Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Село Вознесеновка в 20-30-е годы

Село Вознесеновка в 20-30-е годы

Семейское село Вознесеновка возникло в 1920 году из переселенцев  Новой Бряни и Мухорталы Заиграевского района.
 
В селе Новая Брянь в мае 1918 года в посевную, в сухую ветряную погоду произошёл  сильнейший пожар. Многие жители остались без крова. По воспоминаниям Мясникова И.Г. «за два часа сгорели сотни домов»[1]. Часть погорельцев сразу снялась с места, и переселилась в долину реки Кижинги основав здесь в том же 1918 году первое русское село Леоновка. Они-то и отправили весть в родное село о плодородной равнине, где рядом и речка и лес.

 

Вторая группа переселенцев весной 1920 года отправилась осваивать новые земли. На телеги разместили небогатые пожитки, детей, рядом гнали скот. Они выбрали не открытую степную часть долины реки Кижинги, как леоновцы, а более живописное место, выше по течению реки, ближе к лесу и горам.
 
У подножия гор Цаган-Хуртейского хребта, покрытых густым сосновым лесом, на правом берегу реки они начали отстраивать свои первые дома и первую улицу. Времянки и дома стали строить рядом с зимовьём бурят Бодиевых Шагдара и его сына Гомбодоржо, пасущих здесь за рекой скот. Строили дома, помогая по очереди друг другу по одну сторону улицы, а за домами разбили огороды. Первыми жителями этого нового села были семьи братьев Мясниковых Феоктиста, Гурьяна и Орефия Климовичей, Мясниковых Макара и Агапа Ивановичей, Мясниковых Елистрата и Ивана Платоновичей, Шитина Мокея Ерофеевича, Комарова Никиты Ивановича, Бадулина Семёна.
 
В начале 1921 года созвали сход, на котором обсуждали хозяйственные дела, но главным вопросом на повестке дня было принятие решения о названии поселения.
 
Сход проходил накануне большого праздника Вознесения Христово. В честь него и дали селу название – Вознесеновка. Первую улицу назвали Подгорной.
 
Страна в этот период вступила в новейшую эпоху. Она не имела программы социально – экономического преобразования страны, так как рассчитывала на мировую пролетарскую революцию. Под давлением обстоятельств, вызванных отсутствием мировой социалистической революции, большевики стали искать пути стабилизации положения в стране и удержания захваченной власти. Диктатура пролетариата была классической формой диктатуры – диктатурой меньшинства над большинством и поэтому использовала насильственные методы для удержания власти. Политика эта не пользовалась популярностью у большинства населения страны, но борьба против неё не приобрела общенародного характера, ибо страна находилась в условиях гражданской войны и иностранной интервенции. Село Вознесеновка, находившееся в этот момент на стадии становления, оказалось на периферии этих событий. Этому способствовало и географическое расположение села.
 
До 1922 года Хоринский район был в составе ДВР, а не РСФСР. В этот период времени Советской власти здесь не существовало. Дальневосточная республика, созданная в марте – апреле 1920 года, была буферным демократическим государством, во главе которого стояли коммунисты. Японцы ухватились за предложение о создании буфера в надежде сделать главой нового государства своего ставленника – атамана Г.М. Семёнова. В «Декларации» главнокомандующего генерала Маримото Оой на имя председателя правительства ДВР А.М. Краснощёкова 11 мая 1920 года после заверений в признании недавно созданной суверенной республики ставилось жёсткое условие: не допустить в ней большевизма.
 
РСФСР с помощью буфера осуществляла план мирного освобождения Забайкалья и Дальнего Востока от японских агрессоров.
 
В строго секретных «Кратких тезисах по Дальне-Восточной Республике», принятых 13 августа 1920 года Политбюро ЦК РКП (б), определялось, что она «обнимает все области бывшей Российской Империи к востоку от Байкальского озера до Тихого океана. Она должна продолжать существовать в этом составе до полного удаления японцев с материка. Столица её должна быть в Верхнеудинске или Чите. Советская власть может в местном масштабе продолжать существовать, не нарушая формального буржуазно-демократического характера Республики.
 
Этот характер её является чисто формальным. Введение парламентского строя в ней не должно быть допущено. Народно-Революционная Армия Дальне-Восточной Республики, будучи формально подчинена правительству этой буржуазно-демократической республики, на деле должна быть одной из армий Советской России.
 
ЦК РКП руководит политикой Дальне-Восточной Республики через намеченное из центра Дальне-Восточное бюро».
 
«Все существенные вопросы внутренней и без исключения вопросы внешней политики, в особенности все вопросы о концессиях, экономических соглашениях и взаимоотношениях с иностранным капиталом, решаются с согласия Центра».[2]
 
В апреле 1921 года из части Забайкальской области в составе ДВР была образована Бурят-Монгольская автономная область. Шёл процесс государственного строительства. Территория автономной области была разделена на хошуны, аймаки, затем шли сомоны и улусы. Кижингинский сомон входил в Хоринский аймак, который подчинялся Батагай-Харганатскому хошунскому управлению.
 
Новая власть начала восстанавливать хозяйство. В апреле 1922 года была проведена перепись. На основании её данных мы знаем, что население Кижингинского сомона в 1921 году платило «денежно-натуральный налог, аймачный налог, пожертвования в пользу голодающих РСФСР и военный налог».[3] Среди населённых пунктов, охваченных налогами, село Вознесеновка не называется.
 
В 1922 году количество налогов увеличивается: сомонный, хошунский, аймачный, госналог, военный. И опять вознесеновцы среди налогоплательщиков не перечислены. Зато в документе от 7 декабря 1922 года говорится, что Бурнарревком вырабатывает проект границ Бурят-Моногольской автономной области, где указано о включении сёл Леоновка и Воздвиженье в состав области. Границы устанавливаются уже в связи с тем, что 14 ноября 1922 года правительство ДВР объявило о сложении своих полномочий. Народное Собрание обратилось во ВЦИК с просьбой о присоединении Забайкалья и Дальнего Востока к Советской России. 15 ноября 1922 года ВЦИК принял декрет, по которому территория упраздненной ДВР вошла как составная часть в состав РСФСР. Следовательно, какое то время село Вознесеновка не числилось в составе административных образований.
 
Опираясь на данные документы, а также свидетельства старожилов, которые говорили, что до 1923 года «налогов мы не платили» и «власть не знали»[4], можно сделать вывод, что первые три года село Вознесеновка существовало само по себе, вне хозяйственно – управленческой зоны. Подтверждением этому является тот факт, что по документам 1922 года деревня называется, но ошибочно: «Воздвиженье». Следовательно, какое-то время село Вознесеновка не числилось в составе административных образований.
 
Уровень жизни всех первых переселенцев был одинаково не высокий, особо зажиточных не было, поэтому здесь не использовались даже простейшие сельскохозяйственные машины. Подобная картина была в целом по аймаку. Подтверждение мы находим в документах: «Запашка земли и разработка целины не увеличилась. Население почти всё не обеспечено продовольствием, семенами, кормом и прочее».[5]
 
В мае 1923 года две Бурят-Монгольские автономные области объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. Но уже в марте-апреле по области стали создаваться группы содействия советской власти, т.е. начался процесс советского строительства. Судя по документам, в Кижингинском хошуне этот процесс шёл с отставанием.      
 
В Кижингинском районе землепашество возникло лишь с появлением русских сёл Леоновка и Вознесеновка. К 1925 году было шесть русских сёл, в районе обрабатывалось 1800 гектар земли. Пятую часть возделывали вознесеновцы. Основными орудиями труда были плуги, сохи, жнейки и сеялки. Основной тягловой силой – лошади. Относительно продуктивности пашен и сенокосов в документах тех годов не упоминается. По воспоминаниям старожилов можно сделать вывод, что высевались одни и те же культуры, в основном рожь. Сев проводился вручную и низкосортными семенами.
 
Деревня мало была втянута в рыночные отношения. Семьи только 2-3 раза в год выезжали по поводу обмена, в основном в Хилок. В документе за 1922 год говорится, что «торговли в развоз и в разнос не имеется».[6] До 1924 года в обращении здесь была ещё дореволюционная монета. В 1923 году за аренду и покупку земли платили золотыми и серебряными монетами.[7]
 
В этот период были достаточно сложные земельные отношения. Вознесеновский сельский революционный комитет направляет письмо от 18 мая 1923 года Врхне-Кижингинскому сомревкому с просьбой о загораживании участков земли или чтобы граждане выпускали скот под присмотром пастухов, чтобы не было потрав.
 
В документах Кижингинского хошунного народно-революционного комитета Хоринского аймака от 25 мая 1923 года имеется письмо Куоркинскому сомзайсану «О разрешении Вознесеновского сельревкома  огораживать свои пашни». Очень сложно шёл процесс разграничения земель русских переселенцев и местных скотоводов.[8]    
 
Оживление сельского хозяйства началось в условиях НЭПа. Новая экономическая политика была официально провозглашена В.И. Лениным в марте 1921 года на десятом съезде РКП (б). Первым шагом НЭПа стала отмена продразвёрстки – вместо неё вводился натуральный налог, который объявлялся заранее (то есть не мог быть увеличен в течение года). Излишки сельскохозяйственной продукции, оставшиеся после внесения налогов, поступали в распоряжение крестьян. Это могло стать действенным материальным стимулом для увеличения производства. Но чтобы этот стимул заработал, большевикам пришлось вернуться к свободе в торговле.
 
Важнейшим фактором стала помощь государства крестьянам Бурятии. Правительство РСФСР предоставило льготы и кредиты бедняцко-середняцким хозяйствам. Многие бедняки деревни становились середняками.
 
Повышение жизненного уровня привело к строительству общественных зданий. В 1927 году на пустыре перед кладбищем на жертвоприношения была построена часовенка, бедная, с простым убранством внутри. В 1928 году открылась сельская школа. В ней было 4 класса. Первыми учителями были ссыльные Воскобойниковы Иван Парамонович и его дочь, Лидия Ивановна. В этом же году вверх по реке Кижинга была установлена водяная мельница. 
 
В условиях НЭПа, когда крестьянин мог реализовать часть своей продукции на рынке, среди вознесеновцев наблюдался рост уровня жизни. Достаточное количество пахотных земель привлекает сюда новых переселенцев. Хотя разделы земли приводили и к «раздорам заканчивающимися стрельбой».[9]
 
На основе рассмотренного материала можно сделать следующий вывод.
 
В период становления село Вознесеновка находилось в стороне от основных политических и социально-экономических процессов происходящих в только что созданном государстве – РСФСР, а в дальнейшем СССР, так как находилось в составе ДВР. Трёхлетнее существование ДВР было периодом «мирного вытеснения» японцев с территории Восточной Сибири. Вновь возникшее село оказалось на периферии военно-политических событий. Для кижингинского района появление второго русского поселения было очень важным событием, т.к. переселенцы были носителями высокой культуры земледелия семейских. С этого момента наряду со скотоводством земледелие становится важным занятием жителей района. Вопросы землепользования становятся наиболее важными. По социальному составу село было однородным, крестьянским. Все жители занимались земледелием, скотоводством, промыслами. В условиях НЭПа произошёл экономический подъём. Главной фигурой становится середняк.    
 
 Иванова Татьяна Васильевна – учитель истории МБОУ Новокижингинская СОШ


[1] Ковальская В.Н. Воспоминания старожила села Вознесеновка.// Газета «Долина Кижинги». Июль, 2000.

[2] История гражданской войны в СССР. Т.5. Москва, 1960. – С.343.

[3] Хоринский архив ф-р.1, оп.1, д.11, л.19.

[4] Воспоминания Комарова В.

[5] Хоринский архив ф-р.1, оп.1, д.11, л.19.

[6] Хоринский архив ф-р.1, оп.1, д.11, л.19

[7] Хоринский архив ф-р.1, оп.1, д.17, л.190.

[8] Хоринский архив ф-р.1, оп.1, д.17, л.101 – 105.

[9] Ковальская В.Н. Воспоминания старожила села Вознесеновка.// Газета «Долина Кижинги». Июль, 2000.

Автор: gerelmarin
Просмотров: 7174

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -