Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Легенда - предание о том, как прибыли к нам сартулы

13 марта 2012

В стародавние времена в XVII веке сартулы прибыли к нам из внутренней Монголии, из-под горы Сарта-Уула, что значит лунная гора. Говорят, что на склонах этой горы лежат большие круглые камни и при лунном свете они таинственно мерцают, отражают лунный свет. Племя сартулов прибыло в нашу долину в начале 1660 года через Желтуринский распадок между гор хребта Гунзан. В какой-то момент их продвижение остановила маленькая бурливая река. Вперед выступил лама, он стал читать молитву, бить в хэнгэрэк, литавры.

 

Речка на определенное время угомонилась, и люди смогли перейти через нее. Эту речку назвали Хэнгэрэк. Перебравшись через речку, они разошлись на разные стороны. Два брата направились в Бургалтайскую долину. Кто знает, может быть в память об этом событии назван тынгырык (созвучно Хэнгэрэк). А название Желтура (Дзилтура), видимо, появилось раньше. Ныне в долине Джиды живут сартулы, табангуты, атаганы, сальжуты, атебагаты, цонголы, урянхайцы, галзуты и потомки других народов. Буряты всю жизнь в дымных юртах, под открытым небом в степи и в горах. Сама природа наших мест выковала людей трудолюбивых и выносливых, мужественных и поэтичных. Прошумели и пролетели годы. Всипчная юрта, гостевая коновязь «сэргэ», пронесенные сквозь табунные столетья, ушли в область легенд и преданий.
 
С XVIII столетия часть джидинских бурят была занята на охране государственной фаницы и поэтому была причислена к казачьему сословию. Кроме них, с северных склонов Хамар-Дабана сюда были специально переселены тунгусы, которые впоследствии ассимилировались среди бурятского населения. Благодаря усилиям русского дипломата Саввы Рагузинского в 1727 году был заключен Буринский договор, установивший границу между Россией и Монголией. Первоначально бурятские казаки несли службу без огнестрельного оружия, имея лишь луки и стрелы.

 

Только при генерал-губернаторе Муравьеве-Амурском буряты-казаки были приравнены в штатах и вооружении к русскому казачеству. Начало официального бурятского казачества относится к 1764 году. В начале царствования Екатерины II своим Указом сенат учредил 4 бурятских конных казачьих полка: Ашебагатский, Цонгольский, Атагановский и Сартульский. Бурятские казаки освобождались от ясачной подати и наделялись земельными    участками.     В     1951     году    с    образованием Забайкальского казачьего войска бурятские полки влились в состав первой и третьей конных бригад. Джидинские казаки участвовали в 1854 году в обороне Севастополя, в Отечественной войне 1812 года, храбро сражались на фронтах русско-японской и первой мировой войн. За отвагу и мужество многие казаки были награждены орденами и медалями...
 
Теперь  на  фоне     истории   района  попробуем   проследить  историю возникновения нашего села. Впервые русские появились в джидинском крае в связи с образованием на русско-монгольской границе и проведением ряда почтовых и купеческих дорог через Хамар Дабан. «... Изначально, вероятно, на этом месте, где впоследствии возник Желтуринский караул, (а караул - это есть небольшое селение в 10-20, иногда 30-40 дворов) находилось зимовье или небольшое поселение, основанное первыми землепроходцами-казаками». По некоторым историческим данным казаки в наши мета пришли с Дона, безошибочно выбрали именно этот плодородный распадок меж сказочно ветвящихся гор; срубили избы, честно несли царскую службу, передавая от отца к сыну уклад, знания и негласный наказ - хранить семейную память. Этот караул, вероятно, был учрежден задолго до 1728 года... Дату основания караула - 1728 год указывает исследователь Забайкальского казачества А.С.Зайцев (Зайцев А.С.. «Русское казачество Забайкалья во II четверти XVIII- половине XIX века // Новосибирск, 1994 год, с. 190).
 
Во всяком случае, документами 1726 года подтверждается, что он уже существовал и, вероятно, был создан не по указанию свыше, а инициативой местных, скорее всего селенгчинских, т.е. приписанным к Селенчинскому (Селенгинскому) острогу, казаков. Но поначалу караул назывался не Желтуринский, а Зилтуринский или Дзитуринский (по названию реки, впадающей с правой стороны в реку Джида). И так, Желтура - Зилтура или Дзилтура, Джида -Дзида или Зида (Русско-китайское отношение в XVIII веке. Сборник документов.- М., Наука, 1990г). С началом продвижения русских на Урал, правительством России для освоения Сибири принимался ряд мер, одна из них - переселение людей в Сибирь «по прибору» и «по указу». «По прибору» - прибирали в казаки пашенных крестьян Архангельской, Олонецкой, Вятской, Волгоградской губерний.

 

Для этой цели сюда приезжали боярские сыновья и приказчики, которые «прибирали» (вербовали) вначале сотника. Сотник «прибирал» в свою очередь сотню охочих людей - десятников, а уже десятники «прибирали» себе рядовых казаков и стрельцов. Переселяемые «по прибору» уходили в Сибирь семьями. Партии вели приказные люди, назначенные из Москвы. Добровольным переселенцам давалась льгота на 2-3 года от налогов и ссуда в разных размерах на обзаведение хозяйством. Переселение «по указу» было принудительным для крестьян, провинившихся в чем-либо (переведенцы). Все вместе эти люди осваивали «новые землицы». Появились остроги, вокруг   их - заимки    служилых    людей    и    пашенных    крестьян. Заимки немноголюдные, по 5-6 дворов.

 

Налаживались в связи с коренным населением, особенно после появления 1665 году Селенгинского острога, который был установлен пятидесятником Гаврилом Ловцовым в районе впадения р. Чикой в р. Селенгу, что позволило казакам продвигаться по р. Селенге и р. Джида до встречи с монголами. Острог этот долго оставался передовым опорным пунктом и щитом русских поселений Забайкалья от набегов монголов. После него начиналась история приграничных русских поселений. К   1666   году   в   Селенгинском   остроге   насчитывалось   90   казаков.

 

Вооружены были казаки саблями, пиками, легким огнестрельным оружием (карабины, пистолеты, мушкеты), была у них и артиллерия. С появлением русских на бурят (основным их занятием было скотоводство) был наложен ясак. Бурятское население Забайкалья теснили с одной стороны монголы, с другой русские. Непрестанные миграции в Монголию и обратно отражались крайне   отрицательно   на   уровень   жизни.   Выбирая   меньшее   давление, кочевники склонялись то к одним, то к другим. Граница с Монголией еще не была установлена. Русские казаки занимались сбором ясака. Их поселения были вкраплены среди инородческого населения. Они сгруппировались около 4 пунктов: Нерчинска, Селенгинска, Удинска и Баргузина, но главным образом около двух первых. Необходимость охраны границы вызвала увеличения числа казаков. Казаки призывались правительством стать на границах для их охраны, были приняты меры к закреплению достигнутых рубежей. Чтобы приучить казаков к земле, заставить их самих выращивать хлеб, правительство отменило хлебное жалованье; да и доставлять хлеб в Сибирь из центральной России было долго и дорого. Кроме этого Петр Бекетов (руководитель одного из отрядов казаков 9-ой сибирской экспедиции) доказал, что даже в условиях короткого забайкальского лета можно выращивать хлеб.

 

Для этого казакам выделялась земля. Хозяйственная деятельность и воинская служба на границе - вот главные задачи казаков, поселившихся в нашей местности. Охраняли казаки границу так же, как и центральной части России. В случае появления противника в каком-либо месте, туда немедленно высылалась «станица» - значительные передовые отряды конницы. Станица состояла из головы, ездоков и вождей. «Сотни» - конные авангарды численностью от 50 до 100 человек. Они выполняли те же задачи, что и «станицы». Монголы со своей стороны часто делали набеги на русскую землю с целью грабежа. Казаки отражали натиск противника с помощью ружей. В 1673 году под Селенгинском прошла крупная битва между казаками Гетмака Многогрешного и монголами, которая закончилась победой казаков, что, позволило в дальнейшем 1695 году заложить станицу Харацайскую и от нее караулы Цакирский, Шараазарпшский, Хамнейский, Цеженский, Хулдат, Желтуринский, Боцийский, Чермутасвский караулы располагались от станицы на расстоянии 2-5 суток перехода на лошади. Такими сторожами граница охранялась до 1727 года.
 
В период с 1689 по 1725 год штат Селенгинских казаков составлял 150 конных и 100 пеших. Казаки составляли особую сословную группу населения, почти единственную военную силу в городах и по пограничной линии. В XVII веке казаки стали делиться на городовых, несших гарнизонную службу, и станичных линейных. Потребности в охране границы вызвали рост линейных казаков, особенно на южной границе. Условная граница с Монголией определялась селенгинскими комиссарами и монгольскими тайшами. В 1725 году для ведения переговоров с Китаем об установлении точной линии границы между двумя странами был назначен чрезвычайный посол граф Савва Рагузинский. В 1727 году уполномоченные России и Китая после длительных переговоров заключили Буринский трактат (на реке Буре в 20 км от Кяхты).

 

Была установлена официально закрепленная граница с Монголией в Забайкалье. В исполнении договора были созданы две пограничные комиссии в составе представителей обеих сторон, которые занялись маркировкой границы, т.е. постановкой пограничных знаков, а так же учреждением караулов перемещением поселений и кочевий в соответствии с принятым разграничением. Вдоль всей пограничной линии служилые поставили 87 маяков, представляющих собой земляную или каменную насыпь конической форма. Из них 63 маяка было установлено на восток от Кяхты, 24 - на запад, заложив из них секретно запись на русском и монгольском языках, заключающих в себе нумерацию маяков считая оные от Кяхты» (Константинова Н. Согласия обоих империй о разграничении земли. - Пограничник Забайкалья, №22-23, 1996 г.).

 

 Наблюдение за 24 пограничными маяками к западу от Кяхты, за переходом через границу людей и скота было вверено бурятским родам и небольшой части русских казаков, поставленных более для надзора. (В 1926 году в Забайкалье числилось 200 тыс. инородцев и 10 тыс. русских, в виду того, что силы для охраны границы у русских было мало, к пограничной службе стали привлекаться инородцы, уже тогда буряты составляли военные части). «7-ой маяк на хребте Хутагай-Ола поручен Селенгинским казакам Андрею Тугаринову сотоварищи да при них Сартолова роду Зайсана Дуки десять человек. Оным определено пограничное смотрение до указу. А поставлены они в урочище на устье Дзилтулы реки». Это и был пограничный караул Желтуринский. Пограничные инородцы наблюдали, чтобы пограничные маяки были исправны, чтоб не было перебежчиков и воров из-за границы, ловили их, держали под стражей и доносили о них в Селенгинскую пограничную управу. Уже в 1728 году количество караулов на забайкальской границе протяженностью в более двух тысяч верст превысили 30-ти.

 

Располагались они друг от друга на расстоянии 100-200 верст. Обязанности пограничной стражи определялись специальными инструкциями. Так, в соответствии с инструкцией дозорщику Фирсову, она должна была наблюдать за исправностью маяков и не допускать перехода границы людьми, угона скота; ей надлежало следить, чтобы кочевавшие монголы не занимали свободные между маяками территории... Кроме того, в обязанности стражи входил сбор информации о ситуации в Монголии, («О мунгальских» намерениях, предприятиях, о собрании войска и о воровских партиях) путем «ласковых» расспросов монгольских караульных. В инструкциях строго указывалось: «Никому ни каких обид, разорения, притеснения, и огорчения отнюдь не чинить, взятками и подарками не на одну копейку не за что не касаться». За упущение по службе пограничным служителям грозили: «указным штрафом, истязанием и всего имения лишением». Подобные правила действовали до середины XIX века». Всю эту деятельность контролировали пограничные комиссары (дозорщики). Дозорщики ездили от маяка до маяка по тропе. Если по горам проехать было невозможно, то объезжали с русской стороны, а за границу не переезжали. Ежегодно начальством делался объезд всех маяков.

 

Русские казаки несли службу на границе бессменно. Офицеры и рядовые получали одинаковое жалование по 6 руб. 50 коп. в год. Им также выдавался провиант в месяц по 1 пуду муки, 7 фунтов крупы на одного казака. Детям мужского пола до 16 лет выдавался половинный паек провианта. В зимнее время на лошадей выдавался фураж. Бурятские казаки служили на границе поочередно, через 3 года на 4-й менялись. Остальные жили в своих улусах. Бурятам разрешалось нанимать кого-либо вместо себя на службу. Никакого довольствия бурятский казак не получал, но был освобожден от ясака. Огнестрельное оружие им не выдавалось. Вооружены были пиками, шашками с деревянными ножнами, обтянутыми кожей, луками и стрелами. Лук и стрелы складывались в кожаный сайдак (колчан). Сайдак носился на плоском ремне через правое плечо.

 

Каждый бурятский казак имел не менее 100 хороших стрел. Окончательный порядок службы на границе был определен указом от 14.12.1731 г. Иркутской канцелярией. В связи с тем, что граница имела огромную протяженность, и охранять ее малыми силами было трудно, в период с 1752 по 1754 г. Российское правительство принимает меры по переселению казаков из городов на пограничную линию. С этих пор начинается тяжелая служба казаков на границе. Казаков стали обучать по военным уставам. В 1846 году - было принято Положение о казачестве. Оно ограничило возможность поступления в казаки и запретило выход из казачьего сословия. В казаки записывали особым царским указом. Дети казаков тоже становились казаками. Таким образом, окончательно сформировалось казачье сословие. Были четко определены сословные повинности:
 
1)   всеобщая   воинская   повинность  (неспособные   к   военной   службе уплачивали особый взнос).
 
2) особый порядок отбывания службы: 2 года подготовительной службы (подростки-казачата), 12 лет строевой службы, из них 4 года в строю и 8 лет  льготе, а затем 5 лет в запасе, кому исполнялось 40 лет, переводились на внутреннюю службу, в 60 лет - уходили в отставку.
 
3)   обязанность являться  на  службу  с  собственным  вооружением   и лошадью.
 
На службе казаки были одеты по форме: синие диагоналевые лампасами брюки, защитного цвета гимнастерка с желтыми погонами. Обмундирование, снаряжения коня казак должен был приобрести за свой счет из своего личного дохода, которое давало хозяйство. Для бедных это было тяжким бременем, особенно в неурожайные годы. Чтобы завести все необходимое для службы, надо было иметь 250-300 руб. Такую сумму казак мог скопить за 3-4 года.
 
В 1772 г на границе было поселено 800 русских селенгинских, Нерчинских и иркутских казаков вместе с семьями, женами и детьми. Этим поселением завершилось образование «пограничных казаков на китайской границе»: так именовались тогда забайкальцы. Часть семей прибыла и к нам. Стала складываться караульная жизнь со своими особенностями и ухищрениями. Русские и монгольские караулы, стоявшие друг от друга на 4-5 верст имели личные контакты, они периодически общались, обсуждали острые вопросы, а то и просто ходили, друг к другу в гости.

 

На каждом посту имелась половинка досточки размером 2,5-х 1 вершок черного цвета с надписями на двух языках. В июне месяце русские казаки (2 человека) отправлялись на ближайший монгольский караул, где и предъявляли свою половинку дощечки. Если обе половинки сходились в месте излома, то это служило доказательством, что между государствами ничего не случилось, и сохраняются хорошие отношения, и эти два казака те, за кого себя выдают. После этого три дня казаки гостили у монголов. После этого, забрав половинку дощечки, которая хранилась у монголов, казаки уезжали, оставив им свою половинку. В сентябре к русским казакам приезжали монголы с теми же церемониями и угощениями. Такое положение на русско-монгольской границе сохранялось до 1868 года.
 
Статус станицы, как своеобразной административной единицы территорий казачьего ведомства, вероятно, караул обрел после 1822 года в связи с реформой сибирского генерал-губернатора М.М.Сперанского («Устав о сибирских городовых казаках» // Байкал №3, 1994г). Но надо сказать, что в середине XIX веке еще существовал Желтуринский караул, где размещались казаки - русские и буряты Троицкосавской сотни (Васильев А.Г. «Забайкальские казаки», Чита, 1916г. с.4). Поэтому статус станицы и поселка Желтуринский караул приобрел позднее, возможно после 1870-х годов. В 1851 году 30 марта из казаков Нерчинска, Селенгинска, Удинска было образовано Забайкальское Казачье войско, на которое была возложена обязанность, охранять государственную границу России. Согласно расписанию станичных и поселковых обществ Забайкальского казачьего военного войска, утвержденного Военным Советом, 29 сентября 1877 года караул Желтуринский был преобразован в станицу Желтуринскую, в которую входили поселки Тынгырыкский, Елотуйский, Шариновский, Баянхосунский, Укыр-Челонский, Гыденский (из материалов музея погранвойск г. Кяхта). Управление Забайкальского Казачьего войска осуществлял войсковой атаман, облеченный военной и гражданской властью. Войско состояло из отделов со своими атаманами во главе.

 

Отдел объединял несколько станиц. Каждая станица так же имела станичного атамана, сбор (сходку) и суд. Желтуринская станица входила в состав 1-го военного Отдела Забайкальского казачьего войска. В 1897 году население Желтуры состояло в основном из казачьего сословия - 95 дворов, 603 человека, из них 314 мужчин и 289 женщин. Крестьянского сословия был один двор, 4 человека, из них 1 мужчина, 3 женщины. Для обеспечения станичных казаков паевым хлебом Желтуринская станица имела свой хлебный склад. Границу охраняли казаки Верхнеудинского регулярного полка. Казачьи полки, охранявшие границу, входили в отдельный корпус пограничной стражи. В каждом полку находился погранпредставитель (майор) от отдельного корпуса погранстражи, который следил за правильной охраной границы и решал возникающие вопросы с монгольскими караулами. Так продолжалось до весны 1918 года. (Из материалов музея Кяхтинского пограничного отряда). По гражданскому ведомству станица Желтуринская (а также станицы Цакирская, Боцинская, Цаган-Усунская, Киранская, Атамано-Николаевская) входила в состав 1-го полицейского участка, приставом которого в 1897 году был Яким Урусов из Атамано-Николаевской станицы. По сведениям 1897 года Желтуринским станичным атаманом был младший урядник Иакинф Гончаров. Почетными судьями, утвержденными Наказным Атаманом были:
 
1.  урядник Степан Бриков,
 
2.  урядник Константин Колодин,
 
3.  рядовой казак Хандунжнап Чердонов.
 
По сведениям 1901 года станичным атаманом был Алексей Сидоров, почетными судьями были:
 
1.  урядник Степан Бриков,
 
2.  урядник Константин Колодин,
 
3.   казак Хандужап Балданов,
 
4.  урядник Варфоломей Кол маков,
 
5. урядник Семен Бурдуковский (Справка «Забайкальское казачество Желтуринского поста краеведческого музея г. Кяхта). Обязанности станичного атамана были разнообразны. Он отвечал за сохранение порядка в пределах станицы. Ему подчинялись все обыватели, проживающие на войсковых землях, как казачьего, так и не казачьего сословия. В обязанности атамана входило: объявление новых законов, надзор за порядком, предупреждение преступлений, производство предварительных дознаний, принятие мер во время стихийных бедствий, задержание преступников и беглых, выдача видов на жительство, контроль над должностными лицами, за исправностью путей сообщения, за сбором недоимок, за хранением станичного имущества и общественного хлеба. Словом, на атамане лежали обязанности полиции.

 

Атаману помогало станичное правление, состоявшее из нескольких помощников и кандидатов. Особо важные вопросы решались атаманом совместно с почетными судьями. Почетные судьи избирались из чиновников и офицеров. Сюда избирали людей, отличавшихся безукоризненным и образцовым хозяйством. Все общественные станичные дела решились на станичном сборе, состоявшем из атамана, его помощников, судей, казначея и казаков-домохозяев. В 1860 году в Желтуринский караул с Тверской партией прибыл Михаил Андреевич Заугаров, 39 лет от роду, с женой Прасковьей Федоровной и детьми Александром и четырехлетней дочерью Екатериной. А с 3-ей Костромской партией в тот же караул Желтуринский прибыл Иван Матвеевич Силецкий 29 лет от роду с женой Дарьей Степановной.
 
В том же году в карауле Тынгырык поселился Ефим Иванович рлбаков с женой Настасьей Афанасьевной. Переселились они в 6-ой Тверской партией. Матвей Иванович Вербилов прибыл с 4-ой Ярославской партией (Сюсина Н.Я. по национальным фондам архива РБ // Джидинская правда 1999, февраль 25). Русские переселенцы не нашли вольной жизни. Они, как держатели земли, попали в зависимость от феодального государства: пахали государству десятину, платили хлебный оброк, а так же несли другие повинности. Крестьяне не имели права покидать место жительства. В свободное время от службы время, казаки занимались ремеслами, торговлей, промыслами, сельским хозяйством. Основное развитие получило скотоводство. Лошади и КРС явились основной тягловой силой развивающегося земледелия и средств передвижения. Казаки - великие труженики. Весь год по природному календарю расписан у них на строго определенные сроки. Только тот, кто укладывается в эти сроки, кто работал от зари до зари, мог рассчитывать на зажиточную жизнь.

 

Использовался и наемный труд, но это была только вспомогательная сила. Казна облагала налогом всех, с учетом числа работников и едоков в семье и количества скота. Семьи были большими, они полностью обеспечивали себя хлебом, мясом, молоком. В крепких станицах каждый казачий двор имел пятистенный дом, амбар, сарай, баню, постройки для скота, колодец. Казаки сеяли рожь, ярицу, овес, гречиху. Тяжелым бременем на казака ложилась действительная служба. Осенью уходила на полевую службу половина казаков в возрасте от 20 до 40 лет. Службу проходили в тех частях, к которым они были приписаны. Желтуриницы были приписаны к Селенгинскому острогу. В течение зимы казаки учили уставы, занимались строевой подготовкой, тактикой, огневой подготовкой, а весной уходили для несения службы в караулах на границе. В любую погоду казаки выполняли свои обязанности в дозорах и секретах, на берегах приграничных рек, на вершинах сопок, выслеживая контрабандистов, и наблюдали за границей.

 

Пока казаки служили, их хозяйство, оставшиеся на руках стариков, матерей, жен, нередко приходило в упадок. В Забайкалье в связи этим в казачьих селениях были часты случаи, когда ради пары лишних рабочих рук молодых парней — малолеток женили на девушках старшего возраста. Они-то, выйдя замуж, и тянули, в основном, все на себе. Если бы не долгая служба и не обязанность казака все для нее приобретать за свой счет, казачьи хозяйства в Забайкалье, были бы одними из крепких, так как льготы, данные казачеству, позволяли в отличие от крестьян, иметь экономию денег и использовать их для укрепления своего хозяйства и улучшения уровня жизни. А льготы были не малые. Кроме большого земельного надела (не менее 7,4 десятин), приложив к которому хозяйскую сметку трудолюбие, можно было неплохо жить; казак платил подушную подать вполовину меньше, чем крестьянин; а другие подати, обязательные для всех - это: за пользование лесом, покосами, пастбищем, водоемами — вообще не платил.

 

Несмотря на то, что доля казацкая была тяжелая и жили они в большинстве своем скромно, крестьяне охотно меняли свое сословное положение на казачье. Между коренными жителями и пришлым населением установился тесный контакт, приведений к взаимным обменам важнейшими хозяйственно-культурными достижениями. Великодушные и благородные черты русского характера, душевную щедрость и доброту простых крестьянских семей достойно оценили местные буряты и завязали добрые и дружественные отношения с русскими. Братская дружба бурятского и русского народов имеет историческую традицию. Она закалялась в пламени совместных боев в защиту своего Отечества. Желтура в свое время была довольно крупным административным казачьим центром с несколькими магазинами, церковно-приходской школой, почтово-телеграфной конторой и фельдшерским пунктом. Была здесь и большая церковь Покровская. Сюда, после окончания уборочных работ на престольный праздник Покрова пресвятой Богородицы, съезжались люди с окрестных сел. Здесь жили известные в округе купцы Полторацкие, Воронцовы, Смолевы, Тугариновы, потому в Желтуру ехали еще и за покупками.

 

В 1913 году в станице был открыт крупный таможенный пункт, и функции которого входил тщательный досмотр товаров, провозимых черен границу с Монголией. В 1918 году остро встал земельный вопрос. Казаки опасались лишиться преимуществ и льгот, пожалованных им царской властью за обжитие края и караул границ империи в Забайкалье три века тому назад, хотя казачья служба тяжелым бременем ложилась на их плечи. На первых парах отношение к советской власти было нейтральным. Не было определенности и ясности в подходе к насущным проблемам социальной жизни. Станичное управление было упразднено. Вместо него в начале функционировало волостное правление, а затем волревком и земство. Ползли слухи о земельной уравниловке, о лишении сословий, «антихристовой коммуне». Это время старожилы называли «смутой». И, конечно, происходящие здесь события, нашли свое отражение в дальнейшей судьбе казаков Желтуринской станицы.
 
Литература:
 
1.  Сукнева О.В. Край мой - земля Желтуринская.// «Джидинская правда», 1996 г., 15 октября.
2.  Дымчикова Л. Цагаатайн ЗО ной уг гарбал // Буряад унэн-2000г, янв. 13.
3.  Никитана Т. Клочихины //Бурятия - 1999г, октябрь 24.
4.   Зуев А.С. Русское казачество Забайкалья в XVIII четв. XVIII - I пол. XIX вв. //Новосибирск 1994г.
5.  Русско-Китайское отношение в XVIII В. // наука, 1990г.
6.  Константинова   Н.   Согласилися   обоих   империй   о   разграничении земли... //Пограничник Забайкалья, 1996г, №22-23.
7.   Сычевский   Б.    Кому    вверено    охранение    Кяхтинского    полка    и пограничных   маяков   на   границе.   Караулы,   учрежденные   Саввою Владиславовичем... Ара-хадан-Усинский или Джидинский // Байкал -1994г,№3, с.57.
8.   Устав о Сибирских городовых казаках // Байкал - 1994г, №3.
9.  Васильев А.Г. Забайкальские казаки // Чита, 1916г, с.4.
10.Сюсина Н.  Путеводитель  по  национальным  фондам  архива РБ  // Джидинская правда- 1999г, февраль 25.
11. Историческая справка краеведческого музея города  Кяхта,   2000 г.

Автор: gelbibl
Просмотров: 15943

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -