В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени учащихся, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. С 2006 года в программе летней оздоровительной кампании нашей школы появилось еще одно направление - «Школа Вожатского Мастерства «ЛИДЕР».
Разработка данного проекта организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была обусловлена следующими проблемами:
- привлечение к социально значимой деятельности подростков 13 – 14 лет во время летних каникул;
- выявление лидерских качеств личности подростков путем модернизации старых форм работы и введением новой формы, такой как вожатское дело;
- повышение спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в каникулярное летнее время;
- необходимость упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
- обеспечение преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- необходимость использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Как показывает опыт прошлых лет, подростки 13-14 лет отказываются посещать лагерь дневного пребывания, считая себя достаточно взрослыми для посещения «детской площадки». Возникает необходимость привлечь и заинтересовать их к социально значимой деятельности.
«Школа Вожатского Мастерства» создана в целях совершенствования организации содержательного отдыха, оздоровления и занятости подростков в каникулярный период, а так же развития лидерских качеств, организаторских способностей и самостоятельности подростков.
Основные задачи:
создание условий для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период;
создание условий для укрепления здоровья детей, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни;
развитие связей школы с другими сельскими организациями и учреждениями в сфере отдыха и оздоровления детей обеспечение социальной защищенности детей;
совершенствование форм и содержания оздоровления детей;
вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность;
развитие навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени.
Содержание деятельности «Школы Вожатского Мастерства» строится на основе функциональных модулей
ВОЖАТСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЖУРНАЛИСТИКА
КРАЕВЕДЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЯ
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
ПОВЫСИМ СВОЙ IQ
СПОРТ
Подросткам предлагается самим стать организаторами работы в лагере, благодаря чему подросток не только приобретает опыт руководителя и вожатого, но и расширяет общее представление о профессиях по указанным направлениям.
Направление
Мероприятия
СОЦИОЛОГИЯ
1) проведение анкетирования на выявление интересов детей, их ожиданий от времяпрепровождения в лагере;
2) проведение рефлексии каждый день;
3) … анкет на тему «Здоровый образ жизни»;
4) рефлексия в конце отдыха;
ПОВЫСИМ
СВОЙ IQ
1) ежедневные интеллектуальные тестирования по повышению уровня интеллекта;
2) викторина по литературе;
3) конкурсы, «Я Рикки – Тики - Тави а ты кто?», «Сочини фразу», «Выигрывает последний»; 4)Занимательные истории с математическим решением
СПОРТ
1) турнир по шахматам;
2) первенство по футболу;
3) проведение спартакиады;
4) подвижные игры;
5) походы, велопоходы;
6) ежедневная зарядка;
7) проведение тренингов по профилактике злоупотребления психоактивных веществ.
АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
1) проведение театрализованных праздников;
2) игры «Эмоции животных»;
3) инсценировки анекдотов;
4) игры на развитие артистичности типа: «Расскажи стихотворение с набитым ртом, …с больным зубом …и т. п.»;
ЖУРНАЛИСТИКА
Ежедневная подготовка заметок и статей о работе лагеря и жизни села; (выход газеты 2 раза).
ВОЖАТСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
1) проведение тренингов «Могу ли я управлять..?»; «Что нужно знать вожатому»; «Поиск выхода из трудной ситуации»;
2) ежедневная разработка и подготовка различных мероприятий для проекта «УЛЫБКА» в начальном звене;
КРАЕВЕДЕНИЕ
1) исследовательская работа;
2) посещение исторических мест района;
3) организация экскурсий;
Законы в лагере:
ü Закон точного времени
ü Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность)
ü Законы охраны природы
ü Закон поднятой руки (внимание, прошу слова)
ü Закон здорового образа жизни
ü Закон рука об руку (все делать вместе, сообща)
ü Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения
ü Закон свободы слова
Права юных вожатых:
v Право уважения личности
v Право творческого созидания (Индивидуального и коллективного творчества)
v Право познания
v Право свободы выбора деятельности
v Право свободного общения
v Право на информацию
v Право на инициативу
v Право быть счастливым
v Право на ошибку
Для более эффективного функционирования «ШВМ» подросткам предлагается самостоятельно разработать систему поощрений и наказаний как индивидуальную, так и общеотрядную. Подросткам специально не предлагается шаблон; так как он предполагает навязывание, чего в этом проекте изначально не приветствуется. За 5 лет работы ребята приняли и разработали свою систему поощрений и наказаний. Денежная единица - лидерман
.
Количество заработанных лидерманов зависит от баллов, набранных за выполнение определенных работ.
Все ребята разделены на группы по 3 человека. Каждая группа придумывает свою символику и старается набрать большее количество лидерманов. Кроме групповых лидерманов, существуют и личные достижения, стоимость которых так же измеряется лидерманами коллективно. Личные лидерманы добавляются в общегрупповую копилку. В конце работы смены группа, которая набирает большее количество лидерманов поощряется призами. Тем не менее, все ребята, прошедшие обучение в ШВМ, получают аттестаты, подтверждающие статус юного вожатого.
В ходе работы «Школы Вожатского Мастерства» созданы условия для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период; для укрепления здоровья детей, для привития навыков здорового и безопасного образа жизни.
Для развития лидерских и организаторских способностей подростков.
Для работы комплексной программы летнего отдыха «Радуга» опыт проекта ШВМ «Лидер» является востребованным, так как программа проекта способствует реализации творческого потенциала подростков и является уникальным опытом в нашем районе. Проект существует на протяжении 5 лет и с каждым годом совершенствуется.
В 2007 году данный проект был представлен на отчетной районной конференции по итогам летней оздоровительной кампании. МОУ «Могойтинская СОШ» презентовала свой опыт работы в данном направлении. Программа была одобрена и рекомендована для перенятия опыта другими школами района.
Как показывает 5-летний опыт существования Школы Вожатского Мастерства в летнем отдыхе школы, отзывы подростков являются полностью положительными. В начале работы проекта было проведено анкетирование участников. На вопрос «Смогу ли я провести мероприятие с младшими школьниками?» 50% ребят были не уверены в своих возможностях управления детьми младшего возраста. Но заключительное анкетирование показало, что 80 % ребят открыли в себе организаторские способности.
Проект содействует укреплению связей школы с другими сельскими организациями и учреждениями в сфере отдыха и оздоровления детей, предполагает использование инновационных подходов и новых форм отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков. Так, в 2009 и 2010 году в период работы Школы Вожатского Мастерства «ЛИДЕР» в районном центре на районном празднике «Сурхарбан» ребята, являющиеся членами школьной волонтерской группы «Степ – Шаг в будущее», проводили акцию «Информационная палатка».
В нашей школе уже 9 лет действует организация школьного самоуправления «Республика СМИД», членами которой являются все ученики. Участвуя во всех мероприятиях, они автоматически участвуют в общешкольном соревновании. Как показывает опыт, после пятилетнего существования Школы Вожатского Мастерства, ребята, участники этой программы, с удовольствием продолжают вожатскую деятельность в рамках школьного самоуправления.
Спасибо за внимание!
Комментарии