Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Соржо лама Борсойский

25 февраля 2015
Соржо лама Борсойский

  Одним из первых учителей Даша Доржо Итигэлова был Сампил Эрдынеев (фотография пока не найдена), который родился в 1833 году в местности Борсой Гильбиринской долины.

В 1845 году был принят хувараком Янгажинского дацана «Даши Шарбаблин». Его первым учителем был гэлэнджуд лама Чимитдоржи Багуров, от которого получил посвящение на изучение и практику тантрийского учения. Сампил Эрдынеев принял обет гецула в 1848 году, штатным ламой утвержден в 1857 году.

При шэрээтэ ламе Лубсан Ниндаг Банзаракцаеве назначен соржо ламой. В конце лета 1903 года приказом Военного Губернатора Забайкальского края Сампил Эрдынеев был назначен шэрээтуем Янгажинского дацана. На этой должности пробыл недолго, и осенью 1904 года закончилась его очередная жизнь. Ритуал проводов возглавил Хамбо лама Чойнзон Иролтуев в дань памяти великого сына Гильбиринской долины.

В народе его называли Борсойн Соржо  - Соржо лама Борсойский. Говорят, там жил в старину очень богатый род «Борсой шоно». Их так и называли «Борсойн баяшуул» - борсойские богачи. Что странно, сейчас не осталось от этого рода потомков. Бытует мнение, что это соржо лама всех их забрал в лучший мир, этим освободив от мирской суеты и страданий.

Такие названия, как Борсой, Олзон, Гильбира, Хурамша, Хамнай и другие являются названиями не только прежних мест проживания, но родовыми названиями племен-переселенцев. До Октябрьской революции все население наших сел проживало по своим родовым поместьям, названия которых сохранились до сих пор. Все они относятся к антропонимам, т.е. названия их образовались по имени людей наиболее известных, влиятельных в данном роду.

Борсойн Соржо лама всю свою жизнь посвятил распространению Учения Будды, обладал сверхъестественной силой и повелевал над сабдаками-хозяевами гор, рек, местностей. Старожилы села рассказывали много интересных историй, связанных с Соржо ламой.

Однажды Соржо лама приехал в Хамбинский (Тамчинский) дацан во время большого молебна. Когда он вошел в здание согчен дугана, сначала сам Хамбо лама Чойнзон Иролтуев, а за ним все остальные ламы встали со своих мест и поприветствовали Соржо. Хотя в то время уже говорили о волшебной силе Соржо Борсойского, многие не знали его в лицо.

После отъезда Соржо ламы, один из молодых гэбшэ обратился к Хамбе с вопросом: «Почему же Вы, Ваше преосвященство, имея высокий сан Хамбы, стоя приветствовали ламу, имеющего сан Соржо?» На что Иролтуев ответил:   «Как же я могу сидеть, когда удостоил чести посетить нас перерожденец одного из восьмидесяти четырех Великих индийских махасиддх?!»

Сампил Эрдынеев, кроме возложенных на него обязанностей, много занимался медитативной практикой на окрестных горах вокруг Янгажинского дацана. Сейчас мы считаем эти места сакральными, святыми. Отчего они стали таковыми? Одной из главных причин является то, что там когда-то созерцали ламы-диянчи, которые безошибочно угадывали те точки  

на земле, где гармонично сочетались силы. На восточной стороне от местности Янгажино есть небольшая гора. С некоторых пор люди стали называть эту гору «Эреэлжэн». Оказалось, что в старину один юноша-сирота нашел там свой последний земной приют. Хозяином этой горы стала его душа, и время от времени показывалась людям в прежнем облике. Его часто видели верхом на олене. В это время Тамчинский дацан был центром культурной и просвещенческой жизни бурятского народа. Кроме религиозных обрядов и молебнов там проводился летний праздник Сурхарбан, на который съезжались со всех улусов и хошунов борцы, мэргэны, всадники и улигершины. Однажды в такое время Соржо лама, находясь в пути, воскликнул своему спутнику: «О! Оказывается, Эреэлжэн тоже любит праздник.

Вот он, оседлав своего оленя, едет на Сурхарбан». В тот год Янгажинский хошун победил по всем видам состязаний, привезли много призов, подарков. Говорили, что победа досталась янгажинцам не без помощи Эреэлжэн, тем более накануне его видел Соржо лама. Тогда среди улигершинов победил молодой Чимит Убшаевич Будажапов (1885-1968г.г.), который в 1944 году на республиканском слете сказителей в городе Гусиноозерске занял 1 место и получил главный приз – медный чайник.                

Доржиева Ц.С.,учитель Гильбиринской СОШ.

на фото: Янгажинский дацан, начало ХХ века

Просмотров: 3862

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -