Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Из истории базгузинских бурят

6 апреля 2012

Из истории баргузинских бурят мы знаем, что к концу прошлого столетия сформировалась основные бурятские поселения – улусы Улюн, Баянгол, Курумкан и другие, рассеянные по всей территории Баргузинской долины.

 

Об их истории может поведать и топонимика. Характерными для долины являются названия с окончанием «канн»: Читкан, Улючикан, Курумкан . . . Известный бурятский фольклорист и этнограф С.П. Балдаев считает, что эти топонимы пришли к нам от эвенков ( «канн» в переводе с эвенкийского означает «озеро»), которые засеяли до прихода русских и верхоленских бурят всю Баргузинскую долину. Свои названия «привезли» и буряты: Харамодун – черный лес, Саган Нуур – белое озеро,

 

Урда хада – южная гора и т.д. С буддизмом связаны такие топонимы, как Маанито – место, где совершаются обряды. Обоото – место совершения обрядов.

 

В основном топонимы Баргузинской долины – эвенкийского, бурятского, русского происхождения, позволяющие в какой-то мере проследить ход всей много давней истории села.

 

Что касается происхождения слова «Баргузин», то на этот счет существует немало догадок и преданий. Автор летописи «Сокровенная история баргузинских бурят с присовокуплением документов» Ц.Цыренов, основывая свой вывод на народных преданиях, считает, что слово «Баргузин» произошло от «Баргужит – гоа» - имени Хоридоя Мергена – младшего сына Баргу-Багатура – одного из родоначальников бурят. Г.Н. Румянцев пишет, что во времена культуры курыканов на восточной стороне Байкала жило племя Байырку. Возможно, что этноним «байырку» может быть отождествлен с позднейшим «баргут» - названием большого союза древнемонгольских племен, обитавших в Забайкалье. По эвенкийским преданием до прихода в Баргузинскую долину тунгусов здесь жили баргуты. С именем Байырку, по-видимому, связано название реки Баргузин и страны Баргуджин-Токум – эвенкийские предания утверждают, что название «баргузин» происходит от слова «баргусин», что означает «переправиться на другую сторону реки». Некоторые ученые считают, что слово «баргузин» якутского происхождения, означающее «потустороннюю страну», если ориентироваться со стороны западного Прибайкалья. Сами же баргузинские буряты уверены, что «баргузин» ( по- бурятски «баргажан») означает глухую местность («барга», «балар»).

 

Словом, догадок много. Главное в том, что Баргузин, ставший в конце прошлого века центром огромной северной территории, включая нынешние Северобайкальский, Курумканский, Баунтовский районы и часть Прибайкальского, объединил многие народы и народности, живущие здесь, заложил основы доброй дружбы между ними.

 

Аргада расположена у северного подножья Икатского хребта, в живописной долине горной реки Аргады – притока реки Баргузин. Среди Белых камней и оврагов стояли юрты, в которых жили предки в кучках по родовому принципу. До Великой Октябрьской революции население Харамодунской булука (сомона), будучи обитателями самых отдаленных заброшенных уголков, не имело ни малейшей возможности учиться. До революции территория делилась на 8 булуков (сомонов). Во главе каждого булука назначался староста. Старостой Харамодунского булука в продолжительное время был Хобхолин Тангад (Цыремпилов Радна). После установления Советской власти Харамодуном руководил ревком. Первым заместителем ревкома был Цыденжап Гармаев.

 

С давних времен на территории Аргадинской (бывшего Харамодунского сомонного совета) администрации было много населенных пунктов, которые конкурировали между собой, чтобы стать административным и культурным центром. Даже первая начальная школа была открыта в 1917 году не в Аргаде, а в местности Хумо, не далеко от Харамодун. До сих пор самыми большими населенными пунктами являются Харамодун, Булак, Верхняя Аргада, Иликчин, Дусен.

 

История нашего села богатая и интересная, сначала хотелось бы остановиться на топонимике. Существует много версий по поводу названия села, но как утверждает Даша-Нима Бодиевич Дондуров, название «Аргада» произошла от слова «Арагуута», что в переводе с бурятского означает «Ара» - левая сторона, «Гуу» впадина, «Та» - бурятский суффикс.

 

Самая известная нам версия выдвинута Гур-Дармой Эрдыниевичем Дамбаевым в его же книге «Из прошлого и настоящего бурятских бурят», что здесь раньше жили эвенки и оставили это красивое название «Аргада». «Арга» в переводе с эвенкийского – «западный», «Та» - бурятский суффикс.

 

Очень интересна история образования и становления Аргады, как культурного, хозяйственного и административного центра жителей Харамодунского сомонного совета. Вот данные жилищного строительства в Аргаде: до 1917 года в Аргаде стояло 4 дома, в 1931 году – 5, в 1946 – 1950 гг.- это количество увеличилось до 11, в 1966 году в Аргаде насчитывался 31 двор. А сегодня в Аргаде – одной из самых крупных сел Курумканского района, насчитывается 523 двора, с населением 2184 человек. До образования этого центра, буряты Аргады жили родами (бууса). До революции 1917 территория волости делились на 8 булуков (сомонов). Во главе главе каждого из них назначался староста. А после революции власть, как известно, перешла в руки ревкомов. В то время ревком оборвался в Харамодуне. И Харамодун был административным центром.

 

Процесс объединения в селения связан с многими событиями в регионе, волости. Можно считать, что главную роль здесь сыграла коллективизация. В 1925 – 1933 гг. длился этот процесс объединения мелких крестьянских хозяйств в крупные. Тогда на территории сомона были организованы семь сельскохозяйственных артелей. Самое крупное коллективное хозяйство – колхоз имени Свердлова был образован в 1925 году во главе с Аюшиным Даба, позднее председателями были Василий Самбуев, Чойнхор Ринчино. В 1928 году – артель «Бато-Байдал» во главе с представителя ыалдановым Цыденом. В 1935 году организована сельскохозяйственная артель, на территории современной Верхней Аргады «Волна» во главе с Петром.

 

В 1945 году с объединением коллективных крестьянских хозяйств Аргада становится административным, культурным, образовательным центром. В школе проводилось не большое исследование – анкетирование среди учащихся младшего и среднего возрастов о том, знают ли они топонимику своей местности, могут ли объяснить смысл этих названий как переводится и что означает «Иликчин», «Эе», «Хамнига», «Турахин», «Халзар», «Икаты» и т.д. 90% учащихся не смогли объяснить смысл этих названий, Мы даем объяснения местных географических названий:

 

Аргада– «Арга» - западный, «та» - бурятский суффикс;

 

Харамодун –с бурятского на русский «черный, темный лес»;

 

Эет-(Ия) –младший брат реки «Аргада»;

 

Халсал– от бурятского «Хасаг» - казак, здесь находились войска баргузинских бурят;

 

Куйтун– холодное или «хиитан» - обширные приподнятые, плоские пространства вдали от леса, просторные пастбища и пахотные земли с плодородными почвами;

 

Икатские– от эвенкийского «икоат» - место для кормления оленей;

 

Сасандай– от монгольского «саса» - снег. Здесь выпадает много снега, на левой стороне долины Баргузина всегда бывает больше снега.

 

Турахино– «туран» - солончаковое место;

 

Булак– источник;

 

Халзар– от слова «халсан» - лысая высокая терраса;

 

Харгана– «кустарник»;

 

Иликчин –место, богатое черемухой.

 

1928 год. В Харамодунском сомоне была организована перовая коммуна «Бата байдал». Первыми коммунарами и организаторами были Цыден Шалданов, Гулген Бадмаев, Дамба Эрдыниев, Радна Шалбанов, Балсан Бадмаев, Гарма Бадмаев и т.д. Душой коммуны был коммунист Хобраков Монгол Арсаланович. Коммуна имела 156 голосов крупного рогатого скота, 310 голов овец и 23 головы лошадей.

 

1930 год. Открывается первый врачебный участок. Первыми врачом был Пышняк П.Е., о котором добрым словом вспоминают до сих пор люди старшего поколения.

 

1937 год. На территории сомона появились два хозяйства: в Харамодуне – колхоз имени Свердолова, в Аргаде – колхоз имени Калинина. Первыми трактористами были Бодиев Ц.М., Бубеев Р.Д. Первые из женщин трактористки Цыпылма Надмитова, Дунсама Очирова. Появился первый автомобиль. Первыми шоферами были Донгой Батуев, Панцак Очиров.

 

1940 год. Колхоз имени Свердлова был участником ВСХВ. Колхозники Лубсанов Л.Д., Мунхоев Ц.А., Абидуев Ц.О., Лосол Дабаев, Буда Ухилонов были участниками ВСХВ в Москве.

 

В 1941 – 1945 годы молодые колхозники Дынцема Гармаева, Мандари Должитова, Долгор Дондупова, Цырма Очирова работали бригадирами, заведующими МТФ. В 1943 году артель имени Свердлова выполнила план развития поголовья по всем видам животноводства: по крупному рогатому скоту – на 110%, по овцеводству – на 100%, по свиноводству – на 100%, по табунному коневодству – на 101%.

 

1945 год. Колхоз имени Свердлова объединился с артелью имени Калинина. Началось упорная борьба за дальнейшее повышения урожайности зерновых культур. Посев хорошими семенами, борьба с сорняками – все это дало свои плоды.

 

1947 год. Колхозники вырастили небывалый за все время существование артели урожай зерновых – по 11,5 центнера с гектара на площади 1616 гектаров.

 

1948 год. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1947 года за получение высоких урожаев пшеницы при выполнении колхозом обязательных поставок и натуроплаты за работу МТС в 1947 году и обеспеченность семенами зерновых культур для весеннего сева 1948 года присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»:

 

1. Бубееву Цыдыпу Шагжировичу – бригадиру тракторной бригады колхоза имени Калинина, получившему урожай пшеницы 22,15 центнера с гектара на площади 153 гектара;

 

2. Дамбаеву Гарме Дамбаевичу – председателю колхоза имени Калинина, получившему урожай 32,53 центнера с гектара на площади 61 гектар;

 

3. Ринчино Ниме Бадмаевичу – бригадиру колхоза имени Калинина, получившему урожай пшеницы 33,53 центнера с гектара на площади 29 гектаров;

 

4. Тубденову Шагжи Убардановичу – бригадиру колхоза имени Калинина Получившему урожай пшеницы 31,06 центнера с гектара на площади 32 гектара.

 

А передовые колхозники Даши Цыденжапов, Чойсрон Шотхоев, Чимит Ринчинова, Дынцема Сангадиева, Радна Даржаев были награждены орденами и медалями СССР.

 

1949 год. Запущена первая ГЭС мощностью 144 киловатт на реке Аргада. Обслуживали рабочие Лубсан Бальжиров, Степан Иванов. Населенные пункты: Аргада, Харамодун, Булак. Всего дворов: Верхняя Аргада, Харамодун, Тулетник, Догдо, Булак, Иликчин, Дусен, Племфермма, База, Цэтрей, Шанхай, Хабталин, Хумо, Катинск, Шагдар, Ламашка, Сасандай, Комплекс, Тахинаг, Онхоли, Эе.

 

В начале 40-х годов 19 века зародилась частная капиталистическая золотопромышленность в западном Забайкалье – Верхнеудинском и Баргузинском округах, и началась постепенное освоение золотых приисков. На север Бурятии потянулись люди, которые везли оборудование, продукты питания и другие необходимые вещи для старателей. Так, в начале двадцатого века на север Бурятии приехало много китайцев: кто на золотые прииски, кто на строительные работы. Но вскоре времена переменились: глянуло революция, границу закрыли. Кто смог из китайцев – уехали, остальные остались здесь, на севере Бурятии.

 

В наши места китайцы прибыли в конце 20-х начале 30-х годов, и основали поселения в трех километрах от села Аргада. Место это назвали «Шанхаем». Люди начали обживать места, занимая огородничеством. Постепенно ассимилировались, создавали смешанные браки. Семьи были большие, дружные.

 

Удивительно многонациональным было это поселение. В поселке было около тридцати дворов. Вначале люди жили землянках, затем строили свои дома. Это семьи Кутунцай, Бинчжанвен, Янфа, Люциюн, Вашинтун, Макае, Чое, Суйчин, Вансяоншин, Лифу, Янзыхо, Тунфули, Еншинфо, Люичин, Синфанси, Мазили, Масили. В Шанхае так-же проживали семьи русских и бурят: Молчанова Ивана Дмитриевича, Шотхоева Бадмы Шоноевича, Баторовой Бубей Доржиевны, Бадмаева Гогмбожапа Очировича, Бальжинимаева Даба-Даши Ринчинова, Очировой Дугар Николаевны, Будаевой Жигжимы Очировны, Мутунаева Цыремпила Пинхузаевича, Аюшина Бальжира Бадмаевича, Рабсаловой Намжилмы Цыренрвны, Цыбикова Цырена Самбиловича.

 

Китайцы незаметно начали осваивать бурятский язык. Вечерами, после работы собирались вместе, беседовали, вспоминая о своей родине.

 

Они в основном занимались огородничеством, делали кирпичи на кирпичном заводе, первыми провели оросительную систему – канавы. Вся работа проводилась в ручную. С самой ранней весны корчевали и копали землю, на новом участке высаживали картофель, капусту, лук и другие овощи. Представитель колхоза имени Калинина Гармаев Дамба Эрдыниевич предложил китайцам вступить в колхоз семьями. На это предложение все согласились. Так шанхайцы начали обеспечивать население Аргады и района овощами. Через каждые три дня отправляли по две машины груженых овощами. Тогда в колхозе был внедрен хозрасчет, т.е. за каждым огородником было закреплено несколько грядок овощей разного вида. В конце сезона получали трудодни по сданной продукции. В Шанхае огородом руководил активный земледелец Кутунцай.

 

В местности Иликчин также выращивали огород, где вместе с семьей работал Людофун. В состав огородной бригады были подобраны местные жители. Они обучались у Людофуна различным агротехническим приемам - посадке, прополке, окучиванию, поливу.

 

Площади огородов увеличивались год за годом. В самые предвоенные годы овощи здорово поддерживали колхозников. Для изготовления сушенных моркови, картошки, лука, табака был построен дом-сушилка с огромной печью по проекту Людофуна, высушенные овощи отправляли на фронт. Вот вспоминает дочь Людофуна, Лидия Николаевна: «По характеру отец был строг, любил дисциплину. Вставали шесть часов утра, занимались огромным огородом, помогали по хозяйству, кормили скот. Поиграть времени часто не хватало. Вечером семья собиралась вместе. Шутили, рассказывали смешные истории и стряпали пельмени.

 

Работой огородников в колхозе были довольны, вскоре были построено два больших овощехранилища. Теперь колхозники выращивали все овощи. В суровые годы Великой Отечественной войны китайцы продолжили работать, трудиться и многое они сделали для общей победы над врагом. Наступил долгожданный день Победы. Благоприятным выдался 1948 год. Хлеборобы получили добрый урожай пшеницы.

 

В июле 2006 года дети, внуки шанхайцев воздвигли памятное сооружение в честь своих отцов и матерей. Памятник состоит из ценных пород на мраморной основе. Специально заказан и привезен из Китая внуком Кутанцая, Олегом Цырендоржиевичем Хобраковым. Установлен памятник на месте «Кутунцаевского огорода».

 

Небольшой, уютный Шанхай в 40-е, 50-е, 60-е годы, окруженный лесом, рекой, горами, где шумела и играла многоголосая детвора, остался в памяти в каждого. И эта Память всегда с ними…

 

История появления татар в Бурятии относится к 19 веку. Значительный приток татар произошел при строительстве гигантов индустрии Бурятии - локомотивно-вагоноремонтного, авиазавода, но особенно большой – при выполнении союзной программы по переселению (конец 30-х – середина 50-х г.). По архивным данным, из всех переселенцев в Республику Бурятия по этой программе 60-70% составили татары. В год цифра доходила в среднем 400-600 семей. Учитывая трудолюбие и ответственность татар, в том числе в сельском хозяйстве, руководство Бурят – Монгольской АССР убедительно просило Представителя Совета Министров СССР Маленкова потребовать однозначного и безусловно выполнения Татарским Обкомом КПСС плана по вербовке и переселению татар в Бурятию.

 

Сегодня татары проживают фактически во всех районах Бурятии, в том числе и в нашем районе. В числе переселенцев в нашем селе появились семьи Степановых, Уракаевых, Ивановых, Васильевых.

 

Из воспоминаний детей семьи Ивановых.

 

Семья Ивановых в марте 1941 года поселилась в селе Аргада. Приняли нас, семью из шести человек, как родных. Через три месяца началась война, и наш отец – Иванов Степан Иванович, ушел на фронт. Наша мама осталась с нами, с четырьмя малолетними детьми. Настами трудные военные годы. Благодаря поддержке и помощи местного населения наша семья выжила.

 

Отец служил на восточном фронте, по окончании ВОВ вернулся с ранением.

 

По возвращении с фронта отец работал в колхозе электромонтером, мама стряпала хлеб: зимой для учащихся школы-интерната, а летом для колхоза.

 

Родители как могли дали образование, помогли создать семьи, принимали активное участие в воспитании своих внуков и правнуков.

 

Нас в семье семеро детей. У всех дружные и крепкие семьи, многие интернациональные. На сколько могли и сохраняли культуру. Наши родители – Степан Иванович и Анастасия Николаевна в счастливом браке и согласии прожили 63 года.

 

Современные татары, живущие в Бурятии уже 3-4 поколении, вскормлены благодатной бурятской землей, она стало им Родиной.

 

Шойндонов Мэргэн, ученик 10 класса 

Руководитель: Раднаев Э.Ц., учитель истории

Просмотров: 10159

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -