на государственную службу. В анонимной летописи селенгинских бурят «Бичихэн запискэ» упоминается о последующих зайсанах – потомков Адага.
12 октября 1791 года по решению Иркутского наместнического правления сын Адага – Данчи получил звание зайсана. Внук Адага – Барда Данчи стал зайсаном в 1803 году, был награжден серебряной медалью, а в 1813 году был избран депутатом селенгинской конторы от глав 18 родов. Правнук Адага – Саван или ( Сойбан) Бардын стал буддийским ламой и был назначен в Загустайский дацан « Дичинрабжалин», который был построен в 1784 году. Другой внук Адага –Цогто Данчин был избран шуленгой и награжден серебряным кортиком по решению Иркутской губернской канцелярией от 4 сентября 1808 года. Когда Цогто состарился, его сын Танга был назначен шуленгой в 1827 году. В «Бичихэн запискэ» записано, что он пожертвовал лошадей для нужд русской духовной миссии, отправлявшейся в экспедицию в Китай в 1820 году….»
Дашинима Ендонов жил в местности Хал, по близости современного села Хурамша. По детским воспоминаниям его дочери Долгор (1897 – 1983) он изредка навещал семью, постоянно жил по месту работы в Селенгинской конторе. Дашинима умер сравнительно молодым, в 40 -41 лет.
Согласно одной семейной легенде, сын Барды и дед Дашинимы – Соржо в конце 1820 – х годов поехал в далекую Агу в гости к сватам. Когда его спросили, какой подарок он хотел бы получить, он попросил отдать ему 16 боти (томов) буддийского сочинения «ЮМ» вместе со всей ламской утварью. Агинские родичи не посмели отказать далекому гостю и Соржо привез бесценные по тем временам книги домой на конной подводе. После смерти Дашинимы сутры «ЮМ» были единственным наследственном для его дочери Долгор. Во времена Сталинских репрессий Долгор хранила сутры «ЮМ» в потайном отделении перегородки. После они хранились у внучки Дашинимы – Бандаевой Бадма – Ханды (1928 года рождения).
По народному поверью, буддийские религиозные книги не должны лежать мертвым грузом, их следует читать. В самой Хурамше читали по приглашению Долгор две женщины, знавшие старомонгольскую письменность: Ханда Доржо-Бадмын (1902 года рождения) и Бадма – Ханда Мунхын (1922 года рождения). Они читали « ЮМ» в разные времена по три раза. Видимо, о существовании этой книги было известно верующим буддистам, потому что за отдельными томами этого сочинения приезжали из Аги, Еравны, Кижинги. По воспоминаниям моей прабабушки Бадма-Ханды, ежегодно два – три тома « ЮМ» были на руках: не успеют привезти одни тома, увозили другие. В ноябре 2001 года десять лам Иволгинского дацана читали все 16 томов « Юма» в течении четырех дней в доме Бандаевых. Ежегодно многочисленная семья Бандаевых приглашают лам читать священные сутры «ЮМ», ведь эти молитвы охраняют, защищают и благославляют нашу малую родину. «ЮМ» - это мать всего во вселенной, она как мать всему человечеству.
Кажется, что эти тонкие молитвенные листы священной книги удержали нить времен, которая почти порвалась во времена беспамятства воинствующего атеизма. Точно так же, не очень большое сочинение Дашинимы Ендонова об истории своего рода устанавливает связь поколений через толщу четырех столетий. Г.Н. Румянцев писал что « … сочинение Дашинимы Ендонова приобретает -важное значение, так как оно дает материал, неизвестный бурятоведческой литературе, для выяснения конкретного состава бурят – монгольского народа и происхождения слагающих его этнических элементов».
Благодаря своему предку, мы его потомки знаем об истории своего рода. Меня зовут Дашиева Соелма, я учусь в пятом классе Гильбиринской школы. Эту историю я узнала от моей бабушки Пурбо-Ханды, которая является внучкой прапрабабушки Долгор. Прапрабабушка Долгор прожила долгую трудную жизнь, рано умер отец, матери не стало в раннем детстве, она осталась сиротой, в годы репрессий умер в заключении родной брат Дарижап (лама). После неудачного падения с лошади, она сломала тазобедренный сустав, долгое время провела в неподвижном состоянии. В восемнадцать лет умер дедушка Ендон, все богатство и многочисленный скот отнял двоюродный дед, брат Ендона. Оставшись с одной коровой начала новую жизнь. В годы войны работала на лесозаготовке, вышла замуж а Ринчин-Доржо, родила дочь Бадма-Ханду. Всю свою жизнь посвятила своей дочери и её восьмерым детям. Прабабушка Бадма-Ханда после войны в 1946 году встретила моего прабебушку Данзана Бандаева (1921-1996). Судьба моего прадеда Бандаева Данзана Чимитовича рода Хамнай Шоно неотрывно и тесно связана с историей становления родной Бурятии. Его жизнь – это та капля из множества, из которых состоит история республики в целом.
Данзан Чимитович родился в бедной крестьянской семье Чимита и Радны в местности Хамнай 10 сентября 1921 года четвертым ребенком. Старшую сестру звали Цырен-Дулма 1911 года, брат Жамба – 1917 года и сестра Цыбик-Дулма – 1919 года. В семь лет от роду остался круглым сиротой. Старшая сестра Цырен-Дулма вышла замуж. Все заботы о детях легли на дедушку Бадму, отца Чимита. Горьким и печальным было детство. Данзан с ранних лет привык к тяжелому физическому труду.
В четырнадцать лет умер дедушка. В это время старший брат служил в Красной Армии, а сестры вышли замуж и разъехались. Четырнадцатилетнему парнишке не с кем из родных было разделить горечь утраты, в холодном, голодном 1935 году многим было не до чужого горя. Хмурым январским утром Данзан пришел один на кладбище отогревать мерзлую землю. На завтра с дедушкой Мунко, соседом, похоронил деда. В 14 лет мой прадед остался круглым сиротой с начальным образованием в семь классов, без дальнейших средств существования.
Чтобы прокормить и одеть себя, подросток Данзан начал работать на лесозаготовке. В бригаде поваром работала пожилая женщина Долгор (1897), у которой была дочка Бадма-Ханда (1928). Данзан находил время, чтобы помочь тете Долгор: то дров наколет, воды принесет, то поможет по хозяйству. В ответ она рукавицы ему сошьет или одежку починит. Забота друг о друге породнила совершенно чужих людей.
5 октября 1940 года Данзан Бандаев призывается Иволгинским РВК в ряды Красной Армии. И вот Данзан Бандаев оседлав своего верного коня, с веселой песней отправился на призывной пункт. Начал он службу в Приморском крае в 127 отдельной стрелковой бригаде. Старательно и упорно, как и в колхозе, стремиться овладеть воинским мастерством. Грянул 1941 год. Немецко-фашистские захватчики вели наступление по всему фронту от Черного до Баренцева моря. В Приморском крае на станции Гордеково, где служил Данзан Бандаев, формируется 469 стрелковый полк для отправки на фронт. В него в апреле 1942 года зачислен мой прадед в должности автоматчика.
Очень интересна его история, как он стал ординарцем командира полка. В начале всех построили и попросили сделать два шага вперед тех, кто мог за одну ночь приучить коня. Пять парней вышли и всю ночь обучали коней, но на следующее утро на конях были трое. Ближе к обеду остался на коне только он один – Данзан Бандаев. Пройдя такое нелегкое испытание, он стал ординарцем командира полка. Оправдывая это доверие, Бандаев Д.Ч. всю войну прошел ординарцем. Дошел до Берлина «целым и невредимым», при этом сменив троих командиров. В своих редких рассказах о войне он в этом месте надолго замолкал, видимо, никак не мирился с горечью утрат своих боевых товарищей. Его обязанность заключалась в сохранении боевой готовности лошадей. Также по собственной инициативе работал на полевой кухне. Кормил целый полк, старался помочь словом и делом своим товарищам.
3 мая 1945 года произошел интересный случай: «Это было в Кенигсберге. Меня послали с поручением в соседнюю часть. Когда я шел обратно в свое расположение меня окрикнул солдат-шофер, который отдыхал на обочине дороги: «Эй, солдат, ты откуда будешь?». Я с гордостью ответил, что с Бурят-Монголии. «Не Данзан ли ты?» спросил меня солдат. Я был очень удивлен, ведь всю войну прошел и не встретил ни одного бурята. Трудно было узнать кого-либо после боев, но, всмотревшись, я признал в нем моего земляка, односельчанина Ниму Цыремпилова». Вот такая история произошла с моим прадедушкой. Один дошел до Берлина на коне, другой – водителем автомашины. Сколько было радости и воспоминаний о родной земле, о Бурятии!
469 стрелковая дивизия, под командованием генерала Висилия Митрофановича Шатилова, в состав которой входил кавалерийский полк, одной из первых ворвалась в логово фашизма – Берлин. Его полк дислоцировался на берегу реки Одер, и прадед был очевидцем в исторической встрече союзников. Наш легендарный полководец Георгий Жуков приехал на эту встречу на прекрасном белом жеребце и подарил его американскому генералу, а тот в ответ ему подарил белый лимузин.
После победы над фашисткой Германией его полк оставили в Берлине для восстановления города. 1 августа 1946 года возвращается домой прадед, Кавалер Ордена боевого Красного знамени, с медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
После окончания Великой Отечественной войны мой прадед вернулся в родное село, где начал работать механизатором в полеводческой бригаде. Затем его определили прицепщиком. Работал добросовестно, старательно и всем этим снискал к себе уважение старших товарищей по работе. Позже, во времена образования колхозов, окончил курсы трактористов при Селенгинской МТС и стал работать на колесных тракторах. Теперь он уже руководил большой тракторно-полеводческой бригадой. Вместе со всеми стал он поднимать хозяйство колхоза им. Кирова. Пахал, сеял, ни от какой работы не отказывался. В тоже время там учетчицей работала та самая маленькая Бадма-Ханда. Так они встретились и создали большую, крепкую и дружную семью.
В 1957 году на семейном совете Бандаевы решили взять отару овец и стать чабанами. Первыми помощниками были их дети, которые с малолетства обучались к тяжелому крестьянскому труду. Семейная бригада во главе с Данзаном Чимитовичем год от года набирала опыт, мастерство и вскоре оказалась в числе передовиков. Сколько бессонных ночей проводил в кошаре во время массового окота овец. Своего рода он был исследователь и тонкий психолог, знал повадки овец, по одному взгляду определял, каково состояние его питомцев и вовремя приходил на помощь. Примет новорожденного ягненка, приголубит, подпустит к матери. Так каждый день кропотливым трудом шел к своей цели и добивался высоких результатов в работе. Высококачественное сено, частые перекочевки отары с места на место летом и осенью давали свои плоды. Овцы всегда упитанные, ухоженные, получали от каждых ста овцематок по сто ягнят и более. Он был упорным и настойчивым. Что задумает – обязательно исполнит. Труд требовал упорства, а упорству учила жизнь. Многолетний ударный труд Бандаева Д.Ч. достойно отмечен многими наградами.
Он – «Заслуженный животновод Бурятии», ударник Социалистического соревнования ряда пятилеток. Имеет золотую и серебряную медали и Диплом Почета ВДНХ, награжден натуральной премией – автомашиной «Москвич – 412» и, наконец, Орденом Трудового Красного Знамени. В овцеводстве Данзан Чимитович достиг высокого мастерства благодаря своему трудолюбию, энтузиазму и высокому чувству долга перед семьей, Родиной и, наконец, перед самим собой. Поистине в народе говорят: «Человек – творец своей судьбы». Он был счастлив, что всю жизнь был нужен своей Родине и как защитник Отечества, и как великий неутомимый труженик, чей каждодневный труд приумножал богатство родной Бурятии. Был другом и наставников молодых чабанов. По-отцовски им посоветует, как лучше сделать, поступить, в трудные минуты поддержит и показывал во всем личный пример. Так в каждый период, важный в жизни народа, страны, он, как воин освободитель, как великий труженик, был в одном строю со всеми его сыновьями.
Чимитов Нима-Самбу Данзанович (1947-1996) Окончил Восточно-Сибирский технологический институт, 1973г. Работал директором кожевенного завода, Улан-Удэнского мясокомбината. Старшая дочь Туяна (1968) проживает в Греции, имеет троих сыновей: Александр (1987), Чингис (1990), Иван (2006). Младшая дочь Баярма (1970) живет в городе Улан-Удэ, имеет сына - Виталий (1990).
Цыденова (Бандаева-Чимитова) Пурбо-Ханда Данзановна (1948) окончила БГПИ (1973). Работала по направлению в Оронгойской средней школе, позже в Гильбиринской средней школе. В 1986 году назначена заведующей детского сада «Ургы». С 1992 года художественный руководитель Гильбиринского ДК. Старший сын Тумэн-Жаргал (1967-1990) имеет троих сыновей: Саян (1984), Жаргал (1988), Сэнгэ (1990), жена Жаргала Елена (1988), сын Тамир (2008) . У сына Юрия (1978-2003) дочь Елена (2001). Дочь Ирина (1979) закончила СГА в 2009, имеет сына Доржо (2000) и дочь Сансара (2005). Сын Владимир (1980) имеет трех сыновей: Даба (2007), Энхэ (2008), Бэлигто (2010). Дочь Дарима (1982) замужем, имеет троих дочерей: Соелма (2001), Алтана (2002), Нарана (2004) и сына Дамба (2011).
Чимитова Доржи-Ханда Данзановна (1952) окончила БГСХИ. Работала бухгалтером в Северобайкальске, позже – в Иволгинском районе. Сын Бато (1972) женат, имеет дочерей: Оюна (1990), Аяна (1993), Марина (1994), сын Оюны Цырен (2009). Дочь Зоригма (1977) замужем, ее дети: Эржена (1996), Бато-Эрдэм (1997-2009), Чимит (2004).
Чимитов Пурбо-Доржо Данзанович (1954). Сын Баир (1976), женат, сын Алдар. Сын Жаргал (1978-1995). Сын Булад (1981) женат, сын Никита, дочь. Сын Батор (1991).
Васильева (Чимитова) Цырен-Ханда Данзановна (1956) окончила Улан-Удэнское медучилище, фельдшер высшей категории. Заслуженный деятель медицины РБ. Имеет многие грамоты. Работает в Сотниковской скорой помощи. Замужем. Дочь Зоригма (1984) окончила БГУ, сын Дима (2006). Сын Даба (1985) окончил БГУ, женат, двое сыновей Арсалан (2005), Эрдэм (2009). Сын Доржо (1990), женат, сын Эрдэм (2009).
Бандаев Цырен-Од Данзанович (1960), сын Бадма (1982), женат, дочь Номина (1996).
Дугаржапова (Бандаева) Цырема Данзановна (1960), замужем. Закончила БГСХИ, бухгалтер-экономист. Сын Бато (1986), окончил Московское военное училище, женат, имеет сына. Болот (1988), Буда (1990), Дугар (2002).
Бандаев Содбо-Самбу Данзанович (1964), женат. Дочь Соелма замужем, двое сыновей Данзан (2003), (2011). Сын Эрдэм (1989).
«Библиотека передового опыта» выпустила книгу о мастере животноводства под редакцией научного руководителя Л.Герасимовой, где прадед делится богатым опытом в овцеводстве. Будучи на заслуженном отдыхе, как бы подводя итог своей трудовой биографии, он всегда с благодарностью вспоминал добрых, хороших людей, встречавшихся на его жизненном пути. Детям и внукам напутствовал, что нельзя осквернять матушку – природу и относиться к ней с чистой и открытой душой. В 75 лет, не дожив до золотой свадьбы, Ветеран Великой Отечественной войны и труда 12 февраля 1996 года ушел из жизни. Дети Бандаевых, их восемь, с любовью и нежностью вспоминают об отце и в большом семейном кругу часто поют песню о нем, слова и музыку которой написали известный поэт А.Бадаев и монгольский композитор Наран Батор. Эта патриотическая песня о защите родной земли от захватчиков и о том, как он, уничтожив врага, с победой вернулся домой. Эта песня и о его трудовом подвиге.
Цыденова Д.Д.
Комментарии