Многие события истории, само становление православия в Западном Забайкалье связаны с Селенгинском и его окресностями. Места этиуникальны. Здесь на сравнительно небольшой территории находились православные храмы и святыни, о которых я хотел бы рассказать.
Старо –Селенгинский Спасский собор
Селенгинский острог основан в 1665 году. «Это был рередовой русский пост, выдвинутый в степь против воинственных кочевников. Он защищал расположенные по Селенге русские деревни, слободы, монастыри прикрывал важные пути, ведущие в Восточнон Забайкалье. Селенгинский острог был серьезным укреплением, о котором не раз разбивался натиск монголов.
С одной стороны его защищала река, с другой – крутая гора. Правда, место это заливалось в половодье, но на первых порах на это неудобство обращали мало внимания. Главным было то, что острог стоял «в крепком месте». Обосновывая необходимость содержания в Селенгинске гарнизона, служилые люди писали: «А в Селенгинском остроге служилым людям жить для того, что тот де Селенгинский острог стоит на степи по край Мугалской земли, и тем де служилым людем быть в том Селенгинском остроге для страсти Мугалским люлем, и для всяких вестей и степных караулов, и для простронения вдаль государевых людей» .
Все мужское население острога состояло из 200 чел. Основным занятием населения, кроме военной службы , были промыслы (соболиный, рыболовство, добыча соли из озер). Селенгинск почти не имел посадского населения, но тем не менее уже вел меновую торговлю с Монголией. Русские продавали монголам пушнину, «русские товары» и покупали лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов и китайские ткани. Земледелие у города развития не получило вследствие частых набегов монголов. Город жил на привозном хлебе. Поездки за хлебом в Иркутск, Балаганск и Братск были постоянным занятием казаков.
В ХYIII веке Селенгинск оставался преимущественно военным городом. Солдат здесь было больше чем жителей. Ухудшение отношений с Китаем в 60 - х гг. ХYIII в. Вызвало дальнейшее накопление войск в Забайкалье, причем сосредотачивались они преимущественно в Селенгинске, близко лежащем от границы и связанном удобным путем с Предбайкальем и Западной Сибирью. Как экономический центр город почти не развивался. Причинами этого были конкуренции Верхнеудинска и Кяхты и неудобное микроположение города. Селенгинск часто заливался весенними разливами реки, почва была неплодородная, город заносило песком.
В начале ХYIII в. город обещал стать одним изоживленнейших торговых пунктов Восточной Сибири. Открытие дороги в Пекин через Нерчинск и Маньчжурию, превротило Селенгинск в центр торговли с Китаем, но осеование Кяхты в 1738 г. Подорвало его значение. Селенгинцы в дальнейшем играли в Кяхте скромную роль. Они больше занимались обслуживанием торговли и перевозкой товаров, чем самой торговлей. Значительная часть населения города обратилась к сельскому зозяйству, стала заниматься хлебопашеством и особенно скотоводством.
Когда в 1799 – 1820 гг. из Селенгинска были выведены все войска, он окончательно захирел. Население его в течение всего ХIХ в. не достигало 1 тыс. чел. и только к 1897 г. Составило 1086 чел. В 1782 г. В Селенгинске было 2600 чел. В 1839 г. «этот, некогда столь значительный, город не имел вида даже порядочной деревушки. Едва можно было насчитать около 60 –ти домов, в числе коих два – три главных купцов можно еще назвать домами; остальные были полуразрушенные, полузасыпанные песком лачужки.
Селенгинск отжил свой век: он выполнил предназначенную ему роль и сошел со сцены. Торговля с Китаем сосредоточилась в Кяхте, администрация перешла в Верхнеудинск, войска выведены, казенные здания распроданы на слом. Селенга начала подрывать его берег и отмыла целые улицы. Два страшные пожара в 1780 г. Окончательно его доканали…»
Со старого неудобного места в 1840 г. Начали переносить на левый берег Селенги, но это привело лишь к тому, что ни на старом, ни на новом месте не оказалось более или менее значительного поселения. К концу XIX в. Селенгинск был городом только по названию; по занятиям жителей он ничем не отличался от окружающих сел»( Воробьев В.В., 1959, с.29 -30, 59-61).
Первая острожная трехпрестольная церковь построена в 1665 г. «В 1673 году боярский сын капитан драгунского полка Степан Васильевич Поляков от 23 ноября дал отчет о своей командировки летом в оном году для осмотра острога, и описывая, что он там видел, говорит: «…острог поставлен в Мунгальской земле на устье реки Чика над рекою Селенгою».
Потом, описывая крепость, далее говорит: «В тсене большиея ворота, и над воротами поставлена бревенчатая часовня. А с приходу в киоте образ грозных сил воеводы Михаила Архангела. А за острогом ВНП – долбах поставлена церковь Божия во имя Нерукотворенного образа во имя Михаила Архангела; а третий престол во имя Николая Чудотворца и с Денси и три пояса с апостолом и с пророки и с дванадесятыми праздниками господскими…» ( «ЗЕВ», 1909, № 4, с. 7). В 1685 г. Ее перестроили, была многоглавая и шатровая, высота до маковицы состовляла 32 м. Сгорела 4 апреля 1780 г.
Каменный собор построен, как свидельствуют надписи на двух досках по сторонам дверей, «церковь начата сооружатсца 1784 году маия 14 числа окончена сооружением наружным 1789 году месяца июня 13 числа». Собор строился двухэтажным и двухпрестольным: в верхней, «холодной», церкви – во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя (освящен 12 ноября 1799 г.), в нижней, «теплой», придел был отделан и освящен 23 октября 1787 г.
До завершения строительных работ в верхних частях собора. Позже пристроили приделы: с южной стороны – во имя Святаго Архистратига Михаила (освящен 9 ноября 1816 г.), и с северной – во имя Святителя и Чудотворца Николая Мир Ликийских (освящен 14 ноября 1799 г.) ( «ИЕВ», 1878, №38, с. 427 – 428). Габариты собора в плане 25, 60 х 49, 60 м. В высоту церковь « приблизительно до 20 с лишком сажен». Собор возведен архитектором – самоучкой Воротниковым, тюменским мещанином. Строителями – подрядчиками были купец И. С. Басов и селенгинский купец Дмитрий Пахолков.
Главным украшением интерьеров собора являлись иконостасы. «Замечательно красивым», по отзывам, был «Старинный иконостас верхней церкви светло – зеленого цвета с витыми из серебряных и темно – зеленых полос колоннами, с золотыми рамками вокруг икон», расположенными в семь рядов. Иконостас украшала искусная золоченая резьба (Харчевников А., 1924, с. 99 100).
Кровля собора первоначально была деревянной. В 1880 – х гг. ее заменили на железную. В некоторых окнах до 1890 – х гг. сохранились первоначальные оконницы со слюдяными пластинками. Полы в нижних приделах были кирпичными, в верхнем – деревянные. В настоящее время здание не используется. Некоторые его части не сохранились (Минерт Л. К., 1983, с. 87 и 89).
«В 1878 г. Жителей в приходе было 925 мужчин и 976 женщин. Приход на половину инородческий: в самом городе есть ясачные, перешедшие в сословие мещан» («ИЕВ», 1878, № 38, с. 423).
«7 Февраля (мое – 1865 г.) в г. Селенгинске, при Соборной Спасской церкви открыто приходское Попечительство, при чем избраны: 1. Попечитель прихода местный врач Петр Андреев Кельберг; члены городские: отставной почтальон Яков Козьмич Черновский, мещане Иван Степанов Костин, Евдоким Елизарьев Красивый. Члены сельские: оседлый Дмитрий Ермолаев Рютин; крестьяне: Лука Иванов Кандратюков, Адриан Ильин Щербаков, Алексей Иванов Рычков, ясачный Николай Федоров Грудинин, оседлый Иван Прокопьев Ульянов; крестьяне: Александр Николаев Рябов; Петр Матвеев Волосатых и Алексей Никитин Козлов; и ясачный Боис Александров Круглов» («ИЕВ». 1865, № 8, с. 50).
«Притч и прихожане Селенгинского собора сим выражают глубочайшую благодарность старосте Спасского собора Гавриилу Николаевичу Лушникову 1) за двукратный капитальный ремонт и заботы о благолепии украшении упомянутого храма, 2) за сбор пожертвований на сей соборной ограды и часовни в память 100 – летия со дня открытия Свят. Мощей Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца, всего на сумму 700 рублей. При чем притч считает своим долгом молиться пред Престолом Божиим о здравии и спасении жертвователя, его супруги, чад и всех сродников их» («ЗЕВ», 1913, № 22, с. 135 – 136).
СВЯЩЕНИКИ:
Маркиан Григорьев – протопоп с 1724 г. По 1727 г., затем переведен в Читинский острог.
Калина Россохин – служил в 1720 – х гг. Был женат на бурятке (Его сын Илларион с 1725 года ученик Иркутской русско – монгольской школы, с 1728 г. Участник 2 –й Духовной миссии в Пекине. Выехал из Пекина в Санкт – Петербург в 1741 г. Один из первых русских китаеведов. Скончался в Санкт – Петербурге в 1761 г.)
Игнатий Борщевский – служил в 1720 – х гг. (Был женат на внучке опального гетмана Демьяна Многорешного).
Кирилл Кириллов – закащик, служил с 1729 г. По 1739г.
Игнатий Павлов – служил с 1730 –х гг.
Алексий Даниилов Шергин – протопоп, заказщик (мое –благочинный) Селенгинского духовного правления в 1780 –х гг.
Алексей Корытов –благочинный протоиерей, служил с 1780 –х гг. по 1820 – е гг.
Григорий Романов Корнаков – служил с 1826 г., скончался в 1841 г. (был законоучителем в Военной Селенгинской школе).
Иннокентий Попов –служил с 1870 –х гг., до 19 января1878г.
Василий Алексеев Корелин –служил с 1877г. По апрель1882 г.
Симеон Малов – служил в 1880 -1890 –х гг.
Дмитрий Явиков –протоирей в 1910 –х гг.
Петр – иеромонах, служил с !0 февраля 1916 г. 26 июля1916 г.
Диаконы:
Иоан Громов – служил в 1860 –х гг.
Иоан Семенов Корелин – служил до 28 апреля 1902 г.
Афанасий Якимов – служил с 19 августа 1902 г. До 1903 г.
Церковнослужители:
Дмитрий Курбатов – пономарь с июня 1728 г. По грамоте, утвержденной Святителем Иннокением, Иркутским чудотворцем.
Дмитрий Попов – дьячок в 1860 –х гг.
Церковные старосты:
Митхаил Лушников –купец 2-й гильдии, до 1863 г.
Иван Петров Щербаков – крестьянин, в 1863 -1865 гг.
Галактион Бухольцев –в 1866 – 1865 гг.
Гавриил Николаевич Лушников –с 1900 г. По 1910 –е гг.
Старо – Селенгинская Покровская
Построена до 1707 года и находиться в центре города рядом с воеводской канцелярией. В 1724 г. Иркутскому сыну боярскому Василию Фирсову от Тобольского и Сибирского Митрополита Анатолия (Стаховского) было дано благословение и антиминс на построение придела во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. После смерти Фирсова, благословил его сына – Иерофея в 1728 году Святитель Иннокентий на построение придела («ИЕВ», 1864, №3, с.44).Церковь сгорела в октябре 1780 г., затем была вновь отстроена.
В 1854 г. Храм перенесли в Ново –Селенгинск на кладбище. «Историческая икона Божией Матери в Селенгинске. …В 1854 году, как только дошла весть до г. Селенгиска о геройских подвигах на Дунае соименного сему городу Селенгинского пехотного Полка, Селенгинские граждане сей –час собрали по добровольной подписке 211р. Серебром. Через два года Селенгинский полк отличился на новом боевом поприще в Крыму. Граждане Селенгинские сделали вторичную подписку, по которой собрали 2324 р. Серебром.
