Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

«ЮМ» - БОЛЬШЕ, ЧЕМ КНИГА

7 февраля 2012

Порой удивительные истории хранят родные места ХII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова. История священной книги «Юм» восходит к временам Будды.

 

В переводе с тибетского юм означает мать. В буддизме это книга о великой реальности всех явлений и полное разъяснение относительности бытия. Жители Гильбиринской долины, где расположились три села Гильбира, Хурамша, Кокорино, по праву гордятся тем, что у них хранятся сразу два экземпляра этой книги – на тибетском и старомонгольском языках.

 

«Юм» входит в состав «Ганжура» - Учения Будды, состоящего из 108 томов. Он дает понятие Пустотности, без постижения которого в буддизме нет избавления от Неведения и достижения Просветления. Вполне возможно, что Хамбо Лама Итигэлов, в совершенстве постигший Учение Будды, в свое время читал именно эти тома священной книги.

 

«Юм» на тибетском языке долгое время хранился у гэбшэ ламы Даба-Самбу Гармаева. Во времена атеистической пропаганды он продолжал оказывать помощь тем, кто не отвернулся от материнской веры и хранил преданное отношение к ней. По самым разным жизненным ситуациям и житейским вопросам, с душевной тревогой и физической болью люди тайком ходили к нему.

 

Память о нем, о его удивительных способностях хранят благодарные земляки. В 1969 году гэбшэ лама передал свой «Юм» на хранение почтенному Амгалану Дабаеву – тому самому человеку, который указал место захоронения Хамбо Ламы Итигэлова в местности Хухэ зурхэн. В конце своей жизни он передал книгу Константину Жалсараеву, сейчас этот «Юм» хранится в его семье.

 

Шестнадцать томов «Юма», отпечатанных на старомонгольском ксилографе, были привезены в ХIХ веке из агинских степей. Этот вариант книги хранится в семье Бандаевых, из поколение в поколение передаваясь по женской линии. Удивительна история появления ее в этой семье.

 

Бардын Соржо выдал свою дочь замуж в далекую Агу. Через год, собираясь попроведать ее и погостить у сватов, он перед дальней дорогой обратился к ламе-астрологу. Зурхайша советовал ему не брать в дар от сватов имущество, уверяя, что в пути его со скотом  или другим скарбом, могут ограбить и убить. А если речь зайдет о подарках, то, мол, проси то, что у них находится на алтаре. Видимо, лама знал, что эта семья в своей божнице имеет священный «Юм».

 

Сваты были довольны женитьбой сына на хорошей девушке. И на самом деле сваты-богачи стали предлагать коней из своего табуна, скот из своего стада. Но глубоко верующий Бардын Соржо по указанию мудрого ламы попросил книгу. Так было суждено этой священной книге появиться в Гильбиринской долине.

 

- Во времена гонений на веру никто из моих близких не пострадал за хранение «Юма», - рассказывает Софья Данзановна Васильева. Сейчас «Юм» хранится в ее семье, до этого ей поклонялась ее мама Бадма-Ханда Ринчин-Доржиевна Дашанимаева, в замужестве Бандаева. – Верующие говорят, что книга сама себя сохранила. Она все время находилась в божнице за занавеской.

 

Никто из земляков не посмел указать на бабушку Долгор, которая подносила тахил-подношение этой святыне. (Правда, у бабушки Долгор брат Дарижап был ламой, его репрессировали в 1937 году и он бесследно исчез). Никто не преследовал семью за сохранение своей веры. Народ втайне молился за совершенные грехи и возврат буддийских дацанов и святынь.

 

В 60-70-е годы прошлого столетия еще живы были старики, которые знали старомонгольскую письменность и могли читать «Юм». Они знали, что книга периодически требует чтения. В буддизме она представляет большую драгоценность как основа всякой мудрости. Учение Будды «Юм» - мать Учений всех Будд – прошлого, настоящего, будущего. Декламация этих сутр ведет ум к непосредственному осознанию запредельной мудрости.

 

Умеющие читать эти древние тексты хурамшинские старики увозили домой на санках эти шестнадцать томов «Юм», чтобы долгими зимними вечерами постигать тайны Учения и приумножать свои благие заслуги. Среди них были Пурбо и Нима-Цырен Гомбожаповы, бабушка Ханда – мама народного поэта Бурятии Алексея Бадаева.

 

Сейчас возобновлено чтение «Юм» в селе при большом стечении народа. Ежегодно с 2002 года в Гильбиринскую долину приезжают ламы Иволгинского дацана и в течение нескольких дней читают священные сутры. Один год читают вариант на тибетском языке, а на следующий – на старомонгольском. На зарождении праздника «Юм» в селе Хурамша побывал Хамбо Лама Дамба Аюшеев. Тогда пятидневный молебен завершился концертом и борцовским турниром.

 

«Юм» на старомонгольском языке большая редкость. Известно, что в Бурятии есть еще один экземпляр в селе Харлун Бичурского района. Некоторые листы из нее по неизвестным причинам были утеряны и недостающие листы были скопированы с книги Хурамши. В этом году в Гильбиринскую долину читать «Юм» в начале лета приехали 16 хувараков Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д-Д.Заяева. Шестнадцать томов разделили по нескольким семьям и за чтением их провели три дня.

 

Преподаватель старомонгольской письменности Баир багша, разъяснив коротко суть книги «Юм», рассказал одну буддийскую легенду. Жили на свете Бимбасари хан и Магди хатан. Однажды у них смертельно заболел единственный сын. Тогда за помощью они обратились к Будде. Будда, кроме почитания Трех драгоценностей необходимо было облегчить страдания шести видов живых существ и для спасения сына в один день прочитать сто раз «Юм».

 

Последнее сделать не представлялось возможным, тогда ханская семья просила Учителя дать метод быстрого начитывания сутр. Будда по их просьбе дал краткое изложение Пользы Мудрости. Она – прочитанная сто раз в один день – даровала облегчение страдания шести видам живых существ, приумножила богатство хана, продлила жизнь его сыну и заложила в нем семя рождения буддой в следующей жизни.

 

За несколькими столами, составленными вместе, читают «Юм» хувараки. Необычно большие листы книги переворачиваются, перекочевывая из одной стопки в другую. Когда будут прочитаны полностью все шестнадцать томов, «Юм» в сопровождении хранящей ее семьи и других верующих совершит гороо вокруг всех сел и местностей поселения, беря под покровительство и защиту все живые существа в этом большом круге, а также сея семя запредельной мудрости.

 

Мария Олзонова

«ЮМ» - БОЛЬШЕ, ЧЕМ КНИГА

 

Порой удивительные истории хранят родные места ХII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова. История священной книги «Юм» восходит к временам Будды.

В переводе с тибетского юм означает мать. В буддизме это книга о великой реальности всех явлений и полное разъяснение относительности бытия. Жители Гильбиринской долины, где расположились три села Гильбира, Хурамша, Кокорино, по праву гордятся тем, что у них хранятся сразу два экземпляра этой книги – на тибетском и старомонгольском языках.

«Юм» входит в состав «Ганжура» - Учения Будды, состоящего из 108 томов. Он дает понятие Пустотности, без постижения которого в буддизме нет избавления от Неведения и достижения Просветления. Вполне возможно, что Хамбо Лама Итигэлов, в совершенстве постигший Учение Будды, в свое время читал именно эти тома священной книги.

«Юм» на тибетском языке долгое время хранился у гэбшэ ламы Даба-Самбу Гармаева. Во времена атеистической пропаганды он продолжал оказывать помощь тем, кто не отвернулся от материнской веры и хранил преданное отношение к ней. По самым разным жизненным ситуациям и житейским вопросам, с душевной тревогой и физической болью люди тайком ходили к нему. Память о нем, о его удивительных способностях хранят благодарные земляки. В 1969 году гэбшэ лама передал свой «Юм» на хранение почтенному Амгалану Дабаеву – тому самому человеку, который указал место захоронения Хамбо Ламы Итигэлова в местности Хухэ зурхэн. В конце своей жизни он передал книгу Константину Жалсараеву, сейчас этот «Юм» хранится в его семье.

Шестнадцать томов «Юма», отпечатанных на старомонгольском ксилографе, были привезены в ХIХ веке из агинских степей. Этот вариант книги хранится в семье Бандаевых, из поколение в поколение передаваясь по женской линии. Удивительна история появления ее в этой семье.

Бардын Соржо выдал свою дочь замуж в далекую Агу. Через год, собираясь попроведать ее и погостить у сватов, он перед дальней дорогой обратился к ламе-астрологу. Зурхайша советовал ему не брать в дар от сватов имущество, уверяя, что в пути его со скотом  или другим скарбом, могут ограбить и убить. А если речь зайдет о подарках, то, мол, проси то, что у них находится на алтаре. Видимо, лама знал, что эта семья в своей божнице имеет священный «Юм».

Сваты были довольны женитьбой сына на хорошей девушке. И на самом деле сваты-богачи стали предлагать коней из своего табуна, скот из своего стада. Но глубоко верующий Бардын Соржо по указанию мудрого ламы попросил книгу. Так было суждено этой священной книге появиться в Гильбиринской долине.

- Во времена гонений на веру никто из моих близких не пострадал за хранение «Юма», - рассказывает Софья Данзановна Васильева. Сейчас «Юм» хранится в ее семье, до этого ей поклонялась ее мама Бадма-Ханда Ринчин-Доржиевна Дашанимаева, в замужестве Бандаева. – Верующие говорят, что книга сама себя сохранила. Она все время находилась в божнице за занавеской.

Никто из земляков не посмел указать на бабушку Долгор, которая подносила тахил-подношение этой святыне. (Правда, у бабушки Долгор брат Дарижап был ламой, его репрессировали в 1937 году и он бесследно исчез). Никто не преследовал семью за сохранение своей веры. Народ втайне молился за совершенные грехи и возврат буддийских дацанов и святынь.

В 60-70-е годы прошлого столетия еще живы были старики, которые знали старомонгольскую письменность и могли читать «Юм». Они знали, что книга периодически требует чтения. В буддизме она представляет большую драгоценность как основа всякой мудрости. Учение Будды «Юм» - мать Учений всех Будд – прошлого, настоящего, будущего. Декламация этих сутр ведет ум к непосредственному осознанию запредельной мудрости. Умеющие читать эти древние тексты хурамшинские старики увозили домой на санках эти шестнадцать томов «Юм», чтобы долгими зимними вечерами постигать тайны Учения и приумножать свои благие заслуги. Среди них были Пурбо и Нима-Цырен Гомбожаповы, бабушка Ханда – мама народного поэта Бурятии Алексея Бадаева.

Сейчас возобновлено чтение «Юм» в селе при большом стечении народа. Ежегодно с 2002 года в Гильбиринскую долину приезжают ламы Иволгинского дацана и в течение нескольких дней читают священные сутры. Один год читают вариант на тибетском языке, а на следующий – на старомонгольском. На зарождении праздника «Юм» в селе Хурамша побывал Хамбо Лама Дамба Аюшеев. Тогда пятидневный молебен завершился концертом и борцовским турниром.

«Юм» на старомонгольском языке большая редкость. Известно, что в Бурятии есть еще один экземпляр в селе Харлун Бичурского района. Некоторые листы из нее по неизвестным причинам были утеряны и недостающие листы были скопированы с книги Хурамши. В этом году в Гильбиринскую долину читать «Юм» в начале лета приехали 16 хувараков Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Д-Д.Заяева. Шестнадцать томов разделили по нескольким семьям и за чтением их провели три дня.

Преподаватель старомонгольской письменности Баир багша, разъяснив коротко суть книги «Юм», рассказал одну буддийскую легенду. Жили на свете Бимбасари хан и Магди хатан. Однажды у них смертельно заболел единственный сын. Тогда за помощью они обратились к Будде. Будда, кроме почитания Трех драгоценностей необходимо было облегчить страдания шести видов живых существ и для спасения сына в один день прочитать сто раз «Юм». Последнее сделать не представлялось возможным, тогда ханская семья просила Учителя дать метод быстрого начитывания сутр. Будда по их просьбе дал краткое изложение Пользы Мудрости. Она – прочитанная сто раз в один день – даровала облегчение страдания шести видам живых существ, приумножила богатство хана, продлила жизнь его сыну и заложила в нем семя рождения буддой в следующей жизни.

За несколькими столами, составленными вместе, читают «Юм» хувараки. Необычно большие листы книги переворачиваются, перекочевывая из одной стопки в другую. Когда будут прочитаны полностью все шестнадцать томов, «Юм» в сопровождении хранящей ее семьи и других верующих совершит гороо вокруг всех сел и местностей поселения, беря под покровительство и защиту все живые существа в этом большом круге, а также сея семя запредельной мудрости.

Мария Олзонова

Автор: очирова
Просмотров: 5023

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -