Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

мудрость предков

1 марта 2012

До 1904-1905 годов буряты придерживались родо-племенного деления, административно входивших в состав селенгинских бурят. В нашей долине проживали три больших рода: Шоно, Олзон, Бабай Хурамша. Данные об этих родах, относящихся к селенгинцам, находятся в Ведомостях, составленных в 1735, 1766, 1897 годах. Точные данные этих переписей приведены в книге П.Б Лубсандоржиевой «О происхождении хурамшинских бурят», Улан-Удэ, 2004 г.

 

По словам тухэшинов (знатоков старины), иволгинские и часть селенгинских бурят западного происхождения. Они были выходцами долины рек Куда, Ангара и Лена. Переселение происходило в 1700 годах, с целью укрепления южной границы Российской империи, продолжалось в течение 20 лет и носило принудительный характер. Существует предание о происхождении самого многочисленного рода Шоно (шоно – бур. волк), проживающего по берегам реки Лены. Мальчиком Шоно был найден охотниками в волчьей норе. Люди его привезли домой, вырастили, воспитали. Назвали его Шоно в память того, что был найден в волчьей норе. Когда он вырос, стал отличным охотником. В то время буряты враждовали с эвенками из-за охотничьих угодий, а когда Шоно взял в жены эвенкийскую красавицу Шононго, вражда прекратилась. У них родилось 7 сыновей: Хамнай, Соогол, Борсой, Бура, Сабтуухай (или Шэбтухай), Боосогол, Яртагай.

 

Переселение людей из рода Соогол Шоно в Забайкалье в литературе описано Дашанимой Ендоновым в 1910 году. Хурамшинская история Соогол Шоно начинается в 1722 году с Адага и Дариба Найраевых, которые переселились с матерью в местность Оёр в низовьях Гильбиры и Баянгола, а затем в урочище Булаг. Дашанима Ендонов подробно описал мытарства молодой вдовы Наярая, о взрослении и жизненном пути Адага Наяраева, ставшего позже зайсаном Шоноевского рода. Адаг за годы батрачества научился русскому языку. Это знание понадобилось ему во время работы в комиссии графа Рагузинского, который устанавливал границу между Россией и Монголией. Вдоль линии границы были установлены 63 маяка в виде каменных насыпей, напоминающих бурятские обоо. За эту деятельность по приказу императора Петра II от 4 июня 1729 года Адаг получил звание зайсана. У Адага было 4 сына: Даша, Даги, Дайва, Данчи. В 1764 году двое из сыновей – Даши и Даги стали казаками и были приняты на государственную службу. 12 октября 1791 года по решению Иркутского наместнического правления сын Адага – Данчи получил звание зайсана.

 

Внук Адага – Барда Данчи стал зайсаном в 1803 году, был награжден серебряной медалью, а в 1813 году был избран депутатом Селенгинской конторы от глав 18 родов. Родословные зайсанов, гулва, тайша и других знатных людей велась с 20-х годов XVIII века до 30-х годов XIX века. Родословная зайсанов рода Соогол Шоно упоминается в летописи «Бишыхан запискэ» - коллективном труде селенгинской знати, сохранившейся в оригинале только в архиве Иркутского университета. (П.Б. Лубсандоржиева, 2004 г.) Мой дед Дымбрэл в годы Великой Отечественной войны работал заместителем председателя колхоза им. Кирова. На фронт его не взяли по состоянию здоровья. Ламы рода Соогол Шоно Слово «лама» в тибетском языке означает «учитель, наставник». Ламы всегда были просвещенными людьми, являлись носителями и проповедниками нравственного начала в народе, были его грамотными представителями. Они владели старомонгольским языком, ставшим с XVIII века письменным языком бурят-монгольского народа, многие из них владели тибетским языком и санскритом. Обучаясь в дацанских школах, они заучивали не только молебственные тексты, но и знакомились с наследием восточной мудрости.

 

Род Соогол Шоно всегда был знаменит своими ламами. Правнук Адага – Саван (или Сойбан) Бардын в 1842 году стал буддийским ламой и был назначен да-ламой в Загустайский дацан «Дичинрабжалин». У моего прямого предка Максара, жившего в 1880 г.г., трое из четырех сыновей были ламами, их называли Максарай гурбан лама (три ламы Максара). Цырендоржо имел ученую степень габжа, Дашанима – гэбшэ и Цыбикжап эмчи-лама. Все они были братьями моего прадеда Жалсарая. Во время репрессий 30-х годов некоторые ламы отказывались от сана. Конечно, это происходило под жесточайшим давлением представителей советской власти и чтобы сохранить жизнь приходилось отказываться от религиозного сана и становиться «черными». Но в памяти людей до сих сохранились истории, в которых говорится о преждевременной смерти и даже истреблении рода тех активистов репрессий. Дашанима лама также стал «черным», а Цыбикжап лама, отсидев в Иркутской тюрьме 10 лет, работал еще 10 лет на строительстве г. Комсомольск-на-Амуре. Последние годы своей жизни он жил в семье моего деда Дымбрела. Все четыре сына имели фамилию Максаровы, но после всех этих событий нашему деду пришлось своим трем сыновьям дать фамилию Жалсараев. Мой двоюродный брат Еши-Дандар (1974 г.р.) гэбшэ лама – настоятель Якутского дацана.

 

Его отец Намжил Дымбрылович, русское имя Константин (1946 г.р.) был активистом дела богослужения в селе. Ему же посчастливилось стать хранителем книги «Юм» в 16 томов. Эту священную книгу дал ему в дар Дабаев Амгалан Гомбоевич. ему же она досталась от тестя Нимаева Батан Гармаевича. Батан ахай участвовал в строительстве Иволгинского дацана в 1948 году и был участником погребения тела XII Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова в местности Хухэ Зурхэн в 1927 году. Эту тайну он передал своему зятю - Амгалан ахай. Благодаря переданным данным в 2002 году было произведено поднятие нетленного тела XII Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова. В благодарность за этот большой буян (добродетель) Дабаев Амгалан Гомбоевич в 2006 году был удостоен XXIV Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым поездкой в Индию, в поездке его сопровождал сын Дамдин. «Юм» - сутра запредельная мудрость

 

В народе бытует мнение, что неверующие люди в прошлой жизни не были людьми, а были низшими существами. Мне пока только 12 лет, но я уверен, что вера помогает человеку на протяжении всей жизни. Если человек хранит в душе Бога, он никогда не сделает плохого другому человеку, потому что согласно буддийскому закону кармы каждый поступок имеет этическую ценность, и действия, совершённые человеком в отношении других существ возвращаются к нему обратно в следующей жизни. Поэтому в буддизме забота о будущих жизнях считается очень мудрым и дальновидным поведением. Таким образом, закон кармы побуждает человека взять ответственность за своё нынешнее положение, а также за все свои жизни, простирающиеся в будущее. (Оюна В.Доржигушаева, к.ф.н., вице президент Народной академии буддийской культуры, Улан-Удэ). В нашей деревне имеются два полных собрания буддийского сочинения «Юм», это сутра (учение) – запредельная мудрость. Полное собрание состоит из 16 томов, в каждом томе 374 листа, размеры листа 67,5 см. на 23,5 см., один том весит 5 кг. Юм – это тибетское слово, которое переводится как мать.

 

Сутра восхваляет деяния матерей тысяч Будд. Благоприятное воздействие оказывает чтение сутры на матерей и тем, кто готовится стать им. Также устраняет все негативные явления кармы, приносит успех в новых начинаниях. Раньше такую книгу могли иметь дацаны или очень богатые люди. Поэтому нашей деревне очень повезло, так как она приносит успех и долголетие всем жителям нашего села. Семья родного брата моего отца Жалсараева Константина Дымбрыловича с 2000 года являются хранителями буддийского сочинения. Второй экземпляр принадлежит потомкам упомянутого мною ранее Дашанимы Ендонова – летописца, сын Дашанимы Соржо (Данжа – Барда – Соржо – Дашанима – дочь Долгор – дочь Бадма-Ханда – дочь Пурбо-Ханда), в конце 1820-х годов поехал в Агу в гости к сватам. Дочь Соржо была замужем за молодым человеком с долины Тугнуй, что в Мухоршибири. В 1815 году три основных рода, которых были переселены в Агу. И вот, когда его агинский сват спросил, какой он подарок хотел бы получить, он попросил отдать ему 16 томов буддийского сочинения «Юм» вместе со всей ламской утварью. Агинские родичи не посмели отказать далекому гостю, так Соржо привез бесценные по временам книги домой на конной подводе. После смерти Дашанимы эти книги были единственным наследством для его дочери. Во время сталинских репрессий Долгор хранила их в потайном сарайчике. Сейчас для этого экземпляра семья Цыденовых построила специальный домик, в виде дугана, у подножия священной горы Хангай Уула.

 

Хотя о существовании этой книги знало узкий круг людей, но за отдельными томами её приезжали люди из Аги, Еравны, Кижинги. По воспоминаниям Бадма-Ханды Бандаевой, ежегодно 2-3 тома «Юм» были на руках: не успеют привезти одни тома, увозили другие. С 2001 году ламы Иволгинского дацана ежегодно читают все 16 томов двух экземпляров книги «Юм» в течение нескольких дней в разных домах жителей села Хурамши. В 2008 году после прочтения их были организованы спортивные состязания по вольной борьбе среди детских спортивных школ района, на которых присутствовали священнослужители Иволгинского дацана во главе с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, после которой такое празднование стало хорошей традицией. Священные книги «Юм» являются семейной реликвией, приносящие успех и долголетие их роду и всем жителям нашего села Хурамша. Поэтому никто не остается в стороне этого священнодействия.

 

Заключение

 

В заключение хочется сделать вывод о том, что большое воздействие на воспитание детей в нашей семье оказывают воспоминания о поступках, действиях и мудрых словах моих предков, а также собственный пример моих родителей и старших сестер. Я хорошо осознаю свои обязанности перед моими родителями, родными сестрами и другими родственниками. Для дальнейших исследований я наметил темы по сравнительно молодым, но уже знаменитым ламам нашего рода: Ганжур лама – гэбшэ-лама, доктор буддийской философии, ректор Буддийского университета, Одсор – эмчи-лама. В заключении приведу стихотворение Р. Солнцева «Счастье» Так ли живу как надо? Задумываюсь часами, Так ли верю, люблю? Держа в руке карандаш… Те ли упреки, награды Ведь жизнь – такой экзамен Сердцем открытым ловлю? Который не пересдашь. Домашнее задание для гимнастики чувств, науке общения, искусству быть собой.

 

Тренинг творческой психотехники.

 

1. Воспитывать в себе тактичность в общении начните с близких людей. Посмотрите внимательно на маму, бабушку, отца, дедушку. Что в их глазах вы видите: тревогу, покой, озабоченность? Подумайте, чем можно помочь поднять настроение? Как выразить сочувствие и понимание?

 

2. Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы. Подумайте, как легче снять с них усталость: расспросить о прошедшем дне, приготовить или подогреть ужин к их приходу, усадить удобнее и подать домашние тапочки и ласково поцеловать.

 

3. Присматривайтесь к тому, как работают на уроке, участвуют в общественной жизни ваши одноклассники. Не упускайте случая выразить им свое одобрение и благодарность. Не скрывайте своего положительного отношения к окружающим.

 

4. Известный английский писатель Джеймс Олдридж придумал для своих сыновей своеобразное упражнение. Он заставлял их, взглянув на случайного встречного, постараться представить себе, кто этот человек, куда он идет, зачем, что делал вчера и т.д. Попытайтесь и вы выполнить это упражнение. Наблюдение за людьми ведите незаметно, тактично.

 

Литература

 

1. Б.Будаев История возникновения селенгинских родов, Улан-Удэ. 2001 г.

2. Доржигушаева О.В.Мир начинается в каждом из нас // Бурятия, 2001 г.

3. П.Б. Лубсандоржиева. Происхождение хурамшинских бурят, Улан-Удэ. 2006 г.

4. А. Махачкеев. Юм – сокровище Хурамши // Информ Полис, 2002 г.

 

Информаторы

1. Батанов Чингис Нимаевич, 1944 г.р.

2. Васильева Софья Данзановна, 1956 г.р.

3. Жалсараев Константин Дымбрылович, 1945–2009 гг.

4. Жалсараева Сэсг Дабацыреновна, 1951 г.р.

5. Лубсандоржиева Пунцык Базыровна, 1959 г.р.

6. Цыденова Пурбо-Ханда Данзановна, 1946 г.р.

 

До 1904-1905 годов буряты придерживались родо-племенного деления, административно входивших в состав селенгинских бурят. В нашей долине проживали три больших рода: Шоно, Олзон, Бабай Хурамша. Данные об этих родах, относящихся к селенгинцам, находятся в Ведомостях, составленных в 1735, 1766, 1897 годах. Точные данные этих переписей приведены в книге П.Б Лубсандоржиевой «О происхождении хурамшинских бурят», Улан-Удэ, 2004 г. По словам тухэшинов (знатоков старины), иволгинские и часть селенгинских бурят западного происхождения. Они были выходцами долины рек Куда, Ангара и Лена. Переселение происходило в 1700 годах, с целью укрепления южной границы Российской империи, продолжалось в течение 20 лет и носило принудительный характер. Существует предание о происхождении самого многочисленного рода Шоно (шоно – бур. волк), проживающего по берегам реки Лены. Мальчиком Шоно был найден охотниками в волчьей норе. Люди его привезли домой, вырастили, воспитали. Назвали его Шоно в память того, что был найден в волчьей норе. Когда он вырос, стал отличным охотником.

 

В то время буряты враждовали с эвенками из-за охотничьих угодий, а когда Шоно взял в жены эвенкийскую красавицу Шононго, вражда прекратилась. У них родилось 7 сыновей: Хамнай, Соогол, Борсой, Бура, Сабтуухай (или Шэбтухай), Боосогол, Яртагай. Переселение людей из рода Соогол Шоно в Забайкалье в литературе описано Дашанимой Ендоновым в 1910 году. Хурамшинская история Соогол Шоно начинается в 1722 году с Адага и Дариба Найраевых, которые переселились с матерью в местность Оёр в низовьях Гильбиры и Баянгола, а затем в урочище Булаг. Дашанима Ендонов подробно описал мытарства молодой вдовы Наярая, о взрослении и жизненном пути Адага Наяраева, ставшего позже зайсаном Шоноевского рода. Адаг за годы батрачества научился русскому языку. Это знание понадобилось ему во время работы в комиссии графа Рагузинского, который устанавливал границу между Россией и Монголией. Вдоль линии границы были установлены 63 маяка в виде каменных насыпей, напоминающих бурятские обоо. За эту деятельность по приказу императора Петра II от 4 июня 1729 года Адаг получил звание зайсана. У Адага было 4 сына: Даша, Даги, Дайва, Данчи.

 

В 1764 году двое из сыновей – Даши и Даги стали казаками и были приняты на государственную службу. 12 октября 1791 года по решению Иркутского наместнического правления сын Адага – Данчи получил звание зайсана. Внук Адага – Барда Данчи стал зайсаном в 1803 году, был награжден серебряной медалью, а в 1813 году был избран депутатом Селенгинской конторы от глав 18 родов. Родословные зайсанов, гулва, тайша и других знатных людей велась с 20-х годов XVIII века до 30-х годов XIX века. Родословная зайсанов рода Соогол Шоно упоминается в летописи «Бишыхан запискэ» - коллективном труде селенгинской знати, сохранившейся в оригинале только в архиве Иркутского университета. (П.Б. Лубсандоржиева, 2004 г.) Мой дед Дымбрэл в годы Великой Отечественной войны работал заместителем председателя колхоза им. Кирова. На фронт его не взяли по состоянию здоровья. Ламы рода Соогол Шоно Слово «лама» в тибетском языке означает «учитель, наставник».

 

Ламы всегда были просвещенными людьми, являлись носителями и проповедниками нравственного начала в народе, были его грамотными представителями. Они владели старомонгольским языком, ставшим с XVIII века письменным языком бурят-монгольского народа, многие из них владели тибетским языком и санскритом. Обучаясь в дацанских школах, они заучивали не только молебственные тексты, но и знакомились с наследием восточной мудрости. Род Соогол Шоно всегда был знаменит своими ламами. Правнук Адага – Саван (или Сойбан) Бардын в 1842 году стал буддийским ламой и был назначен да-ламой в Загустайский дацан «Дичинрабжалин». У моего прямого предка Максара, жившего в 1880 г.г., трое из четырех сыновей были ламами, их называли Максарай гурбан лама (три ламы Максара). Цырендоржо имел ученую степень габжа, Дашанима – гэбшэ и Цыбикжап эмчи-лама. Все они были братьями моего прадеда Жалсарая. Во время репрессий 30-х годов некоторые ламы отказывались от сана. Конечно, это происходило под жесточайшим давлением представителей советской власти и чтобы сохранить жизнь приходилось отказываться от религиозного сана и становиться «черными».

 

Но в памяти людей до сих сохранились истории, в которых говорится о преждевременной смерти и даже истреблении рода тех активистов репрессий. Дашанима лама также стал «черным», а Цыбикжап лама, отсидев в Иркутской тюрьме 10 лет, работал еще 10 лет на строительстве г. Комсомольск-на-Амуре. Последние годы своей жизни он жил в семье моего деда Дымбрела. Все четыре сына имели фамилию Максаровы, но после всех этих событий нашему деду пришлось своим трем сыновьям дать фамилию Жалсараев. Мой двоюродный брат Еши-Дандар (1974 г.р.) гэбшэ лама – настоятель Якутского дацана. Его отец Намжил Дымбрылович, русское имя Константин (1946 г.р.) был активистом дела богослужения в селе. Ему же посчастливилось стать хранителем книги «Юм» в 16 томов. Эту священную книгу дал ему в дар Дабаев Амгалан Гомбоевич. ему же она досталась от тестя Нимаева Батан Гармаевича. Батан ахай участвовал в строительстве Иволгинского дацана в 1948 году и был участником погребения тела XII Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова в местности Хухэ Зурхэн в 1927 году. Эту тайну он передал своему зятю - Амгалан ахай. Благодаря переданным данным в 2002 году было произведено поднятие нетленного тела XII Хамбо ламы Даши-Доржо Этигэлова. В благодарность за этот большой буян (добродетель) Дабаев Амгалан Гомбоевич в 2006 году был удостоен XXIV Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым поездкой в Индию, в поездке его сопровождал сын Дамдин. «Юм» - сутра запредельная мудрость

 

В народе бытует мнение, что неверующие люди в прошлой жизни не были людьми, а были низшими существами. Мне пока только 12 лет, но я уверен, что вера помогает человеку на протяжении всей жизни. Если человек хранит в душе Бога, он никогда не сделает плохого другому человеку, потому что согласно буддийскому закону кармы каждый поступок имеет этическую ценность, и действия, совершённые человеком в отношении других существ возвращаются к нему обратно в следующей жизни. Поэтому в буддизме забота о будущих жизнях считается очень мудрым и дальновидным поведением. Таким образом, закон кармы побуждает человека взять ответственность за своё нынешнее положение, а также за все свои жизни, простирающиеся в будущее. (Оюна В.Доржигушаева, к.ф.н., вице президент Народной академии буддийской культуры, Улан-Удэ). В нашей деревне имеются два полных собрания буддийского сочинения «Юм», это сутра (учение) – запредельная мудрость. Полное собрание состоит из 16 томов, в каждом томе 374 листа, размеры листа 67,5 см. на 23,5 см., один том весит 5 кг. Юм – это тибетское слово, которое переводится как мать. Сутра восхваляет деяния матерей тысяч Будд. Благоприятное воздействие оказывает чтение сутры на матерей и тем, кто готовится стать им.

 

Также устраняет все негативные явления кармы, приносит успех в новых начинаниях. Раньше такую книгу могли иметь дацаны или очень богатые люди. Поэтому нашей деревне очень повезло, так как она приносит успех и долголетие всем жителям нашего села. Семья родного брата моего отца Жалсараева Константина Дымбрыловича с 2000 года являются хранителями буддийского сочинения. Второй экземпляр принадлежит потомкам упомянутого мною ранее Дашанимы Ендонова – летописца, сын Дашанимы Соржо (Данжа – Барда – Соржо – Дашанима – дочь Долгор – дочь Бадма-Ханда – дочь Пурбо-Ханда), в конце 1820-х годов поехал в Агу в гости к сватам. Дочь Соржо была замужем за молодым человеком с долины Тугнуй, что в Мухоршибири. В 1815 году три основных рода, которых были переселены в Агу. И вот, когда его агинский сват спросил, какой он подарок хотел бы получить, он попросил отдать ему 16 томов буддийского сочинения «Юм» вместе со всей ламской утварью. Агинские родичи не посмели отказать далекому гостю, так Соржо привез бесценные по временам книги домой на конной подводе.

 

После смерти Дашанимы эти книги были единственным наследством для его дочери. Во время сталинских репрессий Долгор хранила их в потайном сарайчике. Сейчас для этого экземпляра семья Цыденовых построила специальный домик, в виде дугана, у подножия священной горы Хангай Уула. Хотя о существовании этой книги знало узкий круг людей, но за отдельными томами её приезжали люди из Аги, Еравны, Кижинги. По воспоминаниям Бадма-Ханды Бандаевой, ежегодно 2-3 тома «Юм» были на руках: не успеют привезти одни тома, увозили другие. С 2001 году ламы Иволгинского дацана ежегодно читают все 16 томов двух экземпляров книги «Юм» в течение нескольких дней в разных домах жителей села Хурамши. В 2008 году после прочтения их были организованы спортивные состязания по вольной борьбе среди детских спортивных школ района, на которых присутствовали священнослужители Иволгинского дацана во главе с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, после которой такое празднование стало хорошей традицией. Священные книги «Юм» являются семейной реликвией, приносящие успех и долголетие их роду и всем жителям нашего села Хурамша. Поэтому никто не остается в стороне этого священнодействия. Заключение В заключение хочется сделать вывод о том, что большое воздействие на воспитание детей в нашей семье оказывают воспоминания о поступках, действиях и мудрых словах моих предков, а также собственный пример моих родителей и старших сестер.

 

Я хорошо осознаю свои обязанности перед моими родителями, родными сестрами и другими родственниками. Для дальнейших исследований я наметил темы по сравнительно молодым, но уже знаменитым ламам нашего рода: Ганжур лама – гэбшэ-лама, доктор буддийской философии, ректор Буддийского университета, Одсор – эмчи-лама. В заключении приведу стихотворение Р. Солнцева «Счастье» Так ли живу как надо? Задумываюсь часами, Так ли верю, люблю? Держа в руке карандаш… Те ли упреки, награды Ведь жизнь – такой экзамен Сердцем открытым ловлю? Который не пересдашь. Домашнее задание для гимнастики чувств, науке общения, искусству быть собой. Тренинг творческой психотехники. 1. Воспитывать в себе тактичность в общении начните с близких людей. Посмотрите внимательно на маму, бабушку, отца, дедушку. Что в их глазах вы видите: тревогу, покой, озабоченность? Подумайте, чем можно помочь поднять настроение? Как выразить сочувствие и понимание? 2. Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы. Подумайте, как легче снять с них усталость: расспросить о прошедшем дне, приготовить или подогреть ужин к их приходу, усадить удобнее и подать домашние тапочки и ласково поцеловать. 3. Присматривайтесь к тому, как работают на уроке, участвуют в общественной жизни ваши одноклассники.

 

Не упускайте случая выразить им свое одобрение и благодарность. Не скрывайте своего положительного отношения к окружающим. 4. Известный английский писатель Джеймс Олдридж придумал для своих сыновей своеобразное упражнение. Он заставлял их, взглянув на случайного встречного, постараться представить себе, кто этот человек, куда он идет, зачем, что делал вчера и т.д. Попытайтесь и вы выполнить это упражнение. Наблюдение за людьми ведите незаметно, тактично.

 

Литература

 

1. Б.Будаев История возникновения селенгинских родов, Улан-Удэ. 2001 г.

2. Доржигушаева О.В.Мир начинается в каждом из нас // Бурятия, 2001 г.

3. П.Б. Лубсандоржиева. Происхождение хурамшинских бурят, Улан-Удэ. 2006 г.

4. А. Махачкеев. Юм – сокровище Хурамши // Информ Полис, 2002 г.

 

Информаторы

 

1. Батанов Чингис Нимаевич, 1944 г.р.

2. Васильева Софья Данзановна, 1956 г.р.

3. Жалсараев Константин Дымбрылович, 1945–2009 гг.

4. Жалсараева Сэсг Дабацыреновна, 1951 г.р.

5. Лубсандоржиева Пунцык Базыровна, 1959 г.р.

6. Цыденова Пурбо-Ханда Данзановна, 1946 г.р.

Просмотров: 4615

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -