Слово к читателям
Нам дорог каждый уголок родной земли. Как бы ни складывалась жизнь людей, как бы далеко ни забрасывала их судьба, но они всегда стремятся вернуться на родину, чтобы поклониться родным местам, могилам своих предков.
День сегодняшний не похож на день вчерашний. Но прошлое нельзя вычеркнуть из жизни. Оно с каждым человеком до конца дней его и определяет его поступки, его жизнь, его бессмертие.
Человеческая память обладает удивительным свойством хранить все, что связано с жизнью, с историей человечества. Она передает, как эстафету, нам наследие всех поколений, живших до нас.
Татьяна Гармаева
Часть 2
Карбаиновка
Ничем не примечательной была деревушка Карбаиновка. Она находилась в 7 километрах от села Верхние Тальцы. Свое название село получило от фамилии его основателя Карбаинова. «Карбаинов» произошло от бурятских слов: «Хара баян», что означает «черный богач».
«Село Карбаиновка до землеустройства 1924 г. называлось Тынгырболдокское. «Тынгыр» с бурятского языка – «небесная», «болдок» - горка, кочка. Есть там гора и озеро с таким названием.
В 1800 году у высокой горы Тынгыр-Болдок, с географической отметкой 727 м. над уровнем моря, появились двое – муж и жена. Из устных свидетельств предков узнали, что они в эту местность приехали на двух лошадях, чтобы определить пригодность ее для хозяйственных целей.
Определив выгодное место для поселения здесь, на террасе реки Уды, Евдоким Карбаинов с женой построили для себя землянку. Основным занятием семьи была пастьба пригонного скота из окрестных деревень. Евдоким Карбаинов был сослан на поселение в Забайкалье. Вскоре из обычного пастуха он превратился в хозяина этих угодий. Многолетний труд семьи позволил обзавестись личным скотом. В их семье родился сын, которого тоже нарекли Евдокимом. Евдоким старший выучил грамоте единственного сына. Хозяева, которые нуждались в выгоне скота на летние пастбища в эти места, отправляли со скотом своих пастухов. Работу которых организовывал и контролировал Евдоким Карбаинов. Такая работа позволяла ему устанавливать связи с жителями сел, в том числе с богатыми людьми. Это помогало его сыну учиться. В 1820-30 г.г. в семье Евдокима Евдокимовича родилось т рое сыновей: Степан, Иван и Максим. Эти трое братьев имели еще более многочисленные семьи.
У старшего Степана родилось 6 сыновей, в семье среднего брата Ивана было 5 сыновей, а у младшего тоже 5 сыновей. В поисках невест им приходилось выезжать в окрестные населенные пункты. Значит, в число жителей деревни Тынгыр-Болдок вливались новые люди из других мест. Каждая из невест имела родню. Неизбежно возникали родственные связи семейства Карбаиновых. Естественно, новые родственники навещали Тынгыр Болдок. Они примечали красоту природы, которую нельзя было не заметить: сосновые леса, выгоны, реки, протока, озера. Примечали доступные для разработки пашни места, участки для строительства домов. Так, среди жителей деревни появлялись семьи с другими фамилиями.
В середине XIX в. в деревню приехала сосланная из Ростовской губернии семья Степана Рудакова. По рассказам Рудакова И.П. Дед Рудаков Архип пришел в кандалах из с.Дубы Ростовской области. Я, маленький, играл с кандалами. Они весили 27 фунтов, где-то около 8 кг. Долго лежали они на чердаке, потом куда-то затерялись. Все мужчины Рудаковы были хорошими плотниками, умели строить дома. В 1870 г. в деревню переселились семьи братьев Ефима и Филиппа Белых. Тогда же приехал Суханов Алексей с сыном Кириллом.
В последней четверти XIX в. В Тынгыр-Болдок проживали три семьи Ивановых – Прохора Прохоровича, Лариона Филипповича и Григория Павловича.
В архивных списках кроме перечисленных жителей деревни значатся Лаврентий Обухов, Никита Архипов. Павел Попов, Иван Метелов.
В 1890 г. на жительство в деревню переселился поляк Станислав Оцимик. Сам он рассказывал, что его отец был участником Лодзинского восстания рабочих в 1864 г. в Польше, за что и был сослан в Забайкалье. У Станислава было трое сыновей – Кузьма, Антон и Владимир. Гордостью села стал старший сын Владимира Станиславовича – Константин Владимирович Оцимик, который в годы Великой Отечественной войны получил звание Героя Советского Союза.
Архивы свидетельствуют, что в Тынгыр-Болдок проживали и ссыльные поселенцы. В папке архива за 1903 г. хранятся копии справок, выданных спецпоселенцам с ходатайством о выдаче им удостоверений – паспортов сроком на один год. Такие справки выдавались 27 апреля 1903 г. Михаилу Ивановичу Скибе и Антону Бернардовичу Битрову.
В архивном документе 1877 г. с длинным названием «Расписание об отбывании на станциях по Хоринскому тракту дежурной гоньбы из числа душ родовых управлений и перечисленных на каждую станцию» в списке перечислено, что в Тынгырболдокском родовом управлении привлечено 56 душ. С 1877 г. по 1917 г.г. количество землевладельцев возросло с 56 до 70 душ.
Некоторое представление о количестве лошадей селения Тынгырболдокского в Верхне-Талецкой волости, составленной 24 февраля 1903 г. Такого учета требовала обстановка перед русско-японской войной 1904 г. В данный список включен 31 владелец. В целом имелось 93 лошади. Больше всего лошадей имел Павел Карбаинов – 9, Иван Рудаков имел 7 голов.
Интересно содержание анкеты членов Совета с.Тынгыр-Болдок. Избранных 28 мая 1923 г.
Карбаинов Григорий Максимович – член Совета села. 1884 г. рождения, крестьянин, чернорабочий, окончил сельскую школу. Семейное положение – женат. Состав семьи – 10 человек (жена, мать, 7 детей). Имущественное положение – имеется дом, другие постройки, 4 лошади, 10 коров, 8 баранов, жатка, 2 пароконных плуга. Имеет 10 десятин посевов. Не состоял в каких-нибудь союзах общественных организаций. По архивным данным на сентябрь 1923 г. население с.Тынгырболдокское составляло 350 человек.
Отличительной чертой жителей деревни всегда было дружелюбие не только по отношению к родственникам, но и к заезжим людям. Эта особенность характера сельчан привлекала в деревню людей, искавших приют и помощь.
По рассказам стариков в 1895 г. в деревню пришел татарин 40-45 лет от роду. Он плохо знал русский язык, но хорошо умел делать мебель. У него было интересное имя – Малай. Его замечательную мебель можно было увидеть в любом доме. В 1935 и 1940 г.г. село встречало других переселенцев из Татарии. В их числе были дружелюбные и работящие семьи Каракулова, Савельева, Галеева, Павлова, Иванова.
Не сразу строилось и село Карбаиновка. К 1943 году в селе было более 70 жилых домов. Общая протяженность села от первых домов, у подножия горы Тынгыр-Болдок, до последних домов на восточной его окраине, составляла более 3 км. Западная часть села называлась Старая деревня. Остальная часть села. Располагавшаяся в низине по берегу протоки, называлась Луговой, чаще – Новая деревня.
Строили большие дома так, чтобы под одной крышей находились сенцы, кладовка. Многие дома были пятистенными. Т.е. с дополнительной несущей стеной внутри.
Их строили специально для того, чтобы под одной крышей могли жить разные поколения. Еще больше было задание школы. Строители домов заботились не только о долговечности постройки, но и о том, чтобы дом был удобен для жизни и рационален по конструкции. О предусмотрительности предков говорит то, что первый венец был лиственничным. Ограда была сделана из круглых бревен, расколотых повдоль и вложенных в пазы толстых лиственничных столбов. Забор, выходящий на улицу, укладывался так, что плоская часть заплотины выступала наружу, была остругана и забраться на него было делом непростым, да и выглядел он красиво.
Хозяйственные постройки в ограде размещались очень продуманно – амбар, завозня (крытый сарай для хранения телег, орудий труда), рядом было зимовье и помещение для ягнят, телят, поросят, куриц. Дальше шли стайки для коров и лошадей, выгульные скотные дворы. За ними располагался огород, колодец и завершалось подворье сенником – местом для хранения сена.
Посторонние люди, бывавшие в селе, всегда с восторгом отзывались о них. Все они отмечали, что Карбаиновка состоит из добротных и больших домов из отборных бревен. Такие дома придавали селу солидность и благородство.
Благодаря природе этих мест предки имели возможность строить дома из хорошего материала. Прямоствольные сосны росли по пади с названием Ара-Эрий, что находилась в 10 км. от села. Называлось это место «Десятка». Заготавливали здесь лес потому, что его было удобно вывозить. Дорога к лесу шла в гору, но подъем был незначительным. А груженые телеги шли обратно под гору, что облегчало перевозку леса. Добротный лес располагался также по реке Халсанка. Строевой же лес растет до самой вершины Дандыра. В свое время здесь были леспромхозы.
В годы войны колхозники вели заготовку леса с октября по февраль. Бревна сплавляли по Уде. Делали ежедневно по 2 рейса за 10 км. Первый рейс завершался на берегу Уды, где лес складировали в штабеля для сплава до Улан-Удэ. Второй рейс завершался с сумерками, в полной темноте. Фактически за предвоенные и военные годы и далее до 1960 г. лес здесь был практически вырублен. На месте вырубок 1935 г. в местности Барун сейчас стоит сосняк в возрасте 60 лет.
Рядом с деревней были безлесные участки земли, которые тянулись от берега озера Тынгыр Болдок к востоку. Первыми были освоены песчаные почвы. Но они большого урожая не дают. Требовались новые земли под хлеб. Сначала были освоены прибрежные земли в 5 км. от деревни вниз по течению Уды. Места эти и по сей день называют Две Уды. Здесь река раздваивается на 2 рукава, образуя остров. Сам остров используется населением села Додогол. С бурятами этого села карбаиновцы были в хороших отношениях. В 6 км от местечка Две Уды располагались пастбища по ручью Куль. Здесь косили сено. Зимой на ручье образовывались большие наледи.
Весной они таяли и давали достаточно влаги земле. Так, что урожаи сена даже в засушливые годы бывали здесь отменными. Очень удобным местом для пастьбы скота было урочище Эрий. Для водопоя скота здесь служил незамерзающий Холодный ключ. Недалеко от ручья росла многовековая лиственница, у корней которой козы ели солонец. Заядлые охотники делали скрадки на этих солонцах и били коз.
В 4 км. от Эрия за крутым горным перевалом тоже были пастбища и сенокосы. Местечко это называлось Енхор. Здесь тоже был ключ, но в засушливые годы он пересыхал. Характерно, что самим участкам присваивались имена, а не фамилии их владельцев, поскольку большинство жителей деревни Тынгыр-Болдок носили одну фамилию – Карбаиновы.
В 1930 г., когда в селе произошла коллективизация, и все земли стали общественной собственностью, сенокосные и пахотные участки еще долго называли по именам бывших владельцев: пашня Антоновская, Лукинская, Гавриловская, Петрованова, Архиповская др. Часть продукции животноводства и овощи вывозили в Верхнеудинск.
Для этого снаряжали целый обоз. Одним словом, жили сельчане за счет своего постоянного труда. Бывало, в неурожайные годы от недостатка естественных кормов на пастбищах падал скот. В такие годы скоту скармливали солому с крыш стаек. Косили на болотах ветошь, ломали кустарники, рубили ерник, мелкий березняк, используемые обычно для изготовления метел и веников. Преодолевать такие невзгоды сельчанам помогала взаимовыручка, взаимопомощь. В местности Эрий был сооружен амбар для хранения семенного зерна. Получил он название Максимовский (вблизи зимовья Максима Ивлевича). Еще в 1894 году крестьяне Талецкого селения получили из Тынгыри-Болдокского запасного магазина 768 пудов семян.
После окончания весной пахоты и сева зерновых, все трудоспособные мужчины выходили на берег, помогали бригаде сплавщиков скатывать заготовленные бревна на воду и увязывать их в плоты. Сплав осуществляли самые опытные, сильные и сноровистые люди. Непревзойденными знатоками русла реки и ее капризов были признаны Никита Степанович Карбаинов (1830 г.рождения), Хрисантий Степанович Карбаинов и его сын Иван. Еще до отплытия плотов в сторону города по дороге выезжали на лошадях посланцы в заранее намеченные пункты причаливания плотов для ночлега. В Верхнеудинске плоты сдавались покупателям. Для жителей деревни возвращение сплавщиков превращалось в большой праздник. Сплавщики привозили не только товары для дома, но и гостинцы и подарки семьям. Делали они и покупки по заказам односельчан.
За горой Тынгыр-Болдок, в 3 км.от деревни, была построена мельница. Ее строили все жители села, так как это сулило большую выгоду каждому, дабы не ездить в другие деревни для перемола зерна. Почти все, что требовалось для жизни, делалось вручную. Подготовка сельчан к трудовому дню шла в каждом крестьянском доме и являлась неотъемлемой частью быта. По обстановке дома мало чем отличались один от другого. Изящества не было, но чистота соблюдалась обязательно. Полы и мебель не красились. Чтоб полы были чистыми, их еженедельно мыли горячей водой, скребли голяком, шоркали дресвой – рассыпавшимся от перекаливания на огне камнем. После такой уборки полы светились желтым отливом и издавали смолистый запах. После этого полы посыпались свеженабранным ручным песком, который придавал природную свежесть.
Штор на окнах не было. Лишь в некоторых домах висели занавески, прикрывающие нижнюю часть окна. Для хранения столовой посуды встраивали в угол дома треугольные полки одна над другой. Таким же методом один из углов оборудовался под умывальник. Все домохозяйки деревни выпекали хлеб, калачи, пироги, шаньги. Деревенской женщине тех лет нужно было утром и вечером подоить коров. Полученное молоко разливали по крынкам и ставили его для отстоя на сметану. Настоявшуюся сметану в крынках, горшках после сбора надо еще было на ручной маслобойке сбить и получить натуральное сливочное масло. Это стоило большого труда и много времени. Кроме масла еще получалась пахта с ее незабываемым ароматным вкусом.
Деревенским женщинам требовалась масса времени на пошив и штопку одежды и белья. Не меньше времени требовалось на изготовление зипуна, который вязался из шерсти грубошерстных овец.
Проживая в сложных бытовых условиях, наши предки оставались мудрыми и понимающими людьми. Они проявляли дружелюбное, уважительное отношение друг к другу. Особенно это проявлялось в отношениях со старшими. Можно было видеть радость хозяев, когда в их дом приходили родственники. На стол выставлялось все вкусное и сладкое. Хозяйка наливала гостям чай из самовара в стаканы с блюдцами. Чай из стаканов наливался в блюдце и отхлебывался маленькими глотками.
В этот момент велись самые задушевные, доверительные беседы, которые продолжались часами. Ели не очень много. Сигналом к окончанию чаепития служил положенный боком на блюдце стакан гостя. Особенно надо отметить, что в традициях предков было проведение трапезы без горячительных напитков.
В разговоре предков часто применялись характерные забайкальские обращения друг к другу. Мужчины, обращаясь к собеседнику, применяли слово «паря», а женщины – «дева».
(Ты куда, паря, идешь? У тебя, паря, конь хромает. Я, дева, уезжаю). На деревне пели такую частушку: «Паря по сено поехал, паря ичиги забыл, паря до сена доехал, паря ноги ознобил». Применялись такие обращения для выказывания собеседнику особого расположения.
Большинство жителей были верующими людьми. Церкви в деревне не было. В начале XX века здесь была построена часовня на каменном фундаменте. На большие праздники выезжали в церковь с.Верхние Тальцы, настоятелем которой был Виктор Вахрушев. В большие религиозные праздники женщины несли к священной горе Болдок большую икону, поднимались на ее вершину, где стоял деревянный крест, и там молились. Они просили у Бога здоровья, дождя и урожая. В таких походах участвовали и дети.
С особой радостью встречали деревенские Святое Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху, день Святой Троицы. В такие праздники в деревне начинались гуляния с переходом гостей из дома в дом. Компания гуляющих состояла из нескольких семей. Сначала сходились по приглашению в один дом, угощались лучшими блюдами, при этом гости обносились рюмками с водкой. Затем хозяева другого дома приглашали гостей к себе. Гости брали друг друга под руки, и так составлялась целая шеренга в 10-15 человек, занимая половину ширины улицы. Заводили песню. Иногда встречались две-три компании. Тогда начинались пляски с частушками и прибаутками. Особый задор пляскам придавали гармошки и балалайки. Такие прогулки по деревне во время гулянки освежали гостей, поэтому не было перепивших, и слова «алкоголик» в те времена еще не знали.
В череде многочисленных духовных праздников раньше каждое село имело свой престольный праздник. В Тынгыр-Болдок таким днем было Сретение Господне. Поскольку этот праздник приходится на февраль, многие гости приезжали на санях, в кошевках. Запоминающимся был всегда праздник Рождества Христова. В зимние дни проходили Святки, сопровождаемые гаданиями, веселыми играми, смехом и пением. Те, кто был горазд петь и плясать, обряжались в особый наряд, от чего их становилось трудно узнать. Целые группы весельчаков посещали жилища крестьян и славили подаяние. В ответ на это посещение хозяева со своей стороны преподносили им подаяние – сдобное печенье и другие угощения. Такое хождение поющих и танцующих обычно сопровождалось ватагой ликующих ребятишек.
Деревня с самого ее возникновения находилась в стороне от бурной жизни, не сразу местные жители узнавали о великих событиях, ведь тракт от деревни пролегал в 3 км. по правому берегу Уды. Причиной тому была неразвитость средств связи.
Неграмотность и малограмотность сохранялась вплоть до XX века. Например, из списка 36 крестьян, пришедших на сельский сход деревни 21 апреля 1907 г., неграмотных было 11. Выходит, что каждый третий был неграмотным. Все 36 человек – мужчины, это были самые активные жители. Женщины не были на сходе потому, что не имели права голоса. Грамотным считался тот, кто окончил хотя бы 1-2 класса церковно-приходской школы и мог читать по складам. Тэнгэри-болдокская школа открыта в 1908 г.
Мужчины деревни принимали участие в первой мировой войне, в гражданской и Великой Отечественной. Из числа жителей Тынгыр-Болдок была составлена многочисленная группа партизан под командованием Н.Лилейко.
Этот отряд принимал участие в схватках с семеновцами, а потом и с каппелевцами. Особенно памятным для жителей села оказался бой партизан с отрядом каппелевцев в ноябре 1920 г. Их многочисленный отряд расположился на постой в деревне. Но отдыха у них не получилось. Партизаны устроили засады и уничтожили каппелевцев. Многие жители, захватив с собой скот, уехали на лесные заимки. В этом бою партизаны потеряли убитыми 27 человек, среди которых были жители сел Старая и Новая Курба, Унэгэтэй, Старая Брянь. Погибший командир отряда Н.Лилейко похоронен на кладбище Старая Курба.
Начали создаваться ревкомы. Председателем Тынгырболдокского сельского общества был избран Кирилл Степанович Карбаинов. Великие события начала XX века сдвинули деревню с позиций неторопливой жизни. Вскоре жители деревни, теперь уже Карбаиновки, стали членами торгового товарищества, членами комитета взаимопомощи. Позднее они объединились в товарищество по обработке земли (ТОЗ). А в 1931 г. в деревне был создан колхоз «Красный партизан». В 1928 году в Карбаиновке был открыт «Бурсоюзовский» кооперативный магазин. Расположился он в половине жилого дома Григория Карбаинова, а он стал продавцом. Кредитное товарищество позволило некоторым жителям купить новые конные плуги, бороны, конные сенокосилки.
На многих полях хлеб продолжали убирать серпом или скашивать косами с грабками. В этих условиях жнейка представлялась для хлеборобов благом. В первый же год совместной работы был выращен добрый урожай. Семенной фонд был засыпан в специальный, заранее приготовленный амбар, который назывался «мангазея». Между тем стало известно о новых формах коллективного труда – коммунах. Первым председателем коммуны был избран Антон Станиславович Оцимик, человек очень влиятельный, хороший организатор, умеющий находить деловые контакты со многими людьми. В числе первых доярок общественного стада была Василиса Семеновна Карбаинова.
Две волны раскулачивания отрицательно сказались на дальнейшей судьбе небольшого села. Выезд из села сразу десяти многодетных семей поубавил число работающих сельчан, освободившиеся дома были частично использованы как общественные здания, частично под жилье.
Запоминающимся событием было появление в селе первых тракторов. Это были ХТЗ-30. С каким мастерством водила колесный трактор «ХТХ-30» и гусеничный «НАТИ» Наталья Петровна Суханова! Ее называли не иначе, как наша Паша Ангелина. Очередным примечательным событием для сельчан явилось поступление в колхоз тракторной молотилки и позже первого зернового комбайна марки «Коммунар-КЗ». Колхозники, получая деньги за свой труд, стали чаще посещать сельпо, покупая больше сладостей, чая. В то время продавались большие плитки прессованного зеленого чая, называвшегося «Карымский». Пожалуй, впервые в магазине появился байкальский омуль, затаренный в большие деревянные бочки и обильно залитый рассолом.
Именно в эти годы в клубе стали показывать привозное кино. Оно было немым с субтитрами. Электроэнергию для киноаппарата давала ручная динамо-машина.
В классной комнате Карбаиновской начальной школы стояло четыре ряда парт по 4 в каждом ряду. Одновременно могли заниматься 32 ученика. Учитель вел уроки одновременно в двух классах. Окончив начальную школу, дети обычно дальше не учились. В те годы ближайшая средняя школа была только в селе Унэгэтэй в 20 км. от Карбаиновки и в Хоринске. В соседнем селе Верхние Тальцы семилетняя школа была учреждена в 1938 г.
Для пополнения колхозной кассы в осенне-зимний период стали создаваться охотничьи бригады. Охотились на белку, колонка, лисицу. В 1936-37 г.г. охотники вели промысел в окрестностях села Ойбонт и убили в берлоге крупную медведицу.
Незабываемым событием в жизни села стало их участие в выборах депутатов в Верховный Совет СССР в декабре 1937 г. Избирательный участок был образован только в селе Верхние Тальцы, куда всех избирателей привозили из Карбаиновки на двух автомашинах, крытых брезентом.
Великим бедствием для сельчан летом 1939 г. стало наводнение. Уда вышла из берегов, вода пошла на Луговую улицу, затопив дома и огороды. По улице люди плавали на лодках и плотах. В некоторых усадьбах повалились заборы, покосились стайки, бани, все колодцы в селе требовали ремонта. У всех была свежа память о наводнении 1936 г. Хотя оно и не было таким сильным, но тогда погибли две девушки. В 1939 году селяне полностью лишились посевов картофеля и овощей. Пострадали пастбища, сенокосы. И потянулись жители Карбаиновки в разные стороны, оставляя не по своей воле родное село. Выезжали целыми семьями. Для колхоза «Красный Партизан» эти потери оказались невосполнимыми. Так, из-за действий неудачного руководителя колхоза К.Белых, природных бедствий, начался развал села. Подняться до прежнего жизненного уровня было уже трудно. А тут нагрянула новая беда – война. Мужчин стали забирать на фронт, а женщины и молодежь жили и трудились под лозунгом «Все для фронта, все для Победы».
На фронт собирали и отправляли теплые вещи – носки, варежки. Целые мешки сухарей приготовили, испекли булки хлеба, калачи. Колхоз выделил мясо. Всем селом собирали своих посланцев с посылками на станцию Дивизионная. Солдатские жены Клавдия Оцимик и Раиса Карбаинова вручили своим землякам – бойцам, отправлявшимся на фронт, подарки. А продуктов было столько, что хватило бы на пропитание целого взвода не на один день. В годы войны из села Карбаиновка на полях сражений погибло 36 человек. В день 30-летия Победы в селе Верхние Тальцы был воздвигнут памятник погибшим воинам-землякам.
В 1949 г. было принято решение об объединении колхоза «Красный партизан» с более мощным соседним колхозом им.Димитрова с центром в с.Верхние Тальцы.
Начавшийся перед войной распад села, вывоз домов в другие села, продолжался и после войны. Последние 4 дома сиротливо маячили в умершей деревне еще 15 лет. Эти дома и их обитатели были как бы свидетельством последней борьбы деревни за жизнь. В одном из домов жил старожил Кондратий Ефимович Белых. В центре улицы стоял дом, где жила Пелагея Георгиевна Карбаинова, 1878 г.
рождения, одна из долгожителей. Она держала корову, всегда была с молоком и маслом. В 1974 г. в возрасте 96 лет она оставила свой дом и переехала к дочери в Онохой. В Онохое она постоянно вспоминала свои 80 лет жизни в Карбаиновке. Она была последним жителем еще тогда деревни Тынгыр-Болдок.
Ее правнук Василий Петрович Карбаинов летом 1976 г. возил лес в Онохой. Его путь лежал через бывшую Карбаиновку. Там он стал свидетелем того, как рабочие разбирали дом бабушки Пелагеи для перевозки его в другой населенный пункт. Он поинтересовался состоянием бревен дома. В ответ услышал, что бревна «звенят» под топором и дом при правильной сборке простоит еще сто лет. Все виденное Василий рассказал бабушке Пелагее. Она взгрустнула «сидела бы я сейчас на лавочке подле него. Кругом там трава, кустики и наш огромный топорль под окном. А птички пели бы мне песни». В этих словах чувствовалась глубокая тоска по малой родине, которая умирает лишь вместе с человеком. Умерла Пелагея в 1983 г. в возрасте 105 лет. А на месте ее дома до сих пор стоит столетний тополь как память о бывшем когда-то здесь селе.
Приятно сознавать. Что уроженцы Карбаиновки при любой возможности стараются побывать на месте, где раньше было село. Первая их остановка всегда бывает у кладбища, где покоятся их предки нескольких поколений. В конце августа 1996 г. в связи со столетием со дня рождения Александра Степановича Карбаинова (красного партизана Забайкалья, председателя колхоза «Красный партизан»), его дети, внуки и правнуки провели семейный обряд памяти на месте бывшего села Карбаиновка.
На месте домов и улиц сейчас вспаханное поле и две летние фермы Верхне-Талецкого совхоза. По периметру кладбища была воздвигнута новая изгородь. Из дневника Юрия Александровича Карбаинова, младшего сына Александра Степановича: «Была последняя неделя августа 1996 г. Малая родина встретила нас удивительно солнечной погодой… Мы все, ныне живущие его дети, прибыли в Бурятию из разных уголков России: из Амурска, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Томска, Запорожья. Встреча на родной земле после долгой разлуки была трогательной… Я воскликнул:
Где же теперь деревенька моя?
В какой она сгинула мир?
Только сорняк-трава на полях
Ведет поминальный пир…
Это событие снималось на видеопленку и фотографировалось В сердце каждого участника оно оставило неизгладимый след.
В семи верстах от Эриной заимки,
В урочище Енхор, Кули и Шарайматы,
Где земли были плодородны и богаты,
Стояла деревенька Карбаиновка,
Ничем не примечательна на вид.
Вот что о ней история гласит.
Обосновал ее когда-то поселенец.
В селе фамилии четыре расселились:
Белых, Сухановы и Рудаковы, Карбаиновы,
Но интерес нам представляет последняя фамилия,
Хотя трактовка, может быть, наивная,
Фамилия берет начало от бурятского «хара баян»,
Что означает черное богатство,
И славилось потомством это братство:
За 200 лет по всем ветвям их рода
Родилося полтыщи человек народа.
С Ростовской области когда-то в кандалах
Сюда определен был Рудаков Архип
И поселился в Хоринских степях,
Отсюда рудаковский род возник.
Добавить надо, что жил в селе Оцимик
Станислав поляк, осужденный на 10 лет в Сибирь,
Что сын его Владимир повзрослел уж очень рано,
В гражданскую был местным партизаном,
А внук их, нареченный Костей,
В Великую Отечественную стал Героем.
Любая речка берет начало со своих истоков,
Так и село вначале называлось Тэнгэриболдокское,
Что связано с священною горою Тэнгэри-Болдок,
Где крест стоял и верующие посещали этот уголок.
Чем славилась деревня Карбаиновка?
Тем, что в упряжке сотни лошадей ходило,
Что МТС имел десяток тракторов,
И что зажиточно здесь жило 75 дворов.
И люди были работящи и крепки
В любых делах и на ноги легки.
Народ в селе поистине трудолюбивым был,
Скот содержал, хлеб сеял и покосы отводил.
По вскрытии реки помногу раз
Ходил через Уду карбаз
Для перевозки грузов и людей
И передачи верхнеталецких вестей.
И Ларионову за перевоз платили 900 рублей.
Здесь в феврале 20-го прошли великие бои,
И люто зверствовали белогвардейцы,
Большой волною каппелевцы шли,
Оставив преступлений жертвы.
На обелиске место обрели
Фамилии погибших за Советы.
Здесь выполнял свой данный план
Колхоз с названьем «Красный партизан».
В пятидесятом рядом появился «Димитрова»,
Народ из Карбаиновки в колхоз тянулся новый.
Закрылись магазин и школа.
Нам об истории села известно мало,
В семидесятых деревеньки уж не стало.
Но, говорят, простилася с селом последней
Все тех же Карбаиновых старушка Пелагея.
Шанатск
Место на границе Хоринского и Заиграевского районов, где по обыкновению делают остановку машины и автобусы, называется Шанатский перевал. Когда-то по старому Московскому тракту здесь был станок – «Шана-урто» - Шанатский станок. Шана – излучина реки. Отсюда название Шанатск, находящийся возле излучины реки. В советские времена, в 1928 году, здесь образовался колхоз «Новый путь», правда, просуществовал он недолго – в сороковом году он вошел в состав колхоза им.Димитрова.
В июле 1938 года Постановлением ВЦИК села Додогол и Шанатское Удинского сельсовета причислены в границы Заиграевского аймака.МАРБ. ф.475.оп 1.Д1134. Шанатск в воспоминаниях старожилов остался в памяти как сплавучасток, где была контора, дворов порядка двадцати, четырехлетняя школа и хорошая столовая для рабочих.
Здесь готовили лес литовцы, ссыльные и жившие в Верхних Тальцах, бойко торговали евреи. Со временем, с прекращением сплава по реке, закрылся этот леспромхозовский участок. Так село Шанатск прекратило свое существование.
В открытом месте средь степей,
Где ямщики гоняли лошадей,
По тракту. В трех километрах от Тальцов
Был маленький станок «Шонын урто»,
Что значит «волчий» по-бурятски,
По-русски назывался он Шанатский.
Как жаль, что в прошлое не можем заглянуть
И рассказать о том, как шли обозы.
Начнем с двадцать восьмого года, с основания колхозов,
Когда здесь появился «Новый путь».
Колхоз просуществовал недолго –
В сороковом вошел в состав колхоза Димитрова
Здесь лес сплавляли по Уде
И находился сплаучасток,
И население при двадцати дворах в селе
Менялось постоянно часто.
Литовцы лес заготовляли,
Евреи бойко торговали.
Работа с лесом шла упорная, здоровая,
Кормили основательно рабочих тут в столовой,
А леспромхозовских рабочих дети
Учились в школе четырехлетней,
Со временем сплав леса прекратился,
Участок леспромхозовский закрылся.
Улус Кутул
Гора Наран-Хада примыкает к другой горе – Шодонто. На северо-западной стороне от Наран-Хады стоял улус Кутул. Хутэл (бур.) – невысокий удобный перевал, косогор. Отсюда название улуса в русском написании Кутул. Основал его голова галзутского рода Ухы, у которого было семеро сыновей:Бахата, Батожап, Сыванжап, Балбар, Сыбикжап, Балбар, Шойбон. Жили тут Муха с четырьмя сыновьями.
В двадцатых годах в Кутуле жили: Будаев Санжи, Базаров Будажап, Балбаров Лхасаран, Балбаров Аюр, Бардын Цыретор, Базаров Бадяга, Базаров Митрий, Очиров Будадара, Гармаев Цыдып, Дамбиев Цырен, Дансаранова Долгор, Намсараев Будажап, Раднаев Гомбо, Сультимов Дагба-Доржо, Сундуев Дымбрыл, Цыренов Бадара, Бардунаев Нанзат, Тохон Бодир, Бадягин Ринчин. Это были трудолюбивые люди. На степном разнотравье выращивали овец.
В лихолетье гражданской войны в лесах Наран-Хады не раз спасались жители окрестных улусов, прятали лошадей, домашний скот. В Кутуле жил Бардуев Цыретор. Он водил дружбу с цыганами, объезжал молодых лошадей. Недалеко жил Базаров Будажап, известный среди своих земляков, как дархан, т.е. столяр. Целыми днями что-то строгал и мастерил, делал легкие тележки и качели младенцам. В Кутуле жил Унзад-Габжи – лама Шойбон.
Были в Кутуле по-особому памятные дни, когда всем улусом готовились к сплаву леса. Местные мужики заготавливали лес, сплавляли плотами по Уде и выгодно торговали им в городе. Перед выездом забивали овец на мясо. В Кутуле жили скромно, по своему достатку.
Здешние буряты по традиции в начале лета совершали религиозные обряды. Жители Кутула молились местным божествам Наран-Хаде и Шодонто. Каждая семья готовилась к этому дню, на священную гору отправлялись только мужчины. Праздник заканчивался конными скачками, национальной борьбой, обильным угощением. В бурятской борьбе побеждал жилистый Базаров Дугар. В феврале буряты отмечали праздник Белого месяца. Всем улусом на лошадях с песнями заезжали в каждое подворье.
Если в избе не поместятся, то на дворе устанавливают длинные столы, несмотря на зиму и морозы. Почетных же людей приглашали в избу, где на столах были жирное мясо, вареная сметана с черемухой и сараной, молочные пенки, много сладостей. Кроме молочной водки к Сагаалгану покупали и русскую – четвертями. После праздника Сагаалгана становилось теплее, старики и старухи ходили друг к другу в гости с припасенными подарками. Рассказывали улигеры, сказки, загадывали загадки.
Кутульские буряты на зиму кочевали в Хандагай. Ведь скотоводы запасались на зиму кормом – по реке Хандагай были основные покосы. В окрестных лесах водились звери. Почти у всех улусных мужиков были винтовки, они висели вместе с
Комментарии