Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История заселения Гильбиринской долины

7 февраля 2012

Гильбиринскую  долину, название  которой  происходит  от  одноименной  речки, населяют  в  основном выходцы  бурят  из  Предбайкалья, преимущественно  эхиритского  и  булагатского родов. У них много красивых  легенд, присказок,  родовых  преданий, которые  передавались  из  уст  в  уста. 

С незапамятных  времен  было  принято, что  каждое  новое  поколение  перенимало  и  передавало  следующему  поколению  опыт  старших. Особенно  ценилось  знание  генеалогии,  так  как  это  было  связано  с  законом  родовой  экзогамии.

 

С другой стороны,  будучи  сначала  подданными  Российской  империи, затем  став  гражданами  СССР, а  теперь  гражданами  России, буряты  вместе  со  всей  страной  разделяли  и  разделяют  выпавшие  на  ее  долю  испытания, совершенно справедливо  считая  себя  частью  этой  великой  страны.

 

Продиктованные  политическими  соображениями  советской эпохи  неоднократные  реформы  бурятского  языка  привели  к  тому, что  несколько  поколений  бурят  имеет  смутное  представление  об  истории  происхождения  собственного народа  и  его  культуры. Воспитанные  в  лоне  русской  советской  культуры  буряты  во  многом  приобрели  русский  менталитет.

 

В последние  годы  в  условиях  становления  демократического  государства  стало  больше  внимания  уделяться  проблемам  возрождения  национальной  культуры, обычаев  и  традиций  всех  народов, населяющих  Россию. Известно, что люди  обращаются  к  прошлому  тогда, когда  связь  с ним, преемственность духовной  традиции  разорваны. Ученые  объясняют  именно  разрывом  традиции  интерес  современного  научного  мышления  к  своей  истории .    

 

Селенгинские буряты,  как составная часть бурятского народа, сформировались также и за счет переселения сюда выходцев из Добайкалья- шести бурятских родов зyyнэй зургаан эсэгэ Харанутский, алагуевский, баабай-хурамшинский, готол-бумальский, ользоновский и чиноевский.

 

15 января 1689года на собрании предводителей-тайшей шести бурятских родов: алагуй, баабай-хурамша, бумал, ользон, харанут и шоно проживающих в Предбайкалье, томский наместник Ф. А. Головин заключил  договор, обязывающий эти роды нести караульную службу на монгольской границе, выделить 500 семей путем  разверстки по семьям и переселить их на левое побережье Селенги.

 

В летописи отмечается, что в 1707 году эти 500 семей расселились в местностях от Иволги до Чикоя и Иро. Летопись была составлена бывшим головой  Первого Селенгинско-Харанутского рода Будажабом Будаевым 20 февраля 1918 года.

 

 « Очерк истории селенгинских бурят»

И.Б. Батуев. Б.Б.Батуев.    Улан-Удэ. 1994г.

 

Буряты рода хурамчи в своей  основной массе живут по реке Мурину в улусах Шохтой, Хатар, Хадай, Хинэй и Хандабай. До революции они входили в Ординскую  инородную управу, а  в 1912году при упразднении  инородных управ у бурят Иркутской губернии образовали Курумчинскую инородную волость. Кроме того, буряты рода хурамчи живут по Селенге, Иволге, Баргузину.

 

Хурамчинцы, живущие как в Кударе, так и в Иркутской области свои родовые тайлганы устраивали отдельно от прочих родов, самостоятельно.

До 1917 года была волость. (Записано со слов 67-летнего Ангадая Антипова изБурулуса 7августа 1955года.)

 

В топонимке есть особенности, характерные только нашего региона. Это перенесение названия местностей, гор и рек  прежнего местожительства. Такие названия, как Олзон, Хурамша, Харгана, Хамнай, Борсой и другие являются названиями не только прежних мест проживания, но и родовыми названиями племен- переселенцев. До  Октябрьской  революции  все  население    сел  проживало   по  своим  родовым  поместьям, названия которых сохранились  до  сих  пор. Все  они  относятся  к  антропонимам, т.е.  названия   их  образовались  по  имени   людей  наиболее  известных, влиятельных  в  данном  роду. Например, местность  Сабудай  происходит   от  имени  hабудай. Выходцы  из  этого  рода, под  фамилией Сабудаевы   проживают  в  селе  Оронгой.  Название  местности  Далайн-хашан, возникло  от  имени  человека   Далай, представители  рода Далайтан  проживают  в  Хурамше.

 

Бохоник мэргэн (из курумчинского рода)

 

Бохоник (Бохоник) мэргэн-сын Хузухэна Собоева из долины Мурина сюда, в Иволгу, приехали три сына Собоя Соронхоева: Хурэн, Ухин и Хузухэн. Там они жили в улусе Хадайский, являлись дальними родственниками братьев Бословых-Николая, Алексея, Бориса.

 

Бохоник мэргэн имел двух сыновей: Мишку и Жигжида. Мишка был большим шаманом, имел звание зарина. Для получения которого и посвящения в шаманы  он ездил на местонахождение материнского последа в улусе Хадай курумчинского рода, ныне Эхирит-Булагатского аймака. Там он разругался с шаманом. Другой сын Бохоника-Жигжид был большим черным кузнецом.

 

Бохоник мэргэн был замечательным стрелком. На всех общественных охотах – зэгэтэ аба и Абай паадаг в Забайкалье - он был главным галши и руководил облавщиками. Сейчас идет седьмое поколение от Бохоника мэргэна.

 

Излюбленным приемом, применяемым им на охоте, была стрельба в зверя повыше тазовой полости (пубээ). Однажды Бохоник  для пробы силы выстрелил из лука в свой улус. Посланные никак не могли найти стрелу, а он увидел ее с горы. Второй раз он пустил стрелу туда же, и тогда все увидели две стрелы рядом, у первой стрелы было простреляно ушко второй стрелой.

 

Бохоник жил тихо, никогда не хвастался силой и званием мэргэна. Человек он был рассудительный. Бохоник умер в преклонных годах, был похоронен на горе Хара жалга с соблюдением всех правил похорон мэргэна: тело его было сожжено, а оружие повешено на дерево. Оно висело до последнего времени, потом частично было расхищено, а частично сгорело во время лесных пожаров.  

 

 (Запись со слов 74 летнего Лубсана  Цыренова из Гильбиринского сомона БМ АССР 27 мая 1944года).               

 

Автор: Moderator
Просмотров: 3291

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -