Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Блоги

Размышления по поводу одного архивного киноэпизода

Размышления по поводу одного архивного  киноэпизода

Век глобализации может либо поглотить и беспощадно растворить уникальные идеи и проекты, нивелировать огромные усилия великих и обесценить базовые ценности целых народов. Но именно в этот век каждый человек, каждый регион  должен задуматься о своем выживании как культурном коде в мировой истории. Настало время реагировать на современные вызовы. Вопросов тысячи. Но и инструментов, стратегий, возможностей, к счастью, тысячи.

На днях завершена работа над сборником по ёхору баргузинских бурят. В ходе его заново приходит осознание, что Миру интересны те, кто следует своей традиции и своим корням. Мир не уважает манкуртов и аутсайдеров. Мы никогда не станцуем сиртаки лучше греков – потому что это в их крови. Нам нужно развивать свою материнскую культуру, войти с ней в новый современный мир, транслировать миру посыл добра и единения, который заложен в нашем ехоре. В древних культурах есть великая сила…

Прошлой осенью в Бурятии прошел 1-ый Фестиваль детского ёхора. Событие прошло в местности Угнасай Курумканского района. Цель его - популяризация и сохранение уникального наследия бурятской культуры - танца Ехор, создание условий для включения детей, педагогов и родителей в пространство культуры и театральной среды, а также поддержку талантливых детских хореографических коллективов из сельских поселений Курумканского района. Всего на фестивале участвовало 12 коллективов, 280 детей.

По завершению необходимо было составить небольшой сборник ёхоров баргузинской долины. Но каждая работа приносит новое осознание. Новое видение. И вот, готовясь к нему, я наткнулась на уникальные кадры, отснятые в 1928 году, где буряты, взявшись за руки, танцуют круговой танец ехор.

Ссылка для просмотра https://www.facebook.com/BitalikNesterov/videos/273303886197765/

Известно, что уже в первобытную эпоху танец выполнял важные функции. Национальный круговой танец ёхор пришел из глубины веков и это самый распространенный и любимый танец бурят. Главным правилом было движение по солнцу. Ёхор танцевали перед охотой, через него совершались посвящения,  ёхор украшал праздники. Ёхор исполняли на народных торжествах и вечерах.

И вот участники явно смущались, впервые видя камеру, даже один их участников пытается ретироваться. Но не тут то было – его товарищи возвращают обратно в круг.

Эти трогательные кадры были сделаны в 1928 году знаменитым режиссером В. Пудовкиным во время съемок художественного фильма «Потомок Чингисхана». Это немой художественный фильм режиссёра Всеволода Пудовкина — заключительная часть его революционной трилогии («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»). Сценарий фильма создан Осипом Бриком иИваном Новокшоновым по мотивам повести «Потомок Чингисхана». Долгое время считалось, что автором сценария является Осип Брик, но сейчас доказано, что Иван Новокшонов принимал в его создании прямое и непосредственное участие и был сосценаристом Осипа Брика.

В марте 1928 года съемочная группа выехала в Верхнеудинск и прибыла в город 2 апреля. Сценарий Пудовкину не нравился и он решил на месте переделать его. В Бурятии большую помощь съёмочной группе оказал заместитель председателя Бурятского учёного комитета А. И. Оширов, который долгое время находился в составе дипломатической миссии в Китае.

Пудовкин писал: «…Я далек от того, чтобы называть кинокартину „Потомок Чингис-хана“ самой удачной из моих постановок, но условия, в которых мне пришлось над нею работать, были действительно удачными в моей творческой практике. Я поехал в новые, совершенно незнакомые мне места, я встречался с никогда не виданными мною людьми. У меня не было заранее придуманного сценария, существовал только его сюжетный план. Сценарий рос вместе с живыми наблюдениями, представляющими для меня постоянный острый интерес. Я помню, как пересекая огромные плоскогорья Бурят-Монголии, мы то и дело останавливали автомобиль, чтобы сфотографировать внезапно поразившие нас виды: жанровые, бытовые картины, еще не зная даже, какое место займут они в будущем фильме…»

В съёмках фильма принимали участие местные жители, участники партизанского движения, джидинские пастухи, семейские крестьяне из Тарбагатая, ламы Тамчинского дацана. Роль отца Баира сыграл отец Валерия Инкижинова. В финале картины приняло участие более двух тысяч всадников, съехавшихся со всей Боргойской долины.

Премьера фильма в СССР состоялась 10 ноября 1928 года. В декабре того же года состоялся показ «Потомка Чингисхана» в Берлине. В Европе фильм шёл под названием «Буря над Азией» и приобрёл большую популярность. В апреле 1929 года кинокартина с триумфом прошла в Будапеште, в феврале 1930 года — в Нидерландах и Англии. Весной 1935 года фильм получил приз Первого Московского международного кинофестиваля. В 1937 году картина демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже.

Исполнитель главной роли Валерий Инкижинов в 1930 году остался с семьёй в Париже, поэтому с середины 1930-х фильм не демонстрировался в СССР, а имя Инкижинова было удалено из титров.

Эти удивительные исторические факты могут стать основой для изучения истории Бурятии.

Эпизод с круговым танцем - ёхором не вошел в сам фильм. Но он передает ощущение времени, выражение лиц, детали бытового костюма бурят начала века. Тем не менее остались в истории несколько секунд простых кинокадров, которые запечатлел для истории и потомков величайший советский кинорежиссер! 

 

Просмотров: 3444

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -