Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Земля наших предков

28 февраля 2012

 «Стремительный Армак, бурливый

Среди Джидинских гор течет

Свободный и трудолюбивый

Крестьянин в поле там живет…»

 

Г. Балалаев

Название нашего края разноязычны по своему происхождению, т.е. имеют не только бурятские, но и древнетюркские и эвенкийские (тунгусские) корни.  Д.Д. Нимаев считает, что протобуряты, т.е. древние буряты берут свое начало от местных монголоязычных племен, которые находились в постоянном контакте с тунгусскими и тюркскими племенами.

 

Так же Ц.Б.Цыдендамбаев и Н.К.Антонов утверждают, что в дальнейшем своем развитии буряты подверглись влиянию тюркских племен. Поэтому встречаются названия тюркского происхождения. Среди них есть топонимы древние, которые появились еще задолго до появления здесь русских, например:

 

Река Джида – тюрс. – джээ – медь

Монг. – зэс – медь

Бур. – зэдэ - медь

 

Во первых в верховьях Джиды добывали медь и еще за желтый цвет воды. В 1630 году в долине Джиды появилось небольшое воинственное племя, которое прибыло из Халха- Монголии, жили они у подножия горы Сарта, которая сияла, как луна – сара (монг.) – «луна», поэтому, людей которые вышли оттуда назвали сартулами. Некоторые из них поселились на Армакской земле в местности «Шибирь» около горы, очень похожей на лежачего верблюда – гора называется «Тэмээн», одна группа откочевала в с.Алцак. в конце XVIII века появились в верховьях Армака племена хамниганов.

 

По происхождению они являются из горных склонов Хамар – Дабана. По мнению Токарева хамниганы были вытеснены прибайкальскими бурятами, а те в свою очередь русскими, которые к этому времени дошли до Байкала. Местные охотники говорят, что в верховьях Армака есть гора Ара – Армак (2079 м.), малый Хамар – Дабанский хребет, именно оттуда берут начало две реки Ара – Армак и река Армак. Река Ара – Армак впадает в Темник, а река Армак в реку Джида.

 

В 1727 году утвердили русско – монгольскую границу, появились караулы, стала строится деревня. Происхождение нашего с. Армак и значение старожилы села Проничева Д.К., Проничев П.З., Казанцева М.М., Воронин А.Ф., Татарников Н.А., - единодушно связывают со словами бурятского происхождения: ара – «лес», намаг – «болото», т.е. произошло слияние 2-х  слов в одно, некоторые связывают это с тунгусским словом «арма – гыйн» - «болотистое место, покрытое лесом». Недалеко от с. Армак возвышается гора Капитанка, она имеет высоту 1030 м. и является частью южных отрогов малого Хамар – Дабана. Закаменские буряты называют эту гору Армагай – Дабан, т.е Армакский перевал.       

 

Легенда о горе Капитанка

 

Много легенд связано с этой горой: по одной легенде говорится о том, что в древние времена, когда устанавливалась русско – монгольская граница, вокруг этой горы располагались казачьи караулы. Однажды по перевалу ехал начальник со своей женой, на вершине горы, лошадь на которой ехала жена капитана испугалась чего – то и понеслась вниз, она вылетела из седла, ударилась головой о камень и умерла, начальник назвал эту безымянную высоту в честь жены, так как его звание капитан, а его жена – капитанша.

 

Вторая легенда гласит о том, что когда в эти места был направлен военный топограф в звании капитана с небольшим отрядом. Стараясь выгадать, топограф – капитан вступил в тайную связь с местными бурятами, он попросил у них 60 выделанных шкур ягнят, по тем временам имеющим большую ценность, но буряты ответили отказом, тогда рассердившись, топограф – капитан велел своим подчиненным установить каменный столб на перевале Кита, который находится в нескольких километрах от нынешней горы «Капитанка» - земли отведенные по тому столбу были непригодны, как для людей так и для скота. Когда капитан – топограф уехал, буряты откопали каменный столб и перенесли его на вершину горы, ближе к реке Джида.

 

Вот с этого времени названа гора Капитанка в память о несправедливом разделе земли.

(Бабуев С. Легенды о горе Капитанка / С. Бабуев  // Джидин. правда. – 1988. – 22 окт. – С.3.).

 

Забытые дороги Хамар – Дабана

«Игумновский тракт»

 

Глухи и неприветливы таежные дебри Хамар – Дабана, дикими и неприступными кажутся они даже коренным жителям, немногие знают о том, что именно сквозь эти неприступные каменистые твердыни более двух столетий назад пролегал один из основных караванных путей в Забайкалье. С организацией кяхтинской торговли объем грузопотоков через Байкал увеличился во много раз. Прекращение переправы через Байкал во время ледостава и вскрытия льда задерживало купцов не на один месяц.

 

Полетели жалобы в Петербург, которые достигли царя только через полвека. Впервые распоряжение о постройке дороги «вокруг» Байкала через Тункинские горы было отдано Иркутскому генерал – губернатору в 1769 году, однако это распоряжение  так и  осталось в архиве сибирского управителя. В 1781 году  генерал – прокурор Вяземский  передал Иркутскому генерал – губернатору  Кличке второе «Высочайшее повеление» об  отыскании сухопутной дороги вокруг Байкала, еще четыре года понадобилось для того, чтобы построить дорогу, руководил постройкой русский инженер Камков, дорога  эта была плохая, перевозка почты и товаров от Кяхты до Иркутска продолжалась по 2 – 3 недели (на расстоянии 400 верст).

 

Переезд по этой дороге переходил на всем  протяжении почти верхом. В 1808 году вновь решали вопрос о строительстве дороги, и только в  1834 году , известный кяхтинский купец М.Н. Игумнов подал царскому правительству прошение на  прокладку через Хамар – Дабан настной дороги, вместо Хамар – Дабанской и Тункинской, и предпринимал первоначальныерасходы за свой счет. Предложение знатного купца было принято, и кяхтинское купечество узнав о согласии правительства, изъявило готовность содействовать устройству новой дороги денежными средствами, ибо тяжелый путь от Кяхты и обратно тормозил товарооборот и мешал развитию торговых связей.

 

В 1871 году правительство узаконило право кяхтинских купцов на владение новой дорогой.»Иркутская летопись» сообщает: 8 июня. Высочайше утверждено мнение Государственного Совета об устройстве кяхтинским купечеством кратчайшей дороги от Кяхты до Байкала, с правом взимать за проезд по оной шоссейный сбор. Игумновский тракт начинался от станции «Мысовая» - шел правым берегом реки, где в верховьях была построена первая почтовая станция – «Уляты», затем станция Гуджирха, станция Ундуга далее левым же берегом этой реки тракт выходил из гольцов Хамар – Дабана в долине реки «Темник», затем в падь «Темнигэтуй» через «Почтовую падь», на Боргойскую степь, на станцию Джида, затем дорога шла правым берегом Джиды через мост, который обошелся строителям более чем в 40 000 рублей, сумму, по тем временам немалую, на село Зарубино, пересекала Селенгу и шла правым берегом вплоть до Усть – Кяхты и далее в Троиккосавск и Кяхту.

 

Многие участки этой дороги исправно служат и в наше время. Наши местные жители с. Алцак и Армак, старики – охотники Татарников Н.А., Сизов  Н.В., Сабсаев Ц.Р., Проничев П.З. и другие, и другие исходившие снежные гольцы и пади «Снежная», «Темник», «Темнигэтуй» с удивлением разглядывали заросшие травой и кустарником выемки, давно прогнившие мосты, оплывшие откосы, которые были укреплены обрубом из толстых бревен и высокими надолбами (преграждениями) со стороны пропасти.       (Тиваненко А. «Вокруг Байкала» - Улан – Удэ, 1979 г.; старожилы села Татарников Н.А., Проничев П.З., Воронин А.Ф., Сабсаев Ц.Р. и др.)

 

 

История происхождения Армакских хамниган

 

Этнограф Вяткина К.В. пишет: «Местом жительства Армакских тунгусов до прихода их на Джиду был район Култука Иркутской области, где они вели бродячий образ жизни и занимались звероломством.в половине XVIII века тунгусы были вызваны царским правительством на реку Джиду, как и закаменские буряты для охраны Харацайской дистанции. Здесь они продолжали заниматься охотой; жильем им служили балаганы из корья и юрты покрытые берестой и лосиными шкурами.

 

В дальнейшем они стали строить бревенчатые юрты крытые корьем и расчищать из – под леса участки для покосов и пастбищ скота. Тайга и холод не способствовали среди них земледелия, хлеб сеяли только крещеные тунгусы, живущие в с. Армак. Все Армакские тунгусы, несмотря на то, что они назывались тунгусами, совершено забыли свой родной язык и говорили только по – бурятски, чему в значительной мере  способствовало соседство с бурятами рода Сартул, а так же частные браки тунгусов с бурятами – которые были ламаистами. В результате ассимиляции тунгусов и бурят – монголов образовывались Армакские хамниганы.

 

Исследователь истории коренных жителей Даурии и хамниган бассейна реки Онон кандидат филологических наук Д.Г.Дамдинов считает, что не по праву называют Армакских бурят хамниганами. С давних пор среди Джидинских бурят выделалась небольшая этнографическая группа, именовавшаяся армакскими – по названию реки Армак. До революции они составляли самостоятельную Армакскую инородческую управу Селенгинского округа с центром в деревне Армак. Сейчас этой группы не найти, т.к. они расселились по всем бурятским селам Закаменского и частично Джидинского районов.

 

Хамниганы – буряты Закаменского района считают себя бурятами и хамнигагнами – бурятами, они говорят, что у них якобы был один тунгус по имени Архип – сын Тэбхуя, умерший в 20- х годах нашего века и на этом родословная оборвалась.

 

В 1630 году в долине  Джиды появилось  небольшое воинственное племя, которое прибыло с Халха – Монголии, жили они у подножия горы Сарта, которая сияла как луна – сара (монг.) – «луна», поэтому людей которые вышли оттуда назвали сартулами. Некоторые поселились на армакской земле в местности «Шибирь» около горы, очень похожей на лежачего верблюда, поэтому гора эта называется  Тэмээн. Чуть позже в конце XVIII  века в верховьях Армака появились племена хамниганов.

 

По происхождению они являются выходцами из горных склонов Хамар – Дабана. По мнению Токарева хамниганы были вытеснены прибайкальскими бурятами, а те в свою очередь, русскими, которые к этому времени дошли до Байкала.

 

В долгий период совместной жизни с бурятами на территории Армакской управы тунгусы ничем не отличилась от бурят в способах ведения хозяйства, материальной культуры, быту, традициях, верованиях и языке. В 1801 году из Европейской части России прибыли в Забайкалье отставные солдаты, поселившиеся в местечке близ впадения реки Алцак и Армак и основали село Армак. По данным 1823 г. здесь насчитывалось 23 человека мужчин, это были солдаты под началом великого полководца Суворова. По словам современника суворовские воины свято хранили память о великом полководце и часто вспоминали о нем.

 

На новом месте солдаты поженились на бурятских девушках и имели от этих браков взрослых сыновей, эти военные поселенцы были причислены к разряду казенных крестьян, им были отведены пашни в 40 верстах от деревни в местности Комиссаровской заимки.  

 

В книге Л.Е.Элиасова «Байкальские предания» в  статье «Предания о Суворове и суворовцах» написано: «Наверное, лет сто тому назад, а может и больше жил в России известный генерал Суворов, командовал он целыми армиями, среди других царских генералов ему не было равных: всю жизнь ему везло. Царь об этом знал и постоянно посылал на войну, зная, что где Суворов, там война будет выиграна. Всю жизнь генерал не снимал с себя шинелки, всю жизнь он мотался со своими солдатами на поле, в тайге, да горах».

 

Военная жизнь была тяжелой, 25 лет в солдатах ходили. Когда Суворов последний турецкий поход сделал и турков присмирил, чтобы они на русскую землю больше не зарились, многим его солдатам срок службы кончился – поговорил он с ними, чем они хотят заниматься и куда пойти. Солдаты ему сказали, желают они идти в Сибирь, а в Россиюшке делать нечего, отцы их и так без земли сидят, а на помещика работать охоты нету.

 

Суворов попросил царя, чтобы он документы дал его солдатам, чтобы в Сибири им землю порезали, скотом наделили. Царь не воспротивился, документы все выписал, и пошли бедные солдаты в Сибирь свою жизнь доживать. Дошли они до Сибири, поселились по деревнями начали жить деревенской жизнью. В воспоминаниях Ивана Тимофеевича Козлова, 87 лет, пенсионера с. Кудара Бурятской АССР в 1936 году говорится: «Мой дед попал маршем на самый край света – в Сибирь на реку Джиду, как смутьян высланный царем».    

 

«Преданье о собольем одеяле»

 

По рассказам старожилов села Бальчуговой С.И., Воронина А.Ф., Будаева Ц.Б. и др. существует легенда о том, что Армакские охотники подарили царице Екатерине соболье одеяло или шубу, это подтверждение мы находим в книге нашего земляка писателя из с. Ходхулдочи Даши – Дымбрыла Дугарова «Черный соболь» - Улан – Удэ, 1986 г. – «К западу от Нургустая вся пространная  область Малого и Большого Хамар – Дабана и лучшие соболиные угодья по реке «Удалха» были закреплены царским указом  за армакскими охотниками  северного тунгусского племени. Лет сто назад охотники Армака преподнесли царице Екатерине соболье одеяло и сто белых лошадей в дар и выпросили себе во владения эти богатые зверьем места.     

 

Предание гласило, что написанная на выделанной шкуре сохатого царская грамота хранится под священным алтарем северных охотников. С тех пор из поколения в поколение Армакская тайга и угодья по рекам Темник, Удалха, Снежная считались за тунгусами. Так же находим подтверждение этому преданию в книге Г.Р.Галдановой «Закаменские буряты» - о том, что армакские охотники имеют исключительное право охоты на богатых охотничьих угодьях, и то, что в казаки и рекруты вольных охотников не забирать.

 

В конце XVIII – XIV вв. в хозяйстве хамниган происходит ряд изменений, связанных с распространением скотоводства, хлебопашества. Хлеб сеяли Армакские буряты, а гужирские, удалхинские буряты вели кочевой образ жизни – они выбирали места богатые пастбищем, водой, и места, защищенные от ветра.

 

Люди были очень наблюдательны и поэтому давали названия местам, рекам по каким – то признакам, многие виды растений, деревьев представлены в топонимах: например, 

 

гора Тэмээн – верблюд,

падь Эрегчин – пестрая,

падь Хургуин – черная гора,

река Белая – вода в реке молочного цвета,

река Цыбурянка – светлая, чистая,

падь Нарын – узкая,

падь Ташагай – отлогий,

падь Чулутуй – каменистый,

падь Бугатуй – буга (бур.) – изюбрь,

падь Зухалтуй – зуха (бур.) – яма для зверей, зуха (тунг.) – неглубокая яма для разжигания костра, над которым вешали котел,

падь Нухалтуй – нюха (бур.) – засада, где сидят охотники поджигая зверя

падь Фоминая и Еремеевская – стояли заимки охотников Фомы и Еремея

падь Шэнгэстуй – шэнэс (бур.) – лиственница

падь Нарастуй – нарас (бур.) – сосна

падь Куши – хуша (бур) – кедр

падь Шугуйтуй – шугы (бур.) – кустраник

падь Хасурта – хасуури (бур.) – ель

падь Харгантуй – харгана (бур.) – дикая акация

падь Таряатай – растение мэхэр – гречиха живородящая, которую собирали, сушили, толкли, делали муку, варили кашу

местность Тарахайка – тархи (бур.) – голова, тарахин – мозги

местность Чулутай – чулу (бур.) – камни, каменистая

местность Малашиха – малаак (бур.) – тунгус – лысая

местность Красный Яр – красный от цветка красного песка

местность Архипкина – по имени охотника Архипа, который жил в этой местности

местность Бильчир (тюрк.) – перекресток, слияние рек, (монг.) – скрещение дорог

местность Шибирь (тюрк.) – чаша, дремучая тайга, (бур.) – непроходимые места

местность Убустуй – убус (Бур.) – сено

местность Бэльчир – бэлчэр (бур.) – пастбище

местность Сэргэтуй – сэргэ (бур.) - коновязь

 гора Александровская – около горы жил зажиточный крестьянин Александр

 

А происхождение села Армак – значение многие старожилы связывают со словами бурятского происхождения: «ара – лес», «намаг – болото», т.е. произошло слияние 2-х слов в одно, некоторые связывают это с тунгусским словом «Арма гыйн» - «болотистое место, покрытое лесом».  

 

По рассказам жителей села Армак, когда – то до прихода русских и образования на этом месте села, здесь жили 3-4 тунгуских семьи, а может бурятских. Теперь в с. Армак  живут русские, буряты, татары, украинцы. Крещеные обычно носят фамилии Проничевы, Воронины, Дунаевы, Казанцевы, Татарниковы, Сизовы и т.д., некрещеные Тугариновы, Бальчуговы, Карповы.

 

Некоторые крещеные русские неплохо владели бурятским языком, но никто не знал, ни одного тунгусского слова.  (Вяткина К.В. «Очерки культуры и быта бурят. – Ленинград: Наука, 1969 г. – с.31 – 39, 67 – 69. сноска 4 Дамдинов Н.Г. Ононские хамниганы. – Улан –Удэ: Сибирь, 1992, с. 16- 17, 24 – 25).

 

Список литературы:

  1. Галданова Э.Р. Закаменские буряты. – Новосибирск, 1992 г.
  2. Доржиев Б.Ш. Обычаи и традиции закаменских бурят. – Улан – Удэ, 1991 г.
  3. Дугаров Д.-Д. Черный соболь. – Улан – Удэ, 1986 г.
  4. История и культура бурятского народа  /  Под ред. Михайлова Т.М.
  5. Ким Н. Из истории родного края
  6. Майорова Т.П. Кружок местной топонимики. РЯШ. – 1987. - № 4.
  7. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики, 1974 г.
  8. Никонов В.А. Введение в топонимику, 1966 г.
  9. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика, М.1990 г. 
  10. Тиваненко А.В. Вокруг Байкала – Улан – Удэ, 1971 г. 
  11. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1971 г. 
  12. Элиасов Л.Е. Байкальские предания. – Улан – Удэ, 1966. – С.208-214. 

 

Список  информаторов:

 

  1. Воронин Андрей Федорович, 1920 г.р., уроженец с. Армак
  2. Воронина Татьяна Митрофановна, 1925 г.р., уроженка c. Армак
  3. Дунаева Мария Григорьевна, 1929 г.р., уроженка с. Армак
  4. Казанцева Марфа Миновна, 1916 г.р., уроженка с. Армак
  5. Казанцева Татьяна Петровна, 1926 г.р., уроженка с. Армак
  6. Проничев Павел Зиновеевич, 1923 г.р., уроженец с. Армак
  7. Проничева Домна Климовна, 1923 г.р., уроженка с. Армак
  8. Татарников Николай Артемьевич, 1923 г.р., уроженец с. Армак
  9. Татарникова  Екатерина Ильинична, 1929 г.р., уроженка с. Армак 

 

Армакские конные тунгусы

 

В конце XIX века на юге современной территории Бурятской АССР в  ведомстве Армакской инородной управы числилось 1736 эвенков – коневодов. По характеру хозяйства эта группа подразделялась на кочевых и оседлых, но пушной промысел для тех и других играл меньшую роль, чем скотоводство и коневодство.

 

Значительный доход получали от денежных поступлений за аренду рек, озер, пастбищ и охотничьих угодий. Земледелием занималась немногочисленная группа оседлых крещеных эвенков. В переписи 1897 года в ведении управы кроме эвенков проживало 802 бурята (380 мужчин и 422 женщины) и 15 русских (7 мужчин и 8 женщин).

 

Эвенкийские кочевья располагались чересполосно с бурятами. 83 человека (40 мужчин и 43 женщины) крещеных, не знавших своей родовой принадлежности, в конце XIXвека проживали оседло в с. Армак. Смешание эвенков с бурятами началось очевидно, еще до их переселения в 1736 году из Култукав район реки Джиды.

 

В документах XIX века сказано: «Тыртейский род называется то бурятским, то тунгусским. Этот род осваивал Торскую степь и кочевал вблизи тунгусского рода заектай в районе Култукского зимовья». Известно, что некто Базигдай из тыртеевского рода был женат на тунгуске – вдове. По мнению Б.О.Долгих, эта группа входила в состав тунгусов Армакской инородной управы.

 

Среди эвенков, состоявших в ведении этой управы была немногочисленная группа из рода цингидинов, объединявшая выходцев из верхоленских эвенков. Не исключено, что загачины, немногочисленная группа мунгальских выходцев, осваивавших территорию вблизи заектаева рода, были также переселены в район реки Джиды в половине XVIII века.

 

В конце XIX века все армакские эвенки  называли родным языком бурятский 565 человек и русский 354 человека, а национальность – эвенкийскую.

 

По имеющимся сведениям , в канун Октябрьской революции все эвенки Армакской иногородней управы считали себя по национальности бурятами. Таким образом, эта этническая группа эвенков перестала существовать самостоятельно, полностью слившись с окружающими их бурятами. (Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Забайкалья (XVII – XX вв.) – Улан – Удэ, 1973 г. Глава I. Баргузинские и армакские конные тунгусы. С.8 - 32).      

 

Сартульский говор

 

Носители сартульского говора населяют Джидинский район Бурятской АССР, граничащий на западе с на северо – западе с Закаменским районом, а на вотоке и на северо – востоке с Кяхтинским и Селенгинским районами Бурятской АССР. На юге на проятжении более 150 км. Этот район граничит с Монгольской Народной республикой. Этот интересный уголок республики является одним из самых малоизученных  участков как в лингвистическом, так и в этнографическом и фольклорном отношении.

 

Участниками диалектологической экспедиции 1958 г. работающими в Джидинском и Торейском аймаках, произведена запись о родовых делениях бурят названых аймаков.

 

Основное население Джиды и Торея – носители сартульского (сакающего) говора – считают себя бурятами, перекочевавшими из Монголии в начале XVIII века. В преданиях повествуется о том, что они прибыли на занимаемую ими ныне территорию из окрестностей Луной горы (Сарата уула). Свое племенное название  «сартул» они связывают с названием этой горы.

 

Между тем в исторической литературе говориться, что название сартул – сартагул происходит от слова сарт (бухарец, хорезленец) и гур (государство, народ). Предположение о том, что сартулы бывшие аборигены  Средней Азии (Хорезма),  основано не только на их племенном названии, но и на некоторых этнографических данных в частности на том, что сартулы в отличие от других монгольских племен не употребляют крови в пищу, кроме легендных данных, прямых ответов на это не находим, а легенда заключается в следующем: однажды это было где – то в окресностях Хангая, один человек зашел в юрту, хозяин юрты угостил гостя кровью, и пока гость угощался конь его ушел. Ему пришлось потратить много сил и времени чтобы найти лошадь, и когда он нашел свою лошадь, то поклялся «никогда больше не употреблять кровь».

 

В пользу предположения   о среднеазиатском происхождении сартулов говорят также некоторые антропологические данные. По внешнему облику вполне можно отличить сартулов от других бурят: у них узкие лица, с довольно правильным красивым носом, в основной своей массе они заметно смуглее других бурят. Предания и легенды говорят о том, что сартулы по прибытии из Монголии расселились по долинам девяти маленьких рек, впадающих в реку Джида.

 

Названия рек совпадают с названиями населенных пунктов расположенных у этих рек: Армак, Алцак, Торей, Бургалтай, Нарин, Гэгэтуй, Цагатуй, Боргой. Наиболее компактным и сохранившим свой быт является население с. Бургалтай и Ичетуй.

 

Характерно, что названия русских деревень почти все бурятского происхождения. Названия русских деревень суть следующее: Харацай – хара цай (черный чай), Нарин – нарин (тонкий), Армак – армаг (местность, по северной стороне которой растут деревья), Хулдат – хула дааган (двухгодовалый савраска), Шартыкей – шара тыхей (Рыжий козел), Торей – тоэро (кружить), Тохой – тохоэ (излучина, изгиб реки), Желтура – зэлтэр (устье, место впадения в другую реку, слияние 2-х рек), Баян – баян (богатый), Енхор – енхор (низина).

 

О происхождении названия сел существует много легенд различных вариантов, в с. Бургалтай у Баинова Гармы Лубсановича записан рассказ, где повествуется следующее: «Один знаменитый батор охотился за драгоценной желтой (эрдэни шара) лисой. Гоняясь за ней он прошел по всем сартульским долинам, начиная с долины Хадхалдоч, расположенной в 3 километрах от большого русского села Армак, с. Алцак – это название он связал со словом аллаха (убить).

 

Говорят, что здесь произошло убийство и якобы это место названо алцаком. И вот в с. Алцак этот батор потерял лису и в поисках ее сделал большой круг, поэтом название местности Тори (Торей) произошло от глагола тойро – кружиться, обходить. Когда батор шел по месту где был сильный буран – он дал название этой  местности «Бургултай» (бурган, буран, бургаха – снегопад с ветром).

 

Название «нарин» (западный и восточный) происходит от слова нарин – узкий, тонкий. Когда батор подъехал к долине Гэгэтуй. Только забрезжила утренняя  заря, т.е. гэгэтээ. В  следующей долина «Цагатуй» - было уже светло, цагаан – литературное выражение саган – белый, светлый. Долина Ичетуй – учooрхэ (ушоорхэ) время приближалось к полудню. Боргой – боро (серый, боро хараан - сумерки). В с. Инзагатуй батор встретил множество козлят (инзага – дикий козленок). Легенда заканчивается тем, что батор убил лису где – то в  Аге.

 

В лексике современного сартульского говора не сохранились какие – либо остатки, указывающие на прошлое народа сартов, пригнанных из Хорумейского царства в пределы монгольских степей во времена чингисова нашествия.

 

Существует предположение о том, что они в качестве пленников могли появиться в XIII – XIV веках. Лексика сартульского говора в основном состоит из переплетения монгольской и бурятской лексики. Сартульская аномастика отражает историю сартулов монгольского и бурятского периодов, и тибетского происхождения, санскритского происхождения. 

 

Названия населенных пунктов, местностей  во многих случаях образуются от основы существительного при помощи суффикса прилагательного: -та , - то, -тэ – обозначающего наличие того, что выражено производящей основой.

 

Шивээ – бурятское название с. Петропавловки, районный центр, шивээ – значит «изгородь, пригон», затем возникло самостоятельное название Петропавловка, связанное со святыми деятелями Петром и Павлом.

 

Армак – большое русское село, расположенное в 70 км. от с. Петропавловки. Сартулы дают этому названию двоякую этимологию:

 

1).Армаг гэджэ ара таладаа модо оэтоэ гадзарье хэлэдэг (армаком называют место, по северной стороне которого растет лес).

2). Армаг – сокращение слов ара намаг: ара – северная сторона, намаг – болотистое место.

 

Нарин – название двух речек и двух сел. Большой Нарын русское село, находящееся на западном крае района, в 9 км. от с.Армак, МалыйНарын – бурятское село, находящееся в 10 км. от с. Петропавловки. Нарин означает «узкий».

 

Хужар – в данное время гужир – полевой стан, раньше там жили хужирские буряты, организован колхоз, в данное время животноводческая стоянка – пасут яков, сарлыков. В 25 км. от с. Армак по верховью реки Армак, хужар – солончак.

 

Хотогор – название местности под деревней с. Алцак, которую часто называют Талын  хотогор, означает «изогнутый, наклонный, склон, покатость», хотогор газар или иногда просто хотогор (лощина).

 

Хадхалдооч – маленькое село под горой Капитанка, русские переименовали это село на «Подхулдочи» - означает хадхалдаха – колоть, резать друг друга, говорится что здесь когда – то была резня.

 

(Исследование бурятских говоров, вып. I., Улан – Удэ, 1965 г. раздел Сартульский говор, под ред. И.Д.Бураева, С. 108-151).

 

Автор: Сизова Татьяна Геннадьевна 

Автор: Модератор
Просмотров: 6740

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -