105 лет Галдану Ленхобоевичу Ленхобоеву
В 2012 году исполнилось бы 105 лет Галдану Ленхобоевичу Ленхобоеву - одному из выдающихся деятелей Бурятии,который родился в 1907 году в улусе Олзон ( в настоящее время олзонцы живут в селе Хурамша Иволгинского района).
Друзья из Армении называли его «Варпет», «Мастер». Этот Мастер с большой буквы достиг высочайшего мастерства в самых разных областях науки и искусства. Он был рабочим-модельщиком , заслуженным рационализатором Р СФСР, краеведом, членом географического общества СССР , историком, исследователем, этнографом, фольклористом, мастером народно – прикладного искусства, членом Союза художников СССР, поэтом и,наконец, известным целителем.
В Новосибирске живет и работает ученик Галдана Ленхобоева Нима Цыренович Жамбалдагбаев – кандидат философских наук,старший научный сотрудник ЮНИИТТ /ИЦиГ СО РАН. С Нимой Цыреновичем мы познакомились на I Международной конференции,посвященной феномену Даши- Доржо Итигэлова, который состоялся в 2007 году. На конференции в своем докладе он подчеркнул ,что последствия деятельности Хамбо ламы Итигэлова оказали влияние и на судьбу известного целителя . Встал вопрос:отдавать Галдана Ленхобоева в хувараки или учить его дома. Итигэлов знал,что грядут тяжелые времена,и решил, что ученика надо готовить дома. Тем самым он сохранил Галдану Ленхобоеву жизнь и вместе с ним знания об уникальной медицине. В своем учителе Нима Цыренович чувствовал большое влияние Хамбы Итигэлова.
Нима Жамбалдагбаев окончил философский факультет Московского государственного университета по специальности «логика». С 1977 по 1989 год под руководством Галдана Ленхобоева изучал теоретические и практические основы тибетской медицины. В 1985 году он получил посвящение в практику тибетской медицины от учителя и Бакула Ринпоче – крупнейшего буддийского деятеля Индии.Нима Цыренович является одним из инициаторов и разработчиков компьютерного пульсо – диагностического комплекса по тибетской медицине.
«По свидетельству Галдана Ленхобоева, до революции на территории этнической Бурятии существовали две школы тибетской медицины: селенгинская и хоринская. Особенностью хоринской школы было то, что ее представители в основном получали образование в самом Тибете тогда как ученики селенгинской школы обучались у монгольских лекарей и часто на монгольском языке. Именно этим, по-видимому, можно объяснить некоторые различия между ними, хотя данный вопрос остается до сих пор совершенно не исследованным, несмотря на его значимость. Что касается Г.Ленхобоева, то он относил себя к селенгинской школе», - рассказывает Нима Жамбалдагбаев.
Наши земляки-односельчане, жители республики, Российской Федерации до сих пор хранят добрую память об этом удивительном человеке – Галдане Ленхобоеве.
В школьном музее, который носит имя замечательного земляка, есть воспоминания многих людей, которые работали с ним, общались и лечились у него.
Галдан Ленхобоев как большой знаток Забайкалья, краевед, был спутнком и помощником академика А.П. Окладчинкова в его экспедициях по Бурятии. В очерке «Мой друг Галдан» академик описывает свою первую встечу с Ленхобоевым : «Передо мной стоял невысокий,застенчивый человек средних лет, из глаз которого струилось какое –то особенное доброжелательство,душевная мякость и теплота.Вместе с тем в сдержанной умной простоте и какой – то глубоко скрытой деликатности его манеры разговаривать с новыми людьми чувствовалась та своеобразная дисциплина чувств,воспитанная веками, которая была характерна для многих хорошо знакомых мне людей из старой бурятской интеллигенции ».
Свои воспоминания о нашем земляке прислал из Новосибирска академик Михаил Михайлович Лаврентьев : «Галдан Ленхобоев лечил мою жену, Инну Михайловну. Несколько раз приезжал в Новосибирск. Останавливался он у наших друзей, Алексеевых. Лечение по методике Ленхобоева существенно помогло многим жителям Академгородка.
Методикой Ленхобоева заинтересовался председатель Сибирского отделения Академии наук и директор вычислительного центра академик Гурий Иванович Марчук. Под его руководством был организован семинар по математическому моделированию, были построены и исследованы математические модели болезней и процессов лечения.
Личное знакомство с Галданом Ленхобоевым оставляло глубокое впечатление. Можно сказать, что он был ярким представителем древней цивилизации,которая в настоящее время сравнительно мало известна нашему научному миру»
Заведующий сектором Института цитологии и генетики СО РАН кандидат Биологических наук Матушкин Ю.Г. пишет: «С Галданом Ленхобоевым я познакомился осенью 1981 года,когда попал к нему на прием в связи с тежелой и непонятной( для врачей из поликлиники) болезнью.Думаю,это была большая удача для меня,что попал к нему на прием,т.к. после длительного лечения этими тибетскими (бурятскими)средствами, я выздоровел. Я общался с ним второй раз,когда через несколько лет приехал к нему в Улан – Удэ на прием,скорее профилактический,чем по необходимости. В этот раз мне посчастливилось сидеть с ним за одним столом и в полной мере оценить его мудрость,простоту и прекрасное чувство юмора. Определенно ,он был замечательным и выдающимся человеком. Я утвердился в этом своем мнении,когда узнал в общих чертах историю его жизни. Храню о нем светлую и благодарную память».
Наш край издавна славится умельцами. Про людей Олзонова рода говорили «олзоной дархашуул»-«олзоновские умельцы».Олзоновские мастера были универсалами: плотниками,столярами,кровельщиками,резчиками,чеканщиками,иконописцами.скульпторами,кузнецами. Все мужское население занималось различными ремеслами,секреты которых передавались из поколения в поколение. Мастерами из Олзона выстроены больше половины дацанов Бурятии,их приглашали в Монголию,есть данные о строительстве ими Ургинского дворца Богдо-гэгэна, также они строили дома в русских селах, расписывали церкви во многих городах и селениях Забайкалья. Совсем еще мальчишкой Галдан Ленхобоев участвовал в украшении Янгажинского дацана.
Наши предки обучали своих детей всему, что знали сами. « Сперва мальчик учится лук делать. Потом игрушки режет. В 13 лет я уже по найму работал: дома отделывал ,домашнюю обстановку мастерил», -рассказывал Галдан Ленхобоев. Был он одним из активных организаторов первой коммуны «Унэн» в родном улусе Олзон, на его плечах лежал ремонт всей техники. Эти умения пригодились ему, когда он устроился работать на завод «Электромашина» в далеком 1929 году. Этому заводу Ленхобоев отдал 37 лет долго и славно прожитой жизни. Его золотые руки не раз выручали производство в критические минуты. Став мастером-модельщиком высокого класса, награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В его натуре сочетался не только умелый исполнитель-производственник , но и творец прекрасного: занимался резьбой по дереву и камню. Очень много изумительных вещей, выполненных руками нашего Мастера,бережно и любовно хранятся в Бурятском Республиканском художественном музее.
Большинство своих изделий мастер делал из корня ильмы, поскольку он многофигурен,у него плотная и удобная для обработки древесина. В качестве исходного материала он также использовал березовый кап , корни багульника и новый для бурятских мастеров материал –корни березы. Из камней Ленхобоев предпочитал агальматолит. Наиболее известны из этого камня шахматы в традиционном бурятском стиле. Самобытное искусство Г.Л.Ленхобоева известно не только в Бурятии.Его произведения демонстрировались на выставках в Москве,Ленинграде, Париже,они украшают витрины музеев изобразительных искусств многих городов России. Галдана Ленхобоева мы знаем как неутомимого собирателя бурятских народных поговорок,пословиц,загадок,легенд,преданий и обрядов. Небольшой сборник загадок вышел в 1978 году. В 1964 году издана книга «Сэлэнгын буряадуудай тури хуримай туухэhээ» (Из истории свадебных обрядов селенгинских бурят)
Богатый духовный мир и широта эстетических запросов сделали его настоящим мастером слова. С сборнике стихов «Турэл газар дайдамнай» (Щедрая земля родины), автор воспевает красоту родных просторов, обращается к нам с призывом беречь природу родного края.
Уже на заслуженном отдыхе Ленхобоев перевел со старомонгольского на современный бурятский язык две работы «История шести бурятских родов», «Происхождение бурят-монгольского рода». В своей книге «Бураяд нютагаймн баялиг», автор пишет о древнейших природных памятниках, о целебных источниках, ценных растениях, о разумном использовании лесных богатств.
Много людей при жизни Галдана Ленхобоева бывали не раз в его доме в Улан-Удэ на улице Амагаева, в его маленьком рабочем кабинете, где стояли пишущая машинка, аптекарские весы, тесная полка книг и древние медицинские книги.
Немало благодарных пациентов, обязанных ему своим излечением. Слава о нем как о чудесном целителе перешагнула границы родной Бурятии, к нему обращались многие видные деятели страны. Например, общеизвестно, что он лечил легендарного маршала Г.К. Жукова, Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.А. Андропова, многих космонавтов, артистов. Именно к нему приезжали в 1974 году Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Наследие этого незаурядно талантливого человека имеет огромное значение для бурятской науки.Ещё многое не изучено в жизнедеятельности славного сына иволгинской земли: есть непереведенные статьи, неопубликованные рукописи. Надеемся, что найдутся люди, которые будут заниматься благородным делом: изучением его творчества, переводом и переизданием трудов, изданием уникальных рукописей Галдана Ленхобоева, самородка и гордости земли бурятской.
Доржиева Ц.С. учитель Гильбиринской средней общеобразовательной школы Иволгинского района.
Комментарии