Изучение песенной культуры семейских на примере жителей с. Вознесеновка, её особенностей, а также история хоров Бурятии и, в частности, села Вознесеновка.
Семейские песни – это одна из характерных традиций, отражающих замечательную культуру людей крестьянского труда, занимающихся земледелием, скотоводством, а в свободную минуту отдающих себя искусству народного пения. Песня в их жизни создавала атмосферу духовной красоты. Она заменяла неграмотному пахарю всё: и книгу, и театр, и оперу, была воспитательницей в жизни и посредницей в любви.
Писатель Валентин Распутин определял семейские песни как редкостное хранилище языка и самосознания народа. Семейские в первозданной чистоте сохранили свою уникальную культуру, истоки которой восходят ещё к древней допетровской Руси. Объект исследования: хор села Вознесеновка 60-х гг. ХХ века, ансамбль «Берегиня» с Новокижингинск; история песенной культуры с. Вознесеновка на протяжении н. ХХ до н. ХХI века; песенная культура семейских.
В этом году наше село отмечает юбилей – 90-летие. В 1918 году весной в семейском селе Новая Брянь Заигревского района произошел сильный пожар, уничтоживший значительную часть домов села. Оставшись без крова погорельцы решили перебраться для обустройства в новые земли. Первая группа в 1918 г. основала первое в Кижингинской долине русское село Леоновка, а вторая группа в 1920 году село Вознесеновка. Все переселенцы из Новой Бряни, Мухорталы и Бады были семейскими. Они сохраняли и развивали песенную культуру своей этноконфессиональной группы.
По воспоминаниям Сафронова Анатолия Павловича, «в Вознесеновке певчими были все семьи». Изучая картотеку воспоминаний старожилов села мы нашли материалы о роли песни в жизни наших односельчан в довоенное время. «Все работы делали с песней. Так легче было. Особенно когда в поле, на сенокосе. Поработали, присели ненадолго, сразу кто-то песню поёт, все подхватывают». (Гостева П. С.) В зимние вечера собирались у кого-либо дома на посиделки небольшими группами. Девушки приносили прялку, вязали, пели игровые песни, плясали. Все о чем пели в песне, показывалось забавными движениями. Часто разыгрывали песни. Участвовало несколько человек. В деревне были свои мастера пантомимы и актерства. Их с охотой зазывали на вечёрки. Жаль, что это осталось лишь в воспоминаниях старожилов.
В праздничные и выходные дни собирались семьями за общим столом. «Главным блюдом» была именно песня. Вплоть до середины 80-х годов в селе сохранялась такая традиция: в праздничный день хозяйки с утра накрывали стол, горячую еду в чугунках оставляли в русской печи, а затем собирались у кого-то дома (к 1-му столу). Собравшиеся чаще всего были родственниками, соседями. На всю компанию больше одной бутылки спиртного не ставили. За столом больше пели, чем ели и пили. Потом все вместе выходили из дома и с песнями шли к другому уже накрытому столу. Шли неторопно, пели громко, чтобы всей деревне слышно было. Особенно звучными, певчими были семьи Гостевых, Мясниковых, Абрамовых, Козыкиных. За праздничный день и вечер успевали посидеть у 3 – 4-х хозяек. Вот как по воспоминаниям старожилов отмечали Троицу.
На Троицу берёзку одевали нарядно, лентами, бусами, платками. Вокруг наряженной берёзки девушки ходили хороводом, или друг за дружкой и «голосили песни». Обычно девушки собирались на одном конце деревни, шли с берёзкой и песнями вдоль улицы. По дороге к ним присоединялись другие девушки и парни. В Вознесеновке было две улицы в 20 – 40-е гг. шли по одной, а затем через мостки переходили на другую. А потом шли в лес. Там гуляли. Еду собирали в складчину. Самыми распространенными в репертуаре села были лирические протяжные песни, которые легко пелись и зимними вечерами, и в поле, и за праздничным столом. В праздничные дни пели хороводные, шуточные песни. Особенно любили вознесеновцы частушку. Были и обрядовые, например, свадебные песни. К сожалению большинство из них сегодня утрачены.
Из истории семейских хоров Забайкалья. Семейский хор с.Вознесеновка 60-70гг. ХХ века и ансамбль «Берегиня» с. Новокижингинск н. XXI века. В развитии певческой культуры семейских огромную роль играют народные хоры. Наиболее известным является Большекуналейский хор которому в следующем году исполнится 80 лет. Уже в 1937 году на краевом смотре художественной самодеятельности в г.Иркутске они заняли 1 место. Затем они стали участниками первой декады бурятского искусства в Москве 1940г, где выступали на сцене Большого театра. Несколько семейских песен было записано на пластинки. Особой популярностью стали пользоваться песни «В островах охотник», «Не вейтеся, чайки, над морем», «Жил я у пана».
Записанные в те годы и распетые на особый большекуналейский манер, они до сих пор вызывают восхищение у слушателей. А жители этого песенного села сложили частушку: «Наши песни на пластинках, Их по радио поют» Исполнительное мастерство семейских было так высоко, что многие не верили, что так могут петь люди труда. Песни семейских привлекали внимание П. М. Казмина, руководитель государственного академического русского народного хора им. М.Е Пятницкого. Дружба этих хоров началась ещё в 1949 году и продолжалась 20 лет. В 1953 году П. М, Казмин побывал в большом Куналее, записал ряд песен и частушек. Некоторые из них в последствии были обработаны композитором В. Т, Захаровым и вошли в репертуар хора им Пятницкого. Кроме Большекуналейского хора звание народного были удостоены Тарбагатайский, Десятниковский, Забайкальский (г Улан-Удэ).
В Красночикойском районе Читинской области – Архангельский, Малоархангельский и Урлукский. Широкой известностью пользовался Забайкальский семейский народный хор. Первые попытки создания этого хора относятся к 1961 году. Оформление в хор произошло в 1967 г благодаря усилиям самодеятельного композитора Дорофеева Н. И особенно выросло мастерство хора в 70-е г, в пору, когда его руководителем был Белокрыс они выступали в Москве, Ленинграде. В 1971 г выступали в Москве на международном музыкальном конгрессе. Всевозрастающий интерес к фольклору во всём мире не мог обойти и семейские фольклорные коллективы. К ним зачастили гости из разных городов России и из-за рубежа. Из Москвы, Новосибирска и Иркутска; из Франции, Польши и ФРГ. Фольклорные группы из Бурятии выезжали в Монголию, Финляндию, Кипр. Большекуналейский хор побывал в 1990г во Франции, в 1991г в США. В 60-е годы 20-го века песни семейских привлекли внимание союза композиторов РСФСР.
В Москву на Всенародный смотр фольклорных коллективов была приглашена мужская группа Большекуналейского хора. Музыкально одарённых людей и среди жителей села Вознесеновке было много. В сельском клубе часто собирались для спевок ещё в 50-е годы, но оформление в хор произошло в середине 60-х. Начало 60 –х годов – это эпоха хрущёвской «Оттепели». Активизируется самодеятельные коллективы. В селе Вознесеновке в 1963 году создаётся семейский хор. Организатором его был Окулов Вячеслав Антонович. Художественным руководителем Казыкин Михаил Николаевич. Ядром коллектива были 2 семьи Гостевы и Казыкины, Гостева Просковья Степановна, её дочери Вера, Евдакия и Валентина, сын Георгий и зять Анатолий Сафронов.; Козыкин Михаил, его сестра и дочь Валентина. Отбирается репертуар. Репетиции проходили поздними вечерами, после рабочего дня и домашней вечерней работы. Собирались в клубе. Через несколько месяцев после создания поехали в Улан-Удэ на республиканский конкурс самодеятельных коллективов, где заняли 2 место, уступив лишь Большекуналейскому хору.
Сафронов А. П. вспоминает: «С Большекуналейцами сразу подружились. Собрались в одной большой комнате, где стояло пианино и всю ночь разговаривали и пели. Их руководитель А.И. Рыжаков, послушав как мы поём и расспросив о том ,кто и как нас готовил, сказал, что если бы с нами начали заниматься так, как с их хором, то очень скоро мы бы им не уступали. Некоторые наши песни им были совсем не знакомы. Песню «Орёл», которую исполняла мужская группа нашего хора, они сколько не пытались, а спеть как надо не смогли. Рыжаков А.И. много интересного рассказывал. В годы войны, например, часто из города приезжали в Большой Куналей и говорили, что они должны выступать в госпиталях, на заводах. А колхозное начальство (особенно в страду) отпускать их не хотело. Ведь фронту нужны были продукты. Поэтому старались колхозную работу поскорее всего сделать, если надо и ночь работали или искали себе замену. Одежду для выступлений с собой прямо в поле брали, оттуда их забирали и по госпиталям везли.
После конкурса Вознесеновский хор выступал на заводах, предприятиях г. Улан-Удэ. Всем участникам дали премию и грамоты». Эта победа привлекла в хор новых певцов. Особенно прославился дуэт Абрамова Сергея и Мясниковой Агафьи. Хор просуществовал около двух лет. Распался после того, как уехал его организатор Окулов В. Семейные ансамбли Гостевых и Козыкиных ещё какое то время продолжали выступать на концертах. Более 30 лет семейские песни сохранялись и передавались в семьях. И лишь в начале 21 века в с. Новокижингинск стало возрождаться и популизироваться семейская песенная культура. Создается фольклорный коллектив «Берегиня». В 2005 году по инициативе Ивановой Валентины Владимировны, 1953 года рождения, заведующей сельским клубом «Вознесеновский». Она проявила недюжинный организаторский талант.
Обошла все семьи, где сохранялась семейская песня. На спевки в клуб стали ходить 15 человек. Придумали название ансамблю, собирали и записывали песни. Из комодов достали старинные сарафаны и кички. И после длительного перерыва зазвучала со сцены семейская песня. Художественным руководителем стала Черенщикова (Рябцева) Наталья Петровна, 1954 года рождения. Она правнучка Манзурова Абрама Афонасьевича, одного из основателей с. Вознесеновка, приехавшего сюда из Новой Бряни в 1921 году. Дочери Абрама Афонасьевича славились необычной голосистостью и очень большим репертуаром семейских песен. Душой коллектива является Тарабукина Валентина Александровна, 1923 года рождения. Oна не только запевает, но и пляшет на сцене. Ансамблю 5 лет, но он уже получил широкую известность в республике.
В 2007 году фольклорная группа «Берегиня» участвовала на встрече старообрядцев мира «Путь Аввакума» в г. Улан-Удэ и получила диплом и ценный подарок. В 2008 году они получили диплом на втором Республиканском фестивале русской песни «Живая вода» г. Улан-Удэ. В 2009 году «Берегиня» вернулась с дипломом со второго Международного фестиваля фольклора старообрядческих коллективов «Раздайся, Корогод!» г. Улан-Удэ. Па этом фестивале участвовали не только старшие участники группы «Берегиня», но и молодое поколение, включая нас. Возродили и празднование наиболее любимых праздников Масленица и Троица.
Особенности песенной культуры семейских. Художественный руководитель ансамбля «Берегиня» Черенщикова Н.П. вот как характеризует песенную культуру семейских: «Живя в окружении бурят и монголов, семейские сберегли многое от русской старинной, сформировали своеобразный местный говор, особую самобытную пенную манеру. Следует отметить своеобразие напевов протяжённых (проголосных) напевов семейских песельниц и песельников. В традиции семейского пения наиболее ответственным считается исполнительские функции зачина, подхвата и это обычно удаётся только опытным мастерам, знающим все премудрости этого сложного искусства. В нашем селе общими усилиями сохраняются во времени самобытные черты семейской песенной традиции.
Ревностными носителями редкого песенного семейского фольклора являются Кузьмина Галина Ермиловна(1953 года рождения), Александрова Венера Дмитриевна(1943 года рождения). Традиции семейского распева требует от исполнителей высокого певческого мастерства, кроме этого они обладают редким, своеобразного тембра голосом, характерными селевыми особенностями распева, творчески подходят к исполнению народной песни. Они знают, любят и прекрасно поют стародавние, воспринятые от дедов и прадедов русские напевы.» Мы сами поём в ансамбле «Берегиня» и знаем её репертуар. Сравнивая с тем, что пели в хоре 60-х годов, мы сделал вывод преемственности набора песен. Учитывая, что солистки и солисты хора были детьми и внуками первых переселенцев нашего села, можно определить, что это песни начала 20 века, а может и более древние. «Берегиня»имеет определённую специфику в исполнительской манере, в подаче материала, комплексном подходе к освоению традиций.
Изучая песни хора села Вознесеновки 60-х годов и сравнивая их с песнями других хоров республики и Читинской области, мы обнаружили, что по репертуару совпадает во многом только Урлукским хором Красночикойского района Читинской области, созданный в 1957 году. В 1964 году наш хор выступал на республиканском конкурсе с песнями «Обломилась доска», «Черёмушка» и с этими же песнями в 1965 году Урлукский хор выступает во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности в Хабаровске. То есть наблюдается связь репертуаров двух хоров. В тоже время манера исполнения многих песен различная. В селах Красного Чикоя многоголосие контрапунктирующего типа. В его основе лежит двухголосье с контрастным ведением голосов. В исполнении вознесенцев преобладает многоголосье подголосочного типа. Например, песню «Орёл» из репертуара мужской группы хора 60-х годов, исполнить как они не мог никто. Как вспоминает Сафронов А.П «Каждый из восьми певцов вёл свою партию», были в этой песни «черты казачьей».
Мы встречались с песенницами из Чикоя. И сравнили как поют песню «Чёрный ворон» они и «Берегиня». Манера исполнения разная. Сделаем выводы: репертуар песен села Вознесеновка близок песням Красночикойского района, но манера исполнения разная. В репертуаре с. Вознесеновка преобладают лирические песни. В отличие от других жанров в лирических песнях более всего проявляются стилевые особенностями традиционного семейского распева: многоголосный склад с подголосочно - полифонической фактурой изложения, ладовая переменность, импровизационная природа подголосков, и характерные приёмы голосоведения, подчинение песенного текста напеву, «текстовая полифония». Мелодии отличаются большой распевностью, с неторопливым степенным изложением. Кажется ей нет конца, один её неожиданный изгиб следует за другим, эти навороты и есть «колены» песни. Мелодии поют несколько резкой, напряжённой манере. Даже пени любовного содержания звучат, благодаря этому, строго, серьёзно, сосредоточенно.
В качестве примера можно взять песню «Сине море» Вознесеновцы очень любили частушку. Исполняли её под гармонь и под «язык», когда певцы эмитируют звучание музыкального инструмента, например «тумба-тумба». Был и свой набор хороводных и шуточных песен. Например, «Бока мои бока», «Комарик», «Из кружка конь выворачивался». Заключение. Культура старообрядцев, одна из уникальных национальных культур, подобно драгоценному ожерелью, жемчужины которой рассыпаны по всему миру. Одна из сотен жемчужин этого ожерелья – песенная культура с. Вознесеновка - Новокижингинск. Как и в целом семейская песня она не достаточно изучена.
Традиция семейского распева требует от исполнителей высокого певческого мастерства. Владение им возводится в ранг особого эстетического феномена и самими певцами, и членами традиционного сообщества. Отсюда возникает стихийный профессионализм, выражающийся в существовании замкнутых певческих артелей, небольших по составу, основанных на родственных или соседских отношениях. Такими «соловьиными гнёздами» славятся многие семейские сёла, в то числе и с. Вознесеновка.
Литература.
1. Болонев Ф. Ф. «Семейские». Улан-Удэ. 1992г.
2. «Быт и искусство русского населения Восточной Сибири, Забайкалье». Новосибирск. Наука 1995г.
3. Ильина-Охрименко Г.И. «Народное искусство семейских Забайкалья». Улан-Удэ 1976г.
4. «Очерки истории культуры Бурятии» т.1 Улан-Удэ 1972г.
5. Петрова Е.В. «Социокультурная адаптация семейских Забайкалья». Улан-Удэ 1999г.
6. «Раздайся, Корогод!» Улан-Удэ 2009г.
7. Мотицкий В.П. «Старообрядчество Забайкалья: прошлое и настоящее». Улан-Удэ 1976г.
8. «Цветок в янтаре» Улан-Удэ. 2007г.
9. Ковальская В.Н. «Вознесеновка – Новокижингинск 1920-1970-2010. очерк по географии, истории и культуре родного села» Бурятия – Новокижингинск 2010г.
Бордакова Алина, Павлова Анастасия- ученицы 11 класса МБОУ Новокижингинская СОШ.
Руководитель: Иванова Т.В., учитель истории.
Комментарии