Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Мы - потомки легендарного Даши

18 марта 2012

Моя родословная по линии отца находится в нынешнем улусе Тарбагатай Заиграевского района.  Это  примерно в ста тридцати километрах к востоку от Улан-Удэ, на живописном берегу Ильки, в долине, окруженной горами, лесом. Наш род начинается от Тэхын (Тыхея) Даши. Мой дед Данзан Дагбаевич Дагбаев все это выяснил, на протяжении долгого времени занимаясь поиском всех необходимых сведений. 

Однако сам род берет свое начало еще в Алтай-Хангае Монголии. Из сохранившейся у Дондока Базаржабона записках  на монгольском языке следует, что исконная родина находилась за высоким Майринским перевалом в местности Майрын тала (степь). В семье Эльчира был найден мальчик, завернутый в овечью шкуру. Его и назвали Олзоном (то есть «находкой»).

При Галдане Бошектуеве, а потом при царе Алексее Михайловиче дети Олзона кочевали по Унгинской степи, Кудинской долине, стали подданными России. По свидетельству Б.П.Махатова и С.П.Балдаева, люди, имеющие родословную от Олзона, кочевали  и в Байкало-Кударинских землях, Кударе, Хандале, Оронгое, а также около 50 семей в Заиграевских землях в Верхней Ильке, Нижней Ильке. Примерно в середине 18 века семья Мархи, которого называли Заглуугай Мархи, одного из потомков Олзона прибыл из Байкало-Кудары в Верхнюю Ильку. Там он два с половиной века назад и породнился с хоринскими родами Олзон галзууд. Отца Мархи в народе называли Улаахан («красный»), хотя его официальное имя Муухамар.

Таким образом, потомки Олзона совершили кочевой круг вокруг Байкала и обосновались в глубине к востоку от Байкала.

Мархи имел двух сыновей – Соохондой и Махай.

Соохондой имел трех сыновей – Пархай, Цыдып и Халзан. У Пархая был сын Намдак. У Намдака было было три сына –Дугаржап, Цыренжап, Буубэй (Цыбик). Последний имел двух дочерей – Дулма и Цыпилма, муж цыпилмы – Тугнэ. Дугаржап и Цыденжап умерли рано, так и не обретя семьи.

Цыдып имел сына Жигжита.

Жигжит имел  двух приемных сыновей из Кижинги – Дондока и Доржо. Доржо имел сына Жамсаран-Жаб, пришедшего вместе с матерью из Удинской долины Шара-Нуга. Дондок имел приемного сына Соднома. Содном имел двух дочерей  - Цыбжит (впоследствии проживала в Дархитуе возле Новоильинска) и Прина, которая вышла замуж за Максарова Чимит-Намжила, которые тоже обосновались в Дархитуе.

Третий сын Соохондоя Халзан двух сыновей Баадай и Мунко.

Мунко стал отцом четырех сыновей – Поршо, Тэхэ и Балжан (они близнецы), Балдандоржо. Поршо имел двух сыновей – Жаб и Цыбик. У Жаба было три дочери, из которых известны имена двоих – Балжима и Дулсан.  Цыбик имел приемную дочь Дарью Цыденовну.

Тэхэ имел трех сыновей – Дондока, Хубисхал и Гомбожап плюс приемная дочь Гармажап.

Балдандоржо стал ламой, личность неоднозначная, детей не имел.

А вот второй сын Халзана Баадай имел двух сыновей – Мархай (неродной) и Мунко (приемный). Мархай имел сына Намгум, а Мунко – сына Жимбэ.

Махай  имел сына Тэхэ. Тэхэ имел двух детей – сына Даши и дочь Цыжидму. Цыжидма имела дочь Янжаму. Янжама – двух сыновей Марханай (Шадап) и Будын Санжи. Лама Марханай оказался репрессированным в 1937 году и сослан в Иркутскую область и Красноярский край. Вернулся домой в 1960-е годы и умер в середине 1970-х. Будын Санжа имел трех сыновей – Бадмацырена, Цыбжита, Зандра. У Бадмацырена – три сына Даши, Нима, Цырендондок. У Цыбжита – сын Пунцык и две дочери, одну из которых зовут Цындыма.

От Тэхэ и идет наша непосредственная родословная ветвь. Родился он  приблизительно в конце ХУ111 века, а умер в 1842 году. Именно он обосновался на нынешнем нашем родовом месте в Тарбагатае на краю горы Хожоо, а летом переезжал к берегу Ильки. Рассказывают, что знаменитый дооромбо из Монголии Галсан Содбо, совершая поездку по всем бурятским землям, в Тарбагатае остановился именно у Тэхэ. Его сын Даши основал большую семью, которая славилась в окрестностях умелым хозяйствованием, богатством, тучными стадами скота, трудолюбием, порядочностью и честностью.

У Даши было семь сыновей (по порядку) Аанзат, Аампил, Шоймпол, Жамба, Бадма, Дандар, Токтохо, двое дочерей – Гунзэн и Демид. Сыновья заселили долину к северу от Тарбагатая – Баруун Аса.  Род «Дашатан» был очень известным в Илькинской долине, да и далеко за ее пределами.

У старшего Аанзата, который обретя семью, отделился в местность Кункур, Улентуй и Верхний Нарын был сын Очир и дочери Адидари и Цэбэг (Балжима). У Очира  двое сыновей Цырендоржо и Гушаа, трое дочерей Цырма, Цындыма и Гармажап.

Адидари вместе с мужем Ванданом воспитали двоих сыновей Доржо-Гушаа и Дамдина и шестерых дочерей - Дарима (Цыжып), Цыбан, Цырма, Маха, Цымпилма, Бутит. Дарима была отдана, как водится у бурят, в семью Токтохо. Позже выйдя замуж  за Цыренжапа, она воспитала приемного сына Даша-Доржо, сыновей Цыренбал и Гушаабал, дочерей Лыгжэму, Цыпилму. Доржо-Гушаа  воспитал приемного сына Владимира, Цыбан – сыновей Дондока, Пурбо-Доржо и Дарму. Пурбо-Доржо отдал своего сына на воспитание своему родственнику Дамбе. После того, как семья Дамбы ушли в Монголию, у него родился сын Жамьян-Доржо.

Маха является приемной матерью Дондока (о нем уже упоминалось – Дондок Базаржабон), а также сына Батожаргала и приемной дочери Дулмы.

Цымпилма вышла замуж на Лыкшита Базарона, у них родилась дочь Галина и сын Владимир. Владимир Базарович Лыкшитов в 1970-1990-х занимал пост заведующего отделом строительства, второго секретаря Бурятского рескома партии.

Цэбэг (Балжима) не имела своих детей, она воспитала двоих детей сестры Адидари Бутита и Дамдина. Бутит, выйдя замуж за Цыбик-Доржо, родила и воспитала сыновей Дагба-Доржо, Митапа, Владимира и дочь Марию. Владимир Цыбикдоржиев долгое время в 1970-80-х занимал пост заместителя председателя Госкомспорта Бурятии.

У Аампила (Вампила) было двое сыновей – Гончик и Ендон и дочь Дарима (Цырма). Старшая Дарима вышла замуж за Бато и родила сыновей Зугдэр и Нима и дочерей Цыбжид и Цыбан. Гончик не имел собственных детей, поэтому воспитывал приемную дочь Гунсэн и сына Жимбу. Ендон воспитывал приемных детей Сугмил и Лусал, взятых у Шагдарова Дамдина,  и сына Чимит-Доржо, принятого от Жамбаева Бутита. Чимит-Доржо Вампилович Ендонов более 26 лет находился на  ответственном посту  министра финансов Бурятской АССР (1959-1985 гг.).

Жамба  имел двух сыновей Максара и Лодоя и шестерых дочерей – Янжаму, Дулму, Гунзэна, Бутит, Ешиму, Шархундай.

Максар имел трех сыновей – Дондок-Намжила, Чимит-Намжила и Цырена, двух дочерей Долгор и Димид-Ханду. Дондок-Намжил – сына Баира, Чимит-Намжил – имеет двух сыновей Александра и Сергея,  дочерей Светлану и Ларису, Димидму. Сын Цырена – Гэсэр, проживающий ныне в Хоринске.

Лодой имел приемного от сестры Ешимы сына Дамба-Дугара. Дамба-Дугар, впоследствии известный сельхозорганизатор в Ильке, воспитал сыновей Олега и Вячеслава, дочерей Ольгу, Октябрину, Тамару, Татьяну, Антонину, Наталью.

Янжама в замужестве за Сампилом родила и воспитала двух дочерей – Жаргалан и Хандаму, а также приемного сына Гутаба.

У Гунзэн было семеро сыновей и шестеро дочерей. Старшая дочь Гажит родилась в 1914 году. Далее Сандак-Жаб, Гомбо-Цырен, Замбала, Даша-Цырен (отдан Шойсорону), Намжил (отдан Шагдарову Сампилу),  дочь Дулмажап (отдана Бадмаеву Шойбону), Дулма отдана сестре. Младший Дамдин, 1927 года рождения, умер рано. И только Гомбо-Цырен, 1916 года рождения, участник Великой Отечественной войны, знатный животновод, прожил в родном Тарбагатае почти до 90 лет. Гомбо-Цырен имеет трех сыновей – Даши-Нима, Даша-Доржо, Баир, трех дочерей – Цымжидма, Жалма, Сэсэг.

Во втором замужестве за Эрдынеевым Донид Гунзэн также вырастила детей мужа – Жамьяна, Жамбал-Доржо, Цыренжапа, а также еще двоих детей. До 1930-х годов они зимовали в долине Ильки, а затем ушли в Майлу. В одно время они жили по соседству с Агваном Доржиевым.

Бутит вышла замуж и переехала в Хара-Шибирь. Как уже говорилось, сына Чимит-Доржо они отдали брату Ендону.

Ешима  вышла замуж за Цыденжапа, родила и воспитала четверых сыновей Соднома, Дамба-Дугара, Владимира, Зорикто и дочь Дагзаму.

У Бадмы (его  еще называли Бандю) было двое сыновей  Цыбик-Доржо и Шойбон, двое дочерей Дымчик и Буубэй. У Цыбик-Доржо был сын Цыден-Еши, у Цыден-Еши четверо детей – Сэсэгма, Александра, Батор и Юрий.

Шойбон имел приемную дочь Дулмажап. Дулмажап вышла замуж за Жамбалова Бато, который впоследствии стал многолетним директором совхоза «Хоринский». Они воспитали четверых дочерей.  Их сын Юрий ныне работает главным санврачом Хоринского,  Кижингинского и Еравнинского районов.

Дымчик вышла замуж за Анданова Аздаа, у них родился сын Цыденжап. Первый сын Дымчика  Рыгзен остался у деда Бадмы, взял его фамилию. Он не вернулся с фронта, а до войны у него родилась дочь Осорма. Осорма с мужем Интупом Жамьяновым вырастили троих дочерей.

Дандар  имел сына Дагбу и дочерей Гапилма (Тамжид) и Хандаму. Сын Дагбы Данзан – это и есть мой дед Данзан Дагбаевич.  Данзан родил и воспитал двух детей – дочь Энгельсину и сына Эрдэма. А также у Дагбы было еще двое дочерей – Цыренма (Галина) и Гапилма.

Цыренма вышла замуж за Гатап-Доржо Ункуевым, уроженца села Хурай-Хобок Тункинского района, они проживали в г. Улан-Удэ.  У Цыренмы – дочь Валентина.

Гапилма вышла замуж за Дылыка, у них не было детей, поэтому они взяли на усыновление из Кижинги сына Намсарая. В 1920-е годы в период драматических событий в России они, как и многие бурятские семьи, выехали в Монголию. Обосновались они в Хэнтэйском аймаке, в сомоне Дадал. У Намсарая родились в Монголии трое сыновей Батоочир, Сухбаатар, Доржсурэн, а также двое дочерей Гатав и Бадмаханда. Они все подданые Монголии.

Хандама вышла замуж за Галданова Жалсаба. У них родились три сына – Цыбик-Доржо, Ринчин и Очир. Цыбик-Доржо не вернулся с фронтов Великой Отечественной.

У Токтохо было трое  сыновей – Цырен, Цыдып, Цыбан, двое дочерей – Дарима (Цыжип) и Цындыма.

У Цыдыпа была приемная дочь Лыгжэдма, но после смерти Цыдыпа его жена Хандажап вновь вышла замуж за Эрдынеева Цырена, поэтому Лыгжэдма стала его дочерью.

Цындыма вышла замуж за Лыгдэна. У них родился сын Михаил. В 1937 году Лыгдэн был репрессирован. Михаил был переписан на имя брата Цыбана, хотя позже  Цыбан и Цындыма проживали  вместе. У Цыбана была также приемная дочь Эржэн. Позже Цыбан удочерил дочь Эржэн Майю.

Шоймпол еще в младшем возрасте стал хувараком Кижингинского дацана, стал впоследствии ламой по имени Лубсан. Детей не имел.

Родословная дочерей Даши такова. Дочь Гунзэн вышла замуж в Ташелан, имела сына Бато и дочь Балжиму. У Балжимы и ее мужа Дампила родились сын Аюша и дочери Долгор и Цыпил. Аюша погиб на фронте, у него есть сын Гомбожап.

Дочь Дэмид, вышедшая замуж  за Абидуева Ананду имела двух сыновей – Бальжиниму и Рабсала, троих дочерей – Норжиму, Дышэн и Балжиму. У Бальжинимы был сын Балсамбу, у которого, в свою очередь, сын Батожап и дочери Гунзэма и Гунсэлма.

Так, моя родословная начинается свыше двух с половиной веков назад с Мархи. Конкретная ветвь – с имени легендарного Даши. Отсчитав с имени еще отца Мархи, со мной становится известным уже 10 коленей. Сам я получил имя  Дандар в честь своего прапрадеда Дандара. Он умер в 1921 году, случайно поскользнувшись на льду в  овине. Был умелым скотоводом. Мой прадед Дагба Дашиевич Дандаров, сын Дандара, погиб 14 марта 1943 года подо Ржевом. Он был зам.

Председателя колхоза, бригадиром, пользовался почетом и уважением в родном Тарбагатае. Прабабушка Мыдыгма Рандаловна Дандарова всю жизнь праработала в колхозе. Мой дед Данзан Дагбаевич Дагбаев – уважаемый в Бурятии человек, находился на руководящей партийной и советской работе, известен и как поэт и краевед, заслуженный работник культуры и заслуженный юрист Республики Бурятия. Родился в 1925 году и умер в  2007 году. Моя бабушка Октябрина Ринчиновна Эрдынеева - родом из Кижинги, отличник народного просвещения РСФСР.

У Данзана Дагбаевича двое детей – дочь Энгельсина и сын Эрдэм. Эрдэм Данзанович Дагбаев – мой отец, Нина Жамсуевна Дагбаева (урожденнная Самьяева) – моя мать. Оба они доктора наук, профессора. Отец – заслуженный деятель науки Республики Бурятия, заведующий кафедрой политологии и социологии Бурятского государственного университета, в настоящее время также генеральный директор Издательского дома «Буряад унэн», вице-президент Всебурятской ассоциации развития культуры, мать  - заслуженный работник образования республики, директор Педагогического института Бурятского государственного университета. Сам я учусь в 8 классе гимназии №29 в г.Улан-Удэ.

Благодаря титанической работе своего деда (кстати, он составил родословную в семидесятых,  еще тогда, когда мало кто занимался этим), я изучил свою родословную. Во-первых, я горжусь своими предками, в большинстве своем это сильные личности, умело ведущие хозяйство. Среди ни много известных людей (а ведь мы не стали прослеживать все ветви рода). Во-вторых, меня поразила  жизненная воля бурят, когда семьи смело брали приемных детей и могли передавать другим, способность дружно и вместе решать свои проблемы.

В-третьих, в моей родословной, также , как, наверное, и у других, очень много разветвлений, и если собрать все эти сведения, то можно заниматься этим бесконечно. Но это и очень интересно, потому что судьба каждого рода отражает судьбу страны, ее историю, ее драматические страницы. Мечта -   собрать все сведения о роде, а если бы было это возможно, то и всех вместе. Какая это сила!

Рассказал Дандар Дагбаев, учащийся 8 класса гимназии №29 г.Улан-Удэ, март 2012 г.

Просмотров: 5638

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -