Учитель химии Гильбиринской средней общеобразовательной школы Очирова Надежда Михайловна на педагогическом совете школы обобщила опыт своей работы. Здесь она показала, что традиционная образовательная технология, отдающая приоритет формированию знаний, умений и навыков и получению в основном теоретических знаний, не даёт возможности научить детей в полной мере применять их в конкретных ситуациях
Учитель химии Гильбиринской средней общеобразовательной школы Очирова Надежда Михайловна на педагогическом совете школы обобщила опыт своей работы. Здесь она показала, что традиционная образовательная технология, отдающая приоритет формированию знаний, умений и навыков и получению в основном теоретических знаний, не даёт возможности научить детей в полной мере применять их в конкретных ситуациях.
В современных условиях необходим системно-деятельностный подход в обучении. Системность предполагает формирование учащимися обобщенного системного или целостного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук), а деятельностный подход заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Учитель переносит акцент с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
С самого начала учебного года Надежда Михайловна учит детей слушать учителя и товарищей, контролировать свои действия, проявлять активность в работе и самостоятельно выполнять задания. Все ее учащиеся умеют трудиться, самостоятельно преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Они у нее разные, и подход к ним тоже разный: это прописные истины педагогики. «А чтобы подобрать ключик к их сердцам, нужно детей хорошо знать», - говорит учитель. Зная способности каждого ученика, Н.М. Очирова дифференцированно подходит к обучению и воспитанию школьников. Обобщая свой педагогический опыт, Надежда Михайловна рассказала об использовании множества методических приемов и дидактических материалов, которые обеспечивают успех. На презентационных слайдах коллеги смогли увидеть результаты мониторинга качества образования школьников и результаты урочной и внеурочной деятельности, познакомились с педагогическими достижениями, новациями и отдельными приемами педагогической деятельности, дающих более эффективные результаты учебной деятельности школьников. Ежегодно её ученики успешно участвуют на олимпиадах по химии разных уровней. Сколько учеников за годы её работы получили прекрасные знания по химии благодаря профессиональному преподаванию предмета Надеждой Михайловной! Среди них врачи и учителя, инженеры и химики-технологи, экологи и работники леса, с благодарностью вспоминающие увлекательные путешествия в мир химии, открытия значения этих знаний для повседневной жизни.
На мероприятии Очирова Н.М. отвечала на вопросы коллег школы. Им было интересно узнать, что же помогает Надежде Михайловне добиться высоких успехов в обучении и воспитании? А секрет прост: она ежедневно анализирует свой трудовой день. Она сама себе строгий судья. Учитель обращает особое внимание на изучение педагогического наследия, новинок педагогической литературы и передового педагогического опыта лучших учителей района, республики и страны. Во время обобщения опыта учителю удалось вскрыть причинно-следственные связи, приведшие к высоким результатам деятельности. Они были представлены на районном конкурсе «Учитель года-2008», Всероссийском конкурсе «Лучшие учителя России-2008», на Форуме лидеров Приоритетного Национального Проекта «Образование» в г. Москве, на Всероссийском симпозиуме в БИПКиПРО, на VII Сократовских чтениях в г.Чита и на республиканских и районных методических семинарах.
Творческий новатор в работе, она умеет оценивать и профессионально внедрять в работу образовательные инновации, сохраняя при этом дань педагогическим традициям, привнося в них новую жизнь. Надежда Михайловна заняла 3 место в районном конкурсе «Лучший реализованный проект» и поощрена на районном конкурсе «Лучший образовательный продукт» за электронную книгу «Мой отчий край, Хурамша – уголок моей души». В выпуске электронной книжки (диска) принимали участие друзья и коллеги, одноклассники и земляки, которые внесли деньги для ее публикации.
Очирова Н.М. стремится вырастить учащихся патриотами своей Родины, своего края, что в наше время не так уж легко. С этой целью она использует на уроках краеведческий материал. Дети с интересом читают об истории Гильбиринской долины, Иволгинского района, топонимике родного края. Свои знания дети показывают на конкурсах и научно-практических конференциях. Учитель ежегодно готовит победителей и призеров НПК «Шаг в будущее». Надежда Михайловна неоднократно награждалась почётными грамотами и благодарностями за добросовестный плодотворный труд в обучении и воспитании учащихся, дипломами за подготовку победителей районных олимпиад. Указом Президента РФ за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетний добросовестный труд Очировой Надежде Михайловне присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Глядя на Надежду Михайловну, можно с уверенностью сказать, что химия в сочетании с педагогикой - её призвание. Более 30 лет она беззаветно трудится на ниве просвещения. Из четырех детей её семьи с педагогической деятельностью связали свою жизнь трое. Все они являются успешными учителями. А авторитет и уважение к учительскому труду воспитали в них родители, не имеющие педагогического образования. И сейчас она уверена, что не жалеет о том, что стала учителем. А вот выбор предмета зависел от ее отношения к личности учителя, который преподавал: вначале это была география, а в старших классах химия. Богата Россия талантливыми учителями. И Надежда Михайловна одна их них. Эти слова В.А. Сухомлинского, в которых заключено кредо настоящих педагогов, можно отнести и к ней: «Всего себя отдавай детям, и только тогда ты сможешь именоваться Учителем». Пусть у Вас впереди будет много счастливых дней и дел, Надежда Михайловна!
Счастья и творческих успехов!
Р.Э. Арсаланова, заместитель директора по НМР.
Комментарии