Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Байкальская школа на протяжении века

20 марта 2012

По многочисленным воспоминаниям старожилов села, обучение детей грамоте было организовано с начала 20-го века сразу в  нескольких пунктах района: начальные образовательные учреждения – школы – открылись в селе Горемыка (прежнее название села Байкальское до 1941г.), в деревне Тыя и в деревне Талая.

 

Горемыкинская школа по свидетельству современников располагалась в здании сельской церкви, действующей до 1931 года. Здание церкви сохранилось до наших дней, сейчас это приход Святителя Иннокентия Иркутского. Впрочем, стоит отметить, что обучение грамоте населения в Горемыке происходило еще до указанной даты. Так по некоторым источникам просвещением сельского населения занимались ссыльные поселенцы царской России. История сохранила имя одного из первых горемыкинских учителей. Им был Симон Францевич Даниель. Он не только работал в школе, но и выезжал в рыболовецкие бригады, беседовал на политические темы с охотниками, помогал местному населению написать письма или составить жалобы. Учительствовал Даниэль поочередно то в одной избе, то в другой, называемыми «ликбезом». В те трудные времена учиться могли не все. Если в семье было много детей, то старшие, как правило, образования не получали, кормили семью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие местные старожилы имели только начальное образование.

 

Следующий этап развития сельского школьного образования в селе Горемыка относится к середине 20-х годов прошлого века. Именно в это время начальная школа размещалась в другом здании, оно сохранилось до наших дней. Согласно архивной выписке из ОГУ «Государственный архив Иркутской области» (от 11.06.2008) в этом здании в 1923 году обучалось 35 человек и работали 1 учитель и 1 техничка. Следует отметить, что в данный период наш район именовался Нижнеангарской волостью и входил в состав Иркутского уезда согласно вышеназванной справке. По воспоминаниям учителя биологии, ветерана педагогического труда Любови Александровны Оксионовой, ее мать Мария Ермолаевна Бареева (Немерова), в 1928 году пошла в 1-й класс этой школы, которая просуществовала до 30-х годов.

 

В 1933-34 году по свидетельству очевидцев Кетрова Виктора Иннокентьевича и Распутиной (Немеровой) Татьяны Ермолаевны, уроженцев села, открылась неполная семилетняя средняя школа. На основании приказа Наркомпроса Бурят-Монгольской АССР от 10 сентября 1936 года за № 606 была сделана запись об открытии данной школы. Как свидетельствуют очевидцы, школа, по тем временам, выглядела просторно. Помимо классных комнат ее здание включало печное отопление, спортивную площадку, большой по площади пришкольный участок, где помимо различных насаждений ученики разводили кроликов и птицу.

 

История донесла до нас и фамилии первых директоров «новой» школы. Это Осип Баторович Шапхоев (1938г.), Сергей Михайлович Красновский (1939 год), Петр Александрович Лебедев (с 14 ноября 1939 года), затем Михаил Всеволодович Соколов.

 

Новая «семилетняя» школа функционировала и в лихие годы Великой Отечественной войны. Ее ученики не только учились, но и много работали физически (рыбачили, косили сено, готовили лес) с 11-12 лет. Лишения и трудности при этом дети испытывали колоссальные: недоедали, недосыпали. Не хватало чернил и бумаги. По воспоминаниям Елизаветы Георгиевны Кетровой (Горбуновой) - ветерана труда, «Почетного колхозника» колхоза «Победа», имевшей трудовой стаж 60 лет, писали ученики военных лет на обрывках старых газет, разводя вместо чернил, брусничный морс. Учителям сельской школы в начале войны предоставлялась «бронь», т.е. отсрочка от призыва. Так, например, учителями начальной школы работали Жаркой Александр Яковлевич и Бареев Александр Митрофанович, которые были призваны только в 1942 году. П. А. Лебедев, работавший директором, был также призван в армию.

 

В разные годы там работали: учителя начальных классов -Анастасия Павловна Телешева, Мария Георгиевна Унжакова, Эльза Васильевна Погарская.Вот фамилии учителей, работавших в семилетней школе в послевоенные годы:Быков Геннадий Михайлович (математика), Немерова Зоя Васильевна (физика), Марченко Иван Моисеевич (физкультура), Макарова Галина Васильевна (старшая пионервожатая), Кувшинов Анатолий Федорович (история и география), Кувшинова Глафира Лаврентьевна (русский язык и литература), Попова Мария Иннокентьевна (начальные классы), Попов Анатолий Артамонович (биология и география),который позже в 50-х годах стал директором этой школы. Следует отметить, что Байкальская школа открывала двери не только местным детям, но также ученикам с периферии: деревень Тыя, Талая, Томпа.

 

Приезжие дети жили в интернатах. Самый первый интернат находился по улице Советская в 40-50-х годах, где жили дети из Томпы и Тыи. Интернат №2 был построен в 50-х годах и функционировал до начала 70-х годов. В 1959- 1960 учебном году здание семилетней школы сгорело и пришлось размещать классы учащихся в интернате. В селе началось строительство средней школы и одновременно нового интерната, так как учащимся после окончания семилетней школы приходилось продолжать образование в Нижнеангарской средней школе, вдали от дома.

 

И вот, наконец, В 1967 году 1 сентября распахнула свои двери новая средняя школа. Радости детей и родителей не было предела: теперь не нужно было уезжать из родного дома. Директором средней школы был назначен Попов Анатолий Артамонович (25.05.1924-10.10.1969). В 1957 году он был переведен в Байкальскую семилетнюю школу, где работал сначала завучем, затем директором школы. В средней школе он проработал до последних дней своей жизни. Несмотря на тяжелое ранение (потерю руки), Анатолий Артамонович нашел в себе силы не только встать в строй тружеников, но и находиться всегда в первых рядах, заряжая всех оптимизмом и неиссякаемой энергией. Кроме уроков биологии он руководил кружком юннатов, где ученики разводили кур, цыплят и делали чучела диких птиц для экспонатов кабинета биологии. Судьба этого незаурядного человека навсегда останется в истории школы как яркий пример выдающегося человека.

 

В год открытия средней школы наряду с Поповым А.А. завучем работалКлючерев Николай Яковлевич, в состав коллектива на 1 сентября входили следующие учителя и воспитатели:Макеевская Агафья Павловна, Попова Мария Иннокентьевна, Макеевская Валентина Павловна, Сергеева Людмила Илларионовна, Шадрина Эльвира Иннокентьевна, Жданов Николай Иннокентьевич, Жданова Людмила Ивановна, Цоктоев Николай Гомбоевич, Нагорный Николай Авксентьевич, Нагорная Тамара Аристарховна, Сороковикова Евгения Петровна, Марченко Иван Моисеевич, Иванова Мария Константиновна, Баташова (Шалаева) Нина Яковлевна, Воронина (Вокина) Людмила Семеновна, Заболотная Анна Петровна.

 

Первый выпуск учащихся средней школы состоялся в 1968 году в количестве 20 человек, классный руководитель – Сороковикова Евгения Петровна. Летопись выпусков средней школы дана ниже в приложении.

 

В 1972 году был сдан в эксплуатацию интернат, который находится на территории средней школы. На протяжении 10 лет в Байкальской средней школе обучались дети из разных сел Северо-Байкальского района Бурятской АССР: Томпы, Верхней Заимки, Холодного, Давши. От каникул до каникул и дом, и родителей им заменял коллектив воспитателей интерната, который душевным теплом и заботой окружал каждого ребенка.

 

В составе коллектива воспитателей интерната работали:Шалаева Нина Яковлевна, Иванова Мария Константиновна (ветераны педагогического труда, проживают в селе), Кетрова Любовь Павловна, Вокина Людмила Семеновна (ныне ушедшие из жизни), Терентьева Татьяна Николаевна (в данное время-учитель начальной школы).В конце 80-х годов в здании интерната была открыта начальная школа, которая располагалась там по 2010 год.

 

За 44 года существования школы как средней путевку в жизнь получили567выпускников. В их числе – 11 медалистов – несомненная гордость школы:Бальбурова Евдокия – серебряная медаль(1991), Боярченко Виктория – серебряная медаль(1991), Стрекаловская Анна – серебряная медаль(1994), Манилова Вера – золотая медаль(1996), Непомнящих Петр – серебряная медаль(1996), Рагозина Нина – серебряная медаль(1997), Манилова Надежда – серебряная медаль(1999), Волчатова Ольга – серебряная медаль(2005), Васильева Жанна - серебряная медаль(2008), Нелюбина Екатерина - золотая медаль(2010), Васильева Евгения - золотая медаль(2011).

 

Глава 2. Мастера своего дела

 

Как известно, учитель на селе всегда являлся первой фигурой, пользовался авторитетом. Издавна на него равнялись, с него брали пример, прислушивались к его мнению, искренне уважали. Поэтому одну из страниц нашей работы мы решили посвятить нашим сельским педагогам, отдавшим все свои лучшие годы воспитанию и обучению подрастающего поколения села Байкальское. В разные годы в школе работали замечательные, профессиональные люди, мастера своего дела, учителя Божьей милостью.

 

Неоценимый вклад в дело становления сельского образования внесли ветераны педагогического труда. О многих из них мы упоминали выше. Их профессионализм, мудрость, молодость души могут служить отличным примером для молодых педагогических кадров.

 

Ныне они находятся на заслуженном отдыхе и проживают в селе Байкальское.

 

Гордостью школы, её золотым фондом, являются педагоги, которые имеют огромный педагогический стаж и отмечены многочисленными наградами. Среди них трудятся по сей день в стенах школы:

 

Туробова Галина Ивановна– учитель русского языка и литературы, 43 года педагогического стажа (Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, многочисленные грамоты);

 

Туробова Ольга Михайловна– учитель технологии, 25 лет педагогического стажа (Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия);

 

Бикетова Анна Николаевна– учитель физкультуры, 40 лет педагогического стажа (Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, Благодарность Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, многочисленные грамоты);

 

Оксионова Любовь Александровна– учитель биологии, зам. директора по УВР с 1975 г. по 2001 г., «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда»;

 

Нелюбина Любовь Александровна -учитель математики, зам. директора по УВР с 1975 г по 2003, 40 лет педагогического стажа «Отличник народного просвещения, «Заслуженный учитель РБ», «Ветеран труда»;

 

Ганюгин Дмитрий Гаврилович– учитель физики 34 года педагогического стажа, «Почётный работник общего образования РФ», «Ветеран труда»;

 

Терентьева Татьяна Николаевна– учитель начальных классов, 34 года педагогического стажа, Почетная грамота Народного Хурала РБ, многочисленные грамоты.

 

Наряду с ветеранами педагогического труда успешно и плодотворно трудятся педагоги, достигшие хороших результатов в деле воспитания и обучения подрастающего поколения:

 

Васильев Александр Григорьевич-учитель истории и обществознания,зам. директора по УВР с 2003 г., директор школы с 2005 года, 18 лет педагогического стажа, «Почетный работник общего образования РФ», имеет многочисленные грамоты;

 

Васильева Нина Сергеевна–учитель английского языка, зам. директора по учебно-воспитательной работе, 20 лет педагогического стажа, Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, имеет многочисленные грамоты;

 

Волчатова Ольга Иннокентьевна– учитель начальных классов, зам. директора по учебно-воспитательной работе, 18 лет педагогического стажа, Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия, имеет многочисленные грамоты;

 

Ситникова Светлана Геннадьевна– учитель начальных классов, 21 год педагогического стажа;

 

Стрекаловский Евгений Николаевич– учитель физкультуры, 15 лет педагогического стажа, Почетная грамота Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, имеет многочисленные грамоты.

 

Овчинникова Наталья Афанасьевна– учитель биологии и химии, 11 лет педагогического стажа.

 

Стрекаловская Евгения Леонидовна-учитель математики, 12 лет педагогического стажа.

 

Молодые педагогические кадры продолжают их дело. Сегодня в школе работают молодые специалисты:

 

Михалева Татьяна Николаевна- учитель географии и ИЗО;

 

Дорофеев Игорь Михайлович– учитель музыки и технологии;

 

Хлызова Оксана Владимировна- учитель русского языка и литературы.

 

Мы уже выяснили, что сегодня в стенах родной школы трудятся её бывшие ученики – выпускники разных лет. При этом на лицо передача богатого жизненного опыта от ветеранов молодёжи, преемственность старших и младших поколений.

 

В настоящее время в Байкальской средней общеобразовательной школе работают15её выпускников. 8 человек учителей и 7 человек младшего обслуживающего персонала:

 

Непомнящих Марина Леонидовна– зав.производством;

 

Ащеулова Ольга Леонидовна–повар;

 

Барлукова Валентина Иннокентьевна– уборщик служебных помещений;

 

Рубцова Ирина Владимировна- уборщик служебных помещений;

 

Карякина Вера Васильевна- уборщик служебных помещений;

 

Волчатов Сергей Александрович– сторож;

 

Макеевская Татьяна Владимировна– сторож.

 

Коллектив школы стабильный, все – мастера своего дела, любят нас, детей, создают для нас комфортные условия для учебы и досуга. Мудрость и молодость, опыт и творчество живут в душах учителей нашей школы. Не все люди, которые много знают, умеют рассказать об этом так понятно и увлекательно. А нашим учителям это прекрасно удается. Благодаря их мастерству и таланту из стен нашей школы вышли хорошие специалисты, ответственные работники, грамотные руководители, одним словом, замечательные люди.

 

Проанализировав перспективы развития школы на ближайшие 5 лет, важно отметить, что востребованность профессии учителя на селе останется актуальной. Несмотря на то, что мы живем в век высоких технологий, живое слово учителя, его мудрые мысли и жизненный опыт будут нужны людям.

 

Следует отметить, что профессия педагога или учителя востребована на рынке труда. Есть школы, особенно малокомплектные, в которых не хватает педагогических работников. Молодые специалисты неохотно едут в такие школы в связи с низкой заработной платой. Наше правительство старается решить вопросы и проблемы учительства. Работают социальные программы, направленные на поддержку молодых специалистов, молодых семей, а также творчески работающих педагогов. Наша школа полностью укомплектована кадрами. Если контингент учащихся сохранится на прежнем уровне, то штат педагогов останется такой же. Но если количество детей в классах будет снижаться, неизбежно сокращение штата сотрудников.

 

Выводы

 

Ориентация в мире профессий поможет нам в выборе будущей деятельности. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Будущее зависит от прошлого и настоящего. Выбирая профессию, человек всегда, прежде всего, думает о том, - нравится или нет та или иная профессия, работа; интересна ли она; достаточно ли наших способностей заниматься данной работой; позволит ли наше здоровье заняться тем, что нас привлекает, и конечно, найдем ли мы работу по данной специальности. Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о данной профессии.

 

Выполняя исследовательскую поисковую работу мы:

 

- изучили этапы становления образования в селе, которые условно можно разделить на следующие периоды: 1) начало ХХ века – обучение детей в начальной школе; 2) 1933-1967 г.г. функционирование неполной (семилетней) школы; 3) с 1967 года - обучение в средней общеобразовательной школе;

 

- встретились с представителями коллектива и взяли интервью у педагогов школы-выпускников разных лет.

 

Изучив все аспекты выбранной нами профессии «учитель», осуществив социальные пробы, мы получили полное представление о данной профессии. Мы постараемся воплотить в жизнь наши мечты – стать учителями, а именно, хорошими учителями. Ведь сделать хороший выбор профессии – это значит выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда и способна нам принести радость и удовлетворение в жизни.

 

Заключение

 

Наша работа состояла из нескольких этапов: поискового, информационного, практического. Первый являлся сбором исторических фактов о становлении и дальнейшем развитии образования в селе Байкальское. Второй этап был нацелен на систематизацию, изучение и анализ не только уже собранных материалов, но и на встречи с людьми, беседы, интервью, сбор фотографий.

 

Мы, посредством опросов старожилов Байкальского, ветеранов педагогического труда, используя личные домашние архивы граждан, воспоминания родственников, фонд школьного краеведческого музея и документально-историческую литературу, постарались выявить «тёмные пятна» в истории становления образования на селе на протяжении более 100 лет! Но наше исследование на этом ещё не закончено и рассчитано на дальнейшую долгосрочную перспективу, мы продолжаем работу по сбору информации обо всех выпускниках школы прошлых лет. Наша задача найти всех тех людей, которые когда-то учились в селе. Наше молодое поколение нуждается в знаниях прошлого, дабы передать их своим потомкам.

 

Информационные источники:

 

Историко-культурный атлас Бурятии, М,2001

 

История Бурятии в трех томах, Улан-Удэ, Издательство БНЦ СО РАН, 2011

 

Киселева Н.К., Любимый северный край, Улан-Удэ, Издательство ОАО «Республиканская типография», 2006

 

Васильева Ж.А., От истоков до наших дней, Байкальское, 2008

 

Архивные документы школьного краеведческого музея

 

Личные архивы семей:

 

Васильевой Н.С.

 

Кетрова В.И.

 

Оксионовой Л.А.

 

Туробовой Г.И.

 

http://festival.1 September.ru

 

www.teacher 2010.ru/www.verish.net/professions.

 

http://www.kto-kem.ru/professiya/uchitel/

 

Школьная газета «Своя волна» выпуск №2 2010г. МАОУ Байкальская СОШ.

Просмотров: 4991

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -