Английские миссионеры жили в Селенгинске. По легенде жена миссионера упала с высокой горы, которая находится на пристани. С тех пор ее называют Англичанка...
Центром деятельности для них стал Селенгинск и прилегающие к нему окрестности, где преобладающим населением были буряты. Но оказалось, что английские миссионеры начали свою деятельность почти в так же местах Забайкалья, где уже действовала русская православная миссия, учрежденная в 1799 году Иркутским епископом Вениамином. Это вызывало напряженность в отношениях между представителями параллельно действующих миссий. Православные миссионеры считали, что появление английской миссии в Забайкалье было неуместным и противоречивым вековым канонам страны, где православие было господствующей религией.
По действовавшему тогда законодательству, правом пропаганды своего вероучения пользовалась только православная церковь. Спрашиваете теперь, рассуждали православные миссионеры, к какому вероисповеданию должны принадлежать те буряты, которые будут обращены в христианство английскими миссионерами? Поскольку английские миссионеры были протестантами, естественно было ожидать, что и обращенные ими буряты в христианство должны стать протестантами. Но это сделало бы миссионеров нарушителями государственных законов. С другой стороны, не возможно было требовать от протестантских пасторов, чтобы они, вопреки собственным религиозным убеждениям, стали обращать своих подопечных в православие, которого они сами не разделяли.
Обосновавшись за Байкалом, английские миссионеры принялись за просветительскую деятельность и начали распространять христианство в его протестантской форме. Сначала английские миссионеры держали себя довольно свободно по отношению к православию. При случае они позволяли себе делать неодобрительные отзывы о некоторых особенностях вероучения и обрядов православной церкви.
Так, например: критиковали православную традицию иконопочитания, называя это идолопоклонством. Возможно, допускали и другие рассуждения, нелестные для православного духовенства. Местные православные епархиальные власти, вообще неодобрительно смотревшие на присутствие в своих приделах английской миссии и зорко следившие за всеми ее действиями, немедленно сообщали о предосудительном поведении англичан в Петербург святейшему Синоду. Синод, в свою очередь, передал это дело в министерство внутренних дел, которое сделало миссионерам предупреждение и рекомендовало им воздержаться на будущее время «от подобных ложных внушений под опасением всей строгости законов». После этого миссионеры стали вести себя сдержанней в отношении православия.
В 1831 году уже во время царствования Николая 1, английские миссионеры в Забайкалье получили разрешение вызвать к себе на помощь из Англии новых работников миссии. Миссионерская деятельность продолжается, хотя о ее результатах нельзя сказать ничего определенного. В начале 1839 году они обратились в министерство внутренних дел, а затем и в Синод, с просьбой о разрешении им крестить бурят по протестантскому обряду. В 1833 года этот вопрос перешел на рассмотрение комитета министров, где было решено объявить миссионерам, что бурят, желающих принять крещение, они должны отсылать к православному духовенству и что только при этом условии миссионеры могут продолжать свою деятельность, которая в противном случае должна быть прикрашена.
В связи с этим с 1833 года деятельность миссионеров в Забайкалье приобрела, совершено иной характер. Убедившись в невозможности преподавать бурятом протестантское вероучение, и не имея желания трудиться собственно для пользы православных миссионеров, англичане поставили единственной задачей лишь самое элементарное ознакомление бурят с христианами, распространяя среди них Библию на их родном языке.
Обладая большими денежными средствами, миссионеры открыли типографию, в котором отпечатали в большом количестве книги Ветхого Завета на монгольском языке и приступили к печатанию Библии. Кроме того, они имели богатую аптеку и с успехом лечили местных жителей. Миссионеры отныне старались, просвещение среди бурят, но уже не стремились специально обращать их в христианство, так что буряты, получившие начальное образование в миссионерских школах, оставалось по-прежнему приверженцами своих обычаев и традиций. Были случаи, когда получившие у миссионеров задатки, просвещенные буряты впоследствии отказывались от православия.
Архиепископ Иркутский Нил, видя бесплодность англичан и отметив особое нерасположение к принятию православия со стороны тех бурят, которые жили в близи поселений миссионеров, в 1840 годах направил в Синод рапорт, в котором указывал на необходимость упразднении миссии в Забайкалье. Он также высказывал опасения, что деятельность миссионеров может способствовать дальнейшему распространению старообрядчества и сектантства за Байкалом. Синод обсудил рапорт Иркутского архиепископа и постановил следующее:
1.Воспретить поселившимся в Сибири англичанам всякие миссионерские действия и именования себя миссионерами по примеру прекращения деятельности шотландской и базельской миссий, хотя в действиях сих последних и не усматривалось столько зла, сколько от английской миссии в Сибири.
2.Поручить, архиепископу Иркутскому составить предположение о надлежавшем устройстве православной миссии для бурят.
3.Предоставить духовно-учебному управлению снабдить его всеми нужными для успеха сего дела изданиями на монголо-бурятском языке.
Когда решение Синода было объявлено членами английской миссии, они восприняли его с внешним спокойствием, считая это распоряжение царского правительства законным, поскольку оно ограждало интересы государственной православной церкви. Но, тем не менее, они решили настаивать перед Царским правительством на том, чтобы было назначено особое расследование по поводу их образа жизни в Забайкалье.
Комментарии