Свято-Покровская церковь с.Желтура
[1860 г.] – была построена казаками Покровская церковь.
1930 г. – по решению общего собрания коммунистов, комсомольцев и активистов села церковь закрыта и разграблена.
17 апреля 2000 г. – по инициативе Сухарева Виктора Ивановича потомка желтуринских казаков начато строительство нового Свято-Покровского храма.
14 октября 2000 г. – день возрождения Свято-Покровской церкви. Бригада строителей под руководством Сукнева Г.С. завершила строительство храма.
24 ноября 2000 г. – состоялось первое богослужение. Божественную литургию провел священник о.Виктор из Гусиноозерского храма, который в дальнейшем и окромлял Свято-Покровскую церковь.
С 20 августа 2001 г.
по 28 мая 2002г. - настоятелем Свято-Покровского храма назначен священник о.Федор (Ситников).
14 октября 2001г. - освящение церкви благочинным Бурятского Благочиния протоиреем Олегом Матвеевым.
14 октября 2002г. – день духовного рождения Свято-Покровского храма. Освящение церкви епископом Читинским и Забайкальским Евстафием.
Слава тебе, Господи,
Что мы казаки!
(Казачья молитва)
В конце XVII – начале XVIII веков в связи с необходимостью защиты границ южной части Западного Забайкалья, появляются пограничные караулы и целые казачьи станицы, разбросанные по всей пограничной полосе. В этих пограничных слободах и караулах строятся церкви, имеющие статус походных, а по прошествии времени становятся стационарными. В 1857 году была построена церковь для Забайкальского казачьего войска, имевшая статус походной. В последствии она тоже становится стационарной.
Стационарные церкви были построены в местах плотного расселения забайкальских казаков - в станицах, по южной границе Забайкалья (Желтура, Харацай, Цаган-Усун, Цакир, Джида и другие). По сравнению с кафедральными и приходскими церквями, казачьи храмы были сравнительно не большими, деревянными.
Внутреннее убранство православных храмов в Западном Забайкалье имело свои региональные особенности, вызванные особенностями частной и общественной жизни православного населения. Характерными иконами для таких церквей являлись иконы с ликами святых, которые покровительствовали воинскому духу.
В станице Желтуриснкой тоже есть такая церковь, которая называется Покровской. Она была построена предположительно в 1860 году казаками – переселенцами и являлась одной из первых крупных общественных построек. всем миром срубили православный храм и назвали в честь Покрова Святой Богородицы. Станица Желтуринская тогда была довольно крупным административным казачьим центром, с несколькими магазинами, таможней, почтовой конторой, церковно-приходской школой.
Главным праздником для населения Желтуринской являлся день утверждения Положения о Забайкальском казачьем войске, который отмечался 17 марта. В этот праздник проводился войсковой круг, церковный ход с выносом знамен и торжественным молебном.
Во всех станицах, в том числе и в Желтуринской проводились смотры казаков, находящихся на льготе и тех, которым только предстояло в этом году идти на службу.
Вторым по значению был праздник День Алексея Божия человека – покровителя забайкальских казаков, который праздновался тоже 17 марта. Поэтому два этих праздника были неразделимы.
26 ноября отмечался во всем казачьем войске День Святого Георгия Победоносца, когда чествовали кавалеров Георгиевского креста и вообще всех награжденных различными наградами. В Желтуринской таких казаков было не мало. Например, полным Георгиевским кавалером был известный Перфил Сухарев, два Георгиевских креста имел Бутусин Иван Степанович, который в последствии в 1936 году был репрессирован и многие другие.
Отмечались также и общегосударственные праздники: День рождения Императора и членов его семьи.
Неукоснительно отмечались всеми жителями станиц церковные праздники: Благовещение, Пасха, Троица, Рождество и т.д. Чтились и чисто забайкальские праздники: Духов день, День Кирики- Улиты, День Ильи – пророка, День Митрия –рекостава, Михайлин День. Праздновали очень весело, проводили церковные службы, звонили во все колокола, проводили пышные застолья, организовывали удалые скачки и игры.
особенно многолюдно и весело в Желтуринской станице было в праздник Покрова Святой Богородицы. Сюда, в Покровскую церковь на божественную литургию съезжались люди со всех окрестных станиц и деревень.
В 1916 году по приказу наказного атамана Забайкальского казачьего войска казачий поселок станицы Желтуринско –Покровской был переименован в Покровский (ЗЕВ» 1916 №13 с 441). В последствии станице вернули прежнее название.
В Покровской церкви, как было заведено исстари венчали, крестили детишек, отпевали усопших.
Последними, кто венчались в этой церкви были Клочихины Иван Сергеевич и Ульяна Петровна (по отцу Третьякова). Это было в 1929 году. (Никитина, Клочихины, Бурятия, №24, 1999 год).
В 30-х годах прошлого века церковь нашего села постигла горькая участь многих православных храмов. Партийные и комсомольские организации и местные активисты вели ярую антирелигиозную пропаганду и в результате постановлением общего собрания были закрыты церкви в Желтуре и Торее.
Из автобиографии С.Т. Трофимова, заместителя начальника погранзаставы: церковь разгромили, сбросили с нее кресты, сняли купола и колокола. В помещении церкви сделали сельский клуб, кладбище на церковном холме снесли, затем, когда был построен Дом культуры, здание церкви снесли совсем.
Улица Покровская в годы Советской власти стала называться Пограничной, а с 1994 года ее переименовали в честь Маршала Рокоссовского. Именно здесь в годы Гражданской войны прошло становление, боевое крещение тогда еще молодого талантливого полководца, ставшего в последствии Маршалом двух армий Советской и Войска Польского.
Народ нашей страны вновь стал тянуться к вере, которая помогает ему защититься и спастись. Поэтому, вопреки всем неурядицам последних десятилетий, взмываются ввысь вновь возведенные купола церквей, строятся храмы и часовни.
Современная Желтура тоже , не смотря на экономический кризис, активно стала возрождать здание святыни В Желтуре свершилось благое дело, по инициативе солидного спонсора Виктора Ивановича Сухарева, потомственного казака и при горячей поддержке жителей нашего села 17 апреля 2000 года произошло поистине историческое событие – начато строительство Свято-Покровской церкви.
Виктор Иванович Сухарев родился в 1948 году в городе Улан – Удэ, закончил Восточно-Сибирский Технологический институт, затем уехал работать в далекий Сургут. Последние годы живет в Москве и занимается туристическим бизнесом. Его фирма «Байкалтехинвест» строит туристические комплексы на Байкале.
«Я верующий человек и мне хочется, чтобы наша республика поднялась вровень с другими – говорит Виктор Иванович – мы инвестируем средства в развитие Бурятии. Наши учредители пожелали участвовать в восстановлении Посольского монастыря в Кабанском районе, построить турбазу в Горячинске, построить церковь в Желтуре. Церковь Покрова построена в Женлтуре потому, что она там стояла и раньше. У меня здесь в Желтуре родился отец, моя бабушка, здесь и покоится их прах. Вообще моя родословная идет от Перфила Сухарева, который приехал сюда жить в 1850 году. У меня было желание отдать моим предкам свой сыновний долг. Но что можно сделать для усопших? Вот так и появилась идея построить в Желтуре православный храм.
В 1999 году я специально приехал в село, где встретился с людьми и поделился с ними своей идеей, а в апреле 2000 года строительство было начато»
Немало личных средств, души и энергии вложил в дело строительства Сухарев В.И. «Я построил храм своей души» - так поэтично отозвался Виктор Иванович об этом событии, ведб Свято-Покровская церковь – это его первое церковное детище. Это потом он поможет в строительстве Ильинской церкви в поселке Загорск г. Улан – Удэ, вложит большие средства в возрождение Спаса - Преображенского монастыря. В настоящее время при его помощи строится церковь в селе Харацай Закаменского района – на родине его матери.
Храм в Желтуре – это уютная, светлая церковь с устремленными вверх маковками куполов, с позолоченными крестами.
Благодаря спонсору Сухареву В.И. был приобретен иконостас, различная церковная утварь для алтаря и самое главное – появились в храме колокола. И теперь опять, как много лет назад, плывет над нашим селом колокольный звон
Первой помощницей и советчицей Виктора Ивановича стала его супруга Параскева Геннадьевна. Постепенно все больше народа стало включаться в исполнение данного проекта: жители села, представители различных учреждений и организаций района.
И вот уже 14 октября 2000 года в праздник Покрова храм распахнул свои двери для прихожан.
Всего за шесть месяцев бригада строителей по руководством мастера своего дела Геннадий Семеновича Сукнева возвела и сдала под ключ великолепное здание.
Жители села Е.г. Самойлова, о.Ф. Усова, А.Т. Килина, Е.Г. Хороших, Т.И. Усова, Г.И. Сухарева пожертвовали для храма старинные иконы, которые они бережно сохранили от поругания в лихую годину.
Старостой церковного совета прихожане избрали Сукневу О.В. – заведующую сельской библиотекой.
24 ноября 2000 года в нашем храме прошла первая Божественная литургия и крестный ход вокруг церкви, которые провел отец Виктор из Гусиноозерского храма.
В августе 2001 года настоятелем Свято-Покровского храма был назначен священник отец Федор (Ситников), который прослужил до 28 мая 2002 года.
14 октября 2001 года состоялось освящение церкви, которое провел Благочинный протоирей Бурятского Благочиния отец Олег (Матьвеев).
Днем духовного возрождения нашей Покровской церкви стал день 14 октября 2002 года, потому что именно в тот день епископ Читинский и Забайкальский Евстафий вместе с протоиреем отцом Олегом(Матвеевым) осветили престол в храме.
«Возрождение нашей Родины – напомнил владыка – начинается и заканчивается не экономическими, а духовными реформами. Нужно вернуться к нашим корням, добрым традициям, только так мы придем к полнокровной жизни в изобилии и полноте духа».
Литература:
1.Никитина Т. Клочихины, г. Бурятия, 1999 г. ноябрь, 24
2.Сукнёва О.В. И зазвонили вновь колокола, г. «Джидинская правда». 2001 г. октябрь 11.
3.Николаева И. Повернуться к богу « Православная Бурятия» 2002 г. октябрь.
4.Елисеева О. Я построил храм своей души « Патриот Бурятии» 2002 г. ноябрь 6-13.
5.Автобиография Трофимова С. Т зам начальника погранзаставы Желтура в 1928 – 1930 гг. (см. в Летописи села, раздел « Пограничная застава – наша гордость, наша слава» ).
6.Историко-культурный атлас Бурятии – М. ИПЦ «Дизайн, информация». Картография; 2001 с.370- 377.
7.Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священно служители Бурятии, XVII – XX столетий. Энциклопедический справочник Улан-Удэ: кн. изд-во, 2001 с.40- 46.
8.Сукнёв А. Казачество Земли Желтуринской. Реферат – исследование.
Комментарии