Род, семья. Эти слова нам известны с детства. Я часто думаю, что же меня объединяет с близкими? К сожалению, мало кто из нас знает историю и родословную своей семью, просто имена своих предков дальше своих бабушек-дедушек, хорошо, если прабабушек и прадедушек. В древнейшие времена знание своей родословной было частью традиций народа, в основном потому, что от этого зависела передача имущества и в целом власти. Помогало доказать, особенно на Руси, право на владение землей или имуществом. Я читала, что составлением и оформлением родословных древ занимались специально подготовленные люди, их называли герольдами.
Мне хочется рассказать о моей бабушке, Дашицыреновой Сэндэ Батуевне, маме моей мамы, которая была живым свидетелем целой эпохи, в том числе и страшной войны 1941-1945 гг. Пусть она не получила полноценного образования, о чём жалеет всегда, но была очень грамотная, любознательная. Многие приходили к ней узнать свежую информацию о событиях в мире, стране, потому что она не пропускала выпуски «Новостей», политические передачи.
Родилась она в 1927 году. Точную дату своего рождения, хотя она и записана в паспорте – 25 мая, не помнит. Тогда просто говорили: «родилась осенью, во время урожая» или «летом, во время сенокоса». Была в семье самой младшей из четверых: 2 сестры и один брат. На жизнь каждой семьи накладывает отпечаток эпоха, в которой люди живут. В 1928 году появилось машинное товарищество для совместной обработки земли – ТОЗ. С 1931 года начинается сплошная коллективизация. В результате многих изменений, укрупнений в 1931 году в Хурамше образовалась артель имени Блюхера, переименованная в 1935 году в артель имени Ленина. Отец бабушки, Жамсаранов Бато Жамсаранович, был одним из организаторов артели.
Мать умерла, когда ей было всего 8 лет. Тогда же пошла в школу, которая была открыта в 1917 году и называлась училищем. Было всего 4 класса, и на каждый класс по одному преподавателю, которые специально приехали по заданию партии «для ликвидации безграмотности». Писали в тетрадях чернильными перьями. Жили где – то 20 детей в общежитии, где им варили из продуктов, привезённых из дома. Не обошла стороной гильбиринцев и репрессия 1937 года, в ходе коллективизации были раскулачены более 10 семей и высланы в ГУЛАГ. Начались гонения на лам, религию. Отец бабушки увёз в лес на гору домашние божества.
Чтобы продолжить учёбу, приходилось ходить пешком в соседнюю деревню, которая находится в 15 км. Жили вместе с двоюродным братом у родственников. Продуктов всегда не хватало. Брали вместе обычно по три булки, которых не хватало на всю неделю. Когда бабушка рассказывала об этом периоде, я всегда вспоминаю героя повести В Распутина «Уроки французского». На голодный желудок ни о чём думать не хотелось, было не до учёбы, и шли они пешком обратно домой. Тем временем наступил 1941 год…
Гитлеровская Германия сделала так, что поколение наших дедушек и бабушек не узнало настоящего детства. Их детство опалила страшная война. Она взвалила на хрупкие плечи деревенских детей всю работу по сельскому хозяйству. Разом повзрослевшие дети работали не жалея сил, здоровья. Они скромно, тихо, незаметно выполняли всю мужскую работу и считают, что не сделали ничего необычного, не совершали никакого подвига. Между тем, вспоминала бабушка, весной сеяли хлеб на конях плугом, затем начинался сенокос, потом и уборка урожая.
Подростки 15 – 16 лет вместе с женщинами в краткие сроки овладевали новой техникой, сели за тракторы, комбайны. 10 – 11 – летние мальчишки и девчонки работали прицепщиками, выходили в ночную смену. Самим не хватало одежды, продуктов, но всё же последнее отдавали тем, кому было ещё труднее, тем, кто был на фронте: вязали, шили по ночам тёплые вещи. 284 молодых парня ушло с нашей долины на фронт, из которых 138 не вернулось с поля боя. Для такого маленького села 284 человека – это основная рабочая сила. Жили все ожиданиями весточки с фронта от родных. Брат бабушки прослужил 7 лет на Восточном фронте, отец тоже прошёл всю войну. Прадед был среднего достатка. Во время войны до ухода на фронт он отправил деньги Советской Армии займом: сдал скот, за который получали облигации.
Тётя бабушки, Жамсаранова Сэндэ Дабаевна, с 1941 года работала председателем сомонного Совета. За ударный труд в 1942 году была удостоена чести в числе 7 лучших рабочих Бурят – Монгольской АССР ехать на Северо – Западный фронт с подарками. Она вручила от республики Красное Знамя 26 – й дивизии. Из выписки архива: «Пребывание Вашей делегации в частях XI армии в мае месяце, Красное знамя, первомайские подарки, посланные Вами, выступление Ваших делегатов в подразделениях вызвало новый подъём боевого социалистического соревнования среди личного состава армии на лучшее выполнение задач, поставленных товарищем Сталиным в его историческом первомайском приказе.
Мы уверены, что наше содружество с трудящимися Бурят-Монголии будет крепнуть и даст замечательные результаты для воспитания тысяч таких богатырей-воинов, как Цырендаша Доржиев и таких героев труда как Цындэ Жамсаранова, побывавшая в составе Вашей делегации у нас в армии». Там она была ранена, пролежав полтора месяца в госпитале, вернулась в село и вскоре умерла.
Бабушка сама работала учётчиком на ферме: на быках возила молоко вы бидонах два раза в день от фермы до ближайшей деревни десятки километров. На ферме иногда брали жмых – корм для скота, который выглядел как прессованный чай и жевали для утоления голода. Собирали колоски на полях, из зёрен обжаренных и молотых варили кашу на молоке. Рассказывала, как выкапывали специальной узкой лопаточкой саранку, чистили её, варили с молоком, получалось вкусно и питательно. Для заварки чая собирали траву «батагананай хушу» (комариный нос). На полмесяца каждой семье давали по 8 кг. Муки (овёс, гаолян, кукуруза). Особенно приходилось трудно женщинам с маленькими детьми.
Молодость есть молодость, хочется встретиться, пообщаться. Таким местом для молодёжи был нардом (народный дом), где всю ночь водили ёхор (хоровод), играли в народные игры.
В 1947 году вышла замуж за деда, Цыретора Бальжировича, с которым прожили душа в душу не один десяток лет. Он умер в 1975 году от болезни. Дед служил на Восточном фронте и испытал на себе все тяготы военного времени.
«Самое вкусное, лучшее то, что заработаешь своим трудом, потом, - любила повторять бабушка, - нужно делиться всем, что имеешь с другими». Долгие годы после войны работала дояркой, затем огородницей, телятницей. Награждена значком «Ударник пятилетки», медалью «За доблестный труд в ВОВ». Родила 9 детей. Для всех детей, внуков, правнуков являлась примером трудолюбия, оптимизма.
Когда чувствуешь себя частью рода, понимаешь ответственность перед всеми, стараешься следовать лучшим традициям и делам своих предков.
Рано оставшись без матери, приучившись с детства самостоятельности, бабушка на своих плечах вынесла все тяготы, невзгоды, выпавшие на долю тысяч её ровесников: голод, холод войны, послевоенных лет, пятилетки трудовых свершений. Это они, как могли, создавали условия, чтобы мы сегодня жили спокойно и выросли образованными людьми. Такие простые труженики с большой и чистой душой делают историю своей страны, не дают нам быть «Иванами, не помнящими родства».
Знание своих корней – это богатейший источник жизненного опыта, откуда можно черпать знания. И это лишь малая часть истории моего рода... История моей жизни ещё только начинается...
Комментарии