«Именно это место выбрал I-й Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев, чтобы уйти в нирвану. Хамбо лама Заяев долго выбирал место для ухода в нирвану. Он был великим человеком, и он, естественно, выбрал для ухода в нирвану лучшее место в Бурятии, священное место. В Бурятии множество сакральных мест, но все они меркнут в сравнении с этим. Нигде в мире такого места больше нет!» - отметил XXIV Пандито Хамбо лама России Дамба Аюшеев.
В Селенгинском районе, Республики Бурятия, недалеко от моей деревни Бургастай есть сакральная местность под названием «Талын Харгана», которая тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба-Даржа Заяева. Именно это место выбрал I-й Пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но и отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место.
Близ местности Талын Харгана проходит международная автодорога, соединяющая Монголию и Россию. Именно на этом участке часто случаются автомобильные аварии, различные происшествия. Таким образом, ламы наказывают людей, не почитающих данное место. Чаще всего в аварии попадают нетрезвые водители, лихачи. Примечательно то, что ДТП случаются в одном и том же месте, метр в метр на совершенно ровной, прямой трассе. Есть люди, которые рассказывают, как, проезжая эту местность, они видели, что дорогу им переходили ламы, причем образы священнослужителей возникали из ниоткуда и мгновенно исчезали.
Когда ламы Буддийской Традиционной Сангхи России во главе с XXIV Пандито Хамбо ламой России Дамбой Аюшеевым искали место ухода Хамбо ламы Заяева в нирвану для того, чтобы в последующем установить в этом месте священную ступу – субурган, происходили знаковые для буддистов знамения.
Так по рассказам очевидцев, ламы долгое время не могли определить точное место ухода Хамбо ламы Заяева в Нирвану. Тогда XXIV Хамбо лама Дамба Аюшеев стал читать молитву Белой Таре. Вдруг в совершенно чистом небе (день был очень ясным по воспоминаниям очевидцев) стала парить огромная черная птица. Ближе к концу молитвы – птица села в одном месте равнины Талын Харгана. Тогда Хамбо лама Дамба Аюшеев сказал, что место ухода в нирвану – находится там, где приземлилась птица. Причем, как улетела птица, никто из присутствующих не видел.
Позднее после молебена один из лам никак не мог найти сумку с ламскими принадлежностями. Хотя дело происходило на равнине. Тогда Дамба Аюшеев отметил, что это Хамбо лама Заяев дает понять, что они сделали правильный выбор места его ухода в нирвану.
«У этого святого места есть история и будущее»,- так отозвался XXIV Пандито Хамбо лама России Дамба Аюшеев о сакральной местности Талын Харгана, что находится в нашем Селенгинском районе, рядом с селом Новоселенгинск и Бургастай.
В 2008 году на склоне сопок буддисты установили здесь лики двух божеств - Белой Тары и Зелёной Тары. Белая Тара символизирует исключительную чистоту и трансцендентную мудрость, а также является богиней долгой жизни. К Зеленой Таре обращаются как к воплощению всех просветленных, как утешительнице, как к защитнице, быстро отзывающейся на просьбу о помощи, как к покровительствующему божеству, проявляющему ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях. Также в 2008 году здесь был установлен Субурган «Намжил» – священная ступа, посвященный основателю буддизма в России I-му Пандито Хамбо ламе Дамба-Даржа Заяеву.
Дамба-Даржа Заяев родился в 1702 году и в пятнадцатилетнем возрасте в одиночестве покинул дом, пройдя Да Хурэ, Пекин и китайский город Дзам Си – нанг, после трёх месяцев странствий прибыл в Гумбум. Оттуда он направился в Куканур, через три месяца достиг Нагчу и через десять дней пожаловал в Дзу. Там в дацане Гоманг, одном из семи дацанов монастыря Балдан Брайнбунглинг, прошел курс обучения цаннида, прослушав и продолжив его изучение на летнем и зимнем семестрах.
Получил обеты гэцула от панчена Лубсан-Еши-гэгэна. В 20-летнем возрасте получил обеты гэлонга от далай-ламы Галсан Джамцо-гэгэна. Среди многих тысяч мудрецов, пройдя обряд дамжа, удостоился степени габчжу.
Великая российская императрица Екатерина II с целью решения вопросов упорядочения благосостояния жизни и вопросов вероисповедания поданных империи собрала на съезд по одному представителю от каждого народа. На аудиенции у императрицы, Екатерины II Дамба-Даржа Заяев получил в дар золотой портрет Государыни и высочайшее соизволение свободного вероисповедания своей религии.
Императрица Екатерина II официально утвердила институт Пандито Хамбо ламы, главы буддийской церкви всего Забайкалья, а первым на этой должности был утвержден Дамба-Даржа Заяев, получивший образование от Панчен-ламы и Далай-ламы.
Именно он ввел в России институт Пандито Хамбо лам. В 1777 году он ушел в нирвану, с тем, чтобы через 75 лет переродиться в XII Пандито Хамбо ламу Даши-Доржо Итигэлову, феномен нетленного тела которого активно обсуждается вот уже почти семь лет во всех средствах массовой информации.
Сегодня здесь идет строительство буддийского комплекса. Верующие посадят здесь красивейшие деревья. Это место мы назовем «Место утренней свежести». Здесь мы будем молиться Белой Таре и Зеленой Таре. Это место станет из самых важных для по-настоящему верующих буддистов России. Таким образом, буддийские паломники со всего мира будут приезжать в Талын Харгана. Место рождения выбирать нам не дано. Мы рождаемся там, где дали нам жизнь наши родители. Однако место ухода из физической жизни мы выбираем сами. Для настоящего буддиста очень важно – где уйти из этого мира. И это место я считаю лучшим для того, чтобы покинуть этот мир.
К примеру, индусы считают священными реку Ганг и город Варанаси. Они верят: если человек перед смертью побывал в Варанаси, его душа избавилась от всех грехов.
«Душа умершего в Варанаси попадает в рай. Потому индусы, которые почувствовали время смерти, приезжают туда», - говорит XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. – А душа варанасцев после смерти автоматически обеспечена всеми благами. Так и в этом случае. Верующие пожилые люди, предчувствующие уход, должны будут посетить это место – «Место утренней свежести».
Селенгинский район является историческим центром Буддизма в России. Наш район – родина девяти Пандито Хамбо лам. На территории района расположен главный буддийский монастырь Бурятии Тамчинский дацан – один из самых старинных сохранившихся дацанов в России, который с 1741 года принимал знаменитых ученых и путешественников, крупных учителей буддийского мира, будучи центром буддизма в России.
На территории района расположено множеств выдающихся объектов – религиозных, природных, исторических, туристических и т.д. Наряду с тем, что Талын Харгана по признанию Хамбо ламы Дамбы Аюшеева является одним из наиболее выдающихся сакральных мест для Российского буддизма.
Тубанова Н.В., 9 класс, НСОШ.
Комментарии