Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Вот где нам посчастливилось родиться

29 февраля 2012

Гильбиринская долина это одна из уникальных составляющих нашей байкальской природной территории Республики Бурятия. В эти годы, когда уделяется внимание проблемам возрождения национальной культуры, обычаев, традиций народов Российской Федерации становятся актуальными подобные исследования. Они являются мостиком между прошлым и настоящим, выстраивая связь, преемственность и содружество поколений.

 

В солнечной Бурятии в самом чудесном уголке мира расположено наше село. У нас нет могучих скал, но есть красивые горы. У нас нет высоких водопадов и широких рек, но есть быстрые речушки с ледяной, хрустально чистой водой и есть живописные озёра. У нас потрясающе красивые места, удивительные краски на небе. Поэтому здесь животворящее воздействие природы, сильная энергетика, мы ближе к звёздам и можем черпать силы из всей этой благодати. Хурамша – моя родная деревня, моя малая родина.

 

Как хорошо становится мне, когда я прославляю её. Долину, в которой расположено наше село, называется Гильбиринской по названию одноименной речки Гильбира, берущей начало с верховьев Хамар-Дабана и впадающей в реку Оронгой. Объект исследования Гильбиринская долина – моя малая родина Предмет исследования Составление летописи села Хурамша Цель исследования Формирование патриотической личности, преданной родному краю, глубоко знающей, преумножающей историю, культуру и традиции своего народа.

 

Задачи исследования  изучение истории сел Гильбиринской долины;  воспитание патриота с гражданской позицией, с патриотическим и экологическим сознанием. Наши далёкие предки Наши предки - выходцы из Прибайкалья, потомки эхиритских и булагатских родов.

 

В 1704 году (по другим данным в 1689 году) перекочевали в Забайкалье и поселились в районе Селенгинского острога по рекам Селенга, Иволга, Оронгой, Темник. Переселение бурят, по сведениям летописцев и историков, происходило с целью укрепления южной границы Российского государства и носило принудительный характер. Одним словом, было трудно навсегда покинуть обжитые места и родные очаги. Это переселение продолжалось в течение 20 лет. (Будожап Будаев, 1992 год).

 

О происхождении названия нашего села Хурамша существует несколько версий. В Эхирит-булагатском районе (Ирк. обл.) выделялся раньше Курумчинский Хошун. Как считает С.Б. Балдаев, было исторически реальное лицо Хурамша, жившее в 16 веке в Джунгарии. Четверо из восьми сыновей его переселились в Восточную Сибирь и заняли долину реки Мурин. Этот вариант о происхождении топонима Хурамша был записан в 1936 году со слов тункинского сказителя А.Алсыева (М.Н.Мельхеев, 1969 год).

 

В нашей местности существует немало легенд о происхождении топонимов. Две из них связаны с именем Чингисхана. По нашей деревне проходил Великий Путь монгольских завоевателей. И вот в один из теплых, солнечных дней прискакало войско во главе с Чингисханом. Ему так понравилось у нас, что приказал своим воинам расселиться тут, поставить юрты. «Шар хурамш» означает «хушан шара hэеы»- старая желтая юрта (Л.Б.Намжилон,1994 г.).

 

Во второй легенде говорится, что Чингисхан забыл у нас «хормой» - подол, завалину юрты, вспомнил о ней, когда был далеко от наших мест. Поэтому люди назвали село Хурамша от бурятского слова «хормой» - подол, завалина юрты. (В.Т.Дашимолонова, пенсионерка, 1998 г.) А по мнению А.Л.Ковалевского, наши предки Курумчинского рода (Ирк.обл.).

 

Курумчинская культура - культура железного века, железокузнецов, рудокопов, которые, разузнав о месторождении драгоценных металлов, расселились здесь. Название села произошло от созвучного слова «Курумча». Золотые и серебряные страницы Хурамши В Бурятии имеются многочисленные древние месторождения полезных ископаемых.

 

До двадцатых годов XX века это были золото и серебро, затем к ним прибавились платина, медь, слюда, асбест, свинец, флюорит. Все эти богатства в большем или меньшем объеме хранят недра нашей долины. Подробной летописи наших сел нет. Если бы она существовала, то одними из интереснейших страниц были бы «золотая» и «серебряная». Лишь в памяти наших односельчан остались сведения о добыче золота и серебра с начала XX века. «Север блестит позолотой, а юг блестит серебром».

 

Эта фраза из эпоса «Гэсэр» говорит о том, что север (Якутия) богат золотом, а юг (Алтай, Забайкалье и Монголия) – серебром. То, что Якутия богата золотом, общеизвестно, как и то, что Забайкалье было и остается крупнейшим районом добычи серебра в царской России, в СССР и России наших дней. Эти сведения стали известны с рассказов Александра Леонидовича Ковалевского, доктора геолого-минералогических наук, профессора, главного научного сотрудника Бурятского геологического института, который более 15 лет (1982-1999) проводил исследования в наших местах. Наиболее известными месторождениями серебра и его добычи в Бурятии являются Кудунский рудник и месторождение Мунгут в Хоринском районе, местечко около селе Санага а Закамне, Тарбагатайское серебряно-полиметаллическое месторождение. А особенно хочется выделить древние отработки серебра и золота вблизи наших сел Хурамша и Кокорино.

 

Об этом свидетельствует одна из интереснейших легенд, записанная научным сотрудником Института Общественных наук Бурятского научного центра Л.Л. Абаевой. В легенде говорится, что «около Хурамши лежит огромное богатство». А кто же искал и находил это огромное богатство? Старожилы села помнят историю-быль, которая произошла в 1920-х годах, как молодой мужчина нашел в местности Мыхерта золотые самородки, положил в рукавицу.

 

Вскоре он встретил необыкновенно красивого всадника, возможно хозяина местности, который приказал высыпать то, что нашел и никому не говорить о находке. Но в одной из складок рукавицы осталась крупинка золота. Этот человек долго хранил тайну, но в старости часто говорил, что очень богата наша Мыхерта и плакал при этом.

 

Когда А.Л. Ковалевский впервые приехал в Хурамшу, то первым вопросом был: «Не живут ли здесь китайцы и чем они занимаются?». Этот вопрос возник потому, что все местные жители с незапамятных времен занимаются огородничеством, а научить их могли китайцы. Оказалось, что и на самом деле жили китайцы в 1920-х годах и занимались они не только огородничеством, но мыли золото в пади Бильчир и хребте у Сагаан - шулуун (белого камня - кварца), с которыми часто связано рудное золото. А.Л.Ковалевским и его сотрудниками найдены большие месторождения серебра в местностях Мэхээрта и Улаан. Жители села вспомнили, что китайцы имели здесь две лавки и были сереброкузнецами в ближайшем Янгажинском дацане.

 

Кроме нескольких семей, проживающих постоянно, летом приезжали другие, которые жили по квартирам и «что-то делали в лесу». (Арина Павловна Кокорина, 1970 г.) Предприимчивые китайцы – непревзойденные золотоискатели добывали золото, по крайней мере, до начала 1930-х годов. Об этом должны помнить жители соседних сел Каленово, Ключи, Оронгой. В 1935 году правительством был положен запрет на старательскую добычу.

 

По рассказам А.Л.Ковалевского, следы добычи золота в лесу в виде многочисленных старых ям, находятся по обоим берегам широкой долины речки Гильбира. Зоны сгущения старых ям поднимаются высоко в горы и пересекают их. Значит, добыча шла не по долинам, где находится легкодобываемое рассыпное золото, а по горам, где коренное золото. Следы добычи золота в лесу многочисленны и разнообразны, это десятки тысяч, может быть и сотни тысяч ям, обнаруженные на площади в 15 м2 Ямы хорошо видны.

 

Вблизи одного из глубоких шурфов, имеется хорошо сохранившаяся землянка, а на вершине горы – остатки большого шалаша. Местные жители называют это место Оншойн байра (стоянка человека по имени Оншой). Здесь же можно найти обломки саней, чугунок, лопата, жестяное ведро. Самое интересное это каналы, проведенные вдоль склонов рудокопами. Их глубина в отдельных местах достигала до 2 метров. Один из них собирал воду из долины. Вода использовалась не только для промывки добытой руды и золотоносного песка, но и для размыва крутых склонов. Она поднималась на большую высоту, чтобы её сильные струи на крутых склонах проводили нужную работу.

 

Такое использование воды известно древним рудокопам многих стран, в том числе и тем, кто работал вблизи нашего села. Но почему же прекратилась добыча драгоценных металлов? По мнению А.Л.Ковалевского на это есть три причины. Первая согласно буддийским канонам, из земли и даже из-под воды брать ничего нельзя. Это воровство, и поэтому большой грех. Кроме этого нельзя ранить землю – царство страшных подземных драконов. Не поэтому ли обувь буддистов имела загнутый вверх носок? Таким образом, с приходом буддизма, примерно 250 лет тому назад, появился первый запрет религиозного характера на добычу полезных ископаемых.

 

Но, несомненно, были смельчаки мунгэн-дарханы, которые тайно продолжали добычу серебра и свое мастерство передавали одному самому надежному и умному сыну. Вторая – в 1838 году вышел императорский указ, запрещающий добычу драгоценных металлов в наших краях. Но даже в условиях двойного запрета – религиозного и административного – подпольная добыча серебра мунгэн-дарханами продолжалась. Третья – в 1935 году И.В. Сталин запретил добычу драгоценных металлов, но это касалось в основном хищнической старательской добычи серебра и золота китайцами. После этого запрета перестали промышлять золото и серебро около Хурамши, Кокорино, Гильбиры, Олзона, Оронгоя, Харганы, Убукуна, Тохоя, Каленово, Ключей и в других местах.

 

После 1935 года в Бурятии ведется государственная добыча только золота, строго контролируемая из центра. Про серебро советская власть в Бурятии забыла, его разработку мунгэн-дарханами запретила. Буддийский закон кармы В 2004 году ООО «Авалон» без согласования с органами местного самоуправления, начала комплекс поисковых работ с проходкой карьера и траншей в пределах священной горы Хангай Уула и буддийского бурхана Падмасамбава (Будда настоящего, прошлого, будущего), которые являются культовыми местами поклонения и паломничества – природным храмом.

 

Буддийская община нашего села, ламы Иволгинского дацана - выходцы из Хурамши и всё население отстояли неприкосновенность священных мест. К чему могло бы привести вторжение «варваров», если бы не экологические традиции во взаимоотношениях природы и общества, соблюдаемые местным населением? Бурятское население проповедует буддизм, совершают обряды поклонения духам гор, воды, земли. Такие как «Обоо» - поклонение хозяину священной горы, «Лусад» - поклонение хозяину водной стихии, народные и религиозные праздники, проводимые на селе и в Иволгинском дацане.

 

Многие из нас знают существование закона кармы и механизм его действия. В буддийском народном понимании каждый поступок имеет этическую ценность, и действия, совершённые человеком в отношении других существ возвращаются к нему обратно в следующей жизни. Поэтому в буддизме забота о будущих жизнях считается очень мудрым и дальновидным поведением. По сути, такое поведение является заботой о будущих поколениях, а ведь эта забота является основной. Закон утверждает, что все наши дела, слова и мысли формируют условие нашего существования в будущем.

 

Таким образом, закон кармы побуждает человека взять ответственность за своё нынешнее положение, а также за все свои жизни, простирающиеся в будущее. (Оюна В.Доржигушаева, к.ф.н., вице президент Народной академии буддийской культуры, Улан-Удэ). Закон накопления кармы показывает, как из маленьких повседневных дел складывается судьба человека. Ответственным отношением к родным местам, своим родителям, повседневному труду воспитывают нас родители. Ведь становление человека происходит, в первую очередь, в семье. Местные жители, в основном занимаются выращиванием овощей.

 

Близость от города, т.е. наличие рынка сбыта, ставит деревню в наиболее выгодное экономическое положение. При покупке овощей горожане давно отдают предпочтение нашим «знаменитым огурцам», а теперь и не только огурцам, но и многим другим овощам. Мужское население находит заработок в тайге, собирают кедровые орехи, ягоду, черемшу. Но зачастую сбор начинают тогда, когда они ещё не зрелые. Раньше злыднем и варнаком-разбойником считали тех, кто до спелости начинал бить орехи и собирать ягоду. Да, Сибирь – земля вся богатая. То не скатен жемчуг, да ни яхонты.

 

То орехи, грибы да ягоды. Приходи, бери по-разумному, Со словом ласковым, да не жадничай! И лесное добро тебе впрок пойдет, Не убудет, а только приумножится. Неписанные правила – СЭЭРТЭЙ Территория этнической Бурятии была многие столетия Заповедной зоной монгольских ханов. По приказу Чингисхана родина предков его матери, места по рекам Онон, Селенга, озеро Байкал с островом Ольхон, были объявлены запретной зоной (так называемый Их-Хориг, Великий Табу).

 

Там запрещался род деятельности, наносящий вред природе: строительство городов, землепашество, даже облавная охота на диких зверей. В течение многих веков буряты выработали стройную систему экологического мировоззрения и определили в ней место человеку.

 

Традиции и обряды закрепляли эту систему, и почитание природы передавалось из поколения к поколению. Особое природоохранное значение имела система «запретов». (Ч. Гомбоин,1999) Приведу некоторые правила из собранного нами сборника СЭЭРТЭЭ.

 

1. Относитесь ко всем живым существам так, словно они ваши мать и отец. Любое из них могло быть в прошлых перерождениях вашей матерью или отцом.

 

2. Не наносите вреда другим существам, не проливайте на землю чьей-либо крови. Не оскверняйте природу. Без нужды не копайте землю.

 

3. Когда употребляете мясо, молоко и масло, думайте о животном с благодарностью.

 

4. Сохраните природу такой, чтобы она могла радовать нас, наших детей, внуков и внуков наших внуков.

 

5. Свято охраняйте «зелёное равновесие» - новые посадки должны полностью восполнять срубленные деревья. (4)

 

6. Приходите в лес пешком и с любовью. (4)

 

7. Леса несут успокоение перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную тишину леса. (4)

 

8. Относитесь к старым, полувысохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам. Пусть их участь ещё раз напомнит о необходимости беречь лес. (4)

 

9. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что не видно, что невидима вам, включая микроорганизмы. (4)

 

10. Не рвите цветы и другие растения, не сажайте в клетку певчих птиц, редких животных. Любуйтесь и наслаждайтесь их красотой там, где они растут и живут. (4)

 

11. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.

 

12. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, что их родило: деревья, кустарники, грибницы.

 

13. Собирая лекарственные растения, выкапывая корень и отрывая листья, мысленно просите прощения у матери-земли и её деток-растений. Берите понемногу, оставляя самые сильные растения для восстановления.

 

14. Сбор ягод и грибов начинайте лишь тогда, когда они хорошо поспеют. Злыднем и варнаком-разбойником посчитайте того, кто до спелости начинает бить орехи, собирать ягоду. Берите дары природы по-разумному, со словом ласковым, не жадничая.

 

15. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой. (4)

 

16. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости и бездушия, не мешайте им жить своей жизнью. (4)

 

17. Чтобы повесить ведро на костре срубают молоденькое дерево, только после не сжигайте его за ненадобностью, а оставляйте рядом с кострищем для других путников, чтобы те не срубали новое деревце.

 

18. Без надобности не подходите к рекам, озёрам и другим водоёмам, стараётесь с хозяином водной стихии Лусад-ханом жить в мире и дружбе, задабривайте его подношениями. Проходя мимо водоёмов, особенно в тёмное время суток, не кричите, не зовите друг друга по имени, не сквернословьте, не сплетничайте. Не оставляйте на берегу мусор, следите за тем, чтобы в воду не попадали капли пота, грязи, водки, молока, нечистоты. Не стирайте бельё и не мойтесь в источниках. (3)

 

19. Уходя с прогулки, предложите игру: найди то, что не принадлежит природе. Этим вы ненавязчиво предложите убрать мусор и очистите уголок леса или парка.

 

20. Если не можете помочь природе, то хотя бы не наносите ей вреда.

 

21. Старайтесь не завоёвывать природу, а сотрудничайте с ней.

 

22. В местах поклонения нельзя срубать дерево или ломать ветки и переворачивать камни, не то станешь больным и немощным.

 

23. По возможности, убирайте с дороги камни, палки, помни, это принесёт тебе благо.

 

24. Духи местности не любят шума, грязи, мусора, непочтительного отношения.

 

25. Забирая у природы сверх необходимого, ты обделяешь своих потомков.

 

26. Все живые существа имеют право на жизнь, независимо от степени полезности для нас.

 

27. Не совершай зла, делай добро и держи своё сердце в чистоте. Все болезни излечиваются добротой и состраданием.

 

28. Пусть ваш жизненный путь будет чистым и красивым как эти святые места.

 

29. Не бросай с грохотом поленья, не клади их острым концом в печь, не бросай мусор, не то хозяин твоего очага рассердится и покинет его.

 

30. Нельзя ставить дом на перекрестках, не будет счастья в этом доме. При совершении магических обрядов очищения у многих народов туда несли символические предметы, например «хворь в яичной скорлупе», она и достанется людям, живущим на перекрестках. Плохо бывает и в избах, чьи дворы оказываются проходными.

 

31. У многих народов существует особое, почтительное отношение к порогу дома, например, тщательно моют. Нельзя передавать и здороваться через дверной порог, когда над порогом передается какая-то вещь, незримо для нас открывается потайная дверь на тот свет, таким образом, сквозь нее можно отдать даже свою жизнь.

 

В заключении хочу сказать, не творите зло, оно бумерангом вернется к вам же. То же и во взаимоотношениях с природой. У бурят издревле существует культ земли, воды, гор. Все обряды очищения связаны с ними. Здесь тоже можно проследить действие закона бумеранга: недоброе отношение к природе наказывается сполна.

 

Проследите все трагические случаи и найдете ответ: почему это случилось. Русский ты или бурят, буддист или православный, но духи гор, воды, земли не прощают варварского отношения к природе. В подтверждение сказанному приведу отрывок из поэмы Владимира Петонова:

 

Три стихии земных почитает бурят

Если родом и племенем он булагат,

Три стихии владеют моей стороной

Три стихии стоят за моею спиной,

Три извечных стихии,

Три грани судьбы,

Три хранителя,

Три золотых ворожбы.

Вместе с нами встают перед каждой бедой,

Заклинаю землёй, и огнём, и водой!!!

 

Литература

 

1. Б.Будаев История возникновения селенгинских родов, 2001 г.

2. Доржигушаева О.В.Буддийская мысль и экологическое мировоззрение// Волна, 2003 г.

3. Ковалевский А.Л. Золото Хурамши / Правда Бурятии, 30.03.1991 г.

4. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии, Улан-Удэ,1969г., 238стр.

5. Очирова Н.М., Дашицыренова С.Ц., Нимаева Д.Н. Золотые россыпи долины Гильбира, Улан-Удэ, 2001 г. Информаторы 1. Очиров Михаил Цыренович, 1921-1996 гг. 2. Ковалевский Александр Леонидович, 1918-2001 гг. 3. Намжилон Любовь Бимбаевна, 1944-2010 гг. 4. Дашимолонова Вера Тугмитовна, 1936 г.р.

Просмотров: 4708

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -