Я свой рассказ начну с далеких дней,
Когда тропой и без дороги
Казаки шли в Сибирь за вольностью своей.
Будили спящий край и возводили города, остроги
В истории российского казачества достойное место занимает Забайкальское казачество, в том числе казакам нашей станицы «Желтуринская». В течении нескольких столетий они верно и исправно несли службу на восточных рубежах российского государства.
Как бы ни было трудно,
Казаки вновь и вновь.
Поднимались по первому зову
За царя, за Отечество билися вкровь.
За лихую казачьюволю.
Здесь на этой земле шли когда – то бои
В том далеком для нас 21 –м
Опаленные заревом той Гражданской войны
Летописными стали те дни.
Я, потомок казаков из рода Сухаревых, заинтересовалсяисторией казачества нашей станицы. Перечитал статьи из газет, встречался со старожилами села потомками наших казаков, познакомился с литературой о казачестве, летописьюнашего села составленной библиотекарем Сукневой О.В.
Сегодня мы поговорим о наших корнях. Дерево имеет свои корни, и чем сильнее корневая система, тем сильнее дерево. Так и человек силён, могуч своими корнями-предками. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считает, что: “ Знание корней своих – это память о прошлом, и забота о будущем”. Вслушайтесь внимательно в эти слова, какой глубинный смысл заложен в них.
Менталитетдаёт человеку точку опоры, помогает понять своё место в жизни. Национальное самосознание, знание языка, культуры, истории своего народа – одни из самых важных моментов в процессе саморазвития личности.
У меня появилось желаниеисследовать, как казаки обустраивали жилище; какие существуют обычаи, традиции станицы Желтуринской. Знание истоков казачьей культуры, нравов, обычаев понять и объяснить многие моменты.
Для многих людей в этих словах сосредоточены лучшие понятия о любимом крае, суровом, но в то же время прекрасном своей неповторимой природой, замечательным народом, с гордостью называющим себя – желтуринцами. Здесь три века назад по приказу царя караул наши предкидержали и трудясь от зари до зари,край таёжный они обживали. В далеком 1832 году (по историческим справкам) начали пробивать дорогу первые казаки-первопроходцы.
Вслед за ними в 1856 году на охрану границы прибыли и мои предки Сухаревы. Есть гипотеза, что с Дона,Сухаревы казаки. Кое-какие данные подтверждаются историческими справками из Интернета. Прибыв в необжитые дикие края, казаки начали корчевание деревьев. Потом стали обустраиваться. Строили себе дома из леса добротные. Морозы были крепкими. Особые природные климатические условия выработали у казаков особый стиль строительства жилых и хозяйственных построек.
Казачья станица Желтуринская имела отличие от других населённых пунктов. Все дома содержались в отличной чистоте. Большая часть домов была покрыта драньем, тесом. Станица имела исправные пожарные принадлежности. Казачий дом имел открытое крылечко с перильцами. Двор казака не всегда содержался в чистоте. Недалеко от дома находился амбар, сарай, в котором находился сельскохозяйственный инвентарь, базы или загоны для скота с особым закутком для свиней и овец. В ограде обязательно была коновязь. Они сеяли рожь, возводили дома, в желтуринскую землю корни пускали, только знали казаки, граница одна. За неё они грудью стояли. Строительство казачьего дома начиналось с укладки фундамента из камней. В дальнейшем у доброй хозяйки дом был как конфетка.
«Каждый казак – государь в своем дворе» - говорит пословица.Даже атаман без разрешения хозяина дома не мог войти во двор. Желтуринская станица входила в состав первого военного отдела ЗКВ. В 1897 году население Желтуры состояло в основном из казачьего сословия – 95 дворов – 603 человек, из них 314 мужчин и 289 женщин. По сведениям архивных документов этого же года атаманом Желтуринской станицы был младший урядник Иакинф Гончаров. Все жизненно важные вопросы и в будни и в праздники решали на казачьем круге. Казаки несли службу не только в Желтуре, но и уезжали вдоль границы. Уходили в походы. Казачки оставались дома и ждали.
В станице была возведена церковь Покровская. В праздник Покрова 14 октября со всей округи съезжались в нашу станицу люди. Этот праздник был после уборки урожая, праздновался он широко, весело. Проводилась ярмарка, качались на качелях, везде были слышны песни, игра на гармошках. А гостей встречали хлебом-солью. По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша. И те песни звучали до рассвета. Потом гости разъезжались и встречались на Троицу летом. Из воспоминаний бабушки Настасьи Шестаковой: «Гуляние проходило за селом на лугу, где стоят берёзки у реки. Праздник был весёлый, ходили коробейники, играли гармошки. Коробейники выкрикивали слова: «Подходи, честной народ! Коробейник продает березовые веточки. Есть сок берёзовый и многое другое.
Потом плели из жарков веночки, завивали берёзку и пускали по течению реки». Садилось за гору солнце, потухал закат, и начинались вечерние гуляния, к утру все разъезжались и расходились по домам. Каждый праздник отмечался по–своему со своими обычаями, обрядами. Из рассказа бабушки Миладоры Анисимовой: «Самый любимый всеми праздник – Пасха. Вот уж когда счастье приходило. Готовились люди к празднику, мыли избы, пекли куличи. Бедных и сирот было принято угощать, кто, чем может, кто молока, кто мяса кусочек «разговеться», кто кусочек сладенького пирога. В общем, народ был сердобольный, добрый. Надевали все свои обновы: ребята – новые сатиновые рубахи, а девчонки – длинные свободные ситцевые платья. С утра все шли все в церковь, молились, яйца с горки катали, а ребята у нас были бойкие, но воспитанные.
Браво жили, спокойно, на ночь окна и двери не закрывали, не боялись». Я принадлежу к старинному казачьему роду – Сухаревых, которыйпоселился в местности Тынгырык. А вот бабушка Ульяна, моя прапрабабушка рассказывала: «Молодежь на вечерки собиралась, клуба не было, в одном доме попоём, попляшем да и разойдемся. А днем в работе, всю жизнь «промунтулили». Наш народ славится угощением знатным. Чай горячий – наша сила. Чай любили распивать сегодня у одного, завтра – у другого». А бабушка Галя мне рассказывала: «Бабушки-соседки жили дружно, ходили друг к другу в гости, чай попить, поговорить, посидеть, пряли шерсть, вязали носки, варежки. Вышивали очень красиво, часть из всего этого сохранилась и отдана в музей-усадьбу «Казачья изба». Здесь собран богатый материал о жизни и быте забайкальских казаков.
В музее воссоздан интерьер старинной казачьей избы. В переднем красном углу – иконостас с иконами, по ним стол-угловичок, на котором лежат Библия, папаха, стоят свечи. Рядом на старинной фигурной подставке стоит патефон. У стены красиво убранная старинная кровать с узорным подзором и горкой подушек в кружевных наволочках. Перед кроватью висит зыбка. Есть сундук, в котором казачки хранили приданое; походный сундук, с которым казаки уходили в поход. По стенам развешаны вышивки, портреты, рамки с фотографиями, под общим названием «История й вызывают предметы домашней утвари – туески, кувшины, самовары, утюги и т.д. – все эти предметы быта собраны у нас в селе, даже не верится, что этими предметами когда-то пользовались в прошлом наши предки.
Своим существованием «Казачья изба» поддерживает духовную связь поколений, вызывает интерес не только у соотечественников, но и туристов из Америки, Германии, Монголии, Калмыкии, Белоруссии. (Приложение)
В староказачьих семьях строго соблюдались традиции предков, молодое поколение воспитывалось в духе преданности царю и Отечеству, уважения к старшему поколению, готовности к предстоящей воинской службе, к труду. Гордость принадлежности к казачьему сословию была присуща всем поколениям казаков. Сильна и непререкаема была власть атаманов в поселках и станицах. Тяжелые трудовые будни чередовались с праздниками, а праздновать в Забайкальском войске любили и умели.
Неукоснительно отмечались церковные праздники:Благовещение, Пасха, Вознесенье, Троица, Покров, Рождество. Эти праздники праздновались весело, с церковными службами, звоном колоколов, обильным застольем и в зависимости от праздника, с удалыми скачками и играми. Особо любимыми в народе были рождественские праздники. Россияне, в том числе и казаки, праздновали Святки красочно и весело. Начинали с празднования Рождества и продолжались почти две недели.
За эти дни проходили Колядки, в которых принималиучастие все от мала до велика. Ряженые приходили к хозяевам, пели заздравные песни и колядовали, т.е. просили у хозяев. С давних времен колядовщики считались хорошими гостями, их угощали и созывали специально, веря в то, что они приносят в дом счастье, покой, богатство, здоровье. Некоторые славельщики не заходили в дом, а произносили благопожелания за окнами. А зашедшие в избу пели Рождественский тропарь «Рождество твоё, Христе Боже наш». (Приложение). Не принять христославов считалось грехом для хозяина и обидой для тех, кто славил Христа.
Удивителен, самобытен и неповторим обряд казачьей свадьбы. В каждой станице существовали свои особенности, оттенки, красота, самобытность исполнения свадебного обряда. Сейчас одухотворенная красота свадебного обряда утрачена, но теперь же снова возвращаемся к венчанию. Свадьба – это праздник глубоко семейный, личный по смыслу, праздник становился всякий раз общим, справлялся открыто, на миру. На всю жизнь оставалась у молодых память о главном моменте свадьбы – венчании. Священник надевает на их головы высокие венцы, подобные коронам. Вот взошли они на амвон и стоят у самых царских врат, перед иконами, которыми благословили их родители, поставленные на алтарный иконостас. Вот уже певчие поют, стоя на клиросе, они поют новобрачным «многие лета».
В канун венчания непременно должен быть справлен девичник. В дом невесты приезжают наречённые свекор и свекровь. Привезённой с собой скатертью они покрывают стол, на который ставят привезённый ими же пирог, пшённик или творожник, хлеб-соль, вино.
Это угощение жениха для родных невесты, которые все приглашаются заранее на девичник, но самого жениха тут нет, а распоряжаются всем наречённые свёкор и свекровь. Невеста также за столом не бывает, а сидит со своими подругами, прижавшись где-нибудь в уголке или в другой горнице.
Между тем, все родные невесты едят и пьют; бабы, набившись толпой в избу, поют свадебные песни, величают и женихову родню, за что получают от величаемых деньги: гривну или пятак меди, а бывает и гроши.
В доме жениха в день свадьбы с раннего утра соберутся дружка, полудружка, тысяцкий, посаженный отец (крестный), посажённая мать (крестная), сваха и повозник. Дружка и полудружка по обычаю бывают повязаны полотенцами.
Все эти должностные лица, кроме повозника, съезжаются верхами, и всякий подносит жениху по краюхе хлеба и по курице, а у кого нет курицы, тот хоть десяток яиц. Приехавшие раньше других садятся за стол в ожидании, пока соберутся все. Когда все съедутся, то встают и идут во двор запрягать лошадей для невесты и под поезд. Для жениха седлается конь. Запрягши лошадей в телеги, все возвращаются и садятся обедать.
После обеда дружко берет образ, которым на сговоре был благословлён жених и, сопровождаемый всеми, идет на двор, обходит три раза запряжённых коней. За ним идет сваха и прочие должностные лица.
В с. Желтура последняя свадьба с обрядом венчания проведена была в 1928 году. Венчались в церкви Клочихин Иван Сергеевич (1909 года рождения) и Третьякова Ульяна Петровна (1910 года рождения). (Приложение газета «Бурятия» 24 ноября 1999 года).
Исследуя жизненный уклад казаков, выясняется, что по обычаю казаков женщина пользовалась таким уважением и почитанием, что в наделении обязанностями и правами мужчин не нуждается. Казак не имел права вмешиваться в женские дела. Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищая честь и достоинство – этим он обеспечивал будущее своего народа. Основой любого казачьего общества является семья. Брак – христианское таинство, семья его святыня и никто не имеет вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы.
Ответственность за всё, что происходит в семье, несут все члены семьи, но в большей степени глава семьи – отец. Семью определяться по территориальному признаку, по совместной работе или по каким-то другим причинам в небольшие группы (курени, хутора) Сюда могут входить холостые одинокие казаки или казачки. Более уважаемый член этой общины становится главой и принимает ответственность за каждого своего подопечного. Силой, хранящей общину, семью и всё казачье сообщество, должна быть любовь к своему народу и ближним своим, христианская нравственность и казачьи обычаи.
Мне очень отрадно, что сейчас возрождается казачество. И в нашем селе создаетсяКазачий хутор «Желтура» куда входят четырнадцать семей в том числе и моя бабушка Галя из казачьего рода Сухаревых. Атаманом Казачьего хутора избрана Сухарева Галина Ивановна – специалист СП «Желтуринское». От себя я хочу написать такие строки:
Мы растём, мы взрослеем, а годы идут.
Были горе и радость, удачи сомненья,
Только вновь сквозь века, желтуринцы несут
Неразрывную связь поколений.
Мы навек сохраним святость нашей земли
Помня вечно, отсюда мы родом.
Пусть горит огонёк путеводной звезды
Наднашей станицей, над каждым домом.
Комментарии