Предки бурят и монголов Сагаалган отмечали с древних времен, еще до прихода буддизма. Задолго до эпохи Чингисхана наступление нового года встречали осенью, в октябре. В то время год скотовода делился на летне-осенний и зимне-весенний периоды. Тогда бурят-монголы прибавляли очередной год жизни себе и своим домашним животным. Некоторые ученые празднование наступления нового года именно осенью связывают и с восходом прекрасного созвездия Плеяд.
Перенос празднования нового года произошел, как утверждают многочисленные исследования востоковедов и монголоведов, вследствие обширной деятельности внука Чингисхана - Хубилай хана. В XIII веке в Китае провели реформу летоисчисления, повлиявшее на перенос начала Нового года у монголоязычных народов. В то же время, думается, влияние оказало и постепенное изменение уклада жизни степняков. Переход от охотничьего типа хозяйствования к скотоводческому ознаменовал собой постепенный переход от кочевого образа жизни к оседлому.
До прихода буддизма в Центральную Азию все общенародные, общеплеменные и общеродовые праздники были связаны с охотой и скотоводством. Осень же являлась временем особым – кочевники перегоняли свой скот с летников на зимники и подводили итоги летнего периода. С распространением христианства в Предбайкалье и Забайкалье, бурят-монголы знакомились с новой духовной культурой. Было замечено, что день наступления нового года по шаманистскому календарю совпадал с православным праздником Покрова - переходом с осени на зиму.
Надо отметить, что сегодня верующие шаманисты этнической Бурятии по-прежнему неофициально продолжают в Покров день отмечать наступление нового года. И сроки проведения особо важных семейных событий происходят осенью. Например, проведение свадьбы всегда согласовывают с родовыми шаманами и этим важным днем - 14 октября.
В традициях праздновать Сагаалгана и у шаманистов, и у шаманистов есть общая духовная основа – это обряд очищения.
Шаманисты во главе с родовыми шаманами в эти дни проводят большой обряд проводов старого года, обширные камлания, призывают сонмы могущественных добрых духов, благодарят их за все хорошее, что было в уходящем году.
Шаманизм толерантен и всеобъемлющ, в нем нет догм и консервативности. Он также чутко реагирует на все изменения в современном мире, иначе не смог бы приносить помощь людям.
Тысячелетиями шаманизм из поколения в поколение поддерживает в сердцах людей огонь древней веры, огонь самой жизни, связывая каждого человека с его корнями, единой живой нитью, чтобы они не растерялись во временах и эпохах многочисленных перемен.
Всем известно, что надо пройти обряд очищения. В «бутуу Yдэр» вся семья собирается за богато накрытым столом. Вначале преподносится чай Богам и духам, а также «дээжэ» - еда. Рано утром, в день наступления Сагаалгана надо зажечь на алтаре «зула» - масляную лампадку, и при возможности посетить свой родовой дацан. Сейчас очень удобно стало, можно увидеть онлайн-трансляции из дацана. По традиции в первый день поздравляют старейшин рода, преподнося им в дар хадаки и подарки.
В преддверии Сагаалгана - Белого месяца поздравляю каждого из вас с праздником! Пусть же рассвет наступающего года освещает всем Путь, даруя достаток, мир и благоденствие!
Сагаан hараар! Сагаалганаар!
Амгалан жаргалтай ябахатнай болтогой!!!
Комментарии