В 1917 году село было переименовано в Додо-0нинское. По-бурятски Доодо-Анаа – Нижняя Ана по названию реки, близ которой расположено село.
После образования Бурятской автономии и Хоринского аймака село стало называться Хоринском. Площадь – 352,5 га, дворов – 261, семей – 2913, население - 850 чел., русских – 62, бурят – 33,9. Другие национальности – 3,9%. Название Хоринск по имени одного из трех основных бурятских племен – хори, хоридой.
Географическое положение: 52о10′ северной широты, 109о45′ восточной долготы. По климатическому районированию местность относится к 1-В климатическому подрайону.
В предместье Базар жили: Корнаковы, Вандакуровы, Батурины, Труневы, Махаловы, Курбатовы. Были среди них зажиточные люди. Некоторые из них имели по нескольку домов и торговые лавки. Название Базар происходило от часто устраиваемых здесь торгов, ярмарок. В пореформенный период в Сибири оживилась торговля. При отсутствии железной дороги, плохих путях сообщения видную роль играла ярмарочная, базарная, развозная торговля. На первом месте по распространенности ярмарочной торговли стояла Тобольская, затем Иркутская, Якутская, Верхнеудинская.
В 1801 году открылась Онинская ярмарка. Ярмарки начинались с Николина дня. (19 декабря) и действовали по 25 декабря. На Онинскую ярмарку в Додо-Онинское приезжали купцы из Верхнеудинска Второв, Васнин, Курбатов, из Читы и Иркутска. Крестьяне торговали мясом, салом, мукой, кожей, пушниной. Товару было много, его раскладывали на столах. Часть продавали в лавках. Для того, чтобы каждый день не раскладывать товар и снова его убирать, нанимали сторожа с ружьем, которому хорошо платили.
По данным 1820 г. было продано на ярмарке товаров на сумму до 50 тыс. руб., а купцы продали свои товары на 9 тыс. рублей. «Торговый баланс» ярмарки был благополучен для хоринцев. Оборот Онинской ярмарки достигал более 1 млн. рублей в год. Начиная с 1970 г. хоринцы поставляли ежегодно на Тельминскую суконную фабрику от 7 до 10 тысяч пудов лучшей овечьей и ягнячьей шерсти для выделки сукна на пошив военного обмундирования и выручали от 11 до 20 тысяч рублей в год. (Тельминская фабрика находилась в 60 км. от Иркутска, по названию реки Тельма, она закрыта была в 1860 г.).
Русские заселили Забайкалье тремя основными волнами: в XVIII в. пришли казаки-землепроходцы, в XVII-XIX в.в. сюда были высланы старообрядцы, в конце XIX – начале XX – крестьяне-переселенцы. Между коренными жителями и пришлым населением установился тесный контакт, приведший к обменам важнейшими хозяйственно- культурными достижениями, а позже и к сложению смешанной этнической группы – карымов, возникшей вследствие смешанных браков русских переселенцев, испытывавших недостаток в русских женщинах, с бурятскими женщинами. Население в бурятских ведомствах стало этнически смешанным.
Распространение православия среди инородцев было неразрывной составной частью имперской политики в Сибири. Для большинства бурят крещение было шагом к оседлости и занятию земледелием. За содействие в крещении бурят давались чины и ордена. Семьям, принявшим православие, платили 120 рублей, иногда им строили дома.
Надо отметить, что буряты в целом принимали крещение по причинам, далеким от духовных потребностей: возможности получения налоговых льгот виде освобождения от уплаты ясака, чтобы избавиться от повинностей, люди, совершившие преступление – с целью избежать или смягчить наказание, жениться без уплаты калыма, возможности родоначальникам делать карьеру, иметь лояльное отношение от вышестоящего начальства.
Благоприятным условием для крещеных бурят является то, что они не подвергаются преследованиям со стороны своих, оставшихся в язычестве соплеменников, которые жалеют своего бывшего единоборца, т.к. он, принявши христианство, обязан соблюдать посты, не может есть каждый день сколько хочет, и должен ограничиваться только одной женой, так писал И.Гмелин в 1935 г. С другой стороны, с появлением христианских станов буряты получили возможность приобщиться к богатейшей православной культуре, быстрее усваивали традиции общественного и семейного быта русских.
Так, в фонде Хоринской Степной думы в Национальном архиве РБ, имеется один документ – письмо епископа Иркутского. Нерчинского и Читинского от 13 мая 1839 г. Хоринскому главному тайше Ринчин-Доржи Дымбилову с предложением о принятии христианства. Этот призыв был услышан, и Ринчин-Доржи Дымбилов принял христианство и стал Николаем Дымбиловым.
Самое интересное явление представляют так называемые «ясачные» буряты. Это крещеные буряты, женившиеся на русских женщинах. И русские женятся на крещеных бурятках. Можно перечислить часть деревень, которые были основаны крещеными бурятами: Байсын-Эбыр, Ониноборское, Анинское, Хасуртайское, Кульское. Такие деревни получили название «карымских». От слова «карым» - по-бурятски – «харим» - чужой, изменивший своей вере.
При крещении бурятам давались русские фамилии и имена. (Смотрите ведомость крещеных Галзутской инородной управы. 1825 г.).
Ведомость умерших и здравствующих инородцев и крещеных Галзутской инородной управы (после 7-й ревизии 1815 г.) 1825 г.
Ф.8.0 п.1. Д.25. Лл.1-6
№ |
Имя, отчество |
Возраст в 1815 г. |
Год смерти |
Крещен. |
1 |
Тайша Дэмбэл Галсану |
16 |
1822 |
|
2 |
Балду Жамьяну |
75 |
1817 |
|
3 |
Номту Мантушриин |
37 |
1824 |
|
4 |
Вачир Хомуушиин |
15 |
1822 |
|
5 |
Сундуй Хомуушиин |
33 |
1823 |
|
6 |
Сообар Ринцэйн |
53 |
1820 |
|
7 |
Зайсан Балдан Дархан-у |
56 |
1820 |
|
8 |
Бадма Балдану |
18 |
1817 |
|
9 |
Цэдээ Гаабуу-ин (по-русски - Митрофан Васильевич Озеров) |
|
1819 |
|
10 |
Ванжил Борсо-ин (по-русски Онтон Олегович Паластин) |
43 |
1820 |
|
11 |
Эбугэй Ванжил-ун (Федор Михайлов) |
14 |
1821 |
|
12 |
Босой Боржи-гун (Максим Егорович Соболев) |
48 |
|
в 1814 г. |
13 |
Сэнхир Сайрхану (Максим Полипович Шишкин) |
38 |
|
в 1814 г. |
14 |
Шнгзрэн Самбу (Марк Демеитьевич Скворцов) |
|
|
в 1824 г. |
15 |
Тобага Хашаин (Иван Андреевич Гаврилов) |
|
|
в 1818 г. |
16 |
Эбугэй Иролтоин (Максим Порониевич Трофимов) |
|
|
в 1820 г. |
17 |
Гиндуу Чигээхиин (Федор Петрович Горохов) |
|
|
в 1818 г. |
18 |
Сэмбэ Бабуусайн (Павел Васильевич Дуринов) |
|
|
|
19 |
Майдари Албаши-ин (Алексей Николаевич Ловцев или Лосев) |
|
|
в 1815 г. |
20 |
Жирбаб Махал-ин (Андрей Паластинов) |
|
|
в 1822 г. |
21 |
Соло Хидуу-ин (Семен Ловцов, или Лосев) |
|
|
в 1822 г. |
22 |
Мунхэ Энхэ-ин (Ондрей Яковлевич Палистинин) |
|
|
в 1821 г. |
23 |
Егор Трофимович Палистинин Сыновья Илья Степан (1807,1809) |
|
|
|
В Хоринском ЗАГСе долгие годы хранилась метрическая книга из забайкальско-Духовной консистории Анинской Николаевской церкви, кульской, Спасской, Верхне-талецкой, Ново-Курбинской церквей с 1901 по 1920 г.г.
Каждая книга состоит из 3-х частей:
I – о родившихся и крещеных
II – о бракосочетавшихся
III – об умерших.
В этих книгах встречаются фамилии крещеных инородцев: Трунев А.К., Татауров А.С., Садовский Д.П., Носырев С.К., Языков Н.С., Лосев Ф.А., Дубинин А.И., Курбатов Н.Н., Гуляев ВИ., Самбилов Е.Н., Махалов П.К., Косыгин А.А. Всех крестил, венчал, отпевал священник Анинской Николаевской миссионерской церкви Носырев Спиридон Капитонович.
Помогал ему псаломщик церкви Александр Воробьев. Так, в 1910 г. 18 января браком сочетались инородец Анинского села Федор Алексеевич Лосев (21 год) и дочь почетного гражданина Агния Сергеевна Соснина (22 года). 24 апреля 1916 г. китайский подданный Гавриил Васильев (24 г.0 православной веры венчался с казачьей дочерью Санномысского поселка Марией Петровной (19 лет).
В предместье Дума находились приходское училище, Степная дума, Свято-Никольская церковь. Здесь жили: Гуляев Иван Илларионович, его дети Василий, Лиза, Августа; Татауров Семен Васильевич, Татауровы Иван Иванович, Всеволод, Василий, Федор, Вениамин; Языковы; Нифонтов Александр, его дети Мария, Наталья, Елена. Нифонтова Наталья, ее дети Маланья Константиновна, Нифонтов Семен, Козловы, Носыревы, Корнаков Федор, Яков (дед Геннадия Михайловича), корнаков Петр, Михаил, Иван, Прасковья, Павел.
У Корнакова Петра до сих пор помнят его усадьбу, пашни за Оной, брод, позже он был сослан; Филиппов Лаврентий держал лавку. Хоринцы держали скот, имели покосы в местности Байсын-Эбыр, Хоры. За каждой семьей был закреплен определенный участок, который так и назывался: Бадмашкина заимка, Аюрин буса, Хандушкин лог, Корнаковская протока, Батурин буса, Мухортушина канава.
В местности Аманал раньше были склады со взрывчатыми веществами. В местности Байсын-Эбыр по правую сторону от дороги по реке были склады авиабазы для пожаротушения. Их сейчас нет.
Из архивных документов
Клировая ведомость о церкви Николаевской Верхнеудинского уезда Анинского села при Хоринской Степной Думе за 1864 г.
1. Построена в 1860 г. тщанием прихожан и благотворительными пожертвованиями от боголюбцев и освящена того же года июня 21 дня Высокопреосвященнейшим Евсевием (Орленским), архиепископом Иркутским.
2. Здание деревянное с таковою же колокольней, не оштукатуренное внутри, не обшитое тесом снаружи и без ограды.
3. Престол в ней один во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
4. Утварью недостаточна. Имеются только 3 богослужебные книги: церковный Устав, Псалтырь и малый требник при отправлении богослужения. Анинская Николаевская церковь пользуется от Кульской Спасской церкви, которая там находится в 2 экземплярах. В настоящее время находится священник и дьячок.
Священник получает 300 рублей, серебром в год, на разъезды – 200 рублей, а дьячок – 100 рублей. При церкви 196 прихожан мужчин и 183 женщины. Всего 46 дворов.
Церковь была с двумя куполами, с 3 колоколами, окрашена в голубой цвет. Ограда была чугунная, резная. Внутри был красивый алтарь. Передняя стена вся в иконах. В церкви венчались, отпевали, причащали всех. Детям давали булочку просвиру, в чаше по ложечке давали кагор.
На рождество, пасху народ активно посещал церковь, принося туда кто что мог. За церковью было кладбище, где хоронили священнослужителей, именитых богатых людей Вандакуровых, Батуриных, Самбиловых, на могилах которых лежали чугунные плиты с надписями вроде «Святой боже, святый крепко. Помилуй нас».
Стукова Анна Владимировна вспоминала, как они пионерами собирали золу, птичий помет на крыше церкви, ведь там было много голубей. Им, конечно, попадало от церковных служителей за это. Когда разрушали церковь, все иконы увезли в лес и закопали.
Икона Божией Матери «Знамение»
Икона была пожертвована в храм ориентировочно в 1996 году Кучумовой Евдокией Семеновной, ныне усопшей. Евдокия Семеновна до переезда в Хоринск проживала в селе Верхние Тальцы Хоринского района. Рассказ об обретении иконы записан с ее слов: «Иду я один раз с работы, вижу - дети катаются зимой с горки на какой-то раскрашенной доске. Подошла поближе, взглянула, а это икона Божией Матери. Отобрала я у детей икону, их пристыдила». Икону Кучумова Е.С. сохраняла у себя в доме. Впоследствии, когда переехала в Хоринск, икону взяла с собой. Она у нее стояла в переднем углу на кухне. А затем передала в наш храм.
Икона написана красками на доске. Ранее она, видимо, состояла из двух половин, одна из которых утеряна. Матерь Божия изображена в полный рост, стоя на земном шаре. Тип иконы «Оранта», то есть молящаяся, с возведенными вверх руками. Во чреве Божией Матери изображен по пояс благословляющий Богомладенец. В правом нижнем углу иконы есть надпись иконописца: «Н.Тугулуков г. Иркутск 1882 год».
В какой церкви находилась раньше эта икона, неизвестно. Краски на иконе яркие и свежие, практически изображение не повреждено, как будто икона написана совсем недавно и не претерпевала никаких механических воздействий.
Долго не могли разворотить фундамент, до того он был крепкий, т.к. строили его с использованием яиц. Позже в 1934 г. помещение церкви отдали под Дом обороны, затем здание перешло к леспромхозу, где была установлена электростанция, дававшая свет селу. 19 декабря 1993 г. возрождение церкви.
Известной среди хоринцев фамилией была фамилия Носыревых. Из рассказа старого казака бывшего атамана станицы Старцева.
«Полк Тарбагатайский расквартировался в п. Казацком 2-й Чиндан в Агинском аймаке. Молодой энергичный бурят с берегов речки Кижинги прошел военное обучение. Принимал участие в охране границ родного края забайкалья, дрался с иноземными нашественниками, выслужился и демобилизовался. На пути домой в городе Акше подружился с одной девицей украинкой и вдвоем явились в дом родных. Родилась дочь, ее назвали Катериной. Семья быстро увеличивалась, появились сыновья: Алексей, Гавриил, Андриан, Спиридон. Все сыновья грамотные, двое старших семинаристы, служащие почтовых станций. Род Носыревых идет от Спиридона Капитоновича. Капитон был бурят, казак, получил православную веру.
Из одного селения трое учились в Иркутской духовной семинарии: Филарет Трунев, Спиридон Носырев. Петр Садовский, Филарет и Петр отказались быть священниками, стали крестьянствовать. А Спиридон стал священником. С 1885 г. Спиридон преподавал Закон божия в Онинском училище.
В семье Спиридона было 11 детей: 8 сыновей и 3 дочери. Из них 6 закончили Читинскую учительскую семинарию. Дочь Мария учительствовала в Онинском училище, был революционером. О революционной деятельности Носырева Г.С. рассказано в книге «Борцы за власть Советов в Бурятии». От Верхне-Удинской подпольной организации, фракции большевиков распространял листовки. Он создал общество потребителей.
Был председателем кредитного товарищества, организовал пчеловодческую артель. Владимир, Николай Спиридоновичи работали врачами. Павел 1902 г.рождения (Отец Носырева Вадима Павловича) работал в Заготзерно, был репрессирован в 30-х годах, реабилитирован в 1990 г. Дом Спиридона стоял в Думе. В доме бывало много народу.
По воспоминаниям Гылыкова Норбо-Самбо, который мальчишкой, учась в церковно-приходской школе, жил на квартире у священника Носырева Спиридона, часто вечерами у него бывали какие-то люди, о чем-то бурно говорили, совещались тайком. Как потом выяснилось, во время разгула белого террора в доме Носыревых скрывались члены Центросибири Янсон, Якимов, Парняков.
Семья Спиридона держала кур, гусей, баранов. В семье готовили стол на 3-4 блюда. Особенно готовился стол. Когда приезжали дети, учившиеся в семинарии.
Попадья, жена священника Нифонтова Прасковья Александровна, была удалая, умелая женщина, прекрасная хозяйка. Все у нее кипело, шипело под рукой.
Садовская Пелагея Константиновна в молодости была стряпкой у священника в доме, стирала белье. Спиридон был священнослужителем и ездил по деревням справлять церковные службы. Как отмечала Садовская П.К., в деревнях ему подносили кто что мог и причем старались давать лучшее. Помнит она, как он возвращался с полной кошевкой. Там были языки, грудинка и разные вкусные кушанья.
В те годы многие ходили в церковь, молились, выполняли религиозные обряды. В летнее время совершались крестные ходы. Старушка Путинцева Марина Константиновна организовывала такие походы. Собрав иконы, они шли на гору через реку, вымаливали дождя, урожая. И когда они возвращались назад, говорят, в дороге их заставал дождь. Значит. молебен был удачен.
К 1923 году в селении Додо-Анинское проживало: 65 семей. Байбородины – 1 домохозяйство, Батурины – 5 домохозяйств, Бусовиковы – 1, Гуляевы – 1, Корнаковы – 4, Курбатовы – 2, Махаловы – 10, Мишарины – 2, Машановы – 1, Нифонтовы – 2, Носыревы – 6, Поповы – 4, Сумароковы – 1, Садовские – 1, Труневы – 14, Татауровы – 6, Филипповы – 1, Языковы – 1, Яниус – 1.
В 1922 году в селении Додо-Анинское проходила объединенная конференция по культурным делам представителей Бурят-Монгольской автономной области ДВУ и РСФСР.
Было решено создать первое в истории Бурятское научное учреждение для того, чтобы изучать вопросы национальной культуры, так появился Бурятский ученый комитет (Буручком). Менялись его названия, но суть задач оставалась одной – исследование культуры прошлого и настоящего.
Объединенная конференция по культурным делам указала на необходимость развития народных игр: конных скачек, стрельбы из лука, бурятской борьбы. Во время конференции были показаны спектакли Агинского народного театра «Чойжит», «Жигден». В 1922 году были созданы кружки физической культуры в Хоринском аймаке.
Из статьи Ю.Чупова «Это было в 20-е годы»
Летом 1922 г. при Хоринской начальной школе, которая была единственной бурятской школой на четыре района, собралась конференция учителей, занимающихся обучением бурятских детей. Сюда приехали учителя из Читинской области. Среди них были комсомольцы, имевшие задание организовать при школе комсомольскую ячейку из передовой молодежи села.
Посоветовавшись с учителями местной школы. Читинские комсомольцы – учителя решили поговорить о ее создании с самыми активными юношами села, пользовавшимися авторитетом среди молодежи, Колей Козловым, Бадмой Намжилоном, Корнилом Языковым, Дагба-Доржи Цыденовым.
Все четверо без колебаний вступили в революционный Союз Молодежи (Ревсомол). Так было положено начало первой комсомольской ячейки в нашем аймаке, секретарем которой был избран Корнил Языков. «Комсомольская работа в то время, - вспоминает один из первых комсомольцев Дагба-Доржи Цыденов, - была очень многогранной. Мы помогали в работе сельских Советов, организовывали и читали лекции для населения, устраивали спектакли.
Для работы среди молодежи и среди населения мы использовали религиозные праздники, когда много людей собиралось у дацанов. Прямо в дацанах мы ставили свои антирелигиозные спектакли.
Комсомольские собрания в ту пору бывали по 2-3 раза в месяц и нередко приходилось ходить на них пешком за 10-20, а то и 70 километров».
В 1924 году в Хоринском уже насчитывалось 9 комсомольских ячеек, которые объединяли более ста юношей и девушек. В том году была оформлена организационно районная организация ВЛКСМ.
Красная Заря. 1958 г. 29 октября.
История Хоринской межпоселенческой библиотеки началась с 1918 г. – с избы читальни, организованной по инициативе учителя Носырева С.А. За несколько месяцев учителями была собрана библиотека. Книги для библиотеки пожертвовали местные жители. Так купец Иван Батурин передал в фонд библиотеки значительное количество книг, в т.ч. сочинения Шекспира в прекрасных бархатных переплетах. К сожалению, библиотека была разграблена проходившими здесь каппелевцами. Говорят, их видел один революционер в Читинской области.
Осенью 1923 г. в аймаке было 2 избы-читальни, 6 культкружков, центральная аймачная библиотека. Библиотека получала газеты: «Крестьянская газета», «Беднота» и журналы «Новая деревня», «Крестьянка». Интересно, что среди читателей преобладали мужчины: 140 мужчин и 44 женщины.
1 июня 1923 г. в с. Додо-Анинское открыта слесарно-кузнечная мастерская. Она занята изготовлением мелкого хозяйственного инвентаря по частным заказам. При мастерской имеется кузница. Мастерская обслуживается 2 мастерами, которые получают 70% чистой прибыли. За время с 1 июня по 1 августа исполнено заказов на 135 руб.85 коп.
Протокол №51 от 10 августа 1923 г.
Слушали: О введении в действие штатов аймревкома. Число служащих определено – 12 чел.
Обязанности среди наличных сотрудников распределить следующим образом:
1. Отдел управления секретарь: Ташкинов
2. Временно завед.административным отделом – Хайдуков
3. Завед.орг. инструк. – Тарбаев
4. Делопроизводитель – Скверчинский
5. Машинистка – Цыденжабон
6. Журналист – Вамбоцыренов
7. Бухгалтер – Пластинин
8. Счетовод – Сангажапов
9. Инструктор – жамбалон
10. Врем. испол.делами информатора – Ринчинэ
11. Врем. испол. делами делопроизв. - Козлов
12. Должность второй машинистки – Махалова
По архивным материалам центрального архива РБ Фонд №716 Верхнеудинского уездного военного комиссариата, первый аймачный военный комиссар прибыл на хоринскую землю в сентябре 1923 года. Им был Шмелев Александр Васильевич, 1903 г.рождения, занимавший до этого пост коменданта г.Верхнеудинска.
В январе 1924 г. сформирована аймачная земельная комиссия в составе председателя Сангадиина, членов Федотова, народного судьи Шойванова, лесничего Грушина.
В центре нашего села (на месте гостиницы) стояло большое четырехскатное деревянное здание, в котором размещался Нардом (народный дом). Нардом был очагом культуры, здесь проводились разные торжества.
Сюда ходили смотреть фильмы, постановки, концерты. В день 8 марта чествовали женщин, устраивали чаепития. Жители поочередно крутили динамо для того, чтобы смотреть кино. Первым фильмом, который показали в Хоринске, был фильм «Волки». (о старых порядках при царской власти).
В 1927 г. в центре с.Хоринск в части усадьбы Батурина Г.А. около домзака (дом заключенных) была отведена базарная площадь с режимом работы торговли с 7 часов утра до 6 час. вечера. За занимаемые места установлена такса: с крестьян, торгующих продуктами собственного производства 0,5 копеек с воза; с частных торговцев с воза – 20 копеек; за продажу живого скота с крестьян брать – 5 коп. за каждую голову скота; с частных лиц – 20 коп. за голову; за открытие торгового балагана по 1 рублю с кв.метра в месяц, за пользование весами за мясо – 0,3 коп. с 16 кг; масло – 0,5 коп.; овощи – ½ коп.
Виновные в нарушении постановления подвергались взысканию в административном порядке, денежному штрафу в 10 рублей или принудительным работам до одной недели.
В июне 1926 г. в районе появилась метеостанция. Разместили ее на Октябрьской улице, вблизи школы №1. Затем станция несколько раз переносилась из здания в здание. В 1926 г. хоринские метеорологи работали по программе III разряда – вели четыре наблюдения в сутки. В декабре 1930 г. начала издаваться районная газета «Улан Туя» (что в переводе с бурятского означает «Красная Заря»). Первым редактором газеты был Дашидоржи Раднаев. Он погиб в 1942 г. в боях на Смоленщине.
23 февраля 1934 г. состоялся аймачный слет рабселькоров. В марте 1932 г. на республиканском съезде рабселькоров премирован селькор из Хоринска Бимбаев Р. На протяжении 30 лет он сотрудничал в газетах.
В 1931 г. из села Хоринск было раскулачено и сослано в Иркутскую область 12 семей: Батурина Георгия, Татаурова Георгия, Самбилова Анисима, Гуляева Василия, Трунева Григория, Татаурова Ивана, Татаурова Иннокентия, Махалова Григория и др.
Кстати, фамилия Батурин происходит от слова «батура» - «упрямец, упорный, непослушный», а фамилия Татауров – от слова «татаур» - «широкий, боярский пояс».
В 1932-33 г.г. образовались первые ясли-сад. Здание яслей находилось на улице Кооперативная. Заведующей была Гуляева Екатерина Викторовна. На каждого ребенка отпускалось нормой по 50 г. мяса, 40 г. печенья, 30 г. конфет. Западнее с.Хоринск на острове (в междуречье рек Оны и Уды), где до 70-х годов проводился сурхарбан, находился пионерский лагерь. На его территории размещались летняя эстрада, две танцплощадки, маленький магазинчик канцелярских товаров.
Чуть поодаль располагалась кумысолечебница. Там стояло несколько домов, в том числе двухэтажных, перевезенных из Анинского дацана. Была своя большая столовая. Хоринцы пили кумыс, лечились, отдыхали. Здесь же, за рекой Зэргэлэй, находился кожевенный завод, водяная мельница.
На той стороне Оны, в местности Хужырмык, милиция держала подсобное хозяйство, где разводили кобылиц, получали кумыс и поставляли его в лечебницу. Одной из форм клубной работы было движение «синеблузников и красноблузников». Название связано с одеждой – синюю или красную блузку одевала молодежь. задачей этого движения было массовым действием, живым словом, песней объединить молодежь вокруг комсомола. Маршем «Красной блузы» был:
Мы – коллектив рубахи ярко-красной
Мы – комсомольский творческий родник.
В нас много сил,
Пред нами цели ясны,
Учась сами, учим мы других…
В «Красную блузу» входили: Гомбоева-Языкова Клавдия (в будущем оперная певица), Турчина Мария (одна из первых пионерок), Батурина Мария, Носырева Елена.
Товары народного потребления производились промышленными артелями. Промартель «20-я годовщина Октября», располагавшаяся на улице Кооперативная, выпускала кирпич для населения. Для бытовых услуг работал сапожный цех, под руководством опытных мастеров-обувщиков Байбараш (мадьяра) и Филиппова производился пошив и ремонт обуви.
Глиняную посуду изготовлял гончар Гук. Большим спросом в хозяйствах района пользовался деготь, которым смазывались металлические части сельхозорудий, деревянные оси и промасливались телеги. Мастером по выгону дегтя был Коткин. Столярный цех производил мебель. В этом цехе работали 5 братьев Асташовых: Федор, Илья, Дмитрий, Андрей и Иван.
Все они были классными мастерами. Была здесь и фотография. В районе улицы Базарной работала промартель им.Энгельса. Артель занималась производством смолы, бочкотары. Хорошими мастерами были Марк Новицкий, братья Махаловы Леонид и Владимир, Василий Лоскутников.
По специальным заказам выполнял столярные изделия мастер высокого класса – Степанов Нил Прокопьевич. Сапого-валяльный цех выкатывал валенки, выделывал кожу. Промартель имела большие огороды, на которых трудились китайцы. Кстати, о китайцах. В 20-30-е годы в селе Хоринск проживало много китайцев. В основном это были частные торговцы лавок.
В архивных документах – постановлениях общего отдела аймисполкома 1926 г. содержатся записи о различных нарушениях правил торговли со стороны частных торговцев Сю-О-Ли, Ма-о-цай, Ян-гу-тай, Хан-ю, об азартных играх в карты Ко-Кан-Ду, Са-Хон-До, Ко-Куй, Вом-бо-ду, Ку-ан-ши; производство фотоснимков без разрешения в доме Махалова П. Ян-дэ-шу; незаконное хранение дробового оружия, берданы гражданином Чи-лен-жу.
Часть китайцев работала на общественных огородах, занимаясь выращиванием овощей, другие в промартелях. Китайцы были трудолюбивыми, мастеровыми людьми. Местному населению были известны жестянщик, мастер по меди Чансин Иван, сапожный мастер Ко-куй, огородники Ли-Юн-Чин, Фунбин Александр, Фунся Василий, Выдрин Василий. Фан-Чин-Зин работал председателем промартели Энгельса. Долгое время до начала 70-х годов некоторые китайцы торговали овощами на старом маленьком рынке, находившемся на улице Базарной.
Ли-Юн-Чин (Локада) и Лю-Чжи-Чен готовили семена овощей и продавали их местному населению. Подрядчиком по производству и продаже кирпича был китаец Шафу. В военные годы фотографом работал Тин-Чин-Куй. Его сын работал в оркестре оперного театра в г.Улан-Удэ. На углу улиц Базарной и Ленина, рядом со зданием нынешней администрации района, был район «Шанхай», где был обувной магазин, столовая, в войну его сделали бондарным цехом.
Здесь же были погреба. Небольшую чайную содержал китаец Шура. Он пер сушки, готовил позы. Анна Ботова имела торговое предприятие, имела приказчика Хан Ю. Торговое предприятие имела Эпова Анна, у нее приказчиком был Фун-ти. Многие китайцы женились на русских. Так, женой торговца Мао-Цай была Евдокия Корнакова.
Кто из местных хоринцев не знает знаменитого Локаду – Ли-Юн-Чин. «Локада» - прозвище по-китайски означает «молодой мужчина». Он родился в 1900 г. в провинции Шаньдун (Китай). В 1920 г. приехал в Уссурийск, занимался добычей женьшеня в тайге, работал грузчиком во Владивостоке. В 1938 г. переехал в Бурятию. Работая в Улан-Удэ на огородах, 38-летний Локада познакомился и взял в жены 16-летнюю русскую девушку из Бичуры Ульяну Ефимову.
У них родилось 7 детей. Так зародился род Ефимовых – большая, дружная, интернациональная семья. В их родове 18 внуков, 20 правнуков. С 1941 года работал огородником в колхозе «Путь Сталина» в Алане. До ста лет он сохранял подвижность и бодрость. В апреле 2000 г. ему исполнился вековой юбилей.
Среди победителей, отмеченных на аймачной сельскохозяйственной выставке 15 ноября 1956 г., Ли-Юн-Чин премирован покрывалом. Он получил капусты по 110 ц. на площади 3,5 га, моркови 100 ц/га на площади 1 га.
Знаменитые китайские огороды недалеко от Алана стали овощной кладовой не только для нашего района, но и для соседей. Работали китайцы не покладая рук в любое время года. В зимние месяцы на поле вывозили навоз, на санях доставляли около тысячи коробов органического удобрения, которые раскладывались через каждые 3 метра.
Весной разбивали комья навоза, делали грядки, выращивали рассаду. Подготавливали почву. Летом – прополка полей от сорняков, полив. Осень – время сбора урожая. Нормы и планы на огородах всегда перевыполнялись, приезжали и специалисты-агрономы посоветоваться. А овощи у них были знатные. Так, кочаны капусты доходили весом до 15-16 килограммов.
В домашнем архиве деда Локады много грамот, благодарностей. В 1972 г. Ли-Юн-Чин был поощрен поездкой на ВДНХ в Москву. На свою историческую родину он ездил лишь один раз, в 1957 году. Он не забыл свой родной язык, постоянно слушал радиопередачи из Китая.
В колхозе «Путь Сталина» Ли-Юн-Чин познакомился с братьями Фун-бин и Фун-ся. Фун-бин жил с семьей в селе Хомы Замактинского сельсовета, возил на телеге грузы. Вскоре переехал жить в Алан. Их дети вместе играли, работали на огородах. Тут и познакомились, а потом стали семьей сын Локады Юрий и дочь Фун-бина Людмила. Многие китайские традиции сохранены в этой семье. Китайская кухня пользуется почетом у всех Ефимовых. Впрочем, все китайцы слывут хорошими кулинарами.
Людмила Александровна Ефимова большая мастерица готовить китайские блюда. Так она умеет делать пампушки – несоленые дрожжевые булочки на пару, китайский чай, разные салаты, соленую брюкву. Раньше бочками солили чеснок. Все обожают тюцу - соленые цветки полевого чеснока. Готовится китайская капуста – чим-чи – острое блюдо с чесноком, перцем.
От отца Ли-Юн-Чина – Локады у Юрия Николаевича Ефимова особый талант трудолюбия, тяга к огородничеству. У него особая система формирования грядок и полива. У них учатся и их дети. Уютный гостеприимный дом Ефимовых на Степной улице приветливо принимает весь свой род. Потомки легендарного Локады живут хорошо, добросовестно трудятся на хоринской земле и за ее пределам
Комментарии