Другое приношение мы вам делаем теперь вместе. На берегу реки Чикой , в некоторых верстах от Севастополя, насупротив той местности, на котрой происходила наша первая битва с союзниками 24 –го октября 1854 года, в подножии скалы, увенчанной развилинами древнего Инкермана, известного в истории за 1500лет до Р.Х., Св. Климент, Папа Римский, проповедовал слово Божие диким обитателям Края. У одной из этих пещер изсечен в скале скит и церковь Божия, лицеем обращенная к позиции врагов, будто чудесный щит православия , принявшая на себя мноржество их смертоносных стрел, направленных на нас. Один из ударов этих принят Божественным Образом сим Печерской Богоматери, обменным нами в разбитой обители Инкерманской. Мы вам его приносим… С крестным ходом внесли Ее в Покровскую церковь.
Присланная Икона Печерской Божией Матери средне древнего письма. Дека длиною 14 и шириною 12 вершков. Пресвятая дева изображена в короне на седалище, которое с обеих сторон поддерживают Ангелы. Руки Богоматери положены на главных двух коленоприклоненных старцев, с правой стороны Антония, и с левой Феодосия, основателей Киево- Печерской лавры.
Лик Феодорсия прострелен гранатою на вылет. Икона прислана в киоте, оклеенной дубовым деревом, покрытым политурою; рамы резные, золоченные по полименту. Но в 1859 году на Икону устроена в Москве серебряная позлащенная риза, и еще другая киота. По случаю сих заказов самая Икона послана в Москву, и возвращена в январе 1860 года. Риза с китою и с доставкою обошлась в 470 рублей. Благоукрашенная Историческая икона стоит теперь в Селенгинской Покровской церкви за правым клиросом. Сообщено от Селенгинского гражданина Григория Антоновича Кондакова» («ИЕВ», 1865, № 10, с. 115 – 120). Ныне находится в фондах исторического музея г. Улан – Удэ.
«Открытие попечительства при Селенгинской Покровской церкви. Избрали: председателем Селенгинского 2 – ой гильдии купца Николая Иванова Мельникова, членами: зауряд – сотника 3 – й конной бригады Сергея Михалова Игумнова, почетного гражданина Дмитрия Дмитриева Старцева, Селенгинских купцов 2 – й гильдии: Семена Егорова Оверина, Петра Михайлова Мельникова, купеческих сыновей: Петра Алексеева Малыгина, Александра Михайлова Лушникова, мещан: Михаила Петрова Протопопова, Михаила Дмитриева Мельникова, и крестьян: Ксенофонта Андреева Собенникова, Иннокентия Васильева Пнева и Гавриила Васильева Малафеева» («ИЕВ», 1865, № 32, с.206).
Церковь закрыта постановлением Президиума ЦИК БМАССР за № 26 от 16 апреля 1935 г.
После закрытия передана райздравотделу на строительство больницы (НАРБ, ф. Р – 248, оп. 3, д. 207, л. 36). Здание больницы впоследствии сгорело.
Священики:
Маркиан Григорьев – служил до 1724 г.
Иоанн Георгиев – служил в конце 1720 – х гг.
Феодор Иоаннов Георгиев – служил в конце 1720 –х гг.
Алексей Федоров – служил до 10 марта 1730 г.
Кирилл Корытов – служил с 1734 г.
Андрей Майдоров – служил до 5 июля 1831 г.
Владимир Иустинов Межев – служил с 1834 г. По 1840 г.
Иоанн Платонов Никольский (бурят) – служил с 1856 г. По 1860 г., а также являлся иереем 3 конной бригады Забайкальского казачьего войска, состоящей из бурят; был миссионером среди селенгинских бурят и законоучителем в бригадной русско – монгольской школе.
Михаил Телятьев – служил с 1860 г.. а также был иереем 3 конной бригады Забайкальского казачьего войска.
Иннокентий Александров Корнаков – служил с 25 сентября 1864 г. До 1869 г., был законоучителем в русско – монгольской школе.
Николай Благообразов – служил с 1866 г., а также являлся иереем 3 конной бригады Забайкальского казачьего войска.
Алексей Ощепков – служил в 1867 - х гг.
Василий Алексеев Корелин – служил с 1870 г. По 1877г. С 5 января 1871 г. Определен законоучителем приходского Селенгинского училища.
Вениамин Константинов Бельтюков – служил до июля 1909 г.
Диаконы:
Никандр Димитриев Толкачев – служил в 1870 х гг.
Церковнослужители:
Николай Федоров Преловский – причетник с 29 марта 1865 г.
