Какой же облик имело традиционное жилище русского крестьянина?
Этнографы, изучающие культуру народа, выделяют обычно три основных типа жилых построек, свойственных русской деревне северный, среднерусский, южный. На Севере с долгими суровыми зимами ставили большие, рубленные из хвойных пород, дома. Срубное строительство испокон веков было широко распространено на Руси: сруб состоял из нескольких горизонтальных рядов бревен, соединенных по углам - венцов. Высокие северные дома могли насчитывать восемнадцать и более венцов. Обычно под одной крышей, соединялось несколько срубов - отдельных помещений, жилых и нежилых.
Северные дома стояли не на земле, а как бы на высокой подставке из бревен-подклете, подызбище. Здесь, в нижнем этаже, устраивали кладовые и мастерские. А.Н.Толстой в романе «Петр 1» писал так: «Нижнее жилье избы- подклеть- из могучих бревен. Готовил ее Василий Волков под кладовые для зимних и летних запасов хлеба, солонины, мочений разных».
В таком большом доме под одной крышей объединялись жилье и хозяйственный двор. Соединение жилого помещения и скотного двора называется связью (дом-двор). В хоздворе в специально огороженных местах держали скот: свиней, овец, птицу, а в утепленных - корову с теленком. Двор мог примыкать к жилому дому сбоку или сзади.
Крыша у домов на Севере двускатная, украшенная коньком, а сам дом выходит на улицу своей узкой стороной, фасадом. Леса кругом в изобилии, поэтому в добротном материале строители себя не ограничивали. Избы искусно украшали резьбой.
Постройка дома.
Строительство жилища было очень важным событием для крестьянской семьи. Вначале хозяева собирали «помочь»- т.е. приглашали родных и соседей помочь вывезти бревна на сруб. Заранее выбирали большие и высокие деревья. Затем одни хозяева нанимали плотников, другие ставили дом сами.
У нас в Армаке, как рассказывал Татарников Николай Артемьевич, дома строили в основном из лиственницы, реже из сосны и кедра. Лес рубили топором. Бревна готовили зимой, потому что зимний лес хороший, как он объяснял «сжатый». Срубленные бревна на волоках спускали по льду до того места, где собирались строить дом. Один конь тащил 2-3 бревна. Место для дома выбирали там, где понравиться, но на пепелище, как правило, дом не ставили.
Каждый шаг в строительстве сопровождался особыми обрядами, в каждой местности имеющими свои отличия. Обращалось внимание на множество примет, связанных с выбором места под избу, тщательно исполнялись обряды при закладке дома, установке потолочной балки-матицы, возведении крыши и т.д. Во многих деревнях на время строительства в будущий красный угол ставили молодое деревце с иконкой, чтобы в новом жилище были здоровы хозяин и все семейство. Под углы дома было принято класть зерно и деньги для богатства, шерсть - для тепла, ладан – для святости. Каждый этап строительства предусматривал угощение для плотников. Так , среди прочего отмечали установку матицы («матичное угощение»), потому что именно она – матица- символизировала дом, и, уходя в дальнюю дорогу, человек должен был подержаться за матицу, чтобы путь был добрым.
При переезде во вновь построенный дом тоже соблюдались определенные обряды. Прежде всего, туда пускали кошку - обжить дом. Затем хозяин входил в дом с иконой, а хозяйка с квашней. Переселяясь в новое жилище, хозяева хотели, чтобы и домовой - покровитель жилища - переехал вместе с ними. Для этого случая, рассказывал Николай Артемьевич Татарников, выпекали специально булочки и оставляли в каждом углу подполья. А в некоторых местах приносили домового в новый дом в горшке с углями. Перебравшись в новый дом, хозяева приглашали гостей, которые приходили с подарками, и справляли новоселье.
Путешествие по избе.
А теперь давайте представим себе, что мы входим в деревенское жилище. Сначала поднимаемся на крыльцо, открываем одностворчатую дверь, переступаем через высокий порог (чтобы тепло из дома не выходило) и оказываемся в холодных сенях. Здесь стоят ведра, кадушки, по стенам развешаны различные вещи: конская упряжь, рабочая одежда и т.д. Вновь открываем обитую утепленную дверь и попадаем уже в избу. Познакомимся с внутренним убранством традиционного жилища: лавки, неподвижно укрепленные вдоль стен избы, переносные скамьи, стол, посудные лавки и другие лавки - вот и все нехитрое убранство крестьянского дома. Примерно четвертую часть избы занимала русская печь. В крестьянском жилище печь всегда была большой, т.к. играла важную роль в жизни семьи: в ней готовили пищу, пекли хлеб, на ней спали, лечились ее теплом, сушили одежду, а иногда в ней даже мылись. У современной поэтессы Ольги Фокиной в стихотворении «Печное» есть такие строки:
«Здравствуй, печка-матушка,
В прежнем, не новом
Опечке бордовом,
С ласковой Муркой
В беленькой печурке…
С голбцем-лежанкой,
Мягкой, нежаркой».
Как рассказывала Вампилова Долгор Тогочеевна, большую русскую печь обычно ставили на высоком деревянном срубе - опечке. Опечек набивали сырой глиной, хорошо утрамбовывали. Верхнее основание печи делалось из битого кирпича, поэтому печь называлась битой.
По диагонали от печи - красный, передний угол (в разных местах его называют по- разному). Здесь помещаются иконы на специальной полке - божнице. Передний угол всегда считается самым почетным: под иконами во время свадьбы сажают новобрачных, а на праздники - наиболее уважаемых людей.
Часть избы, прилегающая к печи, искони являлась женской половиной: там хозяйка готовила пищу, держала кухонную утварь (чугуны, сковородники, ухваты и др.). На стене рядом с печью висел либо поставец- небольшой шкаф для посуды, либо деревянная открытая полка того же назначения. Эта часть, которая отделялась от прочего помещения деревянной перегородкой или занавеской, называлась куть (задоски, бабий угол).
В избе была не только женская, но и, конечно же, мужская часть, та, где работал хозяин, глава семьи. Она располагалась у входа. По боковой стене тянулась широкая лавка - коник, а у нас в Армаке это ящик с откидной крышкой: здесь хранили инструменты. В этом месте мужчины чинили упряжь, подшивали валенки, вырезали ложки. Мало ли работы у хозяина в долгие зимние вечера.
Дом для каждого человека является средоточием всех жизненных интересов семьи - достатка, счастья здоровья. Он – символ единства всего рода: тех, кто живет ныне, и тех, кто жил прежде. От поколения к поколению передаются традиции семьи и крестьянского мира, связанные с работой, ведением хозяйства, в том числе и строительством, обустройством самого жилища. Александр Николаевич Афанасьев, известный этнограф и фольклорист писал: «Изба для славянина, была поэтому не только домом, в обиходном смысле этого слова, местом жилья, она представлялась таинственным капищем, в котором пребывало благородное светлое божество очага и в котором совершались обряды в честь этого пената «Пенаты- лат. Penates. В древнеримской мифологии боги - хранители, опекавшие благополучие семьи и домашнего очага. Изба была первым языческим храмом». Вот почему внутренняя планировка дома - расположение печи, красного угла, лавок, стола, колыбели - всегда были значимы и сохранялись на протяжении веков.
Полный текст тут
При цитировании и публикации материалов (фотографий, презентаций и др.) КОНКУРСА «ТРУДОВЫЕ И МАСТЕРОВЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ» прямая активная ссылка на selorodnoe.ru обязательна.
Комментарии