Выполнила: Луданова Анна, 9 класс
Руководитель: Михалева Татьяна Николаевна, учитель географии
Туризм - крупный сектор экономики. Все развитые государства мира заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.Туризм явил миру свой неисчерпаемый потенциал и определил конкретные законы своего экономического и социального развития на законодательном уровне как в национальных границах государств и стран, так и в системе всемирных туристских связей.
Романтика детства.
Марьясов Евгений Александрович родился на севере Томской области в 1950 году еще при жизни Сталина. Наш суровый вождь полувеком раньше в тех местах отбывал ссылку, которая в России очень долго была основным видом туризма.
Дед Евгения Александровича Кузьма тоже был изрядным путешественником. В период коллективизации, как только на него наседали вступить в колхоз, он усаживал на две телеги своих 12 детей и уезжал туда, где колхозов еще не было. Но все же однажды его забрали туда, откуда он уже не вернулся.
Главный туризм в детстве Марьясова – это рыбалка. Однажды, в начале 60-х, на реке он встретил группу людей, которые очень его поразили. Это были студенты из Томска. Они строили плот, чтобы на нем уйти в большое путешествие по великой сибирской реке Оби до океана!
Студенческий Томск в конце 60-х, начале 70-х стал для Евгения Александровича "Альмаматер" и втянул в мир романтики, гор, риска, потрясающей красоты природы и человеческих отношений. Спортивные походы, ночевки в снегу, горные перевалы, изумрудные озера Алтая, песни Визбора, Высоцкого, Круппа, первая любовь.
В школе Евгения Александровича избрали председателем совета пионерского отряда и, напрочь отбили желание заниматься общественной работой. Но, когда после строительного института, он оказался по распределению в маленьком городке на Урале, где была прекрасная природа, но не с кем было ходить в походы, то он, вдруг стал очень активным общественным деятелем.
Работа на БАМе (ШТЭО)
И там, на Урале и, затем, здесь, на строительстве нового города на БАМе - Северобайкальска Марьясову довелось заниматься организацией турсекции, турклуба, школы туристско-экологического образования (ШТЭО), проводить соревнования, слеты туристов, фестивали, концерты бардов, конференции, семинары, спортивные походы, исследовательские экспедиции.
Пришло осознание, что советский массовый организованный туризм это уникальное явление, которое вовлекало миллионы людей в очень позитивную, захватывающую, деятельность, полезную и для тела и для души. Вот главные ценности этого туризма:
здоровый образ жизни
высокие этические нормы взаимоотношений
любовь и бережное отношение к природе
высокий образовательный и воспитывающий эффект
высокий уровень общественной системы подготовки кадров (на уровне профессионального)
высочайший уровень инициативы и самоорганизации, что в условиях административно-командной системы особенно ценно
В 1990 г в Северобайкальске прошла первая в Байкальском регионе международная конференция по экотуризму. Читая ее материалы, Марьясов понял, что то, чем он занимается и есть экотуризм, только американцы (авторы идеи), видимо, об этом не знают.
С 1992 по 1994 г Евгений Александрович учился в Москве в Академии труда и социальных отношений. В этот же период ему довелось близко пообщаться с американскими экотуристами, приезжавшими на Байкал, а также лично посмотреть реальный экотуризм в национальных парках США. В своей дипломной работе менеджера непроизводственной сферы, он постарался проанализировать и обобщить полученные знания и опыт.
Принципы советского туризма:
перед походом обязательно изучи природу, быт, традиции и культуру населения места посещения;
во время похода бережно относись к природе, местной культуре и традициям, изучай, фотографируй, записывай, но не приноси вреда;
после похода - обязательно составь подробный отчет, защити его перед комиссией, предоставь в библиотеку, сделай максимум публикаций и выступлений;
Наш советский туризм развивался в условиях плановой экономики. С приходом рыночной экономики были привнесены понятия экономического компонента:
экотуризм должен быть экономически выгоден местным людям и местной экономике;
необходимо нанимать местных гидов, покупать местные продукты питания и сувениры;
экотуры должны проводить местные небольшие специализированные туроператоры;
часть доходов от экотуров должна уходить на поддержку сохранения природы.
Туристская тропа – как основа экотуризма.
В 2003 г. в составе группы организаторов экотуризма из разных мест Байкала Евгений Александрович второй раз побывал в США. В этот раз целью их путешествия была туристская тропа, как основа экотуризма. В результате этой поездки была создана новая общественная организация Большая Байкальская Тропа (ББТ). За шесть лет ее работы стало ясно, что проекты по строительству участков ББТ в разных местах байкальского региона с участием сотен и тысяч добровольцев (волонтеров) из десятков стран мира и из России - это самый реальный экотуризм. Это механизм, который позволяет создавать с минимальными затратами инфрастуктуру экотуризма на особо охраняемых территориях и других территориях с учетом сплава опыта предыдущих поколений советского туризма и новых идей на основе рыночной экономики. Благодаря тесному общению с гостями-волонтерами они оценили уровень реальной рекреационной ценности Байкальской природы, местных культур, получили рекламу их региона во всем мире.
Из строителя в туристского учителя.
Надо добавить, что после того, как прекратилось строительство БАМа, Евгению Александровичу пришлось поменять профессию строителя на туристского учителя. С 1990 по 2009 годы он учил экотуризму будущих инструкторов экотуризма и за это время, кажется, и сам хорошо понял, что это такое.
Для нашей компании важны такие правила:
Мы зарабатываем не на пороках, а на благодетелях
Мы не развлекаем, а помогаем познать новое
Мы очень любим то, что делаем
Мы дружим с нашими партнерами и доверяем им
Мы дружим со многими нашими туристами
В семье Евгения Александровича трое детей. Марьясову с бывшей женой Клавдией во многом, благодаря занятиям туризмом, удалось при воспитании детей избежать множества ошибок. Но об этом и о том, как они стали экотуристами, а потом и сотрудниками лучше, если они расскажут сами.
Перспективы и предпосылки
В наше село всё чаще стали приезжать организованные туристы, чтобы полюбоваться красотами северного Байкала, познакомиться с традициями и обычаями народов Севера - эвенков, местных жителей, приобрести продукцию местных мастеров – сувениры и меховые изделия, а также поучаствовать в мастер – классах.
Марьясов со своей командой проводит работу с местными жителями:
Проводит семинары;
Отправляет группы туристов;
Размещает информацию на своем сайте в Интернете.
Занятие туризмом может охватить максимальное количество безработных (их в нашем селе 165 человек), а также инвалидов (35 человек), молодых малообеспеченных семей (около 30). Всего в селе Байкальскоепроживает 709 человек.
Развитие сельского туризма также позволит найти средства и способы для сохранения природы.
Некоторые жители села поддерживают с ним связь, стараясь предоставить условия для отдыхающих (см. Приложение I-VI).
Заключение
В ходе исследования сделаны следующие выводы:
С развитием сельских гостевых домов на селе - обеспечиваются работой сельские жители, останавливается отток молодежи в город.
Работа в данном направлении ведется в сотрудничестве с Марьясовым Евгением Александровичем, с сельской и районной администрацией, что ведет к лучшим результатам.
Село Байкальское является поистине благоприятным местом для развития рекреационной туристской зоны, как в летний, так и в зимний период, и может сыграть большую роль в жизни местного населения. В перспективе можно будет организовать экстремальный туризм (горный, лыжный, охотничий).
Месторасположение нашего села благоприятно для всех путей сообщения:
автотранспорт – 40 км. до г.Северобайкальск; 60 км. до п. Нижнеангарск;
водный – имеется пристань;
железнодорожный – г. Северобайкальск, п. Нижнеангарск;
авиалинии – п. Нижнеангарск.
Хочется, чтобы село жило и процветало, пробуждало интерес не только гостей – туристов, но и сельчан к знаниям и приобщало к культуре, укрепляя любовь к родным местам и Родине.
Список используемой литературы:
Вестник республиканского детско – юношеского центра туризма и краеведения. Улан – Удэ «Бэлиг» 2007 . Сост. Т. Б. Молонова и др.
Памятники природы Байкала. Новосибирск «Наука» сибирское отделение. 1991. Сост. А. Б. Иметхенов.
Республика Бурятия Северобайкальский район. Улан – Удэ.
Северобайкалье. Новое время. Улан – Удэ 2010 год. О. Б. Дамдинжапова.
Эколого – просветительская деятельность в государственном природном биосферном заповеднике « Баргузинский » Улан – Удэ 2006 год. А. А. Ананин.
Мир Байкала 2006 год. Улан – Удэ П. Л. Носков.
Инновационному обществу – инновационное образование спецвыпуск. Улан – Удэ «Бэлиг» 2009 год. А. В. Дамдинов.
Староверы за Байкалом. Тарбагатай. Бурятия. Улан – Удэ.
Воспитательное пространство сельской школы: опыт, проблемы, перспективы. Улан – Удэ. «Бэлиг». 2009 год И. Р. Базаров.
Байкальский молодёжный форум «Здоровая молодежь – будущее России» Улан – Удэ «Новапринт» 2009 год
Край несметных богатств, край прекрасных людей. Нижнеангарск. 2000 год.
Сайт http.www.baikaltrail.ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Апробированные туристические услуги, предлагаемые жителями
Сельского поселения Байкальское - эвенкийское.
№ |
Туристические услуги села
|
Тур. . |
Конный маршрут (село Байкальское – местность Талая – мыс Котельниковский (горячие источники).
|
Филимонов Александр |
|
Прогулки верхом на лошадях. |
Терентьев Александр
|
|
Катание на лодках (прогулочные маршруты по озеру Байкалу) |
Бобров В. Ю.
Миронов И. Л.
Татарников
Кетров И. И.
|
|
Экскурсии по пещерам (местность Лударь, местность Красный Яр)
|
Татарникова Н. С.
Кантаков М.Н. |
|
Музей усадьба. Мастер – класс по изготовлению сувениров
|
Михалёва Т. Н.
Боброва В.М. |
|
Ночлег (от 2 и более человек)
Дополнительные услуги
-рыбалка
-сенокос
- выход за ягодами и грибами
-сад – огород
-автоуслуги
-питание
-баня.
|
Луданова Т. Э.
Бочарова М. Ф.
Татарникова В. П.
Татарникова Н. С.
Мошковцев А. А.
Миронов И. Л.
Козаченко Л.
Бикетова А. Н. |
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Школьный двухдневный маршрут «Байкальский перезвон»
1 день
8.00 – 8.45 |
Трансфер из города Северобайкальск в
с. Байкальское |
(авто, 40 км.) |
60 руб. |
8.45 – 9.10 |
Размещение в гостевом корпусе школы |
|
|
9.10- 9.30 |
Завтрак |
|
100 руб.
(дет. 70 руб.) |
9.30 – 11.30 |
Пеший поход (сопка Любви) |
5 км. |
250 руб.
(150 руб.) |
12.00 – 13.00 |
Обед |
|
250 руб.
(дет.200 руб.) |
13.00 – 13.40 |
Посещение школьного краеведческого музея |
|
100 руб.
(дет.50 руб.) |
13.40.- 14.40 |
Экскурсия по селу
|
4 км. |
100 руб.
(дет.50 руб.) |
14.40 – 16.00 |
Усадьба – мастерская (мастер-класс по изготовлению сувениров) |
|
50 руб. |
16.00 – 16.30 |
Ужин |
|
100 руб.
(дет. 70 руб.) |
18.00 |
Трансфер в
г. Северобайкальск |
40 км. |
60 руб. |
2 день.
9.00- 9.30 |
Завтрак |
100 руб.
(дет. 70 руб.) |
9.30- 16.00 |
Местность Лударь; Пещеры; Обед у костра; Мыс Красный яр. (протяж. маршрута 14 км.) |
700 руб.
(дет.350 руб.) |
16.30 |
Ужин |
100 руб.
(дет. 70 руб.) |
ПРИЛОЖЕНИЕ III
МАРШРУТ № 1
1. Школа (музей) 2. Церковь 3. Историческое захоронение 4. Стоянка древнего человека 5. Мыс Лударь 6. Галечная коса озера 7. Памятник участникам Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
Местонахождение: окрестности с.Байкальское Северо-байкальского района республики Бурятия, территория школы, села.
Протяжённость тропы: 3800 м.
Землепользователь: администрация с.Байкальское.
Наличие постановления органов власти о создании учебной тропы.
Назначение учебной тропы: эколого – краеведческое просвещение, обучение и воспитание школьников и населения.
Схема маршрута тропы.
Режим пользования: учебные занятия, экскурсии, отдых с ограниченным разведением костра. Запрещается загрязнение, распашка.
Необходимые мероприятия: оборудование смотровой площадки, изготовление и установка аншлага на выходе к остановке №4, санитарно-хозяйственные мероприятия по маршруту от остановки №5 до остановки №7.
Охрану маршрута осуществляют: учащиеся Байкальской средней школы.
Маршрут разработан: кружком «Юный охотник –помощник природы».Руководитель Кантаков М.Н.
Приложение:
Карта-схема маршрута тропы.
Постановление главы администрации с. Байкальское
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
МАРШРУТ № 2
1. Местность Лударь 2. Обзорная площадка 3. Губа Бултыханова 4. Мыс Писаный 5. Ключ Личимский 6. Озеро Личимское 7.Сельская свалка.
Местонахождение: окрестности с. Байкальское, побережье оз. Байкал.
Протяжённость тропы: 22 км
Землепользователь: администрация с.Байкальское.
Наличие постановления органов власти о создании экологической тропы
Назначение экологической тропы: экологическое воспитание школьников и населения, обучение основам научных исследований.
Схема маршрута
Режим пользования: учебные занятия, отдых с ограниченным разведение костра. Сбор научных данных, фенологические наблюдения (совместно с заповедником).
Необходимые мероприятия: оборудование палаточного городка, оборудование смотровой площадки. Санитарно-хозяйственные мероприятия. Изготовление и установка аншлагов, обозначение тропы на местности.
Охрану тропы осуществляют: учащиеся Байкальской средней школы.
Маршрут разработан: кружком «Юный охотник – помощник природы».
Руководитель Кантаков М.Н.
Приложение: карта-схема.
Постановление главы администрации с. Байкальское
ПРИЛОЖЕНИЕ V
МАРШРУТ № 3
Губа Лударь 2.Губа Бултыханова 3.Губа Богучанская 4. озеро Бормашовое 5.Слюдянские озёра 6.Горные шахты
Местонахождение: северо – западное побережье Байкала.
Протяжённость тропы: 29 км.
Землепользователь: администрация с. Байкальское
Наличие постановлений органов власти о создании эколого – туристической тропы
Назначение тропы: экологическое обучение и воспитание школьников и населения. Привитие умения выживания в экстремальных условиях. Проведение научных исследований (совместно с заповедником).
Схема маршрута тропы
Приложение: карта-схема
Постановление главы администрации села.
ПРИЛОЖЕНИЕ VI
МАРШРУТ № 4
1. село Байкальское2.озеро Личимское3.озеро Богучанское.
Учебно-промысловая тропа
Местонахождение: с. Байкальское и его окрестности.
Протяжённость тропы: однодневный
Землепользователь: администрация с.Байкальское.
Наличие постановлений органов власти о создании учебно-промысловой тропы
Назначение учебной тропы: для обучения учащихся навыкам промысла, закрепления теоретической подготовки, умению выживать в экстремальных условиях, привития наблюдательности и обобщения.
Схема маршрута
Режим пользования: практические учебные занятия по традиционным видам природопользования. Сбор научных данных, фенологические наблюдения ( сов-
местно с Баргузинским заповедником).
Необходимые мероприятия: изготовление и установка аншлагов, обозначение тропы на местности, охрана природы, биотехнические работы на озере.
Охрану маршрута осуществляют: учащиеся Байкальской средней школы.
Маршрут разработан: кружком «Юный охотник- помощник природы».
Руководитель Кантаков М.Н.
Приложение: карта-схема
Постановление администрации с.Байкальское.
Комментарии