Алексей Стуков – пономарь с 20 февраля 1867 г. По 28 апреля 1869 г.
Павел Стуков – дьячок с 28 апреля 1869 г.
Cведения по священникам Старо-Селенгинской Покровской церкви.
30 июня 1866 года в Иркутской Духовной Семинарии проходило публичное испытание по случаю окончания курса. Одним из лучших учеников, отличающимся благонравием в продолжение учёбы и окончивших высшее отделение Иркутской Духовной семинарии со званием студента, был Фортунат Назарович Румянцев. За успехи в учёбе и благонравное поведение он был награждён книгою и денежным пособием в размере 60 рублей, назначаемым из благотворительного фонда покойного Константина Петровича Трапезникова, для выдачи лучшим ученикам при поступлении на священнические или диаконские места Иркутской Епархии.
1.Из Иркутских Епархиальных Ведомостей № 38 от 24 сентября 1866г.:
Епархиальные распоряжения. Рукоположения, стр.242
-«Окончивший курс студент Фортунат Румянцев рукоположен 9 сентября во диакона, а 11 числа во священника к Покровской церкви г. Селенгинска».
2.Из Иркутских Епархиальных Ведомостей № 7 от 15 февраля 1869г.:
Пожертвования. »Забайкальская Д. Миссия приносит искреннюю благодарность Селенгинскому священнику о. Фортунату Румянцеву и Селегинскому купцу Петру Алексеевичу Малыгину за изъявление ими готовности быть членами миссии со взносом первым 3 (трёх) рублей, вторым пяти(5) руб….».
3. Из Иркутских Епархиальных Ведомостей № 38 от 19 сентября 1870г.:
Епархиальные распоряжения., стр.308:
-«Священник Тугутуйской церкви Василий Корелин, согласно его прошению, с 1 сентября переводится к Покровской церкви г. Селенгинска….»;
-«Священник Фортунат Румянцев, согласно его прошению, с 1 сентября переводится от Селенгинской Покровской церкви к Преображенской церкви села Верхнебулайского.».
Старо –Селенгинская Богородице – Казанская, батальонная
Построена в начале !8 века и находилась в южной части города, сгорела 30 января 1805 г.
Священники:
Андрей Шайдуров – служил в 1800 –х гг.
Старо – Селенгинская Троицкая, полковая.
Построена в 1730 – х гг. и находилась в южной части города, сгорела 4 апреля 1780 г.
Священники:
Иеромонах Феофан (Конарский) – скончался в марте 1731 г.
Иоанн Елизарьев Осколков – служил с 17 апреля 1730 г. По день смерти в сентябре 1733 г. В возрасте 34 лет.
В 1840 году утверждается государственный указ о переносе города Селенгинска на новое место, на левый берег реки Селенги. В том же году разрабатывается генеральный план застройки нового города.
Посреди прямоугольной сетки жилых кварталов была отведена квадратная площадь для собора нового Селенгинска. План предусматривал постройку каменного храма. Но город из - за отсутствия экономических предпосылок строился очень медленно и в основном застраивался одноэтажными строениями. Таким же деревянным был первый собор Новоселенгинска Деревянный храм сгорел в один из многочисленных пожаров, постигших город в 60 – х гг. ХIХ столетия. Новый город остался без храма. Приходилось пользоваться храмами, находящимися за рекой, в старом Селенгинске, что было крайне неудобно, так как старый город находился в пяти километрах от нового.
Возникла необходимость в строительстве нового каменного храма на месте сгоревшего. Однако силами прихожан было трудно построить новый большой храм и поэтому притч церквей и городские власти обратились к епископу Селенгинскому Мелентию с просьбой разрешить сбор средств по Иркутской епархии, куда входили Новоселенгинск. В 1869 году от архиепископа Иркутского приходит разрешение на сбор денег по епархии. Сбор денег длился более десяти лет, начался в 1869 году, а кончился к 80 годам ХIХ столетия. За это время были закуплены строительные материалы, заключены договора с мастерами – строителями, иконописцами, позолотчиками, кровельщиками, малярами, а главное – найден образец, по подобию которого будет строиться новый храм.
Образцом или аналогом для нового храма в Новоселенгинске послужила Кяхтинская Покровская церковь, построенная в 1866 году по одному из типовых проектов, рекомендованных для приходских церквей.
К сожалению, Покровская церковь города Кяхты не сохранилась до нашего времени, т. к. интересно было бы сравнить образец и копию в наше время. Понятно, почему жители Новоселенгинска выбрали за образец Покровскую церковь Троицко – Савска, ибо многие из них были связаны с этим быстрорастущим городом либо торговыми интересами, либо родственными, т. к. многие Кяхтинские купцы и ремесленники родом из Селенгинска.
Именно они (Кяхтинские купцы) в начале ХIХ в. Заказали проект Воскресенской церкви, стоящей на самой границе, у московского архитектора Геросимова, равной которой по внутренней отделке не было во всей Сибири. Несомненно, что при строительстве Покровской церкви местные власти ориентировались на появившийся в центральной России и ставший официальным в 40 – 50 годах ХIХ века «Русско – византийский стиль».
Один из основоположников официального «русского» стиля Константин Тон разработал альбом типовых проектов для строительства церквей Несомненно, что Покровский и Вознесенский храмы имеют прототипом один из образцовых проектов Константина Тона т его последователей.
Основным типом храмов, на которые ориентировался Тон в своих концепциях «русского» стиля, были московские храмы ХV – ХVI веков, т. е. крестово – купольные композиции с тремя или пятью нефами, поперечным нефом (трансептом) и пятью главами..
Повсеместно церкви в т. н. «епархиальном» стиле, поздней вариации «русско – византийского» стиля, строилось по всей России, особенно в 70- 80 годах ХIХ столетия. И неудивительно, что аналогами нашему памятнику являются церкви, отстоящие друг от друга на значительном расстоянии. Это собор в Егорьевске под Москвой, церковь в селе Хотеново Каргольского района Архангельской области, большое количество таких церквей а Рязанской области, подтверждают наше имение о повсеместном распространении церквей этого стиля.
При этом следует отметить, что памятник подобного круга встречаются лишь в Кяхте и Новоселенгинске, что подтверждает наше мнение о том, что занесены они в Забайкалье были Кяхтинскими купцами, торговавшими в обоих столицах, где они и познакомились с памятниками этого стиля.
При такой генетической связи с Кяхтой (Троице- Савском) неудивительно, сто и при выборе мастера- подрядчика таковой был найден в Троицко- Савске. Возможно, это объясняется тем, что в Новоселенгинске в это время не было мастеров – каменщиков, которые работали в это время в Троицко – Савске, где велось интенсивное каменное строительство.
Записи журналов комитета по строительству в Новоселенгинске Вознесенского храма сообщают о том, что мастером – подрядчиком, отвечающим за строительство церкви, был Волков Федор Федотьевич из города Троицко- Савска.
Но пока наше предложение всего лишь гипотеза. Мастер волков набирал бригаду для строительства каменного храма в Новоселенгинске, в состав которой было 65 человек разных специальностей6 каменщики, кирпичники, кузнецы, плотники, столяры, маляры и разнорабочие.
Основные работы по возведению стен, перекрытий, центрального барабана и колокольни были завершены в 1884 году.
В 1884 – 1887 годах в основном велись работы внутри храма, штукатурные, отделочные и малярные работы.
Март – апрель ведутся работы по внутренней отделке (1888 года )храма.
В сентябре 1888 года был освящен основной престол во имя Вознесения Христова в новом храме. Вот что писали об этом Иркутские епархиальные ведомости: «Вновь построенный в г. Селенгинске каменный собор во имя Вознесения Христова, в главном приделе освящен 19 сентября минувшего года». В сентябре 1895 года были освящены епископом Георгием два боковых придела, в приделах с южной стороны во имя третьего обретения главы Иоанна Предтечи, освящен 17 сентября 1895 года с северной стороны В 1897 году Вознесенский храм был назван главным храмом города.
В начале ХХ века вокруг храма была выстроена каменная ограда с деревянными решетками.
После революции, в 20 годах. Храм был упразднен и использовался различными организациями.
За это время были утрачены деревянные глухие главки и покрытия кровель.
Вновь православный приход зарегистрирован 19 марта 1996 года.
Комментарии