Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Стихи бурятского поэта Амарсаны Улзытуева в журнале «Новый мир»

Ежемесячный литературно-художественный журнал «Новый мир» в шестом номере 2013 года опубликовал отрывок из авторского манифеста Амарсаны Улзытуева «К вопросу о конечном и бесконечном в русской поэзии» и цикл из последних стихотворений

Улзытуев Амарсанба Дондокович родился в 1963 году в городе Улан-Удэ. Окончил Литературный институт имени Горького.  Публиковался в журналах «Арион», «Дружба народов», «Юность», «Байкал», «Сибирские огни», «Новый мир» и др. Автор поэтических сборников «Утро навсегда» (2002) и «Сверхновый» (2009; послесловие Александра Еременко). Живет в Улан-Удэ и в Москве.

АНАФОРА

(греч. anafora — возвращение, единоначатие, скреп…) Википедия

Сначала зададимся простым вопросом. Итак, что есть поэзия: таинство сотворения смысла («мы — смысловики», Мандельштам) или одно из искусств, подражающих природе, вроде музыки или живописи, — плюс упражнения с конечной рифмой? Как известно, конечная, заднестрочная  рифма была, в свое время, перенята у арабов, через арабскую Испанию — трубадурами, усвоившими изощренную рифмовку арабской системы стихосложения. Можно предположить, что то ли в силу своей «всемирной отзывчивости», а скорее, удовлетворяя эстетическим потребностям салонной публики, русская поэтика ее позаимствовала, и в результате переноса европейского стиха на русскую почву, после двух веков русской поэзии, — выплеснула с водой и младенца. Речь здесь  идет о существовавшей параллельно, еще до эпохи культуртрегерства, до наших классиков-«мичуринцев» — прикладной поэзии, то есть о волшебной традиции заговоров и заклинаний, былин и плачей, гимнов ипризываний. О традиции, собственно и создавшей саму русскую поэзию.

Пушкин по этому поводу как-то обмолвился: «Много говорили о настоящем русском стихе. А. Х. Востоков определил его с большою ученостию <и> сметливостию. Вероятно, будущий наш эпический поэт изберет его и сделает народным». И в той же статье, словно предчувствуя тупиковость предпринимаемых усилий, Пушкин писал: «Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство…».

Итак, чтобы белый стих не превратился в аморфное образование типа западного верлибра с его, как говаривал Бродский, «недомоганием формы», я и применяю в своих поэтических опытах анафору и переднюю рифму как систему. Ранее использовавшиеся лишь окказионально в русской поэзии, они образуют новую форму поэтического большого стиля. Возможно, когда-нибудь эта форма придет на смену конечной рифме. Поскольку анафора — это выражение торжества бесконечного сознания над конечным, «смертным», над потребительским императивом, — постольку конечная рифма ради акустики, ради игры созвучий («…побрякушек ларь / Ивесь их пустозвон фальшивый» по слову Верлена), зачастую низводит, по моему мнению, идею стиха до смыслового эрзаца. То есть искусственно «доpащивает» эмоцию или мысль, а стихотворца превращает в «наперсточника». Да азиаты мы, да скифы мы, — и не только потому, что это сказал великий, а потому, что тысячелетиями существования мы обязаны гортанным песням наших, в том числе и протомонгольских предков, — певших зачины своих сказов и улигеров анафорой и передней рифмой. И как обычно — на полмира.

(из авторского манифеста Амарсаны Улзытуева «К вопросу о конечном и бесконечном в русской поэзии»)

Шэнэхэнские буряты

Из-за горьких гор, из-за дальних дол, из Китая,

Истории из-под полы, тайников, сезамов,

Словно нежданно-негаданно золотые запасы нашлись Колчака,

Слов забытых носители и баснословной культуры.

 

Коллективизацией нетронутые, как Лыковы, заповедные,

Иллюстрацией из бурятских народных сказок,

Косоворотки-халаты, шелковые кушаки,

Конусы островерхих шапок с алыми бунчуками,

 

А коновязи у них, будто высокие горы,

А копыта коней широкие, как лопаты,

Слепят улыбками из малахитовой шкатулки генома,

Говорят по-нашему, а кажется, что поют.

 

Дореволюционные, довоенные, дорогие,

До седьмого выбитого колена помнящие родство,

Истовые, как старообрядцы, кочевники,

Изгнанные советским дедом морозом двадцатых…

 

Старомонгольским письмом вертикальным владея,

Степи тысячелетий они в душе своей носят,

Так поют и любят родину у Байкала,

Как, возможно, уж давно не умеем.

 

Разделка барана

И пока ненасилья идя трансцендентным путем,

Извлекая из гиперпространства кумыса броженье —

Эти степные народы еще не нашли

Эсхатологический способ питаться чистой энергией солнц,

 

Созерцаю необратимый процесс

Согласно второму закону термодинамики,

Вспарывания брюха, проскальзывания руки под шкуру — оторвать аорту,

Взмахи и песнопенья ножа…

 

Как от кишок отделяются Солнце и Млечный Путь,

Космос от небытия, тело от иллюзорного тела,

Сотворяются суша, эфир, Мировой океан,

Отворяются бездны, возникают начала начал…

 

Создается природа, человечества варится крепкий бульон,

Сок совершенства и жизни сочится,

Гости отведали плоти и крови, и потрохов,

Кости — собакам, и на дворе, свежесодранно, неба руно золотое дымится…

 

Джеймс Камерон погружается в Байкал

То не Джеймс Камерон спускается в Байкал,

То не глубоководный аппарат «Мир — 1» с чужестранцем в гости к омулю,

То Титаник и Аватар  в душу мою погружаются один за другим,

Топят лукоморье мыслей моих, вспучивая воображение.

 

И то, как плыл грандиозный корабль по морю-океану,

И то, как он исчерпывающе тонул, показав нам блеск и нищету людей,

И камера по замыслу режиссера учила, но так и не научила наших болванов,

Как нужно снимать широкоформатные фильмы.

 

И я вспомнил Ди Каприо, но не глянцевого полубога таблоидов,

А яростного романтика и художника здесь, где он конгениален,

И, конечно, полет свирепокрылых драконов у неземных водопадов,

Бесконечно более реальных, чем Манхэттена небоскребы.

 

Представляю, как Джеймс Камерон, погружаясь в Байкал,

Превращается из человека в аватара байкальской нерпы —

Дно изучать наших грез, разные эндемики и разломы

Сна золотого, если правды святой найти не сумеем…

       

Омулевая бочка

Славный корабль омулевую бочку свою

Сладить решил, дабы, как в песне великой,

Священный Байкал переплыть без весел, руля и ветрил,

Свет Николай Федорович Лупынин из поселка Култук,

 

Вот он нашел из-под кабеля деревянных бобин,

Ведь не пропадать же добру на мусорной свалке,

И сконструировал чудо-плавсредство свое      

Искренне веря, что молодцу плыть недалечко.

 

О тяжких цепях, о старом товарище, что бежать подсобил,

О пуле стрелка, что беглеца миновала,

Второе столетье поет-размышляет самодержавный народ,

То сбросит царя, то на море качается в бочке.

 

Вспомнил я детство мое, омулевую бочку в сенях,

Вспомнил поселок Боярский, рыбаков-браконьеров,

В драке солдатским ремнем будреевским братьям грозил,

С другом, Серегой, я пел, по шпалам идя домой по привычке…

 

Семейские

Самая длинная деревенская улица на планете имеет

длину 17 км в деревне Бичура в Республике Бурятия.

 

Книга рекордов Гиннеса

Чьи это в селах самые длинные улицы в мире,

Чисто помытые — вплоть до ставен резных — чьи деревянные избы?

Сарафаны у женщин краше царских палат, в кокошниках кички,

Сами в каменьях янтарных, еще с берегов прибалтийских.

 

Мужики их не пьют и не курят, но сеют и пашут исправно,

Кулаки их сжимают пароконные польские плуги, да бурятские плетки,

Борозды ладят — по тайге да по сопкам — сказочные микулы селяниновичи,

Бороды  носят — по скитам и заимкам — ссыльные протопопы аввакумы.

 

Видно, с ликом святым принесли родники своей веры,

Словно испить от них припадают, двоеперстьем себя осеняя,

Вглубь бурятской украйны селясь, у подножий хребтов забайкальских,

Будто Древняя Русь, подустав на миру, набирается сил святогоровых.

 

У бурят научились есть буузы, шти готовить самих научили,

Говорят по-бурятски — тала, то есть друг, всё старинные песни поют…

Иногда на бурятках женились, за местных парней выходили,

Инда у бабки скуластой моей нездешнего цвета глаза…

 

Что за место у нас, что ссылали сюда и цари, и монгольские ханы,

Что ль погано сибирским морозом оно, что ли вольною волей красно?

Остается, однако, одно, как сибирскому кедру в мороз загребущий,

Отстоять и молиться — Ом Мани! и Да святится имя Твое…

 

Ноготь небожителя

Леониду Агибалову

Жить в небе и наблюдать облака здесь удобнее,

Жимолости вкус, горчинки — здесь в Бурятии жить,

Где коровы жуют эдельвейс, цветок альпинистов,

Где головою в космосе, гуляешь по городу.

 

И тем, кому вечность здесь обретать спокойнее,

Итигэлов, йогин нетленный, в позе лотоса здесь и сидит,

Для живых, с сознаньем бессмертных, совершенно нормально,

Что живее и старше страны его срезанный для изучения ноготь.

 

Горчинки, ибо жить в небе — немного щемяще и грустно,

Горный ландшафт, облака пред тобой и вокруг вызывают восторг и уют,

Так не хочется с этим пронзительным всем иногда расставаться,

Тем, у кого ничего, кроме синего неба и вечности, нет.

 

С сознаньем бессмертных, вдыхающих ветер с Байкала,

Сопок старинных сияньем, степей колыханьем, дыханьем тайги,

Едешь, местами во весь окоем одно только вечное синее небо,

Видишь один только бисер таежной гряды где-то вдали.

 

Облака пред тобой и вокруг, под тобой только древние горы,

О бока их порой в невесомости трется соседней галактики бок,

Оттого и местами они до бескрайних степей, косогоров альпийских

                                                                          истерлись,

Отчего и дышать здесь трудней, что разреженный воздух густей.

 

И текучие песни людей испокон здесь протяжно и туго так льются

Итигэлова словно тягучая, словно в квазарах пульсируя, кровь,

Как же нужно так петь, чтоб уметь навсегда на земле оставаться,

Кем же нужно здесь быть, головой чтобы в космосе жить…

Источник: http://www.minkultrb.ru

Автор: Модератор
Просмотров: 7729

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить новость

Зурхай на сегодня

Прогноз на 2023 год
Настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама (Олег Намжилов) дал прогноз на 2023 год. 2023 год – это год синеватого Зайца в стихии Воды. Год благоволит людям, родившимся в годы Свиньи и Овцы. Заяц является символом успешности, прагматичности, честолюбия и даже некоторой приспос

Лунный календарь
Май 2024

  
1
23
2
24
3
25
4
26
5
27
6
28
7
29
8
1
9
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
16
8
17
9
18
10
19
11
20
12
21
13
22
14
23
15
24
16
25
17
26
18
27
19
28
20
29
21
30
22
31
23
  

Июнь 2024

     
1
24
2
25
3
26
4
27
5
28
6
29
7
1
8
1
9
2
10
3
11
4
12
5
13
6
14
7
15
8
16
9
17
10
18
11
19
12
20
13
21
14
22
15
23
16
24
17
25
18
26
19
27
20
28
21
29
22
30
23

Самое читаемое

Предприниматели Бурятии обучались малому бизнесу
Занятие бизнесом для жителей Бурятии дело новое и сопряжено с множественными проблемами. Как начат

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -