Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Типуки- исчезнувшее село Северобайкалья

Типуки- исчезнувшее село Северобайкалья

Луцкая – Румянцева Анна Константиновна, учитель географии Нижнеангарской ср.общеобр.школы№1

 

Моя родословная на Северобайкальской земле продолжается с 30-х-40-х годов 19 столетия, когда прапрадед Жимарин Осип Капитонович, отправленный на пожизненную ссылку в Восточную Сибирь, изменив фамилию на Непомнящих, поселился в селе Талая. С тех пор история моей семьи связана с теми селами, которых уже нет на карте Северобайкалья: Талая, Котельниковский, Тыя, Чичевки, Типуки.

 

Я хочу рассказать об одном из них - селе Типуки, которое существовало непродолжительный исторический период, но в его истории, судьбах его жителей, отразились исторические события, происходившие в Северобайкалье, Бурятии, стране.

 

История поселка Типуки относится к 20 –м годам прошлого столетия, когда в стране стала проводится коллективизация, и под лозунгом «Ликвидировать кулачество как класс» началось наступление на крестьянина-единоличника.

 

В Бурятии этот процесс начался раньше в южных районах и проходил в ожесточенной борьбе. В конце 20-х- начале 30-х годов имело место около 10 крупных восстаний, среди них : Бичурское, Тункинское, Селенгинское, Мухоршибирское и др. После этого в Северобайкалье потянулись переселенцы, большая часть их была с низовья Селенги, из Кабанского района. Выезжали они семьями на лошадях по льду. Большую часть переселенцев составляли земледельцы, люди, не хотевшие вступать в колхоз, опасавшиеся репрессий после подавления крестьянских восстаний, испугавшиеся конфискации и насильного выселения за пределы Бурятии.

 

До 1929 -30 года движение переселенцев, а также сезонное движение рыбацкого населения на Северном Байкале не регулировалось. В 1929 году, когда поток переселенцев резко увеличился, Правительством Бурятской республики была создана особая комиссия по обследованию Северобайкальского района.

 

Комиссия, в качестве предварительных мероприятий в части переселения в район промышленного и сельскохозяйственного населения, считает необходимым «временно не допускать вселение в район, но однако исключения для тех случаев, когда пришлые являются специалистами, способными влиять в сторону улучшения техники рыболовства или если эти поселенцы являются ремесленниками, нужными району: бондари, смолокуры, мастера-лодочники и т. д.»

 

В части переселенцев-земледельцев комиссия нашла возможным: «допустить

 

переселенцев- земледельцев в местности, начиная от поселка Типуки и выше по рекам В. Ангаре, Кичере, Котере, с тем, однако, условием, чтобы вселенцы не могли отрицательно повлиять на рыболовство в низовьях названных рек и на Байкале, а также с тем, чтобы всегда не могло неблагоприятно отразиться на оседлении тунгусов». (Общий экономический обзор Северо-Байкальского Туземного района Б-М АССР, 1931 год, стр №12).

 

Среди этих людей, переселенцев, спасавших себя и детей от репрессий, были жители Кабанского района, мои бабушка и дедушка Румянцевы Анна Павловна и Трофим Алексеевич.

 

Из рассказа Румянцевой Анны Павловны 1902, г. рожд:

 

«Мы жили в с. Шарашово большой, дружной, работящей семьей. Село красивое, посередине села находилось озеро. Наш огород выходил к озеру, из которого носили воду. Семья Румянцева Алексея Савватеевича жила не богато, но в достатке, потому что все работали, держали большое хозяйство. Сменилась власть. В деревне начали забирать мужиков, увозили - никто не знаел куда. Забрали и семьи старших братьев мужа, так они и пропали…

 

Однажды, это было конце марта 1931 года, пришел Алексей Савватеевич, отец моего мужа, и сказал: « Собирайтесь, надо вам уезжать!». Выехали мы в ночь. На одних санях была сделана кибитка, где поместились я и двое детей: Николаю было 5 лет, Косте было 9 месяцев. На вторых санях стоял сундук. Отправились мы на север Байкала – туда из деревни уже уехало несколько семей. Весна, тепло… На Байкале лед у берегов уже подтаял, подальше от берега- был еще крепкий, но уже тоже таял: поверх льда днем стояла вода, и из - под полозьев саней разлетались брызги.

 

Добрались до Нижнеангарска, задержаться в нем не разрешили. Почему? Не знаю… Отправились мы в Типуки, туда выехали с семьями старшие сестры мужа –Анна Муравьева и Евдокия Вторушина. В пути началась пурга, дорогу перемело. Сани, на которых стоял сундук, провалились в полынью, и вытащить их нам вдвоем было не под силу. Стало темнеть, кругом степь. Куда ехать? Что делать? И вдруг, в снежной пыли черная точка появилась. Это было на наше спасение… Из Душкачана в степь ехал дедушка за сеном. В такую погоду! Под вечер! Оказалось, что у коровы закончилось сено, и он отправился в степь: там с лета остался стожок. Он помог вытащить сани, и мы уговорили проводить нас. Долго он не соглашался: «Потеряют меня …», но все-таки помог добраться до Нижней Заимки. Чем могли - отблагодарили. Я всю жизнь благодарна ему: не он, замерзли бы мы. Поминаю его в молитвах…»

 

Так мои родственники, по линии Румянцевых, стали жить в Типуках.

 

Село Типуки было основано в 1925 году переселенцами из Кабанского района: Ключеревыми, Нелюбиными, Пуховскими, Чирковыми, Москвитиными.

 

Первым поселенцам не сразу удалось выбрать место для проживания. Верхняя Ангара – река мощная, с беспрерывными размывами берегов и всевозможными изменениями русла.

 

Первое неудачное поселение, расположенное на правом берегу р. Верхняя Ангара в 25 км от устья, при начале протоки Ангаракан, было залито и размыто. Народ перебрался в местность, называвшуюся Нижней Заимкой, в 7 км выше Ангаракана.

 

Но и новое место, Нижняя Заимка, периодически затоплялось, поэтому вскоре был выбран возвышенный район в 3-х км от берега р.В. Ангара, на берегу озера Тыпуки. Так возникло село Боры, которое позднее стало называться село Типуки. Жители Нижней Заимки разъехались: кто на Верхнюю Заимку, кто в Боры Интересно, что на карте 1931 года из «Атласа р Верхняя Ангара от Камнеокана до устья» с. Нижняя Заимка имеет двойное название: «с. Нижняя Заимка (Тыпуки)» . В 1932 году на Нижней Заимке имелись бондарные мастерские, снабжающие деревянной тарой Северобайкальские рыболовные промыслы. На этой же карте отмечены остров Тыпуки на р. В. Ангара и Тыпукинский промой.

 

По рассказам Ключеревой-Хамагановой Марии Егоровны, 1919 года рождения: «При переезде первые жители привозили с собой вещи первой необходимости: посуду, предметы мебели, одежду, зерно, муку. Поначалу жили в землянках, которые представляли собой выкопанную яму, внутри обнесенную «лесом», (брусом, бревнами), сверху покрытую досками. Потом раскорчевывали лес, на освободившемся от тайги месте, строили дома, стали появляться огороды, поля».

 

На Нижней Заимке и в Типуках, когда переехали мои родные, уже стояло несколько домов. Трофим Алексеевич и Анна Павловна, как и все переселенцы, раскорчевали лес, построили свой дом, позднее у них родилось еще 4 детей: Антонида, Георгий, Алексей, Людмила.

 

 

 

Румянцевы Трофим Алексеевич, Анна Павловна и их дети: Николай, Константин, Антонида. Типуки, 1937 год

 

Местность Типуки для поселения была выбрана удачно для хозяйственной деятельности, но труднодоступная. Село располагалось на берегу озера, в него можно было попасть только зимой на санях, а летом на лодках по Верхней Ангаре и через Типукинскую протоку.

 

К озеру подступала непроходимая тайга. Леса хватало и для строительства, и для отопления домов. С другой стороны село окружали заболоченные кочкарники- места, не очень удобные для сенокосов, но сена вполне хватало.

 

Озеро-старица Типуки, когда-то бывшее руслом реки Верхняя Ангара, было богато рыбой. Жители ловили рыбу, питались ею сами и кормили животных. Детворе было раздолье, целыми днями купалась летом в теплом озере. В тайге было много кедрового ореха, ягод, грибов.

 

Занесенные песком и илом древние русла р. В.Ангары превратились в болота Нижнеангарской котловины. Летом огромное количество комаров и мошки не давали спокойно работать людям и донимали животных. В каждом доме было несколько дымокуров.

 

Численность населения села Типуки не переставала расти, хотя и не так быстро. В 1931 году она составила 74 человека, было 17 дворов. В 1933 году была открыта начальная школа.

 

В село приезжали люди из разных районов страны, но больше всего из Байкало-Кудары и Кабанска. Из воспоминаний односельчан: «Жители деревни все были как на подбор: рослые, здоровые, сильные, умные. В колхоз принимали не каждого. Колхозники работали, как говорится, от зари до зари. Народ был дружен, праздники отмечали всем селом, никто ни с кем не судился, пьяниц, хулиганов, дебоширов не было».

 

В 1931 году был основан колхоз « Красный типукинец», еще можно встретить название «Типукинский рыбак». Основным занятием жителей было рыболовство, население было занято им круглый год. Вторым по числу занятости, вследствие удаленности поселка, был извоз. Население держало много скота, преимущественно коров, лошадей и свиней, В колхозе выращивали картофель, капусту и очень необходимую в хозяйственной деятельности коноплю.

 

Из рассказа Румянцевой (Кондаковой) Антониды Трофимовны, 1935 г. рожд.,

 

с. Типуки Северо-Байкальского р-на:

 

«В Типуках на поле сеяли коноплю, из нее делали веревки для сетей и неводов. Собирали коноплю в конце августа - начале сентября, проводили «Ударник». Это было большое событие для типукинцев, особенно ждала этого дня ребетня. Выбирали одну лунную ночь, и все колхозники, включая детей, шли на поля. Ночью семя набухает и не опадает. Из семян конопли получали очень вкусное масло. В колхозе оставались люди, которые накрывали столы для встречи работников.

 

Коноплю выдерживали - ставили в снопы, пока не замерзнет озеро. Когда замерзало озеро, на озере долбили канаву, ширина которой равна 60 см, длина 10 метров. Делали палки (шесты) с крючком, крепили к ним сноп, на каждый сноп по палке, и шесты СС снопами крест - накрест топили в озере. Это делали для того, чтобы конопля стала мягче. Весной вытаскивали набухшие снопы и развешивали на заборы для просушки. Когда конопля высыхала, ее в июни мяли, отбивали от шелухи. Из полученной мягкой пакли делали веревки при помощи специального деревянного колеса. При этом женщины обматывали себя и уходили от колеса. Пряли длинные, чуть тоньше карандаша веревки, из этих тонких веревок сплетали большую толстую веревку. Использовали веревки для сетей, неводов, также пряли тонкую суровую нить».

 

В годы войны в селах основной рабочей силой были женщины, дети, старики.

 

С 1942 года стал рыбачить в колхозе мой отец, Румянцев Константин Трофимович, ему было 12 лет. Он рассказывал: «В 15 лет стал бригадиром. В бригаде нас было 16 человек по 12-14 лет. Вначале рыбачил «на соровую»: по р В. Ангаре, озерам, протокам Ангарского Сора, позднее на Байкале - харюзовым неводом по восточному берегу до Сосновки».

 

В 1946 году Константина Трофимовича наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945г.г.».

 

Деду Трофиму Алексеевичу несколько раз приходила повестка на фронт, но доезжал только до Нижнеангарска, и его возвращали назад. В годы войны он был председателем Верхнезаимского сельского совета, куда входило и село Типуки. Некому было руководить на селе, да и был он уже в возрасте. Управлять хозяйством было трудно, но еще труднее было вручать похоронки, что входило в его обязанности. Как рассказывала бабушка, он ночами не спал, переживал, когда приходила похоронка, ведь их приходилось вручать людям, с которыми он жил рядом много лет, среди них были родственники: братья, племянники.

 

Во время войны в Типуки были отправлены переселенцы из приграничной полосы . Их расселяли в дома типукинцев, так во время войны в доме Румянцевых жили беженцы с Кировской области семья Верстаковой Александра Васильевна и ее трое детей: Валентина, Антонини, Михаил.

 

Трофим Алексеевич умер после войны, ему было немного за «пятьдесят». Сказались годы тяжелого труда и переживаний!

 

Так сложилась жизнь человека. Убегал от раскулачивания, а стал активным колхозником, председателем сельского совета.

 

Мой отец, Константин Трофимович, возвращаясь после службы в армии в 1953 году, заехал в с.Шарашово. Вот, что он рассказал о встрече:

 

«Было лето. Когда я зашел во двор, то увидел старенького дедушку, он сидел под сараем и делал веники. Мы поздоровались, я сказал, как меня зовут и кто я. Дедушка пригласил в дом. Когда там узнали кто я и откуда, очень удивились, обрадовались. Сразу набежало много людей, все родственники! Целая деревня Румянцевых! Вечером накрыли большой стол. Меня посадили возле дедушки, Алексея Савватеевича. Он меня спрашивает: «А кто ты будешь?» Я сказал. «Так ты Трошин?»… и заплакал.»

 

К 1950- году в селе было более 50 домов . Дома села были расположены вдоль Типукинского озера в один ряд на протяжении 2-3 км, и двухсторонняя улица шла от озера в поля.

 

На берегу р. В. Ангара, в 8-9 км от Типуков, располагался более крупный село- Верхняя Заимка, в котором существовал свой колхоз также занимавшийся ловлей рыбы. Ввиду близкого расположения двух колхозов, имеющих почти один и тот же промысел, в 1952-54 г произошло слияние колхозов. Население стало выезжать, вывозить постройки. Так в течение 4 лет село перестал существовать.

 

В наши дни на месте села Типуки установлена памятная стела.

 

 

Типукинцы на открытии памятного знака селу и колхозу «Красный Типукинец». 2011 год. На фото третья справа Румянцева-Кондакова Антонида Трофимовна

 

Литература:

 

1.Общий экономический обзор Северо-Байкальского туземного района БМ. АССР. 1931г. Архив.

 

2.Самойлов И.И., Калинин-Иванов В.Д. Атлас р. Верхняя Ангара от Камнеокана до устья. Иркутск, 1935.

Автор: Moderator
Просмотров: 5682

Дополнения

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -