Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Егор Иванович Сороковиков-Магай (1868-1948)

15 марта 2012
Егор Иванович Сороковиков-Магай (1868-1948)

IV. Наши земляки (села Саган-Нур, Тункинского района Бурятии)
 
1.Егор Иванович Сороковиков-Магай (1868-1948) -младший брат моей прабабушки Марфы Ивановны Сороковиковой-Магай-Нефедьевой.Рассказсучётом материалов Элиасова 1966; Матвеевой,1976; 1993; Карцевой, 2011 и др.
 
Это известный сказитель, музыкант, песенник, лекарь и колдун, один из самых достойных представителей села Хобок (Саган-Нур) и нашего большого рода.Прабабушку я уже не застал в живых, а Егора Ивановича хорошо знаю и помню. Жил он на соседней улице с. Хобок и любил ходить к нам в гости, особенно по праздникам, так как мать у нас была очень гостеприимной. Часто он приходил в гости на Новый год и Рождество. Мы обычно растапливали железную печку, стелили на пол шубы и дохи, ложились на них, и он начинал нам рассказывать свои сказки, были и небылицы, охотничьи рассказы и байки. А рассказывать он умел, и мы его слушали, разинув рот часов до 4 утра.
 
Был у него один сын Тарас, у которого, к великому сожалению, детей не было. Была приемная дочь Наташа, по прозвищу Наташка косая (так как она немного косила), которую он удочерил у Байбородина В.Е. Наташка была простая и веселая певунья с 1925 г.р. Мы с ней вместе работали в колхозе во время войны, но после смерти отца Тараса она куда-то исчезла и больше я ее ни разу не встречал. Оказалось, что она вышла замуж в г. Слюдянка и несколько лет назад умерла. У нее осталась дочь, с которой я не знаком и не знаю, есть ли кто-нибудь у нее наследники.
 
Богата Сибирь народным поэтическим творчеством, своими сказителями и певцами. Талантливый, чуткий к поэтическому слову народ, населяет и Тункинскую долину. Тункинские сказки стоят в ряду лучших образцов мирового фольклора. Любовью к своему краю, щедро наделенному богатой природой, восхищением его красотой проникнуто все творчество народа.
 
М.К.Азадовский во время поездки в Тунку открыл там целую галерею сказочников и среди них одаренную семью сказителей: Марфу Ивановну Нефедьеву (мою прабабушку) и ее братьев Ивана и Егора Сороковиковых. Марфа Ивановна умерла вскоре после посещения Азадовского, еще до моего рождения. Открытия М.К Азадовского и Г.С Виноградова послужили началом изучения русского фольклора в этом крае.
 
Как вспоминает М.К.Азадовский, Марфа Ивановна была уже в летах, многое позабыла, и ее сказки были только осколками когда-то, видимо, превосходных сказок. Иван Иванович представлял собой тип сказочника-балагура. Это веселый посказатель, любимый участник деревенских бесед. Его сказки по большей части - короткие веселые рассказы, иногда «озорные», анекдоты и прибаутки, большая их частьне создана для печати. Сам Егор Иванович говорил, что его брат Иван Иванович и сестра Марфа Ивановна в основном знали только те сказки, которые восприняли от деда Федора и от своего отца Ивана Федоровича. «Таких-то присказок я могусколько угодно посказать, да что в них толку». Марфа Ивановна, рассказав М.К.Азадовскому сатирические сказки, отозвалась о них пренебрежительно: – Каки ети сказки. Вот отец рассказывал – так смеёсся, смеёсся,ужас берет. Сказка для них была только развлечением.
 
Родом с нашего села был Магай-сказитель.
 
Он для всех наших сельчан добрый был учитель.
 
– Такую частушку про него сочинил его земляк, учитель Тальской школыОлег Васильевич Дёмин.
 
 Магай был знатоком преданий и великолепным музыкантом. Его творчество представляет выдающееся явлениев русском фольклоре. Он внёс большой вклад в развитие художественной культуры родного края, оказал большое влияние на творчество местных и сибирских сказителей. Репертуар Магая богат и разнообразен. Егор Магай занимает самое почетное место среди сибирских сказителей, в лице которого мы имеем выдающего сказителя, песенника и певца. Он был и талантливым рассказчиком преданий и великолепным музыкантом. Его предания пользовались не меньшей популярностью в народе.
 
 Творчество Магая представляет выдающееся явление в русском фольклореОн внес большой вклад в развитие художественной культуры родного края, оказал большое влияние на творчество местных и сибирских сказителей. РепертуарМагая богат и многообразен. Он знал около 200 сказок, более 100 песен, более тысячи пословиц и поговорок, множество легенд, преданий, благопожеланий, заговоров. Открыл его М.К Азадовский в 1925 г. «Это в полном смысле выдающийся сказитель, он же и выдающийся музыкант» – писал он. «Сказочным сказочником» назвал его Ю.М. Соколов, «Трудно найти более выдающегося сказителя, чем Е.И. Сороковиков-Магай (Элиасов, 1966). После выхода «Сказок Магая» в 1940 г., его имябыло названо в числе самых выдающихся носителей фольклора СССР (Известия, 1968, от 20 окт.). Как об одном из лучших советских сказителей говорится о Магае в изданной в Нью-Йорке «Истории русской литературы». Он первый из Бурятии член Союза советских писателей.
 
Родился Егор Иванович 7 апреля 1868 г. в с. Талое Тункинского района Бурятской АССР в семье охотника, музыканта-скрипача и сказителя Ивана Федоровича Сороковикова (Матвеева, 1976). Эта запись не точна. Родился Магай в с. Ближний Хобок Тункинской волости Иркутской губернии.
 
Судьбой предопределено Егору Ивановичу стать знаменитым сказочником, музыкантом, книжником, колдуном и знахарем. Ученый-этнограф, фольклорист, литературовед М.К Азадовский в 1925-27 гг. открыл в Тункинском крае удивительный мир сказок и необыкновенного сказочника Магая (Матвеева, 1993). Родители Е.И.Сороковикова-Магая происходили из ясашных – смешанных браков местных крещенных бурят и русских, от предка бурята Магая.
 
Сестра Егора Ивановича – Марфа Ивановна – была первой, с кем встретился М.К.Азадовский. Семья старинная, домовитая – писал он в дневнике – бабушке 75 лет. Исследователь отмечает исключительную честность и деликатность в семье. «Много ласковости. За два дня, что мы прожили там, не было слышно ни одного окрика, ни одного шлепка, зато много постоянной, будто мимоходом, ласки. Бабушка, по словам всех, мастер рассказывать сказки. Сказки она переняла от отца, который был большим мастером сказывать. Особенно поразили ученого рассказы о мастерстве отца, которые он слышал в семье и, и от посторонних лиц. Он был великолепным знатоком русских классических сказок, прекрасно рассказывал и бурятские сказки на бурятском языке. Так семья стала хорошей школой сказительства для Магая. В семье он постиг и первые азы грамотности, и любовь к книге. У него образовалась хорошая библиотека по луговодству, пчеловодству, быи домашний лечебник, классики русской литературы. Ему известны имена Пушкина, Ершова, он читал Вл. Соловьева, Фламмариона, Конан-Дойля, Хижину дяди Тома, Князь Серебряный, Сказку о царе Салтане Магай знал наизусть. Сказки он начал рассказывать с 7-8 лет и к 20 годам стал признанным мастером. Магай вел рассказ без лишних жестов, сдержанно, спокойно, но увлекательно, что люди готовы были его слушать бесконечно.
 
Его репертуар включал в себя русские сказочные классические сюжеты. Сохраняя основные очертания традиционных сказок, произведения Магая отличаются оригинальностью разработки известных сюжетов, широко разлитым по повествованию местным колоритом. Земледелие, ямщина, лесной промысел, охота, пища, одежда, обряды вошло органически в сказки Магая. Местный колорит отразился в особенностях оборотов речи, метких сравнений, заимствованных из бурятской речи (Матвеева, 1993).
 
Магай прекрасно знал народное творчество бурят, эвенков, исполняя их произведения на русском и бурятском языках. Будучи человеком пытливого ума, Магай искал ответы на интересующие его вопросы не только в книгах и беседах, но и в народном творчестве, многое узнавал от стариков. Склонность Магая к философским рассуждениям, начитанность, интерес к истории, влюбленность в свой край, его сказительское мастерство способствовали тому, что он стал одним из лучших знатоков преданий Сибири.
 
Магай был знатоком истории заселения края. «Он часто ходил по дворам, - говорил Б.Д.Машкинов – происхождение родов знал и рассказывал. Старики-буряты и то у него консультировались, человек разбирался в истории Тунки. В поисках истины усваивал Магай предания о явлениях природы, появлении озер, рек, гор, возникновении названий. В предании «Откуда взялось название Байкал» и др. Магай использовал предания бурят. Большой интерес он проявлял к походу Ермака и завоеванию Сибири. Что Ермак не губил зря людей и старался полюбовно решить дела с ханом Кучумом. Так он смог всю Сибирь пройти и новые земли открыть.
 
Магай часто бывал в Иркутске, общался с интеллигенцией, сопровождал экспедиции, был проводником в тайге. Охота его привлекала не промыслом, а поэзией. «Жил он умно,- вспоминал его родственник А.Г.Нефедьев, - шибко за работой не гнался. Посеет маленько, столько, чтобы прокормиться, и сена немного покосит. А все по лесу любил бродить. Там всякие ягоды и травы ходит собирает. Еще он умел лечить, в травах лекарственных хорошо разбирался.
 
Колдуном считали брата Е.И.Магая Ивана за его таинственные способности лечить. Такими же необыкновенными способностями обладал и Е.И. Магай. Еще при жизни о нем ходили были и небылицы, основанные на народных верованиях в сверхестественные силы. Были слухи о том, что мимо дома Магая ночью не проезжали люди, лошади распрягались, дуги летели в стороны. То же самое было и на свадьбх. Поэтому не было ни одной свадьбы, на которой бы не был Магай, как почетный гость. Иначе свадебный поезд не мог сдвинуться с места, если не был приглашен колдун (Матвеева, 1993).
 
О Магае написано много всяких небылиц. Так, Л.Е.Элиасов (1966) пишет, что Магай родился в дер. Талой, которую основал его дед Федор в год нашествия Наполеона. Он женился на бурятке и под давлением местного духовенства вынужден был покинуть родной Саган-Нур и поселиться на необжитом месте. Там он сделал себе землянку, а потом построил дом. Люди стали говорить, дескать, здесь «тала» (товарищ по-русски) обзаводится хозяйством. Позднее там поселились другие люди и деревня была названа Талой.
 
Далее Егор Иванович, якобы, рассказал, почему его деда прозвали Магаем. Дед Федор слыл по всей Тункинской долине лекарем, грамотееми знающим человеком. К нему обращались за советом русские, буряты и тунгусы и он всех принимал. Он мог лечить коров, коней и людей от всяких болезней. О Федоре разносились слухи, что он волшебник и целитель, а один ссыльный назвал его магом. Русские так и стали его звать магом, а буряты, думая, что это его новая фамилия, стали звать его Магаем. Потом он и сам привык к этому и стал говорить, что у него появилась новая фамилия Магай.
 
А вот еще один рассказ Магая о своей родословной (Элиасов, 1966). Мой предок, Тимофей, приехал в Тункувместе с первыми казаками, которые построили Иркутский острог. Через несколько лет после походов за Селенгу он вместе с двумя десятками казаков поселился в Тунке. Женился Тимофей, когда ему было уже за 50. Взял он за себя красавицу тунгуску. Было у Тимофея три сына и одна дочь. Один сын и дочь умерли, а два сына, Иван и Федор, жили долго. У Федора было четыре сына. Двоих на промысле соболя в гольцах снегом придавило, а другие два, Ануфрий и Спиридон, до старости дожили. У Ануфрия детей не было, а у Спиридона один сын был Иван, это мой прадед, который женился на бурятке и получил фамилию по прозвищу жены – Магай. У Ивана Магая было восемь сыновей. Трое из них уехали на Амур, двое поселились на Хилке, один стал жить в Бичуре, а двое остались в Тунке и занимались охотой, били соболей, кабанов, белку, часто ездили на Лену за мукой. Егор Сороковиков-Магай, сын Ивана, что в Тунке остался, это, значит, мой дед, имел четырех сыновей. У каждого из них по большой семье было. Они были первыми русскими, которые поселились на Верхнем и Нижнем Хобоке, а потом их дети расселились по всей Тунке. Вот, еслиподсчитать всех Сороковиковых, то, пожалуй, около двух сот наберется. А идут все они от одного поколения предка Тимофея, что с казаками сюда пришел лет триста тому назад.
 
Опять разночтение. А.К.Бобков пишет (газета «Саяны», от 14. 03.08 г.), что дед Егора Ивановича Фёдор, после женитьбы на бурятке основал с.Талое, срубив дом на берегу незамерзающего озера Талого и стал здесь жить-поживать, что скоро здесь появилась деревня Талое. А как же рассказ Магая (см. выше) о том, что « мой прадед Иван Магай-Сороковиков женился на бурятке из рода Магая и получил прозвище по имени жены. А сын Ивана Егор, это, значит, мой дед (заметьте, а не Федор) имел четырех сыновей и у каждого по большой семье было. Они были первыми русскими, поселившимися на Верхнем и Нижнем Хобоке». А гденезамерзающее озеро Талое, никто не знает, так какего там никогда не было. Есть речка Талая, вытекающая из под одноименной горы-вулкана.
 
А.Бобков (2008) также пишет, что «друг детства Егора Ивановича сказитель и певец Василий Васильевич Кобелев отмечал, что в 16-17 лет они с Магаем по всем свадьбам ездили: он на скрипке играл и песни пел, а я потанцевать мастер был и на слова не последним значился». Тут опять неувязка. В.Кобелев был старше Магая на 7 лет и могли ли они быть друзьями детства в 16-17 лет, я сомневаюсь.
 
Как видим, в записях имеются большие расхождения. Одно ясно, что на Талой Магаи не жили, да и из наших старожилов никто об этом не помнит, даже моя сестра, которой идет 93 год. Дом Егора Ивановича, кстати, самый большой и добротный, стоял на Хобоке, недалеко от нашего дома, на соседней улице, до 1997 г. Я не выяснил пока, куда его увезли, а по-хорошему в нем надо было сделать музей Магая, но кому это надо теперь, когда все рушится. И далее, никогда власти и церковь не преследовали русских за браки с инородцами, а наоборот это приветствовалось для укрепления дружбы русских с бурятами, тунгусами и якутами. А слово Тала переводится на русский язык как степь, поле, равнина, но не товарищ. Ну, а о происхождении клички или фамилии Магай все ясно из рассказа самого Егора Ивановича и Родословной Магая (см. выше).
 
Большой интерес представляют генеалогические преданияжителей Тункинской долины. И они отражают не только картину заселения края, но и образование своеобразной в национальном отношении группы населения – ясачных, карымов, метисов.
 
Генеалогические предания русских обычно начинаются с предка, пришедшего в Сибирь, используя лишь достоверные факты. Но бывает и так, что в народе бытует несколько вариантов предания, часто дополняемые вымыслом. В 1968 г. записано любопытное предание о происхождении рода Магая. « Магай бурят был, они жили в местности Шарагун, возле Иркута, кочевали. Однажды муж собрался на охоту, жене сказал: – Вы без меня не кочуйте, и уехал. Жена взяла сына, привязала к столбу, закрыла на замок и укочевала. Сына звали Магай. Отец вернулся, в предчувствии беды. Когда он подъехал к дому – дом на замке. Слышит кто-то стонет. Он срывает замок, заходит и видит сына. Он оставил его у родных и поехал догонять жену. Он живет и как будто не замечает, что нет сына. А однажды спрашивает: – Где у нас Магай? Жена отвечает, что он давно умер. Магай вырос, женился, стал сено косить, много накосил и за копну брал телка и набрал целое стадо, стал зажиточным. У него дети пошли. Его окрестил казак Сороковиков и пошло потомство Сороковиковых-Магаев. Это предание касается родословной Е.И. Сороковикова по бурятской линии. Сам же сказитель рассказывал родословную от предка казака Тимофея Сороковикова, пришедшего в Тунку с первыми казаками. Имеются и другие версии.
 
Иногда удивляешься, откуда берутся всякие небылицы, которые читать неудобно. Для непосвященного это нормально, а знающему стыдно за такие публикации. К примеру, А. Бобков (1993) пишет, что в семье Магая было пять детей: Николай, Петр, Иван, Егор и сестра Настасья. На самом деле у Ивана Федоровича были дочь Марфа (моя прабабушка), братья Николай, Иван и Егор. Л.Е.Элиасов (1966) пишет, что Магай из бедной семьи и с 8 лет стал пастухом и, что только Советская власть сделала его человеком. Он не говорит, чьих коров он пас, а пас он своих коров, т.к. жили они богато и имели много скота. Есть еще много неточностей, но я о них говорить не буду. Магай жил рядом с нами и часто ходил к нам в гости, рассказывал сказки и предания. Мы его хоронили в 1948 г., когда мне было почти 18 лет. «И не надо бабушку лохматить», как говорил М.Задорнов.
 
Грамоту Магай постиг очень рано. Сначала его учил отец, а потом местный поп Парфений в Парфениевской школе. За одну зиму Егор научился читать и писать, выучил наизусть несколько псалмов-молитв. Но вскореПарфений его прогнал, после того, как после Пасхи тот рассказал ему содержание сказки, услышанной от отставного солдата Игната Прокушева, под названием «Кузнец и поп». В этой сказке высмеивался поп, осуждалась его жадность, потому он его и выгнал со словами, «чтобы ноги твоей здесь больше не было». Так закончилась учеба Егора и в дальнейшем он сам овладевал грамотой. Сказитель хорошо знал и владел также бурятским и якутским языками, как и русским.
 
Е.И.Магай был еще и выдающимся музыкантом. Г.С. Виноградов (1926) был в Тункинской долине и собрал интересные данные о Магае, как о музыканте. Он сообщает о том, что в с. Талое, населенном ясачными, мне посчастливилось познакомиться с популярным там и в окрестностях музыкантом и мастером – Егором Ивановичем Сороковиковым. Он делает балалайки и скрипки, и рассказал технологию их изготовления, и технику подготовки к игре. Сам он хороший настройщик и игрок, и далее перечисляет репертуар музыканта. Кстати, балалайки делал и мой отец, и хорошо играл на них. И вообще вся наша магайская и тархайская родова музыкальная и певучая.
 
Сказитель, песенник и музыкант-самоучка Магай играл на скрипке, балалайке, гитаре, мандолине, гармошке и баяне. Но больше всего он любил скрипку и, чаще всего, исполнял песни под ее аккомпанемент. И земляки Магая, Иван Солдатов и Никифор Нечаев, служившие много лет в полковых оркестрах, были очень высокого мненияо музыкально-исполнительском мастерстве Егора Ивановича. Он не знал нот, но у него настолько сильно был развит слух, что после моего исполнения какой-либо песни он тут же брал скрипку, сначала усваивал мелодию, играл как бы про себя, а потом все изумлялись, как хорошо и свободно он повторял услышанное – вспоминал И.Солдатов. А Н.Нечаев вспоминал: – Когда мы с ним на кабанов ходили, то у него в берестяном ящичке, куда сырость не попадала, хранилась скрипка. Вечерами, иногда до ночи, в глухой тайге играла скрипка.
 
М.К.Азадовский говорит о культуре сказителя: – В полном смысле деревенским интеллигентом является Тункинский сказитель Егор Иванович Сороковиков. Он не только начитан, но обладает целой библиотекой, состоящей из ряда медицинских и сельскохозяйственных справочников по луговодству, полеводству, домашних лечебников, приложения к «Ниве», «Северу» и др., чрезвычайно разносторонен и многим интересуется. Кстати, и у моих деда и отца тоже были хорошие и богатые библиотеки.
 
Любовь к книгам и чтению Егор Иванович унаследовал от отца, у которого была тетрадь, куда он переписывал сказки, например, о Коньке-горбунке и др. Егор Иванович тоже вел тетрадь, в которую записывал все, что слышал. Их он никому не показывал и говорил, что эти тетради перейдут по наследству к сыну, а потом пусть ими пользуются внуки и правнуки. К сожалению, сын его Тарас умер, не оставив ему наследников. Какова судьба его тетрадей никто не знает. Об этом он не сказал даже мне, когда я был у него незадолго до его смерти, хотя мы с ним о многом тогда переговорили.
 
С 1936 г. Магай становится уже знаменитым и популярным русским сказителем. В 1937 г. его вызывают в Москву, где он впервые рассказывает новую сказку: «Как охотник Федор японцев прогнал». «Москва, – говорил Магай, – произвела на меня такое впечатление, что я стал себя чувствовать так, как будто я заново переродился. Я почувствовал себя бодрым и молодым. Мне хотелось заново пересказать все, что я знал, может быть, все это пригодится моим потомкам, тем людям, которые будут жить после меня». И он не ошибся. Мы, все родственники, и люди Тункинской долины помним, чтим его и продолжаем традиции своего знаменитого предка.
 
В 1938-39 гг. Л.Е.Элиасов восемь месяцев (225 рабочих дней по 10-12 часов) записывал сказки отМагая в Улан-Удэ и у него дома.Азадовский вспоминает, что было записано столько текстов, изкоторых можно было составить несколько толстых книг. И дома он рассказывал сказки и пел песни более мастерски, чем в городе. Сам он об этом говорил, что дома и стены помогают. «Даже песни петь и то здесь легче.– говорил он». « Пою и сам думаю: вот здесь мой сосед Прокоп на этой половине такого трепака выдавал, что балалайка у меня в руках дребезжала, а тут вот под мою песню сестра Марфа чуть не плакала и струны на скрипке так нежно выводили напев, что сам я удивлялся, до чего же музыка на человека действует». Отсюда и тона подбираешь, где громко играть, где тихо, а где, будто, про себя. Вот так-то она и игра получается. Душа-то всем питается, она потом по-своему и наружу выходит, когда поёшь или рассказываешь.
 
Д.С.Асламов рассказывал, что многие сказки, предания, пословицы и поговорки Магай воспринял от бурят и эвенков и прекрасно знал народное творчество бурят и исполнял их произведения на русском и бурятском языках. Он просиживал ночи со своими друзьями-бурятами у себя дома или в какой-либо юрте и внимательно слушал сказки о баторах и мэргэнах, о проказах хитрого Будамщу, о прекрасной или злой шаманке, о саянских кладах или приключениях неудачливого ламы. Потом он их переделывал и пересказывал по-русски, но они выглядели по-другому. И сами буряты признавали, что их сказки в пересказе Магая на русском и бурятском языках очень занимательны и интересны.
 
Сороковиков-Магай - один из сказителей, в чьем творчестве особенно силен местный колорит, сказались личные условия жизни и выражены личные наклонности. Его традиционные сказки богаты картинами природы, близкой и понятной охотнику-сибиряку. Горы, сопки, дремучие чащобы, звери, птицы неизменно присутствуют в его сказках. Чувствуется, что для Сороковикова это родная стихия, без которой немыслима его жизнь, что это источник его вдохновения (многие герои его сказок – охотники).
 
13 марта 1948 г. Магаю было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств Бурят-Монгольской АССР. Так Советская власть отблагодарила знаменитого, выдающегося, замечательного, известного мастера русской сказки, сказителя-патриота Егора Ивановича Сороковикова-Магая – писали многие газеты.
 
8 мая 2007 г. я побывал у обелиска Е.И. Магая. Он находятся в более-менее ухоженном виде, на могилке лежат цветы и приятно, что родственники и земляки не забывают любимого сказителя. Только, почему-то, могилы Магая нет в списках охраняемых памятников природы Тункинского национального парка
 
В июне 2008 г. жители родного села отметили 140 - летие со дня рождения великого сказителя. Собралось много односельчан и родственников, из Улан-Удэ, Иркутска, Тунки, Кырена, Аршана, много правнучатых и праправнучатых племянников и племянниц из династии Сороковиковых, Нефедьевых, Дёминых, Шехиных, представители администрации района, Тункинского национального парка, отдела культуры, курорта Аршан, пп. Галбай, Толтой. Было много выступлений и подарков для школы. В торжественной обстановке открыта мемориальная доска на стене школы в честь дорогого земляка. Был хороший концерт, кино о селе и школе. Всё завершилось банкетом, представлениями, песнями и плясками.(фото - У мемориальной доски правнучатые племянники Е.И.Магая Геннадий, Вера и Михаил Нефедьевы.
 
Е.И.Магай знал около 200 сказок, более 100 песен, более 1000 пословиц и поговорок, множество легенд, преданий и благопожеланий (Нефедьев, 2008). Сказочным сказочником назвал его Ю.М. Соколов. Трудно найти более выдающегосясказителя, чем Е.И. Сороковиков-Магай – писал Л.И. Элиасов (1966). Егор Иванович был первым членом Союза советских писателей из Тунки, Бурятии и Сибири.
 
В 1925 г. в Тункинскую долину приехала экспедиция Иркутского отделения географического общества. В её составе были известные фольклористы, профессора М.К. Азадовский и Г.С.Виноградов. Они записали много сказок, песен и преданий от Е.И. Сороковикова-Магая. Магая записывали пять вечеров. Он выходил из дома, садился на лавочку, рядом садились учёные из Иркутска и ,почти вся деревня и стар, и млад.
 
И ещё был у него талант хорошего и сильного лекаря. Лечил он травами, которые всю жизнь собирал в тайге и делал различные лекарственные настойки и микстуры. В 1943 г. сильно заболел мой братан, Гена Сороковиков. Врачи Иркутска и Улан-Удэ ничего не могли сделать и лечить его отказались. Мать Гены, сестра матери, пришла со слезами и просит ее сходить к Магаю, чтобы он посмотрел ее сына. Мать ходила к нему 2 раза, но Магай наотрез отказался лечить, заявив, что на меня донесут и меня лишат всех наград и званий. Только на третий раз он согласился посмотреть Генку, когда мать сказала, что парень умрет. Магай велел привезти его тайно ночью, посмотрел, дал бутылочку настойки и велел пить по чайной ложке 3 раза в день. Братан вылечился и прожил 65 лет.
 
Кроме того, его все считали великим колдуном. Обязательным было приглашать его на свадьбы и юбилеи. Если не пригласили, то на полном скаку могут повылетать дуги у свадебного кортежа, или кони зауросят и не сдвинутся с места. Старухи говорили, что он передавал сыну Тарасу колдовство, но тот не вынес последних испытаний и его начал бить паралич. По этой причине он однажды в тайге упал в костер и сгорел.
 
Е.И.Сороковиков-Магай своим творчеством прославил свой родной край. После выхода в 1940 г. «Сказок Магая» имя сказителя было названо в числе самых выдающихся носителей фольклора. Он поистине был великим сказителем.
 
Из Саган-Нура ближайшие родственники Е.И.МагаяА.Н. Пантелеев – отличник просвещения России, заслуженный учитель Бурятии; доктора медицинских наук – директор Сибирского отделения РАМН В.А. Сороковиков (человек года Бурятии в 2008 г.) и моя сестренница Т.И. Иннокентьева – зам. директора Иркутского противочумного института; мой племянник Односторонцев Владимир Николаевич – заслуженный пилот РФ, отличник воздушного транспорта РФ, бывший директор аэропорта и вице-мэр г. Братска, зам. директора по безопасности полётов в одной из фирм в Москве (человек года Бурятии 2009 г.), М.А. Нефедьев – доктор геоого-минералогических наук, Заслуженный геолог Российской Федерации, первооткрыватель Озерного свинцово-цинкового и других месторождений, Лауреат Государственной премии СССР 1971 г. и республики Бурятия 2010 г., человек года Бурятии 1997 и 2011 гг. в номинации «Вершина мудрости».

Автор: nefedyevma@mail.ru
Просмотров: 6583

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -