Из копии документа, начертанного графом Саввой Владиславовичем, об устройстве самой крепости и Кяхты: «Инструкция, данная по указу Его Императорского Величества, из походной Посольской Канцелярии Экспедиции и по сим полной мочи мне вручена Тобольского Гарнизонного полка Господину Капитану Федору Княгинкину да Селенгинскому дворянину Алексею Третьякову.
Алексей третьяков издавна известен шутливыми поступками двора Китайского и о непорядках при границах Российских подданных, из чего многие остановки и несогласия происходили. Ныне Божием вспоможением и счастьем Его Императорского Величества мир обновлен и вечно утвержден, граница разведена, корреспонденция равномерная расположена, коммерция установлена. »
Письменно заключен и утвержден с двором Китайским Пограничный договор, заключенный на Буре 20 августа 1727 года. Составлено разменное письмо о разведение границы, постановление знаков, учреждение караулов от Кяхты до вершины реки Аргуни, которое разменяно между комиссарами Российским и Китайским при урочище Абогайту (сопке) 12 октября 1727 года.
В 1727 году после длительных и трудных переговоров усилиями полномочного посла Саввы Лукича Владиславича – Рагузинского были заключены Буринский, затем Кяхтинский русско-китайский договоры. В договорах были оговорены торговые и пограничные вопросы двух государств. Была установлена нынешняя граница с Монголией, бывшей тогда под владением Китая. Земли, реки, знаки границы на территории Забайкалья были расписаны поименно, внесены в ландкарту. Вдоль границы были поставлены 63 маяка (каменные насыпи). В каждом маяке было зарыто описание его на русском и монгольском языках. 3 и 4 пограничные маяка и наблюдение за переходом за границу скота и людей было вверено Селенгинскому служивому Ивану Торой и его товарищу, при них находилось десять человек из Табангутского рода Заисана Дугара; им определено пограничное смотрение по указу и поставлены они на устье речки Цаган-Усуна. Ныне караул Цаган-Усунский у 3-го маяка.
Охрана границы была возложена на 25 караулов, разбросанных на 2000 верст от Иркутска до Нерчинска. При каждом карауле состояло 5-10 юрт (семей)тунгусов и бурят, которые состояли теперь на казачьей службе. Пограничные инородцы наблюдали, чтобы пограничные маяки были исправны, чтобы не было перебежчиков и воров из-за границы. Их ловили, содержали под стражей, доносили на них в Нерчинскую воеводскую канцелярию и в Селенгинск – пограничному управителю.
Русских казаков было мало. Слово «казак» нерусское, означает «вольный человек». Казачество, как особое сословие, сложилось на Руси в ХV-XVI веках из беглых крепостных крестьян и городской бедноты. Первые казачьи области возникли по берегам рек Дон и Яик (так раньше называлась река Урал), в Запорожье. По причинам внутренней и внешней политики российского правительства казачество получило особый статус, как военная сила, было поставлено на государственную основу. Главной задачей казачества стало несение военной службы в общей системе вооруженных сил.
С продвижением русских на восток, за Урал с целью освоения новых земель, было предпринято массовое переселение русских людей из западных областей России и Сибирь. Переселение осуществлялось двумя способами: «по прибору» и «по указу».
«По прибору» переселялись крестьяне Архангельской, Олонецкой, Вятской, Волгоградской губерний. Переселялись добровольно. Это была обыкновенная вербовка крестьян, для чего приезжали боярские люди, выбирали сотника, который в свою очередь «прибирал» себе в сотню охочих людей-десятников. Те в свою очередь «прибирали» себе рядовых казаков и стрельцов. «Прибранные» отправлялись в Сибирь семьями. Здесь им давалась льгота на 2-3 года; освобождение от налогов и ссуда на обзаведение.
В отличие от «прибора», переселение по «указу» являлось принудительным. Переселялись провинившиеся крестьяне из дворцовых сел, их называли «переведенцами».
В Забайкалье, на китайскую границу переселенцы прибыли не сразу, а спустя несколько поколений, через многие поселения в Томской, Енисейской, Иркутской губерниях, в результате многочисленных преобразований в военной системе России.
Русские казаки непосредственно на караулах не жили. Надзор над караулами был возложен на двух чиновников. Западная от Троицкосавска линия была поручена Иркутскому боярскому сыну Анисиму Михалеву. Этот чиновник назывался дозорщиком. В сопровождении нескольких казаков и толмача (переводчика) он один раз в год объезжал караулы. Непосредственную же охрану караулов осуществляли инородцы, кочевавшие в местностях неподалеку от маяков.
Установленная графом Саввой Рагузинским система наблюдения пограничной линии существовала до половины и более XVIII века. Устройства и охрана пограничной линии зависели от того, каковы были отношения России с Китаем. Улучшались отношения – ослабевала охрана и наоборот.
В 1766 году князем Павлом Гантимуровым был подготовлен проект об улучшении пограничной службы. Прекрасный знаток китайской границы Гантимуров включил в проект построения крепостей на границе, прибавку казаков на караулах и устройства русских казачьих поселений на караулах.
Известно донесение Иркутского Генерал-губернатора Бриля от 25 июля 1773 года о переселении казаков на караулы по линии китайской границы. На основе этого документа можно предположить, что 1773 год и есть дата основания русских поселений на границе, в том числе и станицы Цаган-Усунской. Пограничные казаки стали строить дома, обзаводиться хозяйством. Места для поселений выбирали не у самых маяков, а поодаль от границы.
Пограничные казаки находились в ведение Троицкосавского погран-управления, которое подчинялось Главному управлению Восточной Сибири.
Русским казакам выдавали жалованье по 6 рублей 16 с половиной копеек в год. Выдавался также провиант из крепостных магазинов, в месяц на одного казака по 1 пуду 32 с половиной фунта муки и 7 с половиной фунтов крупы. Детям мужского пола до 16 лет отпускался половинный поек провианта. Бурятским казакам никакого довольствия не отпускалось.
Вооружение казаков состояло из сабель, пик, пистолетов, карабинов. Инородцам-казакам огнестрельного оружия не полагалось. Они были вооружены пиками, шашками, луками со стрелами. Каждый должен был иметь не менее ста хороших стрел. Обмундирование и лошадь у всех казаков были собственными.
Казачьи команды по линии границы до 1824 года определенного обмундирования не имели. После 1824 года им было присвоена форма, одинаковая с Енисейским казачьим полком, но с воротником, погонами и кушаком светло-синими, с литерами П.К.В. (пограничное казачье войско).
Таким образом, на основе изучения литературы по истории России и Бурятии и источников из краеведческого музея имени академика В.А. Обручева, можно сделать следующие выводы: Впервые русские появились в Джидинской долине в связи с организацией караулов на «монгольской» границе и поведением ряда почтовых и купеческих дорог через Хамар-Дабан.
Полюбилась, видно, земля да тайга золотая, остались некоторые из казаков, не пошли в родные станицы на Дон и Яик. Заселенные ими пограничные караулы вскоре превратились в казачьи станицы: Цаган-Усун, Боций, Харацай, и Желтура.
С помощью сотруднеков Кяхтинского музея, в частности Л. Филипповой, было установлено, что Цаган-Усунская казачья станица входила в состав троицкосавского округа и включала в себя поселки: Дюрбенский, Убур-Селенгинский, Джидинский Енхор. Семьи казаков были большими.
Цаган-Усунская станица входила в состав 1-го военного Забайкальского казачьего округа и имела свое административное устройства:
Таким образом, от Кяхты на запад, по направлению к Тунке тянулась длинная цепь таких же поселков, как и Цаган-Усун (Белая вода), превратившихся позднее в сравнительно большие земледельческие села, некоторые из которых имели свои православные церкви.
Комментарии