В моем рассказе говорится о происхождении моей фамилии и показана родословная моей семьи.
Имя сменить стыдно, но можно
Друга сменить больно, но можно
Но нельзя поменять…
Тебя породившую мать,
Землю, где ты родился.
Д. Жалсараев
Я - Куклина Светлана, ученица 4 класса Ранжуровской начальной школы Кабанского района. Наше село находится на берегу Байкала. Земля наша богата трудолюбивыми людьми, которые с незапамятных времён выполняют нелёгкую рыбацкую работу на Байкале, трудятся на полях, воспитывают детей. Историю моей малой родины творят люди неуемной энергии, влюблённые в отчий край, умеющие сеять « разумное, доброе, вечное».
В нашей школе работает краеведческий музей «Край мой у Байкала». Собран богатый материал о выпускниках школы, об их спортивных и трудовых достижениях, о ветеранах войны и труда, об учителях – ветеранах. Есть предметы старины и быта кударинских бурят. Составлена карта родоплеменного состава населения.
Если коснуться истории, то село Ранжурово образовалось в 50-е годы в результате переселения жителей островных улусов из затопляемой зоны в связи со строительством Иркутской ГЭС. Наши прародители жили на островных улусах: Часовено (Хэрээлдэй), Поперечный (Алмас), Галутовский (Шатуу), Средне-Устье (Дунда Хэлэнга), Першенский (Хухэ Шэгтэ), Твороговский или Бурулус (Баруун Худар или Худое Айл), Дайбан (Адуновский или Новоселенье), Березовка (Бага Арал), а также Донохой и Бадахай.
Среди данных улусов центральное место с 19 века занимало Часовено, где еще в начале 1870-х годов были построены часовня и школа с целью обращения бурятского населения островных улусов в православную веру и обучения первоначальной русской грамоте и закону божьему.
Население нашего села делится на несколько родов:
1 Ехэ шоно, бага шоно.
2 Хайтал.
3 Олзон.
4 Алгуй.
5 Хурамша.
6 Абзай.
7 Нохой ураг.
8 Балтай
Ученики нашей школы изучают происхождение своего рода. Я отношусь к роду бага шоно, моя фамилия Куклина.
Я хочу рассказать мою родословную. Мой прапрадедушка Иван Куклин – выходец из села Дулан Кабанского района. В 1861 году после провала Саганской степи на Байкале, оставшись круглой сиротой, был отправлен в Посольский монастырь. Там ему дали фамилию Куклин, но по истечении времени он узнал свою настоящую фамилию Асташкин. Проявив большие способности к знаниям, он продолжил учёбу в Иркутской духовной семинарии. Хотя он был бурятом, он принял православную веру.
После окончания Иркутской духовной семинарии, его распределили на службу в часовню в улусе Хэрээлдэй, на остров в устье реки Селенги. По словам родственницы Пиноевой Татьяны Ильиничны,1921г.р. он принуждал всех молиться, принять христианскую веру, за это его не любили. Народ его осуждал. Ему было нелегко проповедовать другую религию. Вот об этом говорит один из эпизодов его жизни. Баба Таня рассказывает, что он купил амбар для своих 3-х сестёр, а позже перестроил на дом. Дом огородил забором. В первые три ночи кто-то ломал его. Однажды ему приснился сон. Во сне к нему явилась богиня. Он пожаловался на свою долю, тогда богиня сказала: «Не переживай. Я буду покровительницей твоего рода, а твоих обидчиков я накажу». С тех пор его жизнь наладилась. Он дважды женился, вырастил 4 сына, 4 дочери и одного приёмного сына.
Я являюсь правнучкой его сына Семёна. Мой прадед был уважаемым человеком, работал много лет заместителем председателя колхоза, бригадиром. В семейном альбоме хранятся фотографии тех далеких дней.
В годы Советской власти, когда христианская религия была под запретом, наши предки постепенно стали верить в своего бога (шаманизм). В наше время наш род соблюдает все традиции и обычаи кударинских бурят. Мы посещаем тайлганы. У нас составлено родовое древо.
Мне было очень интересно узнать историю своего рода. Я думаю, что продолжу изучать своё родословное.
Куклина Светлана, 12 лет,
руководитель – Албатаева Ирина Казановна.
с. Ранжурово
2011 г.
Комментарии