Достойными потомками из эхиритских и булагатских родов стали: великий иерарх буддизма XII Пандито Хамбо лама Даша-Доржо Иигэлов, один из основоположников бурятской поэзии Дамба Дашинимаев, первый бурятский детский писатель Бавасан Абидуев, драматург, прозаик Намжил Балдано, народный поэт Бурятии Алексей Бадаев, первый кинорежиссер Бурятии, киносценарист, актер, поэт Барас Халзанов, поэт Даша Дамбаев, краевед, историк, исследователь, поэт, народный целитель – Галдан Ленхобоев.
Мне хотелось бы рассказать о своем знаменитом родственнике – Галдане Ленхобоеве, который родился в 1907 году в улусе Олзон (в настоящее время олзонцы живут в селе Хурамша Иволгинского района).
Я, Бальжиева Баяна Чингисовна, ученица 11 А класса Гильбиринской Средней общеобразовательной школы Иволгинского района Республики Бурятии. Мои предки – выходцы из Прибайкалья, современного Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов Усть-Ордынского Бурятского национального округа – происходили из Булагатского рода Готол Буумал.
В середине XVII века Готол со своей женой вынужден покинуть долину реки Куды. Он тайно пробирается в Забайкалье, через Култук, прямо перед носом кровожадного Багаба-хана, как буряты называли Ивана Похабова. Впоследствии Готол вернулся в Прибайкалье, но вынужден был скрываться от репрессий Похабова под чужим именем, часто перекочевывая.
В конце XVII века готолы во главе с 39-летним Буумалом вновь вернулись в Забайкалье и поселились по рекам Иволга, Селенга, Оронгой, Темник, где живут и поныне.
Наши предки сохранили легенды, сказания, песни, обычаи прибайкальских бурят и, что особенно ценно для нас, потомков, - родословную своих родов, которая продолжается дальше. На основе этих родословных писали свои труды известные ученые С.П. Балдаев, Б.Б.Батуев, Ц.Б.Цыдендамбаев и другие.
Первым из Олзонцев прибыл в Иволгу Горжина, сын Улахая, по прозвищу Ложка. Но в родословных таблицах хурамшинцев Ш.Г. Нансулова Ложка записан как Оложка. Ученый С.П. Балдаев писал: «Он жил в верховьях реки Мурина, где сейчас находятся улусы Бахай и Загатуй. Он шел через Култук и Слюдянку. На него напали тунгусы Заягатова рода и отбили старшую дочь-красавицу. Добравшись до Иволги, он собрал всех сородичей эхиритов, напал на тунгусов и забрал обратно свою дочь. Потом он переехал в местность Баянгол. Местность была богата пушниной и дичью, водой и травой. Поэтому они назвали свою новую родину Баян Гол – богатая долина. Горжина жил долго, умер в глубокой старости».
Достойными потомками из эхиритских и булагатских родов стали: великий иерарх буддизма XII Пандито Хамбо лама Даша-Доржо Иигэлов, один из основоположников бурятской поэзии Дамба Дашинимаев, первый бурятский детский писатель Бавасан Абидуев, драматург, прозаик Намжил Балдано, народный поэт Бурятии Алексей Бадаев, первый кинорежиссер Бурятии, киносценарист, актер, поэт Барас Халзанов, поэт Даша Дамбаев, краевед, историк, исследователь, поэт, народный целитель – Галдан Ленхобоев.
Мне хотелось бы рассказать о своем знаменитом родственнике – Галдане Ленхобоеве, который родился в 1907 году в улусе Олзон (в настоящее время олзонцы живут в селе Хурамша Иволгинского района).
Друзья из Армении называли его «Варпет», «Мастер». Этот Мастер с большой буквы достиг высочайшего мастерства в самых разных областях науки и искусства. Он был рабочим-модельщиком, заслуженным рационализатором РСФСР, краеведом, членом географического общества СССР, историком, исследователем, этнографом, фольклористом, мастером народно-прикладного искусства, членом Союза художников СССР, поэтом и, наконец, известным целителем.
15 ноября 2007 года в Гильбиринской средней общеобразовательной школе прошел вечер, посвященный одному из лучших сыновей земли бурятской - Галдану Ленхобоеву. Мы, учащиеся, долго готовились, учили стихотворения, благопожелания, загадки Галдана Ленхобоева, внимательно изучали его биографию. К этому мероприятию я подготовила доклад «Галдан Ленхобоев – самородок земли Бурятской».
Из Новосибирска приехал ученик Галдана Ленхобоева Нима Цыренович Жамбалдагбаев, кандидат философских наук, старший ученый сотрудник ЮНИИТТ/ИЦиГ СО РАН. С Нимой Цыреновичем мы познакомились на I Международной конференции, посвященной феномену Даша-Доржо Итигэлова, который состоялся в Иволгинском дацане 2-3 июля 2007 года. На конференции в своем докладе он подчеркнул, что последствия действия Хамбо ламы Итигэлова оказал влияние и на судьбу известного целителя Галдана Ленхобоева. Встал вопрос: отдавать Галдана Ленхобоева в хувараки или учить его дома. Итигэлов знал, что грядут тяжелые времена, и решил, что ученика надо готовить дома. Тем самым он сохранил Галдану Ленхобоеву жизнь и, вместе с тем, знания б уникальной медицине. В своем учителе Нима Цыренович чувствовал влияние Хамбо ламы Итигэлова.
Нима Жамбалдагбаев окончил философский факультет Московского государственного университета по специальности «логика». С 1977 по 1989 год под руководством Галдана Ленхобоева изучал теоретические и практические основы тибетской медицины. В 1985 гду он получил посвящение в практику тибетской медицины от Галдана Ленхобоева и Бакула Римпоче – крупнейшего деятеля Индии. Нима Цыренович является одним из инициаторов и разработчиков компьютерного пульсо-диагностического комплекса по тибетской медицине.
«По свидетельству Галдана Ленхобоева, до революции на территории этнической Бурятии существовали две школы тибетской медицины: селенгинская и хоринская. Особенностью хоринской школы было то, что ее представители получали в основном образование в самом Тибете, тогда как представители селенгинской школы обучались у монгольских лекарей и в основном на монгольском языке. Именно этим, по-видимому, можно различить некоторые отличия между ними, хотя данный вопрос находится до сих пор не исследованным, несмотря на его значимость. Что касается Галдана Ленхобоева, то он относил себя к селенгинской школе»,- рассказывает Нима Жамбалдагбаев.
Наши земляки-односельчане, жители республики, Российской Федерации до сих пор хранят память об этом удивительном человеке – народном целителе Галдане Ленхобоеве.
В школьном музее, который носит имя замечательного земляка, есть воспоминания многих людей, которые работали с ним, общались и лечились у него.
Галдан Ленхобоев как большой знаток Забайкалья, краевед, был спутником и помощником академика А.П. Окладникова в его экспедициях по Бурятии. В очерке «Мой друг Галдан» академик описывает свою первую встречу с Ленхобоевым: «Передо мню стоял невысокий, застенчивый человек средних лет, из глаз которого струилось какое-то особое доброжелательство, душевная мягкость и теплота. Вместе с тем в сдержанной умной простоте и какой-то глубоко скрытной деликатности, его манерах разговаривать с новыми людьми чувствовалась та своеобразная дисциплина чувств, воспитанная веками, которая была характерна для многих хорошо знакомых мне людей из старой бурятской интеллигенции».
К юбилею Галдана Ленхобоева свои воспоминания прислал из Новосибирска Михаил Михайлович Лаврентьев: «Галдан Ленхобоев лечил мою жену, Инну Михайловну. Несколько раз приезжал в Новосибирск. Останавливался он у наших друзей, Алексеевых. Лечение по методике Галдана Ленхобоева помогло многим жителям Академгородка.
Методикой Ленхобоева заинтересовался председатель Сибирского отделения Академии наук и директор вычислительного центра – академик Гурий Иванович Марчук. Под его руководством был организован семинар по математическому моделированию, были построены и исследованы математические модели болезней и процессов лечения.
Личное знакомство с Галданом Ленхобоевым оставляло глубокое впечатление. Можно сказать, что он был ярким представителем древней цивилизации, которая в настоящее время сравнительно мало известна нашему научному миру».
Заведующий сектором Института цитологии и генетики СО РАН, кандидат биологических наук Матушкин Ю.Г. пишет: «С Галданом Ленхобоевичем Ленхобоевым я познакомился осенью 1981 года, когда попал к нему на прием в связи с тяжелой и непонятной (для врачей из поликлиники) болезнью. Думаю, что это была большая удача для меня, что я попал к нему на прием, т.к. после дольно длительного лечения этими тибетскими (бурятскими) средствами я выздоровел.
Я общался с Галданом Ленхобоевичем второй раз, когда через несколько лет приехал к нему в Улан-Удэ на прием скорее профилактический, чем по необходимости. В этот раз мне посчастливилось сидеть с ним за одним столом и в полной мере оценить его мудрость, простоту и прекрасное чувство юмора.
Определенно, он был замечательным и выдающимся человеком. Я утвердился в этом в своем мнении, когда узнал в общих чертах историю его жизни. Храню о нем добрую и светлую память».
Наш край издавна славится умельцами. Про людей Олзонова рода говорили «олзоной дархашуул» - «олзоновские умельцы». Олзоновские мастера были универсалами: плотниками, столярами, кровельщиками, резчиками, чеканщиками, иконописцами, скульпторами, кузнецами. Все мужское население занималось различными ремеслами, секреты которых передавались из поколения в поколение.
Мастерами из Олзона выстроены больше половины дацанов Бурятии, их приглашали в Монголию, есть данные о строительстве ими Ургинского дворца Богдо-гэгэна, также их приглашали строить дома в русских селах, расписывать церкви во многих городах и л селениях Забайкалья. Совсем еще мальчишкой Галдан Ленхобоев участвовал в украшении Янгажинского дацана.
Наши предки обучали своих детей всему, что знали сами. «Сперва мальчик учился лук делать. Потом игрушки режет. В 13 лет я уже по найму работал: дома отделывал, домашнюю обстановку мастерил», - рассказывал Галдан Ленхобоев. Он был одним из организаторов первой комунны «Унэн» в родном улусе Олзон, на его плечах лежал ремонт всей техники. Эти умения пригодились, когда он устроился работать на завод «Электромашина» в далеком 1929 году. Этому заводу он отдал 37 лет долго и славно прожитой жизни. Его золотые руки не раз выручали производство в критические минуты. Став мастером-модельщиком высокого класса, награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В его натуре сочетался не только умелый исполнитель-производственник, но и творец прекрасного: занимался резьбой по дереву и камню.
Очень много изумительных вещей, выполненных руками нашего Мастера, бережно и любовно хранятся в Бурятском Республиканском художественном музее имени Ц.С. Сампилова.в течение трех дней ученики нашей школы восхищались предметами быта, которые выполнил Галдан Ленхобоев. Ребята узнали, что большинство свих изделий Мастер делал из корня ильмы, поскольку он многофигурен, у него плотная и удобная для обработки древесина. В качестве исходного материала он также использовал березовый кап, корни багульника и новый для бурятских мастеров материал – корни березы. Из камней Галдан Ленхбоевич предпочитал агальматолит. Наиболее известны сделанные из этого камня шахматы в традиционном бурятском стиле.
Самобытное искусство Ленхобоева Г.Л. известно не только в Бурятии. Его произведения демонстрировались на выставках в Москве, Ленинграде, Париже, они украшают витрины музеев изобразительных искусств многих городов России.
Мы благодарны работникам Республиканского художественного музея имени Ц.С. Сампилова за помощь в организации выставки экспонатов.
Галдана Ленхобоева мы знаем как неутомимого собирателя бурятских народных поговорок, пословиц, загадок, легенд, преданий и обрядов. Небольшой сборник загадок вышел в 1978 году. В 1964 году издана книга «Сэлэнгын буряадуудай тури хуримай туухэhээ» («Из истории свадебных обрядов селенгинских бурят»).
Богатый духовный мир, широта эстетических запросов сделали его настоящим мастером слова. В сборнике стихов «Турэл газар дайдамнай» («Щедрая земля Родины»), автор воспевает красоту родных просторов, обращается к нам с призывом беречь природу родного края.
Уже на заслуженном отдыхе Ленхобоев перевел со старомонгольского на современный бурятский язык две работы: «История шести бурятских родов», «Происхождение бурят-монгольского рода». В своей книге «Буряад нютагайм баялиг», автор пишет о древнейших природных памятниках, о целебных источниках, о ценных растениях, о разумном использовании лесных богатств.
Много людей при жизни Галдана Ленхобоева бывали не раз в его доме в Улан-Удэ на улице Амагаева, в его маленьком рабочем кабинете, где стояли пишущая машинка, аптекарские весы, тесная полка книг и древние медицинские книги. Сейчас там живут дочь Галдана Ленхобоев Сэржэма с сыном Галданом. Входя в дом Мастера, чувствуешь себя как в музее. Здесь почти все сделано его руками – столы, стулья, шкафы, полки, шахматы, фигурки зверей и птиц.
Немало благодарных пациентов обязаны ему своим лечением. Слава о нем, как об известном целителе, перешагнула границы родной Бурятии, к нему обращались многие видные деятели страны. Например, общеизвестно, что он лечил легендарного маршала Г.К. Жукова, генерального секретаря ЦК КПСС Ю.А. Андропова, многих космонавтов, артистов. Именно к нему приезжали в 1974 году Мстислав Росторопович и Галина Вишневская.
Вдохновляясь своим родственником, я тоже хочу стать врачом, лечить людей, помогать им. Моя сестра Арюна сейчас учится на III курсе Иркутского Государственного Медицинского Университета на факультете педиатрии. Так же как и мой знаменитый родственник, я хочу быть примером для подражания своим потомкам, возможно, в далеком будущем, обо мне также будут вспоминать дети моих детей. Я думаю, что не стоит забывать своих предков, не зря ведь говорят: «Без прошлого нет настоящего, не будет и будущего». И сегодня, изучив свою родословную, я с высоко поднятой головой могу сказать, что Галдан Ленхобоевич Ленхобоев – мой родственник.
Бальжиева Баяна
Комментарии