Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Вся жизнь в работе

19 апреля 2012

Воспоминания Скосырской Людмилы Ивановны о работе в Агротехнике. В далекие тридцатые годы ее дед основал в селе Могойто первую в долине Баргузинскую МТС

 

Я пришла работать в Могойтинское отделение «Сельхозтехника» после окончания школы в 1968 году, и сразу меня взяли на должность нормировщика ремонтной мастерской. В то время было две ремонтных мастерских: одна - по ремонту тракторов, другая - по ремонту автомобилей.

 

Заведующим  Ремонтными мастерскими был Тухватулин Владимир Алексеевич, механиком по ремонту – Белоусов Федор Дмитриевич, Бубеев Пунсык Шадапович, Зверьков Алексей Михайлович. В то время мастерская выполняла большой объем работы: ремонтировали капитальным и текущим ремонтом около сорока тракторов  и двадцати пяти автомобилей в месяц. Наша ремонтная мастерская славилась качеством выполненных работ. В наши мастерские везли технику на ремонт даже из соседнего Баргузинского района, так как у нас работали высококвалифицированные специалисты: Большунов Анатолий Кузьмич, Безбатченко Алексей Иванович, Кузнецов Виктор Иннокентьевич, Воронин Иван Георгиевич, Доржиев Ярба Зуртанович, Раднаев Очир Аранзаевич, Кондаков Афанасий Иванович, Белых Николай Демьянович, Воронина Любовь Михайловна, Солоненко Антонина Михайловна, Белых Александра Дмитриевна и другие.

 

Главным инженером работал Доржиев Александр Будаевич, который очень много сил и времени отдавал усовершенствованию ремонтных работ, внедрению рационализаторских предложений.

Директором работал Гаськов Владимир Федорович. В период его правления началось строительство базы «Сельхозтехника», печное отопление было полностью заменено на паровое.  Велось строительство жилья. Была построена улица Школьная.

 

С 1970 года управляющим предприятия был Иванов Иван Георгиевич, который продолжил начатое Гаськовым В. Ф. дело – строительство села.

Наравне с ремонтными работами предприятие стало оказывать сельскому хозяйству автомобильные услуги, услуги механизированного отряда, уход за сенокосными угодьями, пашнями, услуги по обслуживанию механизмов на молочных фермах, скотниках.

 

При Иванове И. Г. построили контору, гараж, склад для химических удобрений, детский сад, дом  отдыха на курорте Гарга, продолжали строить жилые дома. Появилась улица Молодежная.

Заведующим гаражом и ответственным по транспорту был назначен Бухальцев Виталий Иннокентьевич. Небольшой автопарк выполнял грузоперевозки для района. Летом в Кижингинский и Еравнинский районы завозили сеноуборочную технику, а зимой вывозили сено, солому. По договору рабочие нашего района занимались заготовкой соломы в Амурской области, оттуда до Улан-Удэ вывозили  железнодорожным транспортом, дальше машинами «Сельхозтехники». В особо засушливые годы возили сено из Монголии.

 

Шоферами работали Шерстнев Иван Ильич, Вологдин Дмитрий Филиппович, Игумнов Федор Михайлович, Примак Николай Леонтьевич, Шерстнев Валерий Павлович, Солоненко Михаил Трофимович, Бубеев Николай Етлаевич, Елшин Геннадий Алексеевич, Волошин Николай Алексеевич, Волошин Федор Алексеевич, Меньшиков Михаил Георгиевич, Воронин Иван Георгиевич, Гаськов Иннокентий Лукич, Коновалов Владимир Ильич, Балаганский Валерий Викторович,  Усынин Анатолий Мефодьевич, Кузнецов Николай Иннокентьевич, Распопов Николай Алексеевич, Гаськов Анатолий Георгиевич, Колмаков Николай Прокопьевич, Бельков Владимир и другие.

 

После ухода Иванова И. Г. управляющим недолго работал его брат Иванов Станислав Георгиевич.

 

С 1977 года управляющим стал работать Бубнов Виктор Васильевич. Во время его правления продолжалось строительство, а также расширяли объемы производства: открыли филиал автотранспорта в поселке Усть-Баргузин, отделили механизированный отряд и создали «Сельхозхимию», директором которой назначили Шагжиева Дамбо Хадановича, а начальником мехотряда Зверькова Александра Савельевича.

 

Директором автомобильного транспортного предприятия (АТП) в то время работал Булгатов Николай Апполонович. Осуществляли перевозки грузов из района в город Улан-Удэ и обратно, завозили соль для скота в Баунтовский район через Романовку, Сосновоозерск, Маловск, возили сено из Еравнинского района, колхозного скота вывозили на мясокомбинат, который находился в поселке Усть-Баргузин. На смену пришли молодые шофера: Шерстнев Николай Иванович, Шерстнев Илья Иванович, Вологдин Сергей Дмитриевич, Скуй Михаил Александрович, Низовцев Николай, Воронин Владимир Иванович, Воронин Геннадий Иванович, Безотечество Анатолий Леонидович и другие.

 

Топливо для автомобилей района доставляли на бензовозах нашей организации из Зорино, где находилась нефтебаза. Эти перевозки совершали Михайлов Николай Дмитриевич, Харлампиев Михаил Георгиевич, Макин Николай  Дмитриевич.

 

Была открыта станция технического обслуживания тракторов. В конторе была установлена радиостанция, которая весь рабочий день держали связь с городом Улан-Удэ, также на всех автомашинах была установлена рация. Начальником этой службы был Кокорин Василий Александрович, который позже стал управляющим (в период 1984 – 1986 гг.)

 

Большой вклад в организацию службы технического обслуживания внес квалифицированный специалист, инженер, Любин Владимир Михайлович, который приехал по распределению после окончания института. Всю свою трудовую жизнь посвятил работе в нашем коллективе. Технологами вместе с ним работали Безотечество Леонид Васильевич, Самбилов Антон Михайлович и другие.

 

В 1986 году было создано районное агропромышленное объединение, и наше предприятие попало под реорганизацию. В итоге оно было разбито на три предприятия: 1) РТП (ремонтно-техническое предприятие) занималось ремонтом техники и перевозками грузов – начальник Булгатов Н. А.; 2) База снабжения занималась автомобильными услугами и торговлей – директор Дармороз Юрий Филиппович; 3) Сельхозхимия – директор Досоев Федор Доржикович.

 

Я стала работать в базе снабжения вместе с Дармороз Ю. Ф. 

 

  Дармороз Ю. Ф.  – человек, который очень много сделал для развития нашего села и сохранения предприятия в нелегкие годы «перестройки». Юрий Филиппович был назначен директором агротехнического предприятия в 1985 году, его жена Анна Максимовна стала работать на нашем предприятии экономистом. В 1986 году перешел директором Базы снабжения, а в 1988 году снова было произведено слияние трех предприятий и появилось Открытое Акционерное общество. Впервые были устроены выборы и путем тайного голосования выбран директор этого большого предприятия Дармороз Ю. Ф. 

 

Я не побоюсь сказать, что это был самый трудолюбивый директор. Он мог выполнять любую физическую, умственную работу. Он зажигал своей энергией всех, кто рядом с ним работал. За время его деятельности была проведена реконструкция котельной на базе сельхозхимии и на этом месте построена пекарня, где выпекали очень вкусный хлеб, баранки, пироги из своей муки. Также была построена автозаправочная станция.

 

Очень большая работа была проведена по строительству заезжего дома в городе Улан-Удэ. Строительство производилось силами самих рабочих и шоферов. И перестали наши шофера мучиться с ночлегом, да и сейчас заезжий дом – это пристань для всех нас, наших детей, внуков, для наших студентов.

 

При Юрии Филипповиче  построили линию освещения улиц, врачебную амбулаторию, заказали проектно-сметную документацию на строительство дома культуры, даже выполнили нулевой цикл по его строительству, но настали 90-е годы, не стало финансов, упали объемы производства. И тогда Дармороз Ю. Ф.  взял в долгосрочную аренду землю-пашню в совхозе «Курумканский». Это были первые 2500 гектаров. Наши рабочие стали учиться работать на земле, выращивать сельхозпродукцию. Первыми были Толстихин Дмитрий Михайлович, Попов Иван Васильевич, Андреев Владимир Семенович, Андреев Сергей Семенович и другие.

 

В те трудные годы мы не получали зарплату, не было у предприятия средств на ее выдачу, в основном выдавали натуральной оплатой, т.е. товарами, которые меняли на бартер.

Все предприятия нашей системы в других районах развалились, но наше предприятие было сохранено. Меня часто спрашивали, как вам это удалось, и я всегда с чувством гордости говорила, что это заслуга нашего директора Дармороз Юрия Филипповича.

 

У меня в трудовой книжке только две записи: «18 ноября 1968 года принята в Могойтинское отделение «Сельхозтехника» и 2 апреля 2001 года уволена по собственному желанию в связи с уходом на заслуженный отдых». Я проработала 32 года на этом предприятии, из них 21 год – главным бухгалтером.

 

И я хочу вспомнить тех, кто всегда был со мной рядом, у кого я училась познавать азы бухгалтерского учета, очень жаль, что некоторых уже нет с нами.

 

Это Андреев Павел Тимофеевич, Бухальцева Руфина Яковлевна, Безбатченко Елена Александровна, Колмакова Вера Даниловна, Макина Надежда Семеновна, Шерстнева Анастасия Степановна, Примак Наталья Прокопьевна. С ними я работала в конце 60-х – в начале 70-х годов. В 1980 меня назначили главным бухгалтером, и опять рядом были труженицы-бухгалтера, на которых можно всегда положиться, и я знала, что они на подведут. Это Гаськова Валентина Кузьминична, Козулина Галина Федоровна, Коневина Галина Иннокентьевна, Михайлова Анна Иннокентьевна, Елшина Галина Прокопьевна, Попова Нина Николаевна, Шерстнева Лидия Ивановна, Шерстнева Ольга Леонидовна, Булгатова Дыжидма Цыбиковна, Брацило Альбина Петровна, Кудрявцева Татьяна Валерьевна, Подрезова Ольга Михайловна, Елшина Анна Геннадьевна.

Рядом с бухгалтерами всегда работали экономисты предприятия – это Яковлева Ольга Ивановна, Дармороз Анна Максимовна, которые очень много сделали для сохранения нашего предприятия. Благодаря их расчетам, директором принимались те решения, которые были экономически выгодными для дальнейшего функционирования предприятия.

 

И еще одна яркая личность, о которой хочется написать – это Любовникова Галина Михайловна, первый заведующий детским садом, где она проработала немало лет. Галина Михайловна – очень добрый отзывчивый, мудрый человек, педагог с большой буквы. Она пронесла эти качества через всю свою трудовую жизнь, и когда в 1987 году ей пришлось круто поменять свою деятельность, то эти качества очень ей пригодились. А стала она работать начальником эксплуатации Автотранспортного предприятия. Шофера относятся к категории сложных людей, а Галина Михайловна быстро нашла с ними общий язык и работа закипела. Пришлось научиться вести бухгалтерский учет и ладить с клиентами, одним словом осваивала новую профессию.

 

Всем, кто был со мною рядом в моей трудовой жизни, огромное спасибо и низкий поклон!                              

 

Скосырская Людмила Ивановна,

ветеран труда, заслуженный работник Агропромышленного комплекса

Автор: nina_boronina
Просмотров: 4354

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -