Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

О чем поведал старый тракт… (историческое повествование) часть 4

29 февраля 2012

(историческое повествование)

Эта книга о том, как строился Читинский тракт, о проезжавших по нему известных людях. Изложена история возникновения станков, а позже сел, исчезнувших и ныне существующих. В основу повествования легли воспоминания старожилов.

 

Слово к читателям

Нам дорог каждый уголок родной земли. Как бы ни складывалась жизнь людей, как бы далеко ни забрасывала их судьба, но они всегда стремятся вернуться на родину, чтобы поклониться родным местам, могилам своих предков.

 

День сегодняшний не похож на день вчерашний. Но прошлое нельзя вычеркнуть из жизни. Оно с каждым человеком до конца дней его и определяет его поступки, его жизнь, его бессмертие.

 

Человеческая память обладает удивительным свойством хранить все, что связано с жизнью, с историей человечества. Она передаетнам, как эстафету, наследие всех поколений, живших до нас.

 

В одном из своих последних выступлений, обращаясь к молодежи, академик Д.С.Лихачев говорил так: «Для того, чтобы беззаветно любить Родину, надо знать, за что  ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками… И то, что история донесла до наших дней, все это сохранилось не случайно. Это величайшая ценность, данная нам в наследство. Память о замечательных событиях прошлого пробуждает лучшие человеческие чувства, формирует качества патриота и гражданина».

 

Книга, которую вы держите в своих руках, - первый опыт, результат многолетней (в течение 25 лет) поисково-исследовательской работы, неустанных розысков архивных документов, свидетелей событий, сопоставления фактов. Это документальное повествование ценно тем, что в нем отсутствует вымысел, оно построено на живом материале огромного количества рассказов и воспоминаний земляков.

 

Я благодарна и признательна всем старожилам-свидетелям прошлого, чья уникальная память сохранила для потомков детали, имена, даты, события тех давних лет.

 

Надеюсь и верю, что эта эстафета не прервется.

 

Нет, связь времен не оборвется,

Когда замрет моя рука:

Ведь кровная тропинка вьется

В грядущее – через века.

 

Хасурта

Село Хасурта – обыкновенное село, как и все другие. Но это простая деревня издавна привлекает человеческий взгляд своей особенностью, застройкой улиц и домов, необычностью наряда ее жителей. Центральная улица Хасурты растянулась на 4 километра. Если пройти по улице из конца в конец, то увидишь и резные тесовые ворота,  и избы-связи, и старинные дома-пятистенки, и резные окна с наличниками. Потемневшие от времени толстые бревна домов помнят вековую историю заселения этого края семейскими.

 

Образовалась Хасурта давно, в 1804 году. Свое название селение взяло от бурятского слова «хасуури», что означает «ель», «еловка».

 

В 1804 году тайша Хоринского ведомства Будаев за принятие бурятами православия выслал крещеных инородцев в знак наказания в лесную глушь с ключевой речушкой – Хасуртой. Основателями Хасуртайского поселения были карымы Хоринского ведомства. В 1821 году они приняли на поселение крестьян-старообрядцев из с.Куйтун Куналейской волости. Оседлые инородцы образовали много смешанных браков.

 

Известный ученый-этнограф, исследователь семейской старины Фирс Болонев обнаружил в архиве Иркутской области интересный документ, датированный 1838-1839 г.г. В нем говорится: «В деревне Хасуртай -  раскольников до 90 человек. У Ивана Мартынова отец из бурят, Семен Занадворов из бурят батанайского рода, крещен в 1812 г. Павел Бурдуковский из бурят, крещен 10 лет отроду.

На православном кладбище Хасурты сохранилась могильная плита, литая из чугуна в Петровском заводе. На ней надпись гласит: «Раб божий инородец Вахрушев Петр Андриянович, умер 7 сентября 1876 г. После себя оставил поколение в 42 человека».

 

По сведениям Кульского волостного правления за 1884 г. селение Хасуртаевское находилось в 25 верстах от тракта, число дворов – 15, крестьян и оседлых инородцев – 74 человека. В 1897 г. население пополнилось 29 ссыльными.

 

Большинство ясашных инородцев исповедовало старообрядчество и называлось семейскими. Те же потомки оседлых бурят, которые исповедовали православие, назывались карымами.

 

Постепенно славянская кровь через три поколения поглотила монгольскую: образовалось работящее, рослое, красивое, похожее на владимирских рязанцев: косых глаз и выдающихся скул нет и в помине.  И все же нет-нет да и проскользнут азиатские гены в бурлящей славянской крови. Из статьи Глуховцева газ. «Забайкалье» 17 февраля 1902 г.

 

На начало XX века среди фамилий коренных жителей села семейские Абрамовы, Бурдуковские, Брылевы, Занадворовы, Ивановы, Казазаевы, Кожевниковы, Мартыновы, Салтановы, Солдатовы, Серпионовы, Тимофеевы, Масловы; карымы: Вахрушевы, Высоцкие, Кириковы, Малковы, Паршаковы, Хорошуновы, Юдины. Постоянно шла враждебная стычка между карымами и старообрядцами. Карымам не по душе было то, что крестьяне-старообрядцы владели их землями. Первым предписывалось 30 десятин на душу, крестьянам – по 21 десятине. И кладбища были отдельными -  для семейских и карымов. Инородцы были освобождены от несения воинской повинности. Впервые, только в 1916 году, инородцы в возрасте от 20 до 40 лет, были мобилизованы на тыловые работы и служили в морских портах и военно-промышленных предприятиях Архангельской губернии. Выходцы же из крестьян всегда отбывали военную службу. А в годы I империалистической войны многие были на фронтах.

 

По данным подворной переписи, произведенной в 1897 г. комиссией стат.секретаря Куломзина, в хасуртаевском селении числилось хозяйств – 93, душ обоего пола – 559, в том числе крестьян-старожилов – 205, новоселов – 1, ссыльных – 29, оседлых инородцев – 324 человека.

 

Дореволюционная Хасурта представляла собой единственную длинную узкую улицу с односторонней застройкой домов. На другой стороне улицы находились огороды и бани. На западном крае деревни была безлесная сопка, на которой стояла  церковно-приходская школа, недалеко от нее православная церковь. В зимнее время сопка была самым оживленным в деревне местом. Здесь деревенская детвора каталась на самодельных лыжах, лотках, больших санях

 

Основные усадьбы более старой первоначальной застройки находились  в центральной части села. Посредине деревни стояло здание семейской часовни с одним зеленым куполом и восьмиконечным крестом у его основания.

 

По верхнему западному косогору тянули оросительную канаву с верховия Хасуртайки.

 

В дореволюционное время в селении было 2 церкви (православная и старообрядческая), два магазина: лавки купца 2-й гильдии Казазаева Анфиногена Ипатовича и лавка еврея Моисея Шкаллера, четыре водяных мельницы, инородческая земская управа, церковно-приходская школа.

 

Хасуртайцы жили отчужденно, обособленно. Каждый думал только о себе и своем хозяйстве.

 

Крестьянство Хасурты было густо обтянуто религиозными предрассудками, суеверием, запретами. Во главе каждого общества стоял выборный наставник-староста. Он собирал сходы, разбирал жалобы и споры жителей.

 

Делопроизводство земельного общества вел единственный на селе чиновник – платный писарь Вильдавский, а позднее Вахрушев Венедикт. Содержание писаря обходилось обществу в 150 руб. в год. Большинство сеяло просо и гречиху на кашу, один загон для конопли на веревки и конопляное масло. Карымы разводили табак. Мужчины занимались охотничьим промыслом, извозом, «гоняли ямщину», рубили  лес, сплавляли его по Курбе и Уде. Зажиточные крестьяне частенько бывали на февральской ярмарке в Верхнеудинске. Многие бедняки косили сено по найму богатым окрестным бурятам в местности Эжитуй, Убыр, Тэгда, Могойто, Ойбонт.

 

Семьи в старину были большими от 5 до 25 человек. Жили одним хозяйством – 2-3 женатых сына с родителями. Самые большие семьи были у Казазаева Ипата – 14 человек, у Мартынова Артамона – 18 человек, Вахрушева Якова – 20 человек. До революции у семейских насчитывалось около сотни религиозных праздников. Совершалось более 160 молебнов в год. С Егорьева дня начинали пахоту, с Петрова дня пололи хлеба, с Прокопьева дня начинали сенокос, Успенье – хлеб поспел, начиналась страда, Филипповым постом молотили. А на период января-февраля работы кончались, наступал отдых. Начинались молодежные «посиделки» и «игрища», играли свадьбы. Молодежь сообща арендовала большую избу (карымы у Вахрушева Якова, семейские у Казазаева Алимпия). Здесь вели игры «жмурки», «дрема», «почта», «третий лишний», «соседи», «каравай». Весной молодежь играла в городки, с мячом из коровьей шерсти в лапту. Мужчины и старики играли в бабки на деньги и в «лодыжки» на шалбаны. Дети любили играть в «зоску», «клюшки. На Масленицу катались на тройках, парах и верхами. На Пасху пускали «бега» (скачки на бегунцах).

 

Животноводство каждого двора представляло 2-3 дойных коровы и молодняк, 2-3 рабочих лошади, 1-2 свиньи, 5-6 овец. При настриге около 2 кг. шерсти взрослой овцы и 400-500 г. поярковой от ягненка, семья обеспечивалась на зиму чулками, носками, варьгами (варежками), а один из мужчин зипуном или куртиком. Отдельные овцематки летом рождали второго ягненка, тогда парни имели к зиме модные папахи из мерлушек. Зажиточные крестьяне носили дорогие лисьи и бобровые шапки. Женщины щеголяли шубами из беличьих хвостов. Много одежды изготовляли дома. Кое-что (особенно рабочей одежды) было заимствовано у бурят: доха, курма, пимы, унты, халаты.

 

Ювелирные изделия изготавливал местный ссыльнопоселенец «Васенька-серебряк» или заказывались известным бурятским мастерам.

 

Без молитвы не начинали никакого дела. Перед любой работой «богославлялись». По религиозным канонам семейским мужчинам запрещалось пить спиртное, курить табак, стричь бороды, замужним женщинам грех было показывать свои волосы на голове (поэтому они постоянно носили кички).

 

Каждый старообрядец еще при жизни думал о загробном мире и поэтому заранее шил себе особую «смеретную» одежду и заготовлял домовину (гроб, выдолбленный из цельного бревна). В семейных и общественных отношениях мнение старших имело решающее значение. Почтение к старшим подчеркивалось следующим: старому уступали место, снимали шапку и  кланялись в землю, не перечили им.

Крестьянский двор состоял из крепкого добротного дома (пятистенок или связь), рубленого в «угол». Строительство домов в «лапу» появилось позднее. Большинство семейских изб имело признаки северо-русского типа домов с высокими резными окнами (по поверью семейских, чтобы свинья не смогла заглянуть в окно), ярко окрашенными иногда петухами, диковинными птицами или цветами.

Во всех дворах – амбары. Встречались двухэтажные амбары (у купцов). Далее шли крытые сараи для телег, саней. Также во дворе помещалась завозня, погребица, зимовье. Дальше шли задние скотные дворы, стайки, конюшни, сеновал, кузница. Полы в избах не красились, а тщательно мылись и натирались, после чего посыпались крупным песком-дресвой. Зачинателем и заводилой в строительстве новой жизни был политический ссыльный каторжник Дпитрий Павлович Ярцев. Он предложил создать в селе коммуну.

 

В 1929 г. был организован первый ТОЗ, куда вошло 18 семей. Председателем был избран Семен Гаврилович Кожевников.

 

В 1929 году была создана первая коммуна «Искра». На славу своего колхоза «Победа» не покладая рук трудились колхозники и колхозницы Хасурты.

 

За заслуги перед Советской властью и колхозом крестьянин-бедняк Мартынов Иван Никитович был удостоен права в составе делегации Бурят-Монгольской АССР побывать в Москве на ВДНХ СССР 27 января 1936 года. Всесоюзный староста Калинин вручил ему награду Орден Трудового Красного Знамени. В Хоринском районном музее находится картина Иванова В.Ф., где запечатлен этот исторический факт. В феврале 1944 г. фольклорная группа из пяти женщин была приглашена на районную олимпиаду народного творчества в с.Хоринск. Поехали они на паре лошадей, взяв яркие семейские наряды. Они исполнили три русских народных песни. Вышли в финал, но не смогли выехать в Улан-Удэ. Вернулись они домой довольные, привезя награды: печатки мыла, пачка табака и 300 рублей. Солдатову А.Г., как многодетную мать. Премировали еще полушалком. Правление колхоза бесплатно выдало участницам по пять килограммов муки и по килограмму мяса.

 

Их дело продолжил народный ансамбль «Родник».

 

Гордостью села является созданный в 1986 г. при школе краеведческий музей истории и быта семейских села Хасурта. Организатором и руководителем его является учитель школы, заслуженный работник культуры РБ Иванов Виктор Филиппович.

 

По его инициативе восстановлена часовня, открыт музей-усадьба семейского крестьянина, открыт памятник жертвам политических репрессий (пока единственный в республике!) Состоялся праздник села – 200-летие со дня основания. В 2010 г. Иванову Виктору Филипповичу присуждена Государственная премия Республики Бурятия за заслуги в развитии народного творчества за 2009-2010 годы. Село насчитывает 225 хозяйств. 682 человека.

 

Баянгол

В 1914 году плотники БАБУДАЕВ Лубсан, Эрдынеев Доржи, Ошорхон, Холбоев Доржо срубили два здания почтовой станции и галзутской инородческой волости и перевезли в Баянгол. Это здание стоит до сих пор, в нем располагалась начальная школа.

 

Улус тогда назывался Хакир (по названию горной речушки) и входил в состав галзутской инородческой волости. Старшина Галзутской волости богач Нима Дармын имел более 100 голов крупного рогатого скота, 150 овец, 10 лошадей. В 1934-35 г.г. началось строительство школы. Для подвозки камней на фундамент выбирали хороших коней.

 

Школа держала скот: конь, корова, овцы, кролики. Кормили детей организованно горячим питанием. Заведующей школой была Бураева Евдокия Владимировна, учителя Цыбикжапов Степан Цыбикжапович, Дугарова Сэндема Дугаровна, Уладаев Урбан Уладаевич, Халтанова Варвара Васильевна. Очень много ребят учились из Додогола, Барун-Хасурты, Удинска. Позже школа стала семилетней, классы были сдвоенные, доска делилась на две половины.

 

С 1943 г. в школе учителем долгое время работала Ракшаева Пагма Ракшаевна. 10 марта 1930 г. была организована сельскохозяйственная коммуна «Улан-Баянгол». В голой степи Баянгола появилось 17 домов членов коммуны.

 

В 1931-32 г.г. образовался колхоз имени Кирова. Первый его председатель Гасаранов Б., первый кузнец Цынгуев Бато. В 1957 г. организовалось отделение совхоза. Есть здесь озеро Могой. Это божество покровительствует хорошей жизни людей. Ежегодно на берегу озера у ступы высокие ламы проводят молебен божеству, производят «сэржэм» водой. Ступа возведена в 1999 г. жителем села Баянгол Долгоровым Б.Н. с благословения Римпоче-ламы.

 

Хабшагар. В северо-восточном направлении от Баянгола имеется источник, которым пользуются люди с заболеваниями костных суставов. Хотя он не изучен, но его целительная сила известна местным жителям.

На самой вершине горы Баян-Хонгор в каменной скале имеется идеальной формы чаша для воды, создающая полное впечатление рукотворной.

 

В селе 105 хозяйств, 335 жителей.

 

Алан

Село Алан расположено в живописной местности на правом берегу реки Она у подножия горы Сагаан Уула. Село опоясывает цепь гор.

 

Название села происходит от тюркского и означает открытую луговую поляну среди леса или при выходе из него. До Октябрьской революции местные буряты вели в основном кочевой образ жизни. По данным переписи 1900 года в Анинском родовом управлении, в состав которого входили такие улусы, как Алан, Энхэ тала, богатых семей – 13 дворов, середняков – 12 дворов, бедняков – 127, малоимущих – 30.

 

В 1921 г. была организована первая комсомольская ячейка, которую возглавил Улзыто Цыбжитов. Осенью 1921 г. в местности Хотогор в частном доме открылась первая школа. Первый учитель Цыремпил Цынгуев – местные звали его Халхаа багша.

 

В 1929 г. была создана сельскохозяйственная коммуна «Улаан-Туяа», затем сельскохозяйственная артель «Ленинэй Туяа». В хозяйстве насчитывалось 150 коней, 95 голов КРС, 125 овец, 7 телят, 3 плуга, 2 бороны, 8 войлочных юрт. Численность рабочих составляла 40 человек. В 1931 г. в местности Малые Кули образовалось второе хозяйство «Улаан Ажал». В его состав вошло 30 семей. В местности Худак образовалось охотоводческое хозяйство. Эти артели объединились в 1934 в колхоз «Путь Сталина».

 

Председателями колхоза работали: Лхасаранов Балсамба, Ринчинов Лхасаран, Цыбиков Мижит, Снетков, Цыренжапов Базар, Цыбикжапов Даржа, Санданов Митып, Гасаранов Базар-Дара. Председателем Верхне-Анинского сомонного Совета в 1929-31 годах работал Гасаранов Базар-Дара.

 

В годы войны было очень тяжело. Колхоз имел 25 пароконных плугов, две пароконные сеялки, десять одноконных борон. Посевная площадь составляла 554 гектра, в т.ч. пшеница – 250 га, ярица – 200, овес – 100, картофель и овощи – по 2 гектара. По случаю Дня Победы закололи одного барана и смололи на муку мешок семенной пшеницы. В назначенное время открыли торжественный митинг. Всем семьям раздали мясо, муки и до рассвета веселились.

 

После войны решили заново открыть Верхне-Анинскую начальную школу. Привезли из Анинска парты, школьные принадлежности, увезенные туда после закрытия школы в с.Алан в военные годы. Учительницей направили Дамбаеву Дулму Шулуновну. Стали строиться дома. К сорок шестому году село Алан приобрело контуры сегодняшнего облика. В начале 50-х годов установили локомобиль – появился свет. Заработали пилорама, мельница. Примерно к 1958 году село достигло пика своего расцвета. По официальным данным, в селе насчитывалось 75 семей (368 человек). В 1990 г. на селе открыли новую неполную среднюю школу, которая позже приобрела статус средней. В селе 69 хозяйств, 346 жителей.

 

Ашанга

Одиннадцать хоринских родов, сбежав с Маньчжурии, обосновались по берегу Онона, но и здесь им не было спокойствия от хамниганов. ульятов.

 

Батор хоринских бурят Бабжа Барас, не раз защищавший свой народ от напастей монголов, привел свой народ к берегам р.Маракта, Нарин-Горхона, к горам Бурин хаан, Дэлгэр хаан, Даша хаан, Баян хаан. С правой (западной)стороны реки Ашанга в местности Сагаан хунды жили семьи: Найданова Доржо, Тугмитова Балжима, Гончикова Цыремжит.

 

С левой стороны р.Ашанга жили семьи: Цыренжаповы, Тогтохоновы, Тугмитовы, Цыбиковой Долгор.

 

У подножия Мэхэтэрэ - Холхунаев Доржо, в Займагте: Бимбаевы Доржо, Ойдоп, в Булуганской степи: Шойнхоров Мархю, Занданов Цыбикжап; в Хара эрьедэ: Гомбоевы Гатап, Дамба (лама), Цыретор.

Были улусы Нарин-Горхон, Мэнжэ, Туhа.

 

По данным Всесоюзной переписи населения в 1922 г. в Хубдутском хошуне Ашангинского сомона числилось 587 человек., в улусе нарин-Горхон - 264 человек.

 

Декретом ВЦИК 23 декабря 1923 г. был образован Ашангинский сомонный совет. В него вошли бурятские деревни: ул.Ашанга, ул.Амгаланта, ул. Нарин-Горхон. Председателем совета был избран Ешеев Базар-Гуро, 1901 г. рождения. В 1929 г. было образовано ТОЗ (товарищество по обработке земли), в скором времени сельхозартель «Интернационал».

 

В 1932 г. в артели «Тэмсэлэй шэмэг» было 123 коровы, 154 овец, 74 лошади; имелось сенокосных угодий - 1938 гектаров, пашни - 158 га. Весной 1933 г. было засеяно 150 га ржи, 4 га пшеницы, 4 га овса. В полевых работах участвовало 21 мужчина, 45 женщин.

 

Перед войною в 1940 г. в колхоз вступила 81 семья в количестве 268 человек. 

 

Амгаланта

В восточной части нашего района в межгорной долине, в 60 километрах от Хоринска, находится небольшое село Амгаланта.

 

Этот улус раньше назывался Наhала, также называлась река, от бурятского слова «наhал», что означало распространенное раньше в этих местах заболевание глаз у лошадей и овец. Позже, при распространении ламаизма, улус был переименован ламами в Амгаланта – благополучный, спокойный, безмятежный уголок.

 

Семьи группами проживали в местностях Дарька, Бильчир, Ундэр Майла, Дубгэр, Шулуута. Было около 54 семей, кочевые жилища которых были разбросаны на десятки километров. До 30-х годов XX в. жителями формировавшегося села были одни буряты трех хоринских  родов: хубдууд, галзут, харгана. В 1930 году возникло ТОЗ (товарищество по обработке земли), в который вступило 10-12 семей. Позже ТОЗ преобразовался в колхоз имени «III Интернационала». Молодой коллектив  возглавил Ринчинов Цыдып-Доржи Дагбаевич. Появилась и улица Интернациональная.

 

Двадцать лет Амгаланта вела самостоятельное хозяйство. На левом берегу реки Амгаланта была кузница, которая принадлежала Будаеву Балдану. В селе делали кирпичи из глины. Занимался этим делом случайно заехавший в село русский по фамилии Вавилов.

 

В селе имелись дом животноводов, клуб, молочная ферма, машинно-тракторная мастерская, 3 гурта КРС, конюшня, фельдшерский пункт, тракторно-полеводческая бригада.

 

В 1944 году на средства родителей была построена и открыта начальная школа. Первой учительницей была Цыденжапова Ц-Д. В 1991 г. Амгалантинская начальная школа реорганизована в основную общеобразовательную, в 1996 – в среднюю. В сентябре 1995 г. построено новое каменное здание на 320 мест.

 

В 1952 г. Амгаланта и Ашанга слились и образовали колхоз имени Ленина. В 1953 г. Амгаланта вышла в состав совхоза «Анинский». В 1967 г. она стала отделением совхоза «Георгиевский». В 2001 г. Амгаланта – член СПК «Дружба». В селе 61 хозяйство, 251 человек.

 

 

Георгиевка

Буквально на голом месте образовалось село Георгиевка. Шел март 1935 года. Земельное управление республики приняло решение об организации колхоза имени Шмидта. Государство выделило ему 40 лошадей. Колхоз начинался с пустыря, на котором одиноко стояла юрта. В колхоз потянулись новоселы – 4 семьи переселились из Чикоя, три семьи Лужниковых и Копосовы.

 

До весеннего сева 24 семьи дали согласие стать членами будущего колхоза.

 

В апреле одни мужчины приехали на новое местожительство. В ту первую весну тут сумели поднять 200 гектаров целины. Остальные семьи подтянулись уже к лету со всем скотом и пожитками. Прежняя сельхозартель выделила переселенцам их долю – крупный рогатый скот, лошадей, овец. В первую весну Хоринская МТС выделила новому колхозу только конные плуги и бороны. Поэтому хлеб сеяли по старинке, т.е. вручную. А осенью хлеб жали серпом, молотили цепами. Долго думали о том, как назвать свое село. Его нарекли Георгиевкой – по имени первого председателя Георгия Алексеевича Копосова. Он был человеком работящим, обладающим недюжинными организаторскими способностями.

 

В первый год на месте нынешней Георгиевки было всего два дома – в одном пекарня, в другом – контора. В ней же за перегородкой жила семья председателя из 6 человек. Остальные семьи жили в Булуганске, Нарин-Горхоне. Одна за другой справляли новоселье семьи Степана Лужникова, Николая Перебоева, Сергея Алимасова, Петра Смородникова. Петра Елизова и др.

 

Хотя государство на 5 лет освободило новый колхоз от всех продналогов, два первых неурожайных года сделали свое дело – из 24 семей переселенцев сбежала половина. Правда, через год обратно в колхоз вернулись 3 семьи.

 

Колхоз им. Шмидта имел 600 гектаров пашни, 12 плугов, 2 лемеха, конную молотилку. Кузнецом, мастером на все руки был Алимасов Сергей Борисович.

 

В 1937 году в жизни хлебопашцев произошло большое событие – в колхозе появились первые колесные тракторы марки ХТЗ. Благодаря технике немного расширились посевные площади, повысилась производительность труда хлеборобов, начали идти в гору все дела колхозные. Жили новоселы со своим хлебом. Построили в колхозе свою мельницу, держали молочное стадо и отару овец. Перед войной в деревне насчитывалось домов 20. А сейчас в Георгиевке свыше 200 дворов и живут в ней те, кто когда-то забивал первые колышки в степи.

 

Успешно работал в 70-80-е годы совхоз «Георгиевский», руководимый авторитетным, грамотным хозяйственником, заслуженным агрономом РБ Захаровым П.Я.

 

В 1999 г. одна из улиц Георгиевки названа улицей имени Харитонова Павла Васильевича – участника первого парада Победы в Москве.

571 житель населяет село.

 

Булум

Булум – небольшое бурятское село, расположенное в 28 км. от районного центра с.Хоринск.

 

Название села происходит от бурятского «булан» - угол, изгиб, кривизна. Булан – собственные имена заливов, излучин, рек, зажатых в угол, урочищ у реки или горы. Со временем в слове «булан» последний звук ассимилировался и стал произноситься как звук «м».

 

До возникновения коллективных хозяйств на селе буряты размещались по родовым кочевьям и в течение четыре времен года они постоянно кочевали с места на место. К сожалению, летопись не донесла до нас, кто первым поставил здесь свою юрту и дал селу название. Давным-давно, 150 лет назад, жил здесь бурят по имени Жандабаев Дубшан. Весной и осенью он с семьей проживал в местности Жаргаланта.

 

До коллективизации местные буряты проживали обособленно друг от друга. Они жили в местностях Барун-булаг, Номто, Горхон, Зэргэлэй, Жаргаланта, Тахархай, Шаазгай. А когда образовался колхоз, их всех свели в одно место.

 

После создания ТОЗ руководителем был избран Сандитов Дондок. В 1930 г. был создан «Улаан морин». Его руководителем стал Дондоков Доржо (Удай).

 

В 1933 г. в результате слияния нескольких хозяйств был создан большой колхоз «Дампилон», руководителем которого стал Гылыков Мархуу.

 

В 1930-е годы был создан колхоз имени Карла Маркса. Первым его председателем был Жамсаранов Шираб. Слава о колхозе-миллионере гремела в округе. В числе первых в республике колхоз обзавелся автомобилем «Волга». Много лет председателем колхоза работал Баянов Абрамит Бадмаевич. В 1940 г. в Булуме была открыта начальная школа. В годы Великой Отечественной войны колхозники им.

К.Маркса сверх плана за два года сдали государству 5800 пудов хлеба, внесли на строительство танков 135 тысяч рублей, боевой техники – 90 тысяч рублей, о чем свидетельствует письмо Сталина. Такое маленькое село дало нашему району трех самодеятельных поэтов: Базара Цыбикова, Доржи Дамбаева, Тамару Намжилову. Доржи Дамбаев выпустил в 2000 году книгу о родословной села Булум, начиная с 1162 г. по наши дни «Манай тоонто – Булам нютаг». В ней же рассказывается о пройденном пути колхоза в селе, о достигнутых успехах и передовиках труда. АКХ «Булум» содействовал выпуску-сборнику стихов 3-х поэтов «Люблю тебя, родной Булум», в 2000 г. тиражом в 300 экз. В 1995 году при школе создан прекрасный историко-краеведческий музей. Есть там уголок о Василии Бадмаеве – герое  чеченской войны. В 1999 г. одной из улиц дали имя Бадмаева Василия Александровича, погибшего в Чечне. Сейчас село Булум входит в территорию Краснопартизанской сельской администрации и проживает в нем 226 человек, в селе 98 хозяйств.

 

В Булуме

Я думаю, в Булуме особая вода,

Нежнее, чем везде, зеленая трава,

Вздыхают по утрам медовые ветра

И ярче над Удой вечерняя заря…

Быть может, и поэтому здесь люди так легки,

Талантливы все дети, красивы старики.

 

Щедры они на радость, отзывчивы в беде,

Храня заветы предков, живет народ в труде.

Живет он, как и все, порою очень трудно,

Прощая и обман, и горечь, и обиды,

Но раз поет народ, смеются дети дружно,

То значит, он живет и полон он надежды!

 

Тамара Намжилова.

 

 

Зун-Хурай

В начале 1942 г. было начато строительство Зун-Хурайского лесопункта. Поначалу жили в так называемых «балаганах», расположенных около леса, у реки. Вскоре стали строиться дома барачного типа. Такие бараки были построены в урочищах Дабаты, Харасун, Дондохул. Первым начальником лесоучастка был Горчаков Петр. Трудна была жизнь первых рабочих. Рабочий день длился с рассвета до заката, без выходных. Питание было нормированное. Норма хлеба – 800 г. рабочему, 600 г. – служащему, 400 г. – детям. В этом же году строится пекарня для рабочих.

 

Жила перед войной в поселке лесорубов большая семья Таракановских. Отец Андрей Тимофеевич прошел 3 войны: в 1904 г. воевал с японцами, в 1914 г. – с немцами, в 20-е годы – гражданская война. Из своих 6 сыновей он проводил на фронт пятерых, четверо остались на полях сражений.

 

С 1942 года ведется строительство леддорог. Спил леса, выкорчевывание пней – трудная работа, которой занимались не только взрослые, но и дети, в том числе Самсонова Елена, Яхин Михаил, Яковлев Матвей. Значение ледовой дороги заключалась в том, что в условиях зимы доставка леса к месту сплава была облегчена. Дорогу обливали водой в две колеи, и лошади тащили сани, груженные лесом. Когда мужчины призывного возраста были на фронте, на плечи женщин легла вся нелегкая тыловая жизнь. Были они и десятниками, и трелевщиками, и пилоправами и сучкорубами. Ушакова Наталья, Мальцева Акулина и др. В 1943 г. была построена школа. Эта школа представляла собой барак, в котором также умещались контора и заезжая комната. Приходилось писать на газетной бумаге огрызками карандашей. Учебник был один на весь класс. Первым заведующим школы была Дриевская Аграфина Назаровна.

 

Уже с 1947-1948 г.г. в Зун-Хурайском лесопункте появляются газогенераторные машины и американские «студебеккеры». В начале 50-х г. появляется первый дизельный МАЗ-200. С 1949 г. в производстве применяется первая электропила. С 1957 г. появляется бензопила «Дружба».

 

В послевоенные годы продолжает развиваться стахановское движение. Появляется бригада стахановцев, в которую входили Мальцева Акулина, Арефьева Модора, Иванова Татьяна и др. Ежедневно вывозилось по леспромхозу 1100-1200 куб.м. леса вместо 800-900 куб.м. прежде.

 

Из газеты «Красная заря» от 19 февраля 1965 г.

 

По итогам соревнований на 1 июня 1956 г. на аймачную Доску почета занесен лесозаготовительный пункт Зун-Хурай, выполнивший 5-месячный  план вывозки деловой древесины на 112,8 %. Передовик лесопункта – Егоров Семен Артамонович, Зун-Хурайский лесозаготовительный пункт располагает мощной техникой. Их 13 лесовозных машин МАЗ-200 работает ежедневно на вывозке леса – 8-10. Построен новый гараж на 10 машин.

 

Газ. «Красная заря» 25 января 1957 г.

 

В 1954 г. в леспромхоз стали поступать мощные лесовозные машины МАЗ-200. Одну их них доверили Мальцеву Михаилу Иосифовичу. 75 тысяч километров он прошел без ремонта. В 1955 году ему присвоено звание «Почетный мастер заготовок леса и лесосплава», вручен нагрудный значок, денежная премия, он является кандидатом в депутаты местного Совета.

 

22 февраля 1957 г.

По инициативе комсомольцев Виктора Путинцева и механика гаража Носырева Иннокентия в селе был организован комсомольско-молодежный ударник по оборудованию стадиона. В этот день состоялся вечер молодежи, были проведены игры: «Сбор карандаша», аттракцион «Счастливое число». Комсомольцы готовятся к фестивалю молодежи, который состоится 26 мая.

 

Полушина, Заиграев – участники республиканского фестиваля молодежи.7 июня 1957 г.

 

На линии Хоринск – Зун-Хурай ежедневно курсирует такси для пассажиров.

 

Крановщик Зун-Хурайского пункта Борщ Степан с прицепщиками Лазаревым и Перфильевым 25 июня за смену погрузили 240 кубометров леса, выполнив 5 норм.

 

В 1950 г. образуется Зун-Хурайский сельский совет, председателем которого был Бурдуковский Игнат. В 1953 г. было заложено строительство детсада. В 1954 г. построен мост через реку Уду. В 70-е годы строится узкоколейная железная дорога, протянувшаяся от с. Новоильинск до с. Тужинка для вывозки леса. В районе эту стройку называли «малым Бамом».

 

Интересной страницей истории Зун-Хурая является появление здесь в конце 1945-начале 1946 г. японских военнопленных, которых использовали при заготовке леса.

 

Из воспоминаний жителей села Яхина М.Д. и Болдыревой К.И.:

«Я видела, как они готовили строевой лес. Глядя на них, я всегда удивлялась, что они сильно кутались – очень мерзли. Нам часто приходилось общаться с ними, учить их запрягать лошадей. Жили они в урочище Зэргэлэй. Там была зона.

 

Стояли бараки, столовая, банька. Воду для пленных на конях возила Болдырева Капитолина Игнатьевна. Хлеб для них пекла Арефьева Надежда Федотовна. Жители нашего села жалели их, делились с ними кто, чем мог, часто происходил обмен вещей, поделок на продукты. У них были переводчики. Японцы очень культурные, чистоплотные. Среди них были летчики, командиры. Не обходилось без смертей. Недалеко от их зоны находится могила, где похоронено 11 человек. Это место до сих пор называется «японские бараки», «японская зона». Остальные японцы, отработав срок, были возвращены на родину».

 

Р.S. В 1995 году приезжали японцы на могилу с целью вернуть их останки на родину. У них была карта с точным месторасположением кладбища с указанием имен и фамилий похороненных. Они вывезли останки своих земляков на родину.

 

Автор: Т.Гармаева, краевед

 

Автор: Moderator
Просмотров: 5241

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -