Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Судьба Ф.Н. Кузнецова в истории села и страны

27 марта 2012
Судьба Ф.Н. Кузнецова в истории села и страны

Выполнила: Васильева Евгения, выпускница МБОУ «Байкальская СОШ»

Руководитель: Васильева Н. С., зам. по УВР, учитель английского языка

 

Молодое поколение должно знать, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

 

Жизнь коренных народов Байкальского региона после вхождения Бурятии в состав России

 

Буряты и эвенки – аборигены Северобайкалья

 

В 2011 году омечается 350 лет вхождения Бурятии в состав России. В середине XVII в. Бурятия была присоединена к Русскому государству. Ее вхождение в состав России имело прогрессивное значение, так как оказало позитивное влияние на развитие хозяйства, культуры и общественного строя бурятского народа в последующие периоды, началось образование бурятской народности. Завершающим признаком этого процесса явились развитие и укрепление национального самосознания, внешним выражением которого стал этноним «бурят». В конце XVIII – начале XIX в. осознавали себя бурятами все монголоязычные группы Бурятии, в т.ч. и «российские мунгалы» Забайкалья.

 

 

Ведущей отраслью хозяйственной деятельности бурят в прошлом было скотоводство.Забайкальское хозяйство не отличалось от типичного монгольского кочевого хозяйства, чисто пастбищного с зимними стебеневками. Разводили пять видов скота (табан хушуута мал): крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В Прибайкалье скотоводство носило полукочевой характер, существовала система запасения кормов на зиму.

 

Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. У отдельных групп бурят, в частности, на берегах Байкала, рыболовство играло существенную роль в хозяйстве. В XVII – начале ХХвв. в хозяйственной жизни бурят произошли существенные изменения. Под влиянием русских крестьян буряты постепенно стали переходить к земледелию и оседлости. В конце XIX - начале XX в. у добайкальских бурят преобладало земледельческо-скотоводческое хозяйство, у забайкальских бурят – скотоводческо-земледельческое.

 

По мере освоения обширных земель края пришлым из России населением, буряты начали селиться компактно, образуя нередко значительные улусы.

 

Байкало–кударинские, тункинские и баргузинские буряты перекочевывали два раза в год – в зимники и летники, жили в деревянных юртах и домах русского типа.

 

Западные буряты еще в XVII в. кочевали два раза в год, а в конце XIX – начале XX в. почти полностью перешли на оседлость. Под влиянием русских они строили срубные дома, амбары, надворные постройки, сараи, скотные хлева, окружали усадьбу изгородью. Деревянные юрты, некогда распространенные, приобрели у них подсобное значение.

 

Традиционно буряты были шаманистами, и шаманистское мировоззрение пронизывало все культурно-идеологические явления. Начиная с 17 века, в Бурятии распространяется буддизм и христианство. Буддизм утвердился в Забайкалье, а христианство в Западной Бурятии.

 

В районе Байкала буряты не только сформировались как этнос, но и далекие им предки жили здесь с глубокой древности, поэтому они могут быть названы аборигенами (автохтонами) этого края, в том числе и побережья Северного Байкала. Наряду с ними также проживали здесь другие коренные жители – аборигены: тунгусы (ныне эвенки). Русские появились здесь лишь в конце XVIII века.

 

Изучение Северобайкалья путешественниками-исследователями

 

Большой вклад в изучение истории северного края сделали данные, полученные при походах, совершенных путешественниками - исследователями:

 

И. Перфильевым в 1643 г.

 

В. Колесниковым в 1646 г.

 

И. Галкиным в 1649 г.

 

В 1892 году вышел в свет энциклопедический словарь Евфрона и Брокгауза. В нем записано «… Вместе с тремя другими деревнями Ченчя, Комара и Душкача, с селением Горемыка Верхнеангарск составляет верхнеангарскую общину, включающую в себя почти все русское население Верхней Ангары. В селе Верхнеангарск 295 душ при 60 дворах».

 

В 1904 году наши места посетил Федор Кириллович Дриженко, российский учёный-гидрограф, известный исследователь озера Байкал. Он так описал северо-западный берег Байкала: «Вдоль реки Горемыки по склону горы располагается деревня Тала (Талая), а вдоль реки Рель, около пересыхающего рукава на высоком яру – деревня Летники. В 1-ой деревне 30 дворов, во второй – 40. Обе их часто называют Горемыками. Коренными жителями являются эвенки и буряты. Русское население появилось здесь лишь в XVIII веке. Первоначально это были мужчины, которых наняли купцы Строговы, для работы в рыболовецких звенях, а жены этих рыбаков были привезены сюда с реки Лены. Коренные жители отнеслись к русским людям доброжелательно. Об этом говорит тот факт, что князец Котега не только указал людям атамана Колесникова путь к истокам Верхней Ангары, но и снастил служилых людей провизией и средствами для лова рыбы и зверя. Со своим приходом русские в какой-то мере облегчили аборигенам жизнь, давая им огнестрельное оружие, посуду, домашнюю и бытовую утварь, украшения».

 

Выдающиеся люди села Байкальское

 

История заселения села Байкальское на протяжении веков

 

Ныне трудно ответить на вопрос, кто и когда обосновал для жительства этот клочок земли и назвал его Горемыкой, на котором стоит село Байкальское. Существует несколько гипотез о происхождении названия «Горемыка», одной из них является версия о том, что местность названа по фамилии Василия Горемыки – казака, посетившего эти места в XVII веке. Другая гласит о том, что сюда, в сибирскую глушь, ссылали политически неблагонадежных граждан Российской империи, здесь они «горе мыкали», т.е. терпели всяческие лишения и страдания. Еще одна гипотеза рассказывает о том, что в этом месте потерпело крушение судно с поселенцами, а спасшиеся и дали название деревне. Но, тем не менее, неоспоримым фактом является то, что первым жителям было здесь нелегко.

 

Первое упоминание о селе датируется 18м веком. Уважение, любовь и известность свою Байкальское завоевало не только благодаря найденным в его окрестностях многочисленным памятникам эпохи неолита, но и необычайно красивой, первозданной природе здешних дивных мест. Эта местность была заселена кочевыми бурятами, которые жили в юртах, чуть подальше места, где располагается село, а сюда пригоняли скот на выпас летом. В связи с этим она получила название Летники. Постепенно люди стали перебираться сюда на постоянное проживание. Начали строиться новые дома, стояли юрты. В архивных источниках упоминание о Горемыке, как о поселении, датируется 1848 годом..

 

В начале 20 века здесь была построена церковь святого Иннокентия Иркутского, в которой некоторое время находилась церковно-приходская школа. Переименование села произошло уже при советской власти в 1942 году, в более благозвучное название Байкальское.

 

Как уже говорилось выше, коренными жителями этих мест были буряты и тунгусы, большинство которых являлись шаманистами. Буряты занимались скотоводством, используя пастбища межгорных впадин и моряны, а тунгусы занимались охотой. Русские люди, заселявшие эти места по своей воле или ссыльные, не обладали навыками скотоводов и охотников. Они встречались с большими трудностями. Отсутствие навыков таежной охоты заставило их осваивать водные богатства Байкала с его запасами рыбы и нерпы. Также они занимались земледелием на этих скудных землях. С появленим русских здесь появилось земледелие и появилась новая для этих мест религия – православие.

 

Из воспоминаний Кузнецова Николая Егоровича, родившегося 22 мая 1872 года: «Из бурят здесь проживал зажиточный Тарнуй. У него было до 30 голов крупного рогатого скота, 20 лошадей, 50 голов овец. Семья состояла из пяти человек. Для работы со скотом он держал 10 человек-батраков. Сам Тарнуй умер в 1881 году».

 

Остальные буряты жили в Иннокене, от них пошли рода современных семей, живущих поныне в селе Байкальское. Например,

 

От Бадогая пошел род Татарниковых Артемия, Егора и Афанасия.

 

От Халзу пошел род Кузнецовых.

 

От Хамиса - Харагаева Якова.

 

От Далхана - Кетровых.

 

От Бадая - Купцовых.

 

В верховьях реки Рель жило тунгусское население Нардуевых: Давыд, Нирунай, Петр и Анна, Муктонов Ларион Степанович, Тулбуконов Иннокентий Иванович. От Нардуева Давыда пошел Илья Давыдович, а от Ильи дети Михаил, Владимир, Павел, Катерина, Мария. Предки Нардуевых жили зимой в лесу, охотились на пушного и копытного зверя, там у них паслось стадо оленей. На лето на оленях они выезжали в Летники - Горемыку. Постепенно они переходили на оседлый образ жизни. Сейчас потомки династии Нардуевых продолжают жить в селе Байкальское.

 

В 1860 году сообщение из Горемыки с регионами Западной Сибири шло через Даван на Усть-Кут по Лене. А позже был найден еще один путь через Онгурен. Он был более удобным и доступным в течение круглого года, тогда как через Даван только в летнее время года. По реке Лена было много царских острогов, где содержалось большинство переселенцев из русских. Некоторые из них впоследствии стали жить в Горемыке. Это ПереваловАлексей, Горбунов Сергей, Сокольниковы Афанасий и Яков, Непомнящих Иосиф, Долбнев Сергей, Долгополов Филипп Макасеевич, Гренкин, Ашаров Степан.

 

В 1917 году в Горемыке было 12 домов, при них 154 жителя (из воспоминаний Кузнецова Ф. Н.).

 

Из воспоминаний Сокольникова Василия Владимировича: в 1927 году в Горемыке насчитывалось не более 17 домохозяев, не считая лиц, приехавших сюда в годы Первой мировой войны и перешедших на оседлый образ жизни бурят и тунгусов.

 

Наиболее старыми жителями Горемыки были братья Иван и Владимир Сокольниковы, Сокольников Николай Яковлевич – последний староста, Сокольников Пётр Яковлевич, Горбунов Сергей Михайлович, Перевалов Алексей, Стрекаловский Дмитрий Кузьмич, Немеров Пётр Васильевич, Немеров Ермолай Васильевич, Кузнецов Николай Егорович, Харагаев Иннокентий Самсонович, Сверлов Леонтий Прокопьевич, дни рождения которых датируются серединой XIX века.

 

Отношения русских с местным населением вначале были только экономические, связанные с обменом товаров местного производства рыбы – на мясо с бурятами, а на пушнину – с тунгусами. Жили в согласии. Позже буряты и тунгусы женились на русских женщинах, и эти браки скреплялись церковью, но при следующих условиях. Бурят или тунгус, решивший вступить в брак с русской женщиной, обязан был принять православную веру. Принимая её, он подыскивал себе русского отца-крестного.

 

Такой обряд произошел и в семье Кузнецова Николая Егоровича. «Мой отец – Кузнецов Николай Егорович и Харагаев Иннокентий Самсонович по отцу первого и матери второго – родные братья и кровные буряты по фамилии Харагаевы. Женились они на русских девушках. У Харагаева Н. Е. была Акулина Васильевна, а у Харагаева И. С. – Прасковья Ивановна. Женитьба бурята на русской девушке по тем обычаям не разрешалась церковью. Поэтому Николай Егорович и Иннокентий Самсонович нашли крестного, которого считали вторым отцом. У моего отца крестным стал Кузнецов Егор и мой отец после такого крещения в церкви п. Душкачан сменил фамилию Харагаева на Кузнецова, получив отчество Егорович» (Из воспоминаний Кузнецова Федора Николаевича).

 

Кузнецов Николай Егорович (1872-1933гг) с Акулиной Васильевной(1876-1919гг) долго прожили супружеской парой. У них родилось шесть детей: Екатерина, Арина, Федор, Агафья, Евдокия и Алексей.

 

Жизненный путь одного из их детей Федора сыграл большую роль в становлении основных вех села, он внес большой вклад в развитие села Байкальское, колхоза «Победа». Его судьбе посвящена следующая глава работы.

 

Вклад Ф.Н. Кузнецова в развитие села, историю страны

 

Кузнецов Федор Николаевич родился в 1910 году и был крещен в Душкачанской церкви, так как в Горемыке церкви еще не было. Начал работать в возрасте 10 лет, умел запрячь лошадь в сани, телегу, борону и соху. Первоначально боронил пашню. А в 13 лет научился вязать и починять сети. В это же время учился в школе в деревне Талая, которая находилась в частном доме Г.С.Терентьева, где преподавала первая учительница Наталья Петровна Курдюмова. По свидетельству Вокина Матвея Матвеевича, председателя колхоза «Победа» в послевоенное время, в 1918-1919 г.г. в Тальской школе обучалось всего 6 человек: Немеров В.П., Вокин И.М., Вокин М.М., Терентьев Л.Г.,Перевалов И.С. и Кузнецов Ф.Н. Получив образование 4 класса, Федор вынужден был помогать отцу и работать наравне с взрослыми. В летнее время отец его брал с собой на рыбалку кружальщиком спусков-канатов, отливать воду из лодки. Отец был башлыком, так называли бригадира.

 

Моторного флота еще не было, в лодках было по 1-2 пары весел, а в барках по 3 пары, под каждым веслом сидели 2 гребца, всего 12 гребцов. В сентябре, октябре рыбу ловили в реке Кичера, Верхняя Ангара, Дагары. Рыбоприемные пункты были в Дагарах и устье реки Кичера. Так до 1926 года, живя в доме отца, Федор Николаевич выполнял разные тяжелые работы, как все мужчины села. В апреле 1927 года он женился на Екатерине, но церковного венчания не было, хотя родители благословили детей на семейную жизнь. В то время уже действовала церковь, построенная в 1915 году, так как число жителей в Горемыке увеличилось. Церковь строили все жители, она была построена без единого гвоздя, со звонницей наверху и названа в честь Святого Иннокентия Иркутского.

 

Федор Николаевич в марте 1927года вступил в ряды комсомола. Считалось, что комсомольцы не должны были придерживаться какой-либо веры, т.е. были атеистами.

 

В мае 1927года произвели раздел отцовского двора по числу едоков. При разделе двора Федору досталась одна лошадь, одна корова с теленком, одна овца, отцовская старая шуба, старый амбар, баня, два столба невода - 20 метров, канат-веревка - 50 метров, полторы десятины пашни и десятина сенокоса. Занимался рыбалкой, охотой таежной, нерповкой и вел свое небольшое хозяйство.

 

В 1931году после проведенного партийного собрания товарищем Мачульским (он был начальником Слюдянского рудника, где работали заключенные, и секретарем партийной организации села Горемыка и Талая) было предложено организовать состав комиссии по коллективизации села. Комиссия собрала заявления от жителей села. Созвали общее собрание жителей, избрали правление колхоза из 7 человек, приняли устав колхоза, который определил размер вступительного взноса, численность скота в личном пользовании колхозного двора и размер приусадебного участка. Позже в 1935-1936 г.г. в колхоз объединились все жители села.

 

Во время коллективизации было решено закрыть церковь, так как это противоречило коммунистической идеологии. Здание церкви, построенное силами всех жителей, удалось сохранить. Звонный колокол утопили в Байкале, иконы топтали, жгли. Те, кто мог, уносили домой, и прятали подальше от людского глаза.

 

Взлеты и падения мы наблюдаем в жизни людей села точно так же, как в истории страны. Федор Николаевич неожиданно для самого себя избирается первым председателем колхоза. Молодому председателю многому приходилось учиться. Было принято решение отправить его на курсы счетоводов. После возвращения с них Фёдор Николаевич начинает работать бухгалтером в колхозе. А 3 июля 1937 года его репрессировали. Взяли из-за стола в конторе колхоза, ничего не объяснили и не дали проститься с семьёй. Из Горемыки в КПЗ Нижнеангарск было взято 18 человек, а всего 80. Во время допросов спрашивали о встречах с заключенными, и как хотели организовать повстанческий отряд, и по чьему указанию и что говорил против советской власти.

 

В ноябре 1937 года все 80 человек из Северо-Байкальского района пароходом «Ангара» были перевезены в порт «Байкал», а оттуда поездом в тюрьму города Улан-Удэ.

 

По суду все горемычане были осуждены на три года, но выехавшая комиссия из Москвы по кассационной жалобе Верховного суда РСФСР отменила решение суда. Были выпущены из тюрьмы со снятием судимости и подписке о неразглашении следствия наши земляки. Так по лживому донесению страдали целые семьи.

 

Федор Николаевич был реабилитирован. Затем окончил курсы бухгалтеров и работал в колхозе старшим бухгалтером. Но еще одно испытание выпало на плечи Ф.Н.Кузнецова и на плечи всех жителей нашей страны.

 

Началась Великая Отечественная война. Федор Николаевич был призван в армию 27 июня 1941 года. Всего из Северо-Байкальского района в этот день было взято 370 человек. Из каждой семьи села кто-то ушел на фронт – отец, брат или сын. Женщины и дети после трудового дня здесь собирались в здании клуба и готовили посылки на фронт солдатам. Среди них была и супруга Федора Николаевича - Екатерина Ивановна, которая с 1941 года работала в школе и заведующей хозяйством, и уборщицей, и иногда даже подменяла директора школы, ведь в то время не было распределения на «моё дело» и «твое дело». Трудились все, помогали друг другу.

 

Первые месяцы Федор Николаевич находился на станции Борзя в составе 3 батальона 10 роты, копали котлованы для казарм. В конце ноября стал писарем 3 батальона по строевой части. Его воинская часть дислоцировалась на Манчжурской железной дороге. Война с Японией застала его на Восточном фронте в Китае, в городе Харбин. Участвовал в боях при разгроме Квантунской армии в составе Гвардейской дивизии. После вывода войск из Китая полк перебросили в Северную Корею, город Пхеньян. Там пробыл с апреля 1946 г. по ноябрь и был демобилизован в 10 ноября 1946 года. За боевые заслуги награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в1941-1945г.г.», «За победу над Японией» и многочисленными юбилейными медалями Советского Союза.

 

Вернулся в родное село и здесь провел всю свою трудовую деятельность в родном колхозе до самой пенсии. В 1984 году вместе со своими детьми Федор Николаевич сыграли с Екатериной Ивановной золотую свадьбу. Горемыкским сельским советом они были зарегистрированы в бракосочетании в 1934 году. Они вырастили и воспитали 10 детей. Двое из них по сей день живут в селе. Только они уже не работают в этом колхозе, в котором их отец и дед проработали с начала его организации. Первоначально организованный из пяти семей села «Трудовой северянин» в 1931 году, он укрупнялся, развивался. В 1951 году после слияния сел и колхозов колхоз получил название «Победа», который в 1955 году был переведен с оплаты по трудодню на денежную оплату, рассчитанную бухгалтером Кузнецовым Фёдором Николаевичем. С 1945-1965гг занимает различные должности колхоза: рыбак, охотник, бухгалтер, председатель правления колхоза и вновь бухгалтер. С 1965г – пенсионер. Можно сказать, что Ф.Н.Кузнецов вместе с колхозом «Победа» пережил годы подъема и расцвета села, ведь в 70-х годах колхоз имел миллионную прибыль. Этому способствовал самоотверженный героический труд нашего героя, а также жителей села его времени. Труд на благо района, на благо страны. За трудовую доблесть Федор Николаевич был награжден нагрудным знаком «Ударник коммунистического труда», а в 1984 году правление колхоза приказом №1 от 04.04.1986г. присвоило ему звание «Почетный колхозник».

 

14 апреля 1994 года не стало Фёдора Николаевича, он не застал те времена, когда созданный им колхоз в 2001 году был признан банкротом, вот поэтому внуки, живя в селе, занимаются совсем не сельским хозяйством.

 

Прослеживая судьбу страны и жизненный путь Кузнецова Фёдора Николаевича, мы наблюдаем много схожего. Это этапы взлетов и падений, клеветы и уважения, веры и непонимания, утраты духовных ценностей и их возрождения. Хочется надеяться, что настоящее поколение внесёт свой вклад в восстановление жизни села.

 

Заключение

 

Моя работа состояла из нескольких этапов: поискового, информационного, практического. Первый являлся сбором исторических фактов о становлении и дальнейшем развитии села, о его коренных жителях, о вкладе выдающихся людей, в частности, Кузнецова Ф.Н. в историю района. Второй этап был нацелен на систематизацию и изучение уже собранных материалов и встречи с новыми людьми, беседы, интервью, сбор фотографии.

 

Байкальское - это удивительное село, в котором я выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои односельчане тоже совершали подвиги – и в мирное время, и во имя Победы над врагом. Но, как это ни печально, пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, что сейчас их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

 

Наше молодое поколение нуждается в знаниях прошлого, дабы передать их своим потомкам. История наших предков, их жизнь бесконечно богата и разнообразна. Она множеством незримых нитей связана с современной жизнью. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее. На нас лежит огромная ответственность сохранить и передать знания дальше, нашим потомкам. Корни прошлого произрастают в настоящее. Человек, имеющий корни, твердо стоит на земле.

 

Список использованной литературы:

 

Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический словарь М. 1890г. т. 1

 

Бахаев В.Б., Шагдурова И.Н. История Бурятии, 9-10 класс, Улан-Удэ, 1995

 

Гирченко В. П.Страницы истории христианизации бурятского населения в конце XIX века. Жизнь Бурятии № 1 1926г.

 

Историко-культурный атлас Бурятии, М, 2001

 

История Бурятии в вопросах и ответах, 3 выпуска,

 

Кудрявцев П. Страничка из истории насильственного крещения бурят. Жизнь Бурятии, № 6, 1929г.

 

Комплексная экспедиция Байкал 94.

 

Тармаханов Е.Е., Высотина Е.А. История Бурятии, 10-11 класс Улан-Удэ, 2000

 

Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы – бурят-монголы?

 

Улан-Удэ: история и современность, Улан-Удэ, 2001

 

Бурятия, под ред. Митыпова Ц.Ц., Улан-Удэ, 1971

 

Архивные материалы Школьного краеведческого музея.

 

Семейный архив Кузнецова Ф. Н.

 

Семейный архив Сокольникова В. В.

Автор: Moderator
Просмотров: 4416

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -