Уhан Хан, Усан Хан, Усан Лопсон, Лус, Лусууд, Лусад (будд.) – владыка вод, в шаманизме у каждого водного объекта, от родника до океана, есть свой покровитель.
На санскрите их называют Наги. Обитают они, согласно легенде, глубоко под землёй и правят Водной стихией Вселенной. По преданию, они делятся на 8 государств и имеют соответственно 8 правителей.
Могущественный владыка вод верховный покровитель водной стихии, имеет небесное происхождение и вместе со своей женой и слугами живет на дне Байкала.
Уhан ханы, имеющие небесное происхождение, относятся к числу светлых и добродетельных. Буряты считают их старцами, живущими на дне глубоких вод и имеющими большое количество прислужников. В начале лета им по- свящали специальный тайлаган, прося благополучия, обилия влаги. Царей вод много – 27.
Главным из них является Уhан-Лопсон с женой Уhан-Дабан. Имена всех Уhан ханов неизвестны. Знакомство с сохранившимися в памяти народа именами приводит к выводу, что эжины вод являются олицетворениями физических свойств воды.
Например, Гэрэл ноён и его жена Туя хатан олицетворяли блеск воды и блестящую зеркальную её поверхность (гэрэл – зеркало, блеск, а туя – луч); Дошхон ноён, Долгёо хатан – быстрое течение (дошхон – пугливый, быстрый; дольгин – волна) и т.д. Некоторые Уhан Ханы являются покровителями рыбной ловли и эжинами рыболовных снастей. Уhан ханов не следует смешивать с водяными духами – уhани боохолдой и с эжинами конкретных рек и озёр – Иркута, Лены и т.д.
Бурятия богата крупными реками, озёрами, горными вершинами, островами. Все они, в соответствии со своей масштабностью и величественностью, имеют эжинов, наделённых титулом ноён. Хозяин истока Ангары – Ама Сагаан ноён, р. Иркута – Эмниг Сагаан ноён.
В общем шаманском пантеоне бурят все эти великие владыки стояли на уровне ханов и пользовались среди бурят известностью. Будучи эжинами, многие из них наделялись дополнительными функциями. Ама Сагаан ноён – хозяин Ангары и один из Арын арбан гурбан ноёд – 13 северных хатов под предводительством Буха Ноён Баабай. Но ещё и грозный судья, незримо присутствующий во время дачи присяги на шаманском камне у истока Ангары.
Хозяева Лены – Зулхэйн ноёд считались также покровителями военной службы. Изучение происхождения эжинов данной категории (особенно анализ шаманских призываний) приводит к выводу, что в них буряты воплотили души когда-то живших людей, отличавшихся какими-то выдающимися качествами.
Уhан Ханы – являются одновременно покровителями рыбного промысла. Некоторые из них считаются хозяевами рыболовной снасти, а именно: сети (гульмэ) – Гульмэши хатан, весла (хэльмэ) – Хэльмэши ноён, морды (гур) – Гурэши ноён, шеста (гохо) – Гохоши ноён. На Байкале, Гусином озере, Ангаре, Селенге и т.д. успех рыбакам обеспечивали ещё эжины этих рек и озёр.
Люди, осквернившие или загрязнившие источники, и тем самым разгневавшие Уhан Хана, страдали заболеваниями почек, суставов, болезнями крови, кожными заболеваниями. Считается, что все осадки, природные водные явления, а также несчастные случаи, катаклизмы происходят по их велению. При слабой кармической защите могут отнять даже жизнь, опять же с помощью воды. Большие проблемы, как показывает жизнь, возникают у тех, кто много валил лес, добывал металлы, камни из недр земли. Любые защитные ритуалы носят временный характер.
Сум – обряд, который проходит при разломах и движении льда. В эти дни буряты совершают жертвоприношения Хозяину Воды. Таким образом, они как бы расстаются с болезнями и нечистотами прошедшей зимы и обретают новую жизнь.
Аршаны – целебные источники – это словно пограничная зона между людьми и Нагами. Мы имеем уникальную возможность испить и искупаться в той же воде, что и Наги. Как будто мы пришли в их храм, дворец, а значит надо проявить себя с самой лучшей стороны. Тогда возможно получить их благословение и выздоровление.
Риха – когда вода накапливает силу и энергию. По народному поверью – вода становится самой чистой, святой, наиболее эффективной для лечебных процедур. Этот промежуток времени (неделя в сентябре месяце) связывают ещё с появлением на горизонте незаметной звезды, называемой Рихи.
Ритуалы хозяевам Вод
По зурхай – астрологии кочевников – понедельник и среда имеют стихию Воды и являются в неделе. Лишь в десятом месяце – месяце Свиньи не имеет смысла обращаться к ним, потому что, опять же согласно преданиям, они уходят в спячку. Существует буддийский календарь, в котором расписаны все дни, когда можно, а когда нельзя обращаться к Нагам.
Ритуал подношения «Лусад» играет в шаманизме и буддийской религии немаловажную роль. Бережное отношение к водоёмам, к источникам абсолютно адекватно отражается на внутренних процессах обмена веществ организма, соответственно вызывает чувство гармонии, спокойствия, чем уменьшает риск попадания в неприятные ситуации на воде и т.д. Мы живём во взаимозависимом мире, поэтому духи вод способны насылать болезни, напасти, град, наводнения, засуху и т.д. Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют свои кармические отношения с духами вод.
Руководство к действию:
1. Не нарушать сээр – табу поведения у водоёмов: не сорить, не гадить у водоёмов. Нельзя плевать в воду и сбрасывать мусор, нельзя мочиться, стирать и мыться в водоёмах, используя бытовую химию.
2. Нельзя рубить лес на берегах и аршанах.
3. Ни в коем случае не осквернять воду кровью. Поэтому девушкам и женщинам категорически запрещается купаться во время месячных. Есть риск остаться бесплодными, разгневав эжинов Вод.
Из книги "Зов предков сквозь столетия " 3 часть. Ульяны Раднаевой
Комментарии