Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Священные места и люди Гильбиры

12 марта 2012

Мы все по праву гордимся своими знаменитыми земляками. А в небольших селах и деревеньках – особенно, ведь  благодаря им прославляется малая родина – место,не всегда даже и обозначенное на карте страны. Одним из них является великий иерарх буддизма, глава буддистов России с 1911 по 1918годы,12 Пандито Хамбо лама  Даша  Доржо Итигэлов – практик высочайшего уровня, который ,основываясь на сочинение  Богдо  Цзонхавы, сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты.

 

Самым близким другом и соратником Хамбо ламы Итигэлова был восьмой шэрээтэ лама Янгажинского дацана Бальчин Нимбу Мархилов. Он родился в 1854 году на просторах благодатной Гильбиринской долины в местности Хамнай.

 

Мы все по праву гордимся своими знаменитыми земляками. А в небольших селах и деревеньках – особенно, ведь благодаря им прославляется малая родина – место,не всегда даже и обозначенное на карте страны. Одним из них является великий иерарх буддизма, глава буддистов России с 1911 по 1918годы,12 Пандито Хамбо лама Даша Доржо Итигэлов – практик высочайшего уровня, который ,основываясь на сочинение Богдо Цзонхавы, сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты.

 

Явление Эрдэнитэ Мунхэ Бэе Великого Учителя, его духовный подвиг во благо живых существ демонстрирует силу духа и ума,достигшего Просветления.

 

Одним из первых учителей Даша Доржо Итигэлова был Сампил Эрдынеев(фотография пока не найдена), который родился в 1833 году в местности Борсой Гильбиринской долины .В 1845 году был принят хувараком Янгажинского дацана «Даши Шарбаблин».

 

Его первым учителем был гэлэн джуд лама Чимитдоржи Багуров,от которого получил посвящение на изучение и практику тантрийского учения.Сампил Эрдынеев принял обет гецула в 1848 году,штатным ламой утвержден в 1857году.При шэрээтэ ламе Лубсан Ниндаг Банзаракцаеве назначен соржо ламой.В 1903 – 1904 годах был шэрээтуем Янгажинского дацана.

 

В народе его называли Борсойн Соржо - Соржо лама Борсойский. Говорят,там жил в старину очень богатый род «Борсой шоно».Их так и называли «Борсойн баяшуул» -борсойские богачи.Что странно,сейчас не осталось от этого рода потомков. Бытует мнение,что это соржо лама всех их забрал в лучший мир,этим освободив от мирской суеты и страданий.Такие названия, как Борсой,Олзон,Гильбира,Хурамша,Хамнай и другие являются названиями не только прежних мест проживания, но родовыми названиями племен- переселенцев.До Октябрьской революции все население наших сел проживало по своим родовым поместьям,названия которых сохранились до сих пор.Все они относятся к антропонимам,т.е. названия их образовались по имени людей наиболее известных, влиятельных в данном роду.

 

Борсойн Соржо лама всю свою жизнь посвятил распространению Учения Будды, обладал сверхъестественной силой и повелевал над сабдаками –хозяевами гор, рек, местностей. Старожилы села рассказывали много интересных историй ,связанных с Соржо ламой.

 

Однажды Соржо лама приехал в Хамбинский (Тамчинский) дацан во время большого молебна.Когда он вошел в здание согчен дугана,сначала сам Хамбо лама Чойнзон Иролтуев,а за ним все остальные ламы встали со своих мест и поприветствовали Соржо. Хотя в то время уже говорили о волшебной силе Соржо Борсойского, многие не знали его в лицо.

 

После отъезда Соржо ламы , один из молодых гэбшэ обратился к Хамбе с вопросом: «Почему же Вы, Ваше преосвященство, имея высокий сан Хамбы, стоя приветствовали ламу ,имеющего сан Соржо?». На что Иролтуев ответил: «Как же я могу сидеть,когда удостоил чести посетить нас перерожденец одного из восьмидесяти четырех Великих индийских махасиддх?!»

 

Мархаев Доржижап ,габжа лама Иволгинского дацана вспоминал:В 1970-х годах из рассказа старой жительницы села Верхняя Иволга я узнал,что Соржо лама Эрдынеев в начале 20 века тогда рассказчице было 10 лет, недалеко от местности Ошор Булак сказал очень сильному местному шаману, что здесь в будущем осветится солнце Учения Будды и вызвал его на состязание. Это происходило на глазах многих ошорбулакцев. Соржо лама метнул огненный шар в сторону шамана и поразил его,тот ,умирая,ответил тем же.Сампил Эрдынеев поймал шар зубами и выплюнул его,трава и земля вокруг ламы начали гореть ,народ в страхе разбежался.Когда оглянулись,то Соржо лама стоял один и не было никакого пожара.

 

Сампил Эрдынеев, кроме возложенных на него обязанностей, много занимался медитативной практикой на окрестных горах вокруг Янгажинского дацана. Сейчас мы считаем эти места сакральными, святыми. Отчего они стали таковыми? Одной из главных причин является то, что там когда-то созерцали ламы-диянчи, которые безошибочно угадывали те точки на земле, где гармонично сочетались силы или мирно уживались влияния четырех основных тэнгриев - тэнгрии огня,воды,воздуха,земли.Если между этими силами есть согласие и мир, то такие места выделяли огромную положительную энергию,которая способствует успешному созерцанию.

 

На восточной стороне от местности Янгажино есть небольшая гора. С некоторых пор люди стали называть эту гору «Эреэлжэн». Оказалось,что в старину один юноша – сирота нашел там свой последний земной приют. Хозяином этой горы стала его душа и время от времени стала показываться людям в прежнем облике – юноши по имени Эреэлжэн. Его часто видели верхом на олене.

 

В то время Хамбинский (Тамчинский ) дацан был центром культурной и просвещенческой жизни бурятского народа. Кроме религиозных обрядов и молебнов там проводился летний праздник «Сурхарбан», на который съезжались со всех улусов и хошунов борцы, мэргэны, всадники и улигершины. Однажды в такое время Соржо лама, находясь в пути, воскликнул своему спутнику: «О! Оказывается, Эреэлжэн тоже любит праздник.Вот он,оседлав своего оленя,едет на Сурхарбан».

 

В тот год Янгажинский хошун победил по всем видам состязаний,привезли много призов,подарков. Говорили,что победа досталась янгажинцам не без помощи Эреэлжэн,тем более накануне его видел Соржо лама.Тогда среди улигершинов победил молодой Чимит Убшаевич Будажапов(1885 -1968г.г),который в 1944году на республиканском слете сказителей в городе Гусиноозерске занял 1 место.

 

Самым близким другом и соратником Хамбо ламы Итигэлова был восьмой шэрээтэ лама Янгажинского дацана Бальчин Нимбу Мархилов. Он родился в 1854 году на просторах благодатной Гильбиринской долины в местности Хамнай. Был старшим из трех сыновей Мархило Вайсарова из рода Шоно Хамнай Эхиритского племени бурятского народа. Такова его родословная: Эхирит - Зонхи - Шоно - Хамнай – Дунгуй – Гойна - Жарба – Грил – Максим – Вайсар – Бабга –Мархило - его сыновья Нимбу, Нима, Ламожап.

 

Когда Нимбу Мархилову исполнилось семь лет, родители отдали его на обучение в Янгажинский дацан. После окончания курса обучения по тантрийской системе продолжил учебу на факультете Чойра.В 1906 году по совету шэрээтэ ламы Янгажинского дацана Итигэлова поступает в школу хувараков при Тамчинском дацане, выпускники только этой школы зачислялись в штатные ламы дацанов этнической Бурятии. Закончил в 1910 году и принял полный обет ламы гэлуна (носитель его принимает 253 обета), получил свидетельство (отношение Военного Губернатора Забайкальской области от 8 февраля 1910 года за № 1484) и зачисляется штатным ламой Янгажинского дацана.

В 1911 году сгорел Деважин сумэ. Шэрээтэ лама Даша-Доржо Итигэлов отправляет Мархилова с двумя ламами в китайский город Долонор для приобретения Деважин шутэн(макет буддийского рая),а сам руководит строительством сумэ. С этого времени дальнейшая жизнь Мархилова неразрывно связана с Итигэловым.

 

В марте 1911года Бальчин Нимбу Мархилов присутствовал на торжественном вручении Военным Губернатором Забайкальской области Высочайшей грамоты об Утверждении Пандито Хамбо ламой ламайского духовенства Восточной Сибири Даша Доржо Итигэлова.В июле 1913 года бурятская делегация во главе с Мархиловым была направлена в город Ургу (ныне Улан – Батор) для поднесения приветственного адреса духовному и светскому главе государства Джебзун Дамбе Хутухте по случаю обретения независимости Монголии. Делегация была тепло принята и награждена титулами и орденами. Мархилов был удостоен ученого духовного титула «Соржо»и ордена «Драгоценного Вачира»3 степени.

 

Наступил 1914 год. Началась Первая мировая война. В это нелегкое для России время Мархилов утвержден Военным Губернатором Забайкальской области шэрээтэ ламой Янгажинского дацана, диплом вручен 21 января 1915 года и избран депутатом Удинского округа.В этом году он принимает активное участие в создании и работе «Общебурятского общества по сбору пожертвований на нужды войны».Несмотря на тяжелые годы, духовная жизнь не останавливалась.В1916 году под руководством Мархилова Сахюусан дуган перенесен с территории дацана на место первого войлочного дугана в двух километрах на северо-восток и заново построен в деревянном исполнении и освящен.В следующем году исполнилась его давняя мечта - был построен Дуйнхор дуган и с этого времени начали проводиться тантрические хуралы.

 

В 1918 году заново перестроен сумэ Арья Балы и Дара Эхэ. На территории дацана в 1920 году возведен Майдари сумэ одновременно со статуей Майдари бурхана, размером в 80 локтей. Хамбо лама Итигэлов и шэрээтэ лама Мархилов все свои средства вложили в строительство этого храма. Статую Майдари бурхана построил гелун габжа лама ,знаменитый основатель Оронгойской школы мастеров, уран дархан, Санжи Цыбик Цыбиков со своими учениками, а украшения, внутренний и внешний декор сумэ оформил габжа лама Базар Будаев.

 

Статуя Майдар бурхана была изготовлена из кедровника, растущего в окрестностях дацана, это вторая статуя, выполненная непосредственно на месте.

Первая была построена и освящена в 1897году в Цугольском дацане. Летом 1922года Бальчин Нимбу Мархилов завершил земную жизнь. Он помещен в бумхан- мавзолей в местности Хухэ Зурхэн. Все свое имущество он завещал дацану и в 1923 году на эти средства был построен Жуд дуган. Благодарные земляки в 1997 году воздвигли священную ступу Ендон на месте рождения одного из достойных людей нашего края, славного сына Гильбиринской долины Бальчин Нимбу Мархилова.

 

В народе Мархилов известен как Мархилын багша. У него было много учеников - первый шэрээтэ Иволгинского дацана гелун габжа лама Ринчин Доржо Жамьянов, один из инициаторов строительства Иволгинского дацана габжа лама Балдан Тогочиев,шэрээтэ лама Иволгинского дацана гелун габжа Цыден Цыбенов,унзад лама Янгажинского,затем Иволгинского дацанов гелун габжа лама Содном Лхамажапов и многие другие.

 

По свидетельству гелун габжа Цыдена Цыбенова: …Мархилын багша был не только хорошим Учителем,но и обладал волшебством и мудростью.Такие ламы,как Мархилов,оказывая помощь живым существам,без особого труда погружались в частные саматхи,как саматхи заклинания, устранения болезней,уничтожения действия яда,спасения людей на воде или в пути,саматхи дождя в засуху,саматхи богатства,саматхи возвращения слуха глухим,зрения слепым,дара речи немым ит.д. Нет сомнения в том ,что лишь те люди,которые имели наработки в предыдущих жизнях,могли войти в саматхи.И таковым был Бальчин Нимбу Мархилов.

 

Цыденов Цырен-Доржо Дагбаевич,1928года рождения,село Оронгой,рассказывал: «…От старожилов села я слышал,что Даша Доржо Итигэлов всегда в поездки брал с собой Мархилын багша.Но однажды Губернская администрация не дала разрешения. Итигэлов отправился один, Мархилов, находясь в Янгажинском дацане, почувствовал, что ему грозит опасность, срочно собрал всех лам и совершили обряд. Когда вернулся Итигэлов,то даже не поздоровавшись,сообщил Мархилову,что благодаря обряду,устранившему опасность,он остался живым.

 

Из воспоминаний Мункуева Бадмацырена Нимаевича,1926года рождения,п. Ильинка: «Я помню из рассказов отца,он был племянником Мархилын багша по отцовской линии,что дядя прежде всего отличался исключительной аккуратностью и точностью,то есть пунктуальностью во всем.До 1922года часто посещал родственников,которые жили в местности Хамнай,расположенной в 15 километрах от Янгажинского дацана.

Обычно приезжал рано утром.Если заставал домашних спящими или только встающими,то сильно возмущался и говорил,что надо рано вставать,прибраться,зажигать благовония,угощать духов местности свежим чаем и напоминал,что мы не одни в этом мире и что белые и чистые помыслы не могут быть у неряшливого, нерадивого человека.Навещал родных в определенные дни и они всегда ждали его,увидев порядок и благополучие,очень радовался.»

 

Гармаев Бургыт Нимажапович, 1949 г.р., с. Хурамша:

 

«…Цырен Маркелович Нимаев был другом моего отца и часто, бывая у нас дома, рассказывал о своем дяде Мархилын багша. Перед революцией и после многие буряты стали переселяться в Монголию и Китай. Цырен Маркелович решил с товарищами уехать в Монголию, по дороге заехали в Хамбинский дацан. Здесь он встретился с Мархилын багша, который отговорил его от бегства, наказав вернуться в родные места, мотивируя это тем, что в Монголии вскоре будет такая же власть, что и в России. Еще он сказал, что если его послушается ,то проживет долгую жизнь.


Цырен Маркелович послушался наказа своего дяди, а остальные поехали дальше. Потом он узнал, что его товарищи были убиты при переходе границы с Монголией. Цырен Маркелович прожил долгую жизнь.В 1920 –е годы неоднакратно побеждал на республиканских соревнаваниях по национальной борьбе. Удостоился высокой чести представлять Бурятию в Монгольской Народной Республике,где удостаивался званий «Заан», «Абарга». Воспитал и вырастил двух сыновей и внука Сергея. С 1942 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях под Варшавой ,под Киевом дошел до Берлина в составе 133-го отдельного гвардейского Прикарпатского Краснознаменного батальона.

 

Дабаев Амгалан Дабаевич,1914 года рождения,с. Гильбира: Мой тесть ,Нимаев Батан Гармаевич хорошо знал Мархилын багша и рассказывал, как летом 1922 года провожали его в последний путь. Ритуальный буддийский обряд возглавлял Даша Доржо Итигэлов. Из Янгажинского дацана тело Мархилын багша повезли в местность Хухэ Зурхэн,на место захоронения духовных лиц. Был обычный летний день, тело поместили в бумхан, ламы прочитали молитву. Вдруг погода резко изменилась , повисли тяжелые грозовые облака, ударил несколько раз гром и пошел сильнейший ливень.

 

Все присутствующие промокли до нитки, ламы и провожающие поехали на телегах в сторону дацана. Когда они доехали до современной трассы Улан – Удэ – Кяхта, то молния несколько раз ударила в скалу горы м. Хухэ Зурхэн, скала раскололась на части и валуны разных размеров покатились с горы в сторону трассы. В начале 30 –х годов 20 столетия, когда начали создавать колхоз, убрали валуны и на том месте вспахали землю и сеяли разные зерновые культуры. По свидетельству тестя Мархилын багша был не только Учителем, но и обладал волшебством(эди шэди).

 

Нимаев Батан Гармаевич (1885 – 1976гг.) сохранил письменное обращение Пандито Хамбо ламы Итигэлова и шэрээтэ ламы Янгажинского дацана Бальчин Нимбу Мархилова от 19 апреля 1922 года ко всем жителям Гильбиринской долины.

 

15 июня 1927 года Даша Доржо Итигэлов в состоянии медитации ушел в Нирвану. Согласно его завещанию в 1955 и в 1973 годах группа лам поднимали саркофаг и убедившись в неизменности состояния Даши Доржо Итигэлова,провели неоходимые обряды,сменили одежду и вновь поместили в бумхан.Среди них был и житель села Гильбира Батан Гармаевич Нимаев,который знал Итигэлова и в 1927 году присутствовал при его уходе. Он родился в местности Намагай Заха Гильбиринской долины,был старшим сыном в семье.

 

В молодости выполнял разные работы,участвовал на строительстве Янгажинского дацана.В колхозе имени Кирова работал со дня основания в 1929 году.Всю свою жизнь строил и ремонтировал мосты,очищал дороги не только в родном селе,но и в Иволге и в Верхней Иволге.В годы Великой Отечественной войны занимался сбором средств для фронта.Лично внес 10 тысяч рублей.С декабря 1945 года отправлен на строительство Иволгинского дацана.Зимой 1946 года Батан Нимаев выкопал первый колодец дацана.В 1966 году он построил летний домик отдыха в местности Ухаа Толгой. Перед смертью показал своему зятю Амгалану Дабаеву место,где находится бумхан-мавзолей Даша Доржо Итигэлова.

 

На открытии центра Итигэлова при музее имени Галдана Ленхобоева Гильбиринской средней школы Глава Буддийской Традиционной Сангхи России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев сказал: «…Мархилов, шэрээтэ лама Янгажинского дацана, был и по сей день остается сахюусаном Хамбо ламы Даша Доржо Итигэлова»

 

Доржиева Ц.С., учитель Гильбиринской средней общеобразовательной школы

Автор: gilbira
Просмотров: 3570

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -