Из истории села Шэбэта.
В восточной стороне Хоринского района вдоль Читинского тракта расположилось в живописной долине селение Шэбэта, слева от которого воинственно возвышаются две скалы (Хабсагайнууд), по обе стороны дороги – просторная степь, где в изобилии растет вдоль берега Уды черемуха, пахнет божественно ая-ганга, за правым берегом – сказочно зеленая, величественная тайга Тура, а слева от тракта – священная гора Шэбэта, место поклонений, одна из девяти святынь Бурятии.
Село Шэбэта расположено от столицы Бурятии в 210 км, от районного центра – 45км. На востоке Шэбэты - Еравнинский район.
Я думаю, не случайно выбрали с руководителем эту тему, так как мой педагог Шойдокова Сэсэгма Дондоковна родом с этих краев, не раз проезжала мимо Щэбэты, играла, общалась с детьми из этого села. С большим трепетом и нежностью начала рассказывать про свой тоонто-нютаг Ашангу и про Шэбэту. Эти места особенные, так как рядом священная гора Шэбэта.
«… 1963-64 г.г. Помню очень хорошо, как меня, маленькую девочку мама брала с собой, когда по работе выезжала из Ашанги в районный центр Хоринск. Моя мама, Шойбонова Дарима Шойжаповна, 1917 года рождения, работала в Ашанге фельдшером-гинекологом.
Каждый раз приходилось стоять на трассе возле Шэбэтуя и ждать проходящий автобус, в зимнее время жгли костер, пока стояли, ждали машину. Вот тогда мама рассказывала о священной горе Шэбэта и о том, как она оберегает нас, где бы мы не находились».
С тех пор прошло 39 лет, мне самой исполнилось 53 года, растут двое внучат, но не сотрешь из памяти рассказы самых близких, родных людей. Тогда мама по специфике своей работы помогала всем женщинам, всем семьям из ближних деревень как Амгаланта, Булаганск, Шэбэта, Булум. Не зря судьба мамы связана с жизнью двух сел Ашанга и Шэбэта, т.к. они объединились, стали одним отделением совхоза «Анинский».
Так уж суждено было накрепко осесть в этом селе, ведь в 1935 г. старшая сестра моей мамы Гунсэн Аюшеевна Цыденова была направлена на должность председателя Ашангинского сельского совета.
В 1937 году выдвинули ее и избрали депутатом Верховного Совета СССР, далее была депутатом союзного парламента трех созывов с 1937 по 1954 годы. До сих пор у нас в семье хранятся памятные подарки от тети Гунсэн, которая привезла сестре из Москвы (Приложение №2 Фото Г.А. Цыденовой,), с надписью «Привет Депутатам 1-ой сессии Верховного Совета СССР! 1946г.».
В этом году исполняется тете Г. Аюшеевне 104 года со дня рождения. В самые трудные для страны годы она оказалась на вершине руководства республики. В апреле 1941 года ее избирают на пост Председателя Президиума Верховного Совета республики. Тогда ей было 32 года…Гунсэн Аюшеевна – единственная женщина Бурятии, занимавшая пост председателя Президиума Верховного Совета БУР. АССР .
По женской линии Гунсэн Аюшеевна представляет шестое поколение из рода Эрдэни Хайбзан Галшиева, автора книги «Зерцало мудрости». (статья из газеты «Бурятия» от 04.02.2009г. №18, постановление Правительства РБ от 1994г.).
Топонимика
Прошлое открывает свои секреты любознательным и пытливым людям.
Шэбэта – земля, овеянная легендами и преданиями, земля взрастившая знаменитого Бабжи-Барас-батора. Это родина древних святых и людей простых, умноживших славу и богатство своего рода.
Легенда о Баторе. Могучий батор не раз защищал свой народ от набегов врага. Однажды, чтобы отразить натиск маньчжуров, вынужден был укрыться на горе. Эту гору, на которой он затаился, назвали Шэбэта, что означает «укрытие».
В настоящее время сохранились остатки оборонительной стены. От бурятского слова «шэбээ» - плетень непроницаемая, каменная стена. (стр. 272 в книге «Слово о земле Хориской».).
Похоронили сородичи своего защитника на вершине горы Шэбэтэ. Эта гора считается священной.
Название реки Уда связывают с легендой о том, как Бабжа-Барас-батор прибыл к этой реке в полдень, т.е. «Удэ» и назвал ее Удой.
Печально дремлет бескрайняя степь Булган тала, по которой скакал неутомимый батор.
По преданию, именно в этой степи уронил соболиную шапку и поэтому степь стали называть Булган тала – «Соболиная степь». (из книги «Слово о земле Хориской» стр. 27-28.).
Воспоминания жителей села Шэбэта
Человеческая память долго хранит воспоминания о хороших людях, их поступках. В селе Шэбэтуй проживали семья Дубининых, Гуляевых, Екимовских, Садовских. Каждая семья имеет свою историю. Вот некоторые воспоминания:
Из воспоминаний Анны Николаевны Гуляевой, 1930г.р., бабушки трех внучек и одного правнука (фото «Семья Гуляевых»). «В Шэбэтуе жило 22 семьи, в нашей семье было 12 детей.
Работали на огороде, в теплицах, топили печи в теплицах, на быке возили воду, работали на зернотоке, жердью, длиной 5-6 метров, ворошили зерно и сушили его на печке, постоянно надо было ворошить, чтоб не сгорело.
Каждое село имеет свою историю. Самые отличительные черты шэбэтуйцев: крепкие духом, хваткие, хлебосольные и любящие труд».Из воспоминаний Садовского Георгия Ивановича (1955 г.р.), сына Ивана Даниловича (1914 г.), внука Даниила Петровича (1888г.р.).
«Из рассказа деда помню, что Дубинины выехали из Кабанска, что их история начинается издалека, со времен Пугачевского восстания, после восстания были высланы из Запада с Оренбурга и были заселены в Кабанске, есть там село Дубинин, затем расселились по трассе вдоль реки Уда.Жили крепко, любили труд.
Андрей Иванович имел торговую лавку. Даниил Петрович имел цех по обработке дерева, меха. Была высокая постройка – ангар, что называли его сельчане завозней, где строили сани, телеги. Василий Дмитриевич столярничал».
Из рассказа Георгия Ивановича хочется особо выделить Даниила Петровича, деда Георгия, т.к. его наследница в пятом поколении, Марина Базаровна проживает в селе Хоринск по ул. Цыдендамбаева. И вот при встрече она рассказала удивительно интересную историю про своих родственников – по линии отца и деда, про двоюродную сестру Садовскую Дарью Николаевну и ее мужа Сэнгэ, которые эмигрировали из села Ульдурга в 20-х года, после революции в Монголию.
Их сын Сэнгын Эрдэни – заслуженный писатель, член Союза писателей Монголии, Лауреат Гос. премии по литературе, автор многих литературных произведений, по его книге поставлен спектакль в БГАДТ «Хойто наhандаа уулзуужабди».
Его дети – заслуженные люди Монголии: один сын Батоул – видный политический деятель, политик-демократ, старшая дочь Байгалма – по специальности педагог, живет в городе Улан-Баторе, сын Бадмажап – зам. Министра сельского хозяйства Монголии.
По работе не раз приезжал в Бурятию, дружил с министром сх Бурятии. Дочь Дулма – химик, проживает в Улан-Баторе, ее супруг Сэрэнжаб – посол в Германии, в Берлине.
Брат Марины Базаровны – Аюр Базарович Раднаев – заслуженный врач России и РБ, главный пульмонолог Бурятии, кандидат медицинских наук.
Заключение.
Все топонимические названия на территории с.Шэбэта носят местный характер и были созданы жителями в ходе освоения мест обитания. Важное место в жизни земляков – шэбэтуйцев имеет священная гора Шэбэта и название горы, реки Уда связаны с легендой о Бабжа-Барас-баторе.
Молодое, современное поколение – аследники должны помнить и гордиться своими предками. «Человек быз истории, что дерево без корней» - недаром говорится в народной пословице.
Приносим огромную благодарность за содействие в написании работы Гуляевой Анне Николаевне, Гуляевой Арине Георгиевне, Садовской Александре Даниловне, Дубинину Николаю Николаевичу, Козленко Зое Николаевне, Черных Людмиле Викторовне, Садовским Георгию и Марине Базаровне.
Автор:
Рабданов Тимур, ученик 3 «б» класса ХСОШ №1,
Шойдокова Сэсэгма Дондоковна,
воспитатель Хоринского филиала БРИТ
Руководитель: Рабданова Римма
Дашинимаевна,
СДЮТ и Педагог кружка “Юный турист”
Комментарии