Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Основание Селенгинского острога

7 февраля 2012
Основание Селенгинского острога

На парусных судах казаки добрались по Селенге до устья Чикоя, где 27 сентября 1665 г., «выбрав угоже место», поставили Селенгинский острог: «а по укладу кругом мерою острог поставлен 60 сажен печатных, а по углам 4 башни с розвалы и с вышки крыты, а вышина острогу полтретые сажени печатных, а круг острогу крепь, ров, чеснок и надлобы».

 

Место для  вновь поставленного острога в военном  отношении было выбрано удачно. Н. Бестужев в своих « Воспоминаниях», отмечая это, писал: «Удалые казаки, подарившие России Сибирь, были замечательные стратеги… И Селенгинский отрог был поставлен на месте, как нельзя более соответствовавшим этой цели. Он хорошо защищен был сзади хребтом, с фронта – глубокой Селенгой, слева – Чикоем, впадающим в Селенгу, и справа – хребтом гор, подходящими к самому берегу Селенги».

 

Такое место выбрано не случайно. В течение длительного времени Селенгинск будет играть роль важного стратегического пункта. Роль эта усиливалась еще и тем, что вместе с основанием острога русские «призвали тамошних жителей в «ясачный платеж».

 

ОСНОВАНИЕ СЕЛЕНГИНСКА

 

Важное место в истории Забайкалья принадлежит городам – Баргузину, Кяхте, Верхнеудинску, Селенгинску, возникновение которых связано с освоением этой территории русскими.

Первым русским поселением на территории Забайкалья был Баргузинский острог, основанный в 1648 году.

 

Почти в течение 10 лет Баргузинский острог был единственным местом в Забайкалье, откуда служилые распространяли свои действия на новые земли. Именно отсюда в 1665 году, «проведав накрепко и прослышав допряма» про великую реку Селенгу, казаки во главе с пятидесятником Григорием Ловцовым и десятником Васильевым били челом Баргузинскому стрелецкому и казачьему голове Первому Самойлову разрешить пойти в «новую мунгальскую землю», «для  приводу и привозу братских людей и для ради острожного ставленья».

 

Отряд был по возможности снабжен всем необходимым: казаки получили «1 судно ветчаны, пуд свинцу, полпуда пороху, 40 ядр пушечных железных, 2 напарои, 2 паруса холщевых , 2 якоря железных, … да 2 дощаника… да 4 отпуска бечев…». С этим снаряжением отряд сходил сначала в Братский острог  за хлебными запасами, а затем пошел на 2госуреву новую службу».

Поход в Братский острог казаки использовали целенаправленно – на обратном пути в Забайкалье «прибирали», т. е. агитировали служилых из других острогов, занимали снаряжение и т. д.

 

На парусных судах казаки добрались по Селенге до устья Чикоя, где 27 сентября 1665 г., «выбрав угоже место», поставили Селенгинский острог: «а по укладу кругом мерою острог поставлен 60 сажен печатных, а по углам 4 башни с розвалы и с вышки крыты, а вышина острогу полтретые сажени печатных, а круг острогу крепь, ров, чеснок и надлобы».

 

Место для  вновь поставленного острога в военном  отношении было выбрано удачно. Н. Бестужев в своих « Воспоминаниях», отмечая это, писал: «Удалые казаки, подарившие России Сибирь, были замечательные стратеги… И Селенгинский отрог был поставлен на месте, как нельзя более соответствовавшим этой цели. Он хорошо защищен был сзади хребтом, с фронта – глубокой Селенгой, слева – Чикоем, впадающим в Селенгу, и справа – хребтом гор, подходящими к самому берегу Селенги».

 

Такое место выбрано не случайно. В течение длительного времени Селенгинск будет играть роль важного стратегического пункта. Роль эта усиливалась еще и тем, что вместе с основанием острога русские «призвали тамошних жителей в «ясачный платеж».

 

Правительство быстро оценило высокое значение вновь поставленного острога. Царской грамотой вскоре было дано задание острог тот «переписать» и составить чертеж и дать общее представление о крае. Острог был взят на учет.

 

В 1668 году из Енисейска для установления дипломатических отношений с «мунгальской» землей, проведывания путей в Китай сюда был послан сын боярский Иван Перфирьев, который сообщал в отписке о размерах, внешнем виде, географическом положении Селенгинского острога: «мерою в 15 сажен, по углам 4 избы, на избах башни… около острогу надолбы… а места прилегли около острогу степи каменные, пашенных мест нет нигде и овощей никаких не родится; местами есть яблоки и сандан». В 1673 году в Селенгинск прибыл драгунский капитан Степан Поляков «для описи и снятия с оного острога чертежей».

 

Длительное время в остроге было малолюдно. Из 22 живших в остроге 19 служащих, основавших его, и 3 человека, нанятых на службу. Имея такой незначительный состав, служилые использовали самые мирные способы приведения в покорность местного населения. Они «задаривали» нерусских товарами, о которых те не имели представления или пользовались у них известным спросом.

 

Еще по дороге к месту основания Селенгинска казаки скупали и одалживали в других острогах необходимые для этого товары: «сукна красные и медь в котлах и олово и всякая мелочь иноземцам на подарки, чем нам ласкотою и приветом дарить и удобрять иноземцев… и вновь призывать и уговаривать всякою ласкотою и добротою…чтобы оне иноземцы… в ясачном соболином платежу были покорны, в вечном холопстве неотступны».

 

Надо признать, что подобная политика оправдала себя. Сразу после основания в остроге было «тихо и смирно и в землях шатости не слышать некоторые».

 

Однако такая обстановка в остроге была далеко не всегда. Селенгинские приказчики отмечали в челобитных, что рядом с ними живут «царства разные и орды многие». В течение длительного времени Селенгинск жил напряженной жизнью, постоянно подвергаясь угрозами и набегами, отражая нападки «мунгальских» князей, которые долго не могли смириться с появлением на их, как они считали, земле острога и даже посылали к царю послов несколько раз удостовериться в том, что острог поставлен по государеву повелению. Но и после этого вели себя непоследовательно: сначала признали острог,  потом стали жаловаться на якобы «обиды, разоренья и убийства», претендовать на земли…

 

Острог часто подвергался нападению. Отписки служивых людей пестрят такого рода сообщениями. В 1678 году приказной человек Данила Строганов сообщал, что «хотят де мунгальские люди Селенгинский острог взятьем взять до конца разорить».

 

В 1681 году селенгинцы извещали о том, что монголы служилых людей «под городом… и на проездах до смерти побивают и лошадей, и рогатый скот отгоняют непрестанно», что живут они «с великим опасеньем и с крепостью».

 

От монголов страдали не только жители острогов, но и «ясашные» - местные бурятские племена. В течение 17 века они выступали против монголов совместно с русскими служилыми людьми. Такие походы, бывшие явлением постоянным, вели к сближению русского и бурятского народов, способствовали установлению дружественных отношений.

 

Частые столкновения служилых с монголами требовали бдительности и осторожности, о чем свидетельствуют наказные памяти, рекомендующие жить в Селенгинске « с великим опасением, чтоб в городе по проезжим воротам и по башням и по стенам и на отводах  по пристойным местам днем и ночью без крепких и без отъезжих караулов не было», «держать караулы везде с прибавкою, чтобы иноземцы … исплоша над городом и над служилыми людьми пришед изгоном какова дурна не учинили».

 

Трудность борьбы с соседними пленами заключалась в том, что в остроге было мало постоянных жителей: в 1666 году- 85 человек, в 1667 -68 годах -80, в 1673 году -149, в 1675 -200 ит.д.

 

В 1685 году острог обнесли рубленой стеной, и Селенгинск стал называться городом.

 

К 18 веку в городах Забайкалья создается торговля и промышленное население, в связи, с чем меняется роль городов в хозяйственной и политической жизни края. Однако при всем этом длительное время устойчивой оставалась одна из главных специфических  функций города – внеэкономическое принуждение местного населения к платежу ясака. Таким образом, административные функции в городах не только предшествовали экономическим, но и длительное время оставались господствующими. Эти административные и военные функции на протяжении длительного времени выполняли служилые люди. Набор в «служилые» проходил вольным способом, поэтому чаще всего они набирались из случайных людей, имеющих целью личное обогащение. В достижении своих корыстных целей эти люди были беспощадны и безжалостны к окружающим. Часто воеводы получали жалобы от местного населения  на людей острогов и городов. Енисейский воевода доносил на них в Сибирский приказ, что они «самовольные, указных памятей не слушают и делают сами по своим прихотям».

 

На совести у селенгинцев имелось немало подобных грешных дел. Так, они самовольно отпустили в Иркутский острог присланного в ссылку в Селенгинск Андрюшку Корытанова, по своему усмотрению набирали в казачью службу в острог посадских и пашенных людей, иногда распоряжалась собранным ясаком.

 

Очевидно, учитывая такую вольность духа в Селенгинском остроге, воевода не сразу выполнил царский указ о посылке сюда ссыльного запорожского гетмана Д. Многогрешного. По этой же причине не были посланы и астраханский толмач Ивашка Романов и сотник Сенька Чуркин – чтобы «не завели какого воровства и побегу».

 

Служба и жизнь служилых в Забайкалье были тяжелыми. Денежное и хлебное жалование получалось нерегулярно, служилые часто голодали. Документы буквально пестрят сообщениями о тома, что в острогах «хлебных запасов ничего нет»,  «товарной подорожной казны и писчей бумаги нет, чем ясачных людей у ясачного сбору поить» и т. д.

 

Постепенно правительство перестанет посылать в Забайкалье жалование. Это приведет к тому, что служилые люди начинают заниматься земледелием, хлебопашеством, скотоводством. Примеры такого рода приводит в своих записях Николай Спафарий, путешествовавший в Забайкалье в конце 17 века. Из его сведений мы узнаем о том, что в 1670 году казачий десятник Любимко Федоров недалеко от острога посеял 4 пуда ржи – «в ужине той ржи было 40 снопов, а в умолотах вымолочено того хлеба 84 пуда».

 

Вначале для пахоты раздавались земли в черте города, затем рядом. И если их не хватало, то служилые поучали их в стороне от города, заводили заимки. Эти служилые часто отлучались из города, что вызывало недовольство остальных.

 

Так, селенгинцы докладывали в челобитной о том, что некоторые острожники «живут дворами и поселились пашнями на заимках в Ильинском и Кабанском  острогах и в Селенгинском на годовых  службах в посадских записях никто не бывает».

 

Тем не менее, развитие земледелия способствовало появлению здесь крестьян, деревни, в целом хозяйственному развитию края.

 

Вскоре после основания острога к нему начнут прибывать и селиться рядом с ним промышленные люди из великорусских губерний, особенно – из Великого Устюга. Таким образом, начнет формироваться посадская часть населения, Постепенно в посад переходили и служилые люди. И посад этот будет невелик и не приведет к большому промышленному подъему, в течение 18 века Селенгинск будет одним из главных центров Забайкалья, в нем сосредоточится вся административная часть края.

 

В частности, установленная здесь ратуша заведовала обществом мещан Селенгинского, Троицкосавского, Верхнеудинского, Баргузинского, Илькинского острогов. Здесь же было пограничное, духовное и таможенное правление.

 

По указу 1743 года в Селенгинске был учрежден магистрат, ведавший Кяхтинскими и Верхнеудинскими делами.

 

До установления в 1728 году Буринского тракта через Селенгинск шли поиски торговых путей с соседними государствами – Монголией и Китаем. С 1705 года русские начали попадать в Китай через Селенгинск. Это способствовало экономическому подъему города, занявшего на некоторое время позицию важного пограничного пункта. Здесь бывали послы, купцы с товарами, сюда стремились поселенцы, склонные к торговле. Это отражалось в целом на развитии города.

 

Длительное время, начиная с момента основания, Селенгинск был центром и главным пунктом «Военных операций за Байкалом». В 17 и в течение 18 веков в нем посменно квартировали штабы войск мушкетерских полков, Тобольский полк, здесь находился селенгинский гарнизон и селенгинский полк, екатерининский полк, эскадрон драгун, конные карабинеры и т. д. В городе находилась полевая и гарнизонная артиллерия. Все это время военных здесь было гораздо больше, чем гражданских жителей.

 

Первые годы Селенгинск управлялся приказчиками, которые подчинялись Нерчинскому воеводе, затем в нем устанавливается воеводская власть. А с 1727 года в город назначается комендант. Особо следует выделить момент, когда на этой должности находился полковник Валентин Варфоломеевич Якоби – один «из энергичнейших администраторов того времени». На должностьи коменданта он находился до 1745 года, одновременно выполняя и воеводские обязанности. Особенно отличился В. В. Якоби на поприще обороны границы от монголов и китайцев. Его же заслугой является формирование здесь бурятских полков для охраны границ.

 

В «Летописи построения и событий Селенгинска» А. Седов, отмечая значение пребывания здесь воевод, писал: «Город Селенгинск во время воевод сделался центром и главным пунктом военных операций за Байкалом».

 

О значении Селенгинска в жизни забайкальского края свидетельствует то, что он одним из первых был втянут в орбиту почтовой связи, учрежденной в России государевым указом в 1731 году. В 1733 году учреждается почта до Селенгинска и Нерчинска. Города обязаны были подавать подводы для перевозки почты «без замедления». В связи с этим устанавливается самая тяжелая и разорительная повинность – подводная. Действительно, длинные расстояния, суровый климат, малая населенность, отсутствие жилых мест – все это делало почтовую повинность для населения поистине изнуряющей.

 

В 1783 году Селенгинск будет назначен уездным городом. Это сохранит за ним всю административную власть в Забайкалье.

 История Селенгинска в 17 – 18 веках примечательна многими интересными событиями. В 1684 году сюда был определен в ссылку  запорожский гетман Демьян Многогрешный. Его пребывание в Селенгинске оставило заметный след в жизни края. Некоторое время он был приказчиком острога, принимал активное участие в отражении натиска монгольского хана. В1689 году по поручению Ф. Головина он подписывал мир о вечном подданстве табунутских сантов. Д. Многогрешный ушел в монахи Троицкого монастыря в 1696 году.

 

Судьба города связана и с другой интересной личностью – прадедом великого поэта А.С.Пушкина Абрамом Ганнибалом, прославившимся большими способностями в строительстве крепостей, и с полковником И. Д. Бухольцем - комендантом крепости ( похороненным здесь в 1741 г.).

1722 по 1725 гг. и с 1726 по 1727 гг. Селенгинск служил своеобразным религиозным местом – здесь жил святитель Иннокентий, который «насаждал семена христианской веры».

 

Таким образом, Селенгинску принадлежит немалая заслуга в деле колонизации края и поступательного движения русских на Восток, в закреплении торговых и дипломатических сношений с Китаем.

 

Но, как отмечал один из современников Д.Даурский , «судьба ему не улыбается». Город несколько раз горел, подвергался затоплению, страдал от землетрясений. Несмотря на большую роль в военном, административном деле, город занимал не совсем выгодное географическое положение. На это указывали путешественники.

 

Невыгодность положения и стихийные бедствия еще в 18 веке поставили вопрос о перенесении города в другое место.

 

В 1780 году город горел дважды – в апреле и октябре. В результате первого пожара сгорела по неизвестной причине Спасская церковь, огонь перенесся на Свято – Троицкую церковь и дома. Документы свидетельствуют, что «сгорели… каменные здания, 60 купеческих лавок, 280 обывательских домов. Сохранились: «казанская церковь, артиллерия, канцелярия и частных до 5 домов, а прочее все… выгорело до основания.

 

Пожар в октябре истребил оставшуюся часть города, сохранилось до 10 домов и бывшая деревянная крепость города. Этот пожар уничтожил еще одну  - Покровскую церковь.

 

О бедствии было донесено императрице Екатерине II, и она высочайшим указом отпустила на постройку церкви 600 руб., каждой лавки – 60 руб. и каждого дома – 30 руб. ассигнациями. Н постройку города был пожалован двухлетний сбор с кяхтинской торговли и тогда же дано право избрать новое место для строительства.

 

Любопытно, что вопрос о перенесении города на новое место решался стариками – старожилами, которые решили спор меж собой следующим образом: бросали высоко рукавицу; и если она подала пальцем вверх, то строить город следовало на старом месте. Так и случилось, рукавица упала вверх пальцем.

 

Благодаря вниманию правительства жители отстроились, был сооружен новый кирпичный собор, который строил неграмотный архитектор – самоучка., тюменский мещанин Воротников. Руководил же строительством селенгинский купец Иван Степанович Басов. Храм этот «по величине, красоте и прочности мог бы служить  украшением значительного города».

 

В дальнейшем Селенгинск утратил свое значение и к середине 19 века будет мало, чем отличаться от селений деревенского типа.

 

До основания Кяхты  в 1728 году Селенгинск имел торговое значение, будучи пограничным местом, откуда и отправлялась до этого вся связь с Китаем. Н. Спафарий в 1675 г., описывая эти места, сообщал, что монголы «зело много… торгуют с казаками: продают кони и верблюды, и скот, также и всякие китайские товары, и покупают у них соболи и многие русские товары». В дальнейшем его торговая роль будет утрачена.

 

В течении 17 – 18 веков город развивался недостаточно в экономическом отношении. В нем был немногочисленным пасад, а следовательно слабо развивалось и ремесло.

 

Население Селенгинска занималось земледелием, огородничеством и скотоводством. Документы указывают на то, что здесь сеяли рожь, пшеницу, овес, возделывали овощи. В первой четверти 18 века это была одна из земледельческих баз в Забайкалье. Однако вследствие частых набегов монголов должного развития земледелие здесь не получило.

 

Тем не менее, как и все города Забайкалья, выросшие из острогов, Селенгинск стал им благодаря развитию в целом в крае земледельческого хозяйства, ремесла, торговли.

 

Из «Очерков истории городов Забайкалья» С.В. Евдокимовой. 

Автор: alexander04
Просмотров: 7343

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Декабристы братья Бестужевы
28.02.2012
Новоселенгинск
История села Новоселенгинск
26.02.2012
Новоселенгинск
Праздник Старого города
18.03.2012
Новоселенгинск
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -