Гильбиринскую долину, название которой происходит от одноименной речки, населяют в основном выходцы бурят из Предбайкалья, преимущественно эхиритского и булагатского родов. У них много красивых легенд, присказок, родовых преданий, которые передавались из уст в уста.
С незапамятных времен было принято, что каждое новое поколение перенимало и передавало следующему поколению опыт старших. Особенно ценилось знание генеалогии, так как это было связано с законом родовой экзогамии.
С другой стороны, будучи сначала подданными Российской империи, затем став гражданами СССР, а теперь гражданами России, буряты вместе со всей страной разделяли и разделяют выпавшие на ее долю испытания, совершенно справедливо считая себя частью этой великой страны.
Продиктованные политическими соображениями советской эпохи неоднократные реформы бурятского языка привели к тому, что несколько поколений бурят имеет смутное представление об истории происхождения собственного народа и его культуры. Воспитанные в лоне русской советской культуры буряты во многом приобрели русский менталитет.
В последние годы в условиях становления демократического государства стало больше внимания уделяться проблемам возрождения национальной культуры, обычаев и традиций всех народов, населяющих Россию. Известно, что люди обращаются к прошлому тогда, когда связь с ним, преемственность духовной традиции разорваны. Ученые объясняют именно разрывом традиции интерес современного научного мышления к своей истории .
Селенгинские буряты, как составная часть бурятского народа, сформировались также и за счет переселения сюда выходцев из Добайкалья- шести бурятских родов зyyнэй зургаан эсэгэ Харанутский, алагуевский, баабай-хурамшинский, готол-бумальский, ользоновский и чиноевский.
15 января 1689года на собрании предводителей-тайшей шести бурятских родов: алагуй, баабай-хурамша, бумал, ользон, харанут и шоно проживающих в Предбайкалье, томский наместник Ф. А. Головин заключил договор, обязывающий эти роды нести караульную службу на монгольской границе, выделить 500 семей путем разверстки по семьям и переселить их на левое побережье Селенги.
В летописи отмечается, что в 1707 году эти 500 семей расселились в местностях от Иволги до Чикоя и Иро. Летопись была составлена бывшим головой Первого Селенгинско-Харанутского рода Будажабом Будаевым 20 февраля 1918 года.
« Очерк истории селенгинских бурят»
И.Б. Батуев. Б.Б.Батуев. Улан-Удэ. 1994г.
Буряты рода хурамчи в своей основной массе живут по реке Мурину в улусах Шохтой, Хатар, Хадай, Хинэй и Хандабай. До революции они входили в Ординскую инородную управу, а в 1912году при упразднении инородных управ у бурят Иркутской губернии образовали Курумчинскую инородную волость. Кроме того, буряты рода хурамчи живут по Селенге, Иволге, Баргузину.
Хурамчинцы, живущие как в Кударе, так и в Иркутской области свои родовые тайлганы устраивали отдельно от прочих родов, самостоятельно.
До 1917 года была волость. (Записано со слов 67-летнего Ангадая Антипова изБурулуса 7августа 1955года.)
В топонимке есть особенности, характерные только нашего региона. Это перенесение названия местностей, гор и рек прежнего местожительства. Такие названия, как Олзон, Хурамша, Харгана, Хамнай, Борсой и другие являются названиями не только прежних мест проживания, но и родовыми названиями племен- переселенцев. До Октябрьской революции все население сел проживало по своим родовым поместьям, названия которых сохранились до сих пор. Все они относятся к антропонимам, т.е. названия их образовались по имени людей наиболее известных, влиятельных в данном роду. Например, местность Сабудай происходит от имени hабудай. Выходцы из этого рода, под фамилией Сабудаевы проживают в селе Оронгой. Название местности Далайн-хашан, возникло от имени человека Далай, представители рода Далайтан проживают в Хурамше.
Бохоник мэргэн (из курумчинского рода)
Бохоник (Бохоник) мэргэн-сын Хузухэна Собоева из долины Мурина сюда, в Иволгу, приехали три сына Собоя Соронхоева: Хурэн, Ухин и Хузухэн. Там они жили в улусе Хадайский, являлись дальними родственниками братьев Бословых-Николая, Алексея, Бориса.
Бохоник мэргэн имел двух сыновей: Мишку и Жигжида. Мишка был большим шаманом, имел звание зарина. Для получения которого и посвящения в шаманы он ездил на местонахождение материнского последа в улусе Хадай курумчинского рода, ныне Эхирит-Булагатского аймака. Там он разругался с шаманом. Другой сын Бохоника-Жигжид был большим черным кузнецом.
Бохоник мэргэн был замечательным стрелком. На всех общественных охотах – зэгэтэ аба и Абай паадаг в Забайкалье - он был главным галши и руководил облавщиками. Сейчас идет седьмое поколение от Бохоника мэргэна.
Излюбленным приемом, применяемым им на охоте, была стрельба в зверя повыше тазовой полости (пубээ). Однажды Бохоник для пробы силы выстрелил из лука в свой улус. Посланные никак не могли найти стрелу, а он увидел ее с горы. Второй раз он пустил стрелу туда же, и тогда все увидели две стрелы рядом, у первой стрелы было простреляно ушко второй стрелой.
Бохоник жил тихо, никогда не хвастался силой и званием мэргэна. Человек он был рассудительный. Бохоник умер в преклонных годах, был похоронен на горе Хара жалга с соблюдением всех правил похорон мэргэна: тело его было сожжено, а оружие повешено на дерево. Оно висело до последнего времени, потом частично было расхищено, а частично сгорело во время лесных пожаров.
(Запись со слов 74 летнего Лубсана Цыренова из Гильбиринского сомона БМ АССР 27 мая 1944года).
Комментарии