Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Село до войны

16 марта 2012

В Сибирь наша семья приехала в 1930 году из Брянской области. Сначала поселились в Подикате, там я впервые увидел оленей и орочонов. В 1935 году переехали в Усть – Баргузин, а уже в 1937 году в Могойто. Помню, когда приехали в Могойто, отцу очень здесь понравилось и он сказал: «Будь проклят этот царь, что не выслал меня раньше в эту Сибирь. Ты посмотри Христиньюшка сколько здесь воды, сколько леса, сколько земли, а воздух здесь какой!»

 

На месте, где сейчас расположен поселок Мясокомбината, находилась Сталинская заимка – 6 домов. Неподалеку стоял ветеринарный пункт.

 

Там, где сейчас расположена улица Баргузинская, стояло 5 домов. В которых проживали семьи Базара Молодаева, Базаровых, Урбазаевых Нимы, Морхо, Волка, Гатляна Цыбикова. Ближе к реке по этой же улице стоял магазинчик.

 

На месте, где сейчас находится улица Почтовая была школа и ближе к реке находилась почта. Здесь же стоял 3-х квартирный барак, в котором были общими кухня и коридор. В нем проживали Афанасьев Сидор с женой Анной,  Афанасьев Леон с женой Анной и Белоусов Дмитрий Осипович с женой Христиньей Степановной. По соседству жил Суворов Алексей с семьей.

 

Неподалеку стояло зимовье для фуражиков - зимовщиков. Начальником зимовья был Власов Прокопий Тимофеевич.

 

В то время в Усть – Баргузине находилось агентство Союззолототранса, по нынешним меркам как ОРС леспромхоза. Начальником Усть – Баргузинского агентства в то время был Мальцев Леонид Михайлович, бухгалтером Фолейчик. Начальником Золотопродснаба во время войны был Дубровин Павел Васильевич.

 

По железной дороге до станции Байкал возили продукты и все необходимое для «золотых» приисков оборудование, а затем на баржах «Роза Люксембург» и «Клара Цеткин» до Усть – Баргузина. С Усть – Баргузина до Могойто возили:

 

- пароход «Баргузинец»;

 

- газоходы «Шкирятов», «Руставели», «Пушкин»;

 

- катер «Золотина» (капитаном катера был Свиридов Иван Михайлович)

 

Далее с Могойто все вывозилось до Баунта только в зимний период гужевым транспортом (3 лошади и ямщик). Лошадей и ямщиков в то время мобилизовали со всей республики, с каждого колхоза по 10 – 12 лошадей.

 

Конный двор Золотопродснаба находился на берегу реки Баргузин.

 

Население занималось заготовкой кормов,  разгрузкой барж и катеров, строительством домов. Чуть позже был построен еще один магазин.

 

Дорогу на Подикат в 1935 году строило государство. Зимовья располагались в следующем порядке:

 

Могойто – Тунген;

 

Тунген – Марикта;

 

Марикта – Подикат;

 

Стандартный воз был 6 мешков, т.е. 3 центнера, в верховья же Иката шла крутая гора и приходилось возить уже на полувозках, в два раза меньше.

 

Также была пекарня, вспоминается вкус хлеба испеченного пекарем Иваном Борисковым. Во время войны выдавали хлеб по карточкам 200 грамм на человека. В Золототрансе  - 400 грамм на иждевенца и 800 грамм – рабочему человеку. Было время, когда пекарня не работала, выдавали муку и хлеб стряпали сами.

 

Начальником управления «Баргузинзолото» в Цыпикане был Сущенко.

 

Начальником всей перевалочной базы до войны в Могойто был Рябченко.

 

Последним начальником Золотопродснаба в начале войны был Зуев, который потом ушел на фронт. В 1943 году открыли тракт через Романовку на Баунт и предприятие Золототранс ликвидировали.

 

Когда в 1936 году была организована и открыта МТС, Могойто делилось на 2 части: до бугра (где стоит магазин)  называлось Могойто, а дальше МТС. Первым директором был Телятников Никита Силович. Главным инженером был Удовиченко Петр Антонович. Главный бухгалтер Бадлуев.

 

На самом бугре находились мастерские, источником энергии был двигатель с машины «полуторки» мощностью 40 лошадиных сил. Затем мастерские перенесли и построили силами совхозов. МТС строили под руководством техника – строителя Березина.

 

Свет первый раз загорел 7 ноября 1943 года. Источником энергии был паровой котел =. Мощностью 75 лошадиных сил. Первым машинистом котла был Солоненко Ефим Федотович. В то время к старому сельсовету сделали пристрой и в этом здании открыли новый клуб, в котором и праздновали наряду с победой  Революции и первое освещение. Свет горел до часу ночи.

 

Также работала общественная баня.

 

Все поля до самой дороги принадлежали Сахулям. Во время войны все женщины работали в полях, помогали колхозам, также косили сено, готовили дрова. В огородах поливалась только мелочь, т.к. воду приходилось натаскивать с речки ведрами.

 

Во время войны МТС подготавливала технику для совхозов к весеннее – осенним полевым работам. Первым заведующим МТМ был Солоненко Трофим Ефимович.

 

В то время в районе работал совхоз Курумканский и колхозы:

 

- в Ягдыке – имени Ленина;

 

- в Алле – имени Сталина;

 

- в Сахулях – «Октябрь»;

 

- в Барагхане – имени Ленина;

 

- в Элысуне – имени Энгельса;

 

- в Аргаде – имени Калинина;

 

- в  Аргаде – имени Маленкова;

 

- в Тунгене – «Чапаев»;

 

- в Тунгене – «Труженик»;

 

- в Тунгене – «Ленинская искра»;

 

- в Гарге – имени Кирова;

 

- в Хуторхое – имени Светлова;

 

 Сначала колхозы и совхоз арендовали технику в МТС. Расчет зависел от того как  работает трактор. Во время войны людей в МТС не хватало и  с колхозов жили в Могойто в общежитии и ремонтировали свою технику в МТС. Этот метод ремонта назывался «бригадный», когда каждый ремонтировал свой трактор, комбайн и т.д. Когда главным инженером стал работать Батура Алексей Михайлович, стали практиковать «поточный» метод, когда, например, один трактор ремонтировали трактористы из разных колхозов. Агрономом МТС был Битаев.

 

Сначала трактора были только универсалы, потом появились гусеничные трактора «Нати» без пускачей, керосиновые, заводились только рукояткой.

 

Помню как в Сахули пригнали 4 гусеничных трактора, гул стоял на всю округу. Все бегали на них смотреть. Перегонял трактора Иванов Василий из Сахулей.

 

Последним директором МТС был Долбаев Илья Дамбуевич.

 

При Хрущеве все МТС были уничтожены и все оборудование передали в колхозы и совхозы. И колхозникам приходилось самим постоянно ездить в город Улан – Удэ за запчастями и своими силами ремонтировать технику.

 

Когда   пришел Брежнев Л.И., то восстановил МТС, теперь они назывались РТС. Директором РТС в Могойто был Печкин Василий Михайлович, затем Борисов Очир Аюшеевич. Парторгом был Толстихин Александр Ксенофонтович.

 

Когда РТС преобразовали в Сельхозтехнику, первым управляющим был мой брат – Белоусов Иван Дмитриевич.

 

- Рамаданов Виталий Владимирович

 

- Гаськов  Владимир Федорович

 

- Иванов Иван Георгиевич

 

- Кучумов Герасим Михайлович

 

Первое Заготзерно было в Хуторхое. У нас был открыт филиал от Хилганы. В 1943 году. Отсюда зерно возили в Улюн, в Улюне перемалывали на муку, привозили в Могойто, а уже отсюда на прииски.

 

После войны был открыт «Заготскот», первым директором был Глаголев. Сначала скота принимали живым весом и угоняли по дороге до г. Улан – Удэ, позже открыли убойный цех, мясо в зимний период увозили в город на Мясокомбинат. Бригадиром был Ревцов.

 

До войны и  во время войны в Могойто жили:

 

Скосырские, Белоусовы, Суворовы, Бадмаевы, Цыбиковы, Урбазаевы, Маладаевы, Михайловы, Безбадченко Иван Устинович, Безбадченко Иван Митрофанович, Волошин Алексей Федорович, Лыткин Василий, Михаленко, Барненко, Базиленко, Казанцевы, Тимофеев Платон, Проскурдин Иван Васильевич, Петелин, Николай Васильевич Бродников, Молоновы, Поздняков Иван Васильевич, Саган, Зарубин Иван Кузьмич, Власовы, Захарчук, Хмелинин Кузьма Федорович, Лапидус, Свиридовы, Бадмаев Кирилл Петрович, Богатых Григорий Александрович, Доржиев Буда, Соломинские, Шерстнев Иван Ильич, Леликовы, Кузнецовы, Даниловы, Разуваевы, Кальсин Василий, Стрепунины, Пальшин Кузьма Григорьевич, Зотов, Добряковы, Лобыцын Степан, Скосырский Гаврил Семенович и Семен Семенович, Скосырский Дмитрий Макарович, Родовиков Андрей Титович, Разуваевы, Усынины, Залуцкий, Волокитины, Волчугов, Козулин Андриян (был мастером делать ходки, телеги, бочонки), Раднаевы, Ангаланов Василий. Плотники – Базаров Ладон, Молонов Гатап, Цыбиков Гатлян, Белоусов Дмитрий Осипович, Кузнецов Иннокентий.

Автор: nina_boronina
Просмотров: 3694

